оружие-мишень». Причем основную роль в механизме регуляции позы «изготовка» и «прицеливание» принадлежит суставно-мышечной проприорецепции, при непосредственном участии зрительного и вестибулярного анализатора. Основная поза стрелка и ее устойчивость достигается путем включения в работу наиболее сильных групп мышц, при минимальных усилиях. В тоже время мышцы, которые непосредственно участвуют в работе загружены в наименьшей степени и находится в наиболее выгодных условиях для своей деятельности.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент,
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Алексей Витальевич Кондыков, соискатель,
Орловский государственный аграрный университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований. К числу основных из них авторы относят: формирование у членов НАСФ интереса к занятиям; обеспечение взаимосвязи процесса обучения с решаемыми на практике задачами; развитие оперативной памяти для решения задач во время ликвидации чрезвычайных ситуаций; включение в содержание подготовки специального курса: «Действия членов аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций»; определение последовательности этапов подготовки с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров; подбор средств подготовки, которые в наибольшей степени влияют на уровень готовности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях; учет уровня индивидуальной профессиональной подготовленности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях; разработка объективных критериев оценки уровня готовности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях. В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований.
Ключевые слова: педагогические условия; подготовка; нештатные аварийно-спасательные формирования.
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF SUPERNUMERARY RESCUE FORMATIONS
Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University,
Alexey Vitalevich Kondykov, the competitor,
Oryol State Agrarian University
Annotation
The article presents the results of researches on substantiation of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations. The authors point out the following as basic: formation among the members of supernumerary rescue formations of interest to lessons; securing the interrelation of process of training with problems solved in practice; development of operative memory for the solution of problems during liquidation of emergency situations; inclusion in the content of preparation the special course: «Actions of members of rescue formations at suppression of fires and liquidation of other emergency situations»; definition of sequence of stages of preparation taking into account the complexity of solved problems at liquidation of fires; selection of means of preparation
which influence to the greatest degree on the level of readiness of members of supernumerary rescue formations to actions in emergency situations; consideration of level of the individual professional readiness of members of supernumerary rescue formations to actions in emergency situations; working out of objective criteria for the estimation of level of readiness of members of supernumerary rescue formations to actions in emergency situations. During pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions in the course of preparation of supernumerary rescue formations has been established.
Keywords: pedagogical conditions, preparation, supernumerary rescue formations.
В настоящее время для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций большое место отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (НАСФ). Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
В руководящих документах по организации и деятельности нештатных аварийноспасательных формирований отмечается, что сложность задач, решаемых ими в современных условиях, предъявляет высокие требования к уровню их профессиональной подготовленности, слаженности действий при ликвидации пожаров. В приказе Министра МЧС России №999 от 23.12.2005 г. указывается на необходимость проведения мероприятий по улучшению качества профессиональной подготовки и слаженности действий членов НАСФ при ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделяется повышению уровня практической подготовленности членов НАСФ.
Исследования, проведенные в последние годы в области профессиональной подготовки штатных и нештатных специалистов МЧС России, свидетельствуют о недостаточном уровне их профессиональной подготовленности. В этих исследованиях отмечается, что профессиональные действия личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России [2,3], подразделений добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов [1] при ликвидации пожаров, характеризуются низкой эффективностью из-за слабой отработки практических действий. В этой связи настоящее время становится важной задача по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки членов НАСФ для ликвидации пожаров.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что уровень профессиональной подготовленности личного состава подразделений НАСФ не позволяет им эффективно решать стоящие перед ними задачи. Особенно слабо выполняются коллективные упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками: подъем и спуск по стационарной лестнице с пожарно-техническим (аварийно-спасательным) вооружением и рукавными линиями; переноска, подвеска и подъем
по пожарной штурмовой лестнице; установка и подъем по ней на этажи или на крышу двухэтажного здания; комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам; подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным «цепью»; подъем по пожарной автолестнице. Кроме этого, отмечаются недостатки в выполнении профессиональных упражнений, связанных с оказанием помощи пострадавшим и их спасением.
