Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений'

Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЖАРНЫЕ РАСЧЕТЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / VOCATIONAL TRAINING / FIRE-FIGHTING CREWS / MILITARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеев Александр Сергеевич

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений. К числу основных из них автор относит: направленность подготовки на формирование практических навыков ликвидации пожаров; насыщенность процесса обучения пожарно-прикладными упражнениями; разработка мер воздействия для сокращения сроков адаптации к решению профессиональных задач; применение средств подготовки для развития качеств необходимых пожарным; включение в содержание подготовки специального курса: «Развитие психической устойчивости при тушении пожаров и спасении людей»; подбор средств для поддержания высокого уровня мотивации у личного состава пожарных расчетов во время обучения; соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров; разработка объективных критериев оценки уровня готовности пожарных расчетов, к действиям при пожаре. В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки пожарных расчетов военно-учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of fire-fighting crews of military schools

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for increasing the efficiency of preparation of fire-fighting crews of military schools. The author includes in number of main the following: preparation orientation on formation of practical skills of elimination of fires; saturation of process of training with fire applied exercises; development of measures of influence for reduction of terms of adaptation to the solution of professional tasks; application of means of preparation for development of qualities necessary for firefighters; inclusion in the content of preparation of the special course: «Development of mental stability at suppression of fires and rescue of people»; selection of means for maintenance of high level of motivation among staff of fire-fighting crews during training; observance of sequence of training, taking into account complexity of solved tasks at elimination of fires; development of objective criteria for assessment of level of readiness of fire-fighting crews to actions at a fire. High efficiency of application of the revealed pedagogical conditions in the course of preparation of fire-fighting crews of military school was established during pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений»

4. Третьякова, Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : монография / Н. В. Третьякова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. - 142 с. REFERENCES

1. Lisitsyn, Y. P. (1998), "The concept of risk factors and lifestyle", Zdravookhranenye RF, No.3, pp. 49-52.

2. Tretyakova N. V. (2005), Organizational and pedagogical conditions for health protection in an educational institution: dissertation, Yekaterinburg, Russian Federation.

3. Tretyakova N. V. (2011), Foundations of health: practical manual, publishing house of Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation.

4. Tretyakova N. V. (2009), Bases for the organization of health in an educational institution: monographic, publishing house of Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation.

Контактная информация: TretjakovNat@mail.ru УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ РАСЧЕТОВ ВОЕННОУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Александр Сергеевич Фадеев, соискатель,

Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений. К числу основных из них автор относит: направленность подготовки на формирование практических навыков ликвидации пожаров; насыщенность процесса обучения пожарноприкладными упражнениями; разработка мер воздействия для сокращения сроков адаптации к решению профессиональных задач; применение средств подготовки для развития качеств необходимых пожарным; включение в содержание подготовки специального курса: «Развитие психической устойчивости при тушении пожаров и спасении людей»; подбор средств для поддержания высокого уровня мотивации у личного состава пожарных расчетов во время обучения; соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров; разработка объективных критериев оценки уровня готовности пожарных расчетов, к действиям при пожаре.

В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки пожарных расчетов военноучебного заведения.

Ключевые слова: педагогические условия; профессиональная подготовка; пожарные расчеты, военно-учебные заведения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p177-180 PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF FIRE-FIGHTING CREWS OF MILITARY SCHOOLS

Alexander Sergeyevich Fadeev, the competitor,

Mikhaylovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for increasing the efficiency of preparation of fire-fighting crews of military schools. The author includes in number of main the following: preparation orientation on formation of practical skills of elimina-

tion of fires; saturation of process of training with fire applied exercises; development of measures of influence for reduction of terms of adaptation to the solution of professional tasks; application of means of preparation for development of qualities necessary for firefighters; inclusion in the content of preparation of the special course: «Development of mental stability at suppression of fires and rescue of people»; selection of means for maintenance of high level of motivation among staff of fire-fighting crews during training; observance of sequence of training, taking into account complexity of solved tasks at elimination of fires; development of objective criteria for assessment of level of readiness of fire-fighting crews to actions at a fire. High efficiency of application of the revealed pedagogical conditions in the course of preparation of fire-fighting crews of military school was established during pedagogical experiment.

Keywords: pedagogical conditions, vocational training, fire-fighting crews, military schools.

В настоящее время для ликвидации пожаров в военно-учебных заведениях большое место отводится подготовке пожарных расчетов. В руководящих документах по организации подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений отмечается необходимость улучшения качества их обучения. Особое внимание должно уделяться повышению уровня практической подготовленности пожарных расчетов. Практика свидетельствует, что большое количество пожаров происходит в жилых и общественных зданиях военно-учебных заведений. Пожары в этих зданиях могут происходить на этажах, в подвалах, чердачных помещениях, скрытыми и открытыми путями.

Тушение пожара в чердачных помещениях жилых и общественных зданий часто осложняется тем, что наступление на огонь приходится вести не только с верхних этажей, но и со стороны крыши, проникание на которую возможно, как правило, по наружным пожарным лестницам. Наиболее сложный характер по развитию и по способам тушения имеют пожары в подвальных, подземных помещениях и сооружениях. Они сопровождаются наличием в горящих помещениях дыма большой концентрации, газов, а также высокой температуры. Для эффективного решения этих задач личный состав пожарных расчетов должен обладать необходимыми навыками.