Одним из важнейших показателей профессиональной пригодности членов НАСФ, является обученность личного состава приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Владение такими приемами достигается в процессе пожарно-тактических учений.
В процессе дальнейшего исследования обосновывались педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки членов НАСФ. С этой целью был проведен опрос 187 специалистов ГПС и ГПН МЧС России, проводящих занятия с личным составом НАСФ к ликвидации пожаров. Результаты опроса представлены в таблице.
Таблица
Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки
нештатных аварийно-спасательных формирований (п=187)
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %
1 Формирование у членов НАСФ интереса к занятиям 18,8
2 Обеспечение взаимосвязи процесса обучения с решаемыми на практике задачами 17,3
3 Развитие оперативной памяти для решения задач во время ликвидации чрезвычайных ситуаций 15,0
4 Включение в содержание подготовки специального курса: «Действия членов аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций» 14,2
5 Определение последовательности этапов подготовки с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров 10,8
6 Подбор средств подготовки, которые в наибольшей степени влияют на уровень готовности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях 10,0
7 Учет уровня индивидуальной профессиональной подготовленности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях 7,7
8 Разработка объективных критериев оценки уровня готовности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях 6,2
Как показали наши исследования, эффективность проведения профессиональной подготовки в подразделениях НАСФ определяется уровнем их профессиональной работоспособности и состоянием здоровья.
Профессиональная деятельность членов НАСФ протекает в экстремальных условиях с большим риском для жизни, а эффективность профессиональной деятельности зависит от слаженных и согласованных действий всего пожарного расчета.
Проверка эффективности разработанных педагогических условий, необходимых для повышения уровня подготовленности членов НАСФ, проводилась в ходе педагогического эксперимента. Для его проведения были привлечены два пожарных подразделения НАСФ Орловского государственного аграрного университета по 15 человек каждое. Сравнение основных показателей проводилось в течение 2009-2010 учебного года.
Организация педагогического эксперимента включала изучение исходного и конечного уровней профессиональной подготовленности испытуемых; проведение профессиональной подготовки в годичном цикле служебной деятельности, а также результаты эффективности профессиональных действий при тушении пожаров на технических учениях.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения в практической подготовке подразделений НАСФ выявленных педагогических условий.
Средний балл в конце эксперимента по профессиональной подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,38±0,09, а в контрольной группе (КГ) - 4,05±0,08.
Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ наблюдались при отработке упражнений по спасению и эвакуации пострадавших.
ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных педагогических условий в практике профессиональной подготовки подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Северин, Н.Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Северин Н.Н. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2005. - 28 с.
3. Ткачев, В.И. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ткачев В.И. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2007. - 24 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 377.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Владимир Александрович Семиреков, доцент,
Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ, Новосибирск)
Аннотация
В статье обозначены основные проблемы восстановления здоровья рабочих и служащих промышленного предприятия г. Новосибирска. Раскрываются подходы к использованию средств и методов рекреационного туризма для целей физической рекреации человека. Описываются мероприятия рекреационного туризма, направленные на расширенное восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил некоторых категорий работников предприятия.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, рекреационный туризм, средства и методы туризма, рабочие и служащие промышленного предприятия.
USING OF RECREATIONAL TOURISM MEANS FOR RESTORATION OF HEALTH OF EMPLOYEES OF INDUSTRIAL ENTERPRISE
Vladimir Aleksandrovich Semirekov, the senior lecturer,
Novosibirsk State Pedagogical University
Annotation
This article indicated the major issues of restoration of health of the employees of industrial factory of Novosibirsk. The approaches to the use of means and methods of recreational tourism for the purposes of physical recreation of humane being have been revealed. We described the measures of recreational tourism, promoting the restoration of physical, intellectual and emotional powers of some categories of