Все вышесказанное требует формирования необходимых навыков и умений у личного состава пожарных расчетов военно-учебных заведений. Исследования, проведенные в последние годы в области профессиональной подготовки пожарных расчетов, свидетельствуют о недостаточном уровне их подготовленности. В этих исследованиях отмечается, что профессиональные действия личного состава пожарных расчетов характеризуются низкой эффективностью из-за слабой отработки практических действий [1-4]. В этой связи становится важной задача по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессиональной подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений. С этой целью был проведен опрос 73 специалистов пожарной безопасности военно-учебных заведений, проводящих занятия с личным составом пожарных расчетов. Результаты опроса представлены в таблице.

Проверка эффективности разработанных педагогических условий, необходимых для повышения уровня подготовленности пожарных расчетов военно-учебных заведений, проводилась в ходе педагогического эксперимента. Для его проведения были привлечены два пожарных расчета Михайловской военной артиллерийской академии, по 12 человек в каждом. Сравнение основных показателей проводилось в течение 2010-2011 учебного года.

Организация педагогического эксперимента включала изучение исходного и конечного уровней профессиональной подготовленности испытуемых; проведение профессиональной подготовки в годичном цикле служебной деятельности, а также результаты эффективности профессиональных действий при тушении пожаров на тактических учениях. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения в практической подготовке пожарных расчетов выявленных педагогических условий.

Средний балл в конце эксперимента по профессиональной подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,41±0,11, а в контрольной группе (КГ) - 4,01±0,12.

Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ наблюдались при отработке упражнений по ликвидации пожара в чердачных помещениях и на крыше зданий.

Таблица

Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки

пожарных расчетов военно-учебных заведений (n=73)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Направленность подготовки на формирование практических навыков ликвидации пожаров 18,2

2 Насыщенность процесса обучения пожарно-прикладными упражнениями 17,5

3 Разработка мер воздействия для сокращения сроков адаптации к решению профессиональных задач 15,3

4 Применение средств подготовки для развития качеств необходимых пожарным 14,1

5 Включение в содержание подготовки специального курса: «Развитие психической устойчивости при тушении пожаров и спасении людей» 10,9

6 Подбор средств для поддержания высокого уровня мотивации у личного состава пожарных расчетов во время обучения 9,7

7 Соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров 7,5

8 Разработка объективных критериев оценки уровня готовности пожарных расчетов, к действиям при пожаре 6,8

ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных педагогических условий в практике профессиональной подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Северин, Н.Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Северин Н.Н. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2005. - 28 с.

3. Ткачев, В.И. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ткачев В.И. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2007. - 24 с.

4. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Кондыков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.

REFERENCES

1. Aldoshina E.A. (2010), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects",

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60 No. 2, pp. 3-6.

2. Severin, N.N. (2005), Management of physical preparation of staff of divisions of the public fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia taking into account features of professional activity: dissertation, VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Tkachev V.I. (2007), Physical preparation of employees of GPS Ministry of Emergency Situations of Russia with use of exercises as a part of a fire-fighting crew: dissertation, VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Kondykov A.V. (2011), "Pedagogical adder's-spears conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No. 12, pp. 143-146.

Контактная информация: a_fadeev@mail.ru УДК 796.92.093.642:796.922:796.926.093.612

ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-МНОГОБОРЦЕВ НА ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

Анализ результатов соревновательной деятельности биатлонистов, лыжников-двоеборцев и полиатлонистов различной квалификации, выявил различные структуры, выраженные в процентном вкладе отдельных дисциплин биатлона, лыжного двоеборья и зимнего полиатлона. Это позволило выделить типы соревновательной подготовленности в многоборье характеризующие основные двигательные способности спортсменов. Критериями для определения типа соревновательной подготовленности служат процессуальные (промежуточные) спортивные результаты в отдельных упражнениях многоборья и их вклад в итоговый (суммарный) результат. Отмечено, что с повышением квалификации спортсменов количество выявленных типов уменьшается. У высококвалифицированных спортсменов, вне зависимости от вида лыжного многоборья, преобладает «универсальный» тип. Этот тип характеризуется высоким уровнем подготовленности во всех соревновательных упражнениях многоборья. При этом ведущее значение в технологии тренировочного процесса приобретает комплексно-сопряженный метод. Данный факт свидетельствует о том, что «универсальный» тип может служить ориентиром в построении многолетней этапной подготовки спортсменов в лыжных многоборьях.

Ключевые слова: тип соревновательной подготовленности, ведущие способности, видовые группы, двигательный потенциал.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p180-184 FORMATION OF TYPE OF COMPETITIVE READINESS OF SKI ALL-ROUNDERS AT THE STAGES OF SPORTS SKILLS DEVELOPMENT

Vadim Valerevich Farbey, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg

Annotation

The analysis of results of competitive activity of biathletes, Nordic combined skiers and poliat-lonist with various qualification has revealed the different structures, expressed by percentage contribution of separate disciplines of biathlon, biathlon and winter poliathlon. It allowed allocating the types of competitive readiness in all-round, characterizing the main motor abilities of athletes. As criteria for definition of such competitive readiness served the procedural (intermediate) sports results in separate exercises of all-round and their contribution to total (total) result. It has been noted that with professional development of athletes the quantity of the revealed types is decreased. The "universal" type prevails among highly skilled athletes regardless of a type of ski all-round,. This type is characterized by high level of readiness in all competitive exercises of all-round. Thus, complex interfaced method gets leading meaning in technology of training process. This fact testifies that the "universal" type can serve as a reference point in creation of long-term staging preparation of athletes in ski all-round.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.