Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований'

Педагогические условия, необходимые для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ / НЕШТАТНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / TRAINING GAMES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PREPARATION OF HEADS / SUPERNUMERARY RESCUE FORMATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Наталья Викторовна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований. К числу основных из них автор относит: структурирование содержания подготовки с использованием обучающих игр в интересах обеспечения высокого уровня готовности руководителей НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях; высокий уровень методической подготовленности преподавателей по применению обучающих игр; рациональное распределение различных видов обучающих игр в соответствии с решаемыми задачами подготовки руководителей НАСФ; предварительная подготовка плана и сценария обучающих игр; направленность обучающих игр на развитие управленческих навыков у руководителей НАСФ; применение методических приемов во время обучающей игры, направленных на поддержание высокого уровня мотивации у руководителей НАСФ; создание обстановки во время проведения обучающей игры, требующей высокого уровня самоконтроля у руководителей НАСФ; предварительная подготовка и эффективное использование помощников при проведении обучающей игры. В ходе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки у руководителей НАСФ в учебном центре ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for application of training games in the course of preparation of heads of supernumerary rescue formations

The article presents the results of researches on substantiation of the pedagogical conditions necessary for application of training games in the course of preparation of heads of supernumerary rescue formations. The following of them are considered by the author to be the basic: structuring of the content of preparation with usage of training games for the interests of securing the high level of readiness of heads of supernumerary rescue formations to actions in emergency situations; high level of methodical readiness of teachers in application of training games; rational distribution of various kinds of training games according to tasks to be solved related to the heads of supernumerary rescue formations preparation; preliminary preparation of the plan and scenario for the training games; orientation of the training games on development of administrative skills among the heads of supernumerary rescue formations; application of methodical approaches during the training game, directed at maintenance of high level of motivation among the heads of supernumerary rescue formations; providing for conditions, requiring the high level of self-control at heads of supernumerary rescue formations, during carrying out the training game; preliminary preparation and effective work of assistants during training game. The high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions within the course of preparation of heads of supernumerary rescue formations in the educational center of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia has been proved under the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Наталья Викторовна Борисова, соискатель,

Орловский государственный аграрный университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований. К числу основных из них автор относит: структурирование содержания подготовки с использованием обучающих игр в интересах обеспечения высокого уровня готовности руководителей НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях; высокий уровень методической подготовленности преподавателей по применению обучающих игр; рациональное распределение различных видов обучающих игр в соответствии с решаемыми задачами подготовки руководителей НАСФ; предварительная подготовка плана и сценария обучающих игр; направленность обучающих игр на развитие управленческих навыков у руководителей НАСФ; применение методических приемов во время обучающей игры, направленных на поддержание высокого уровня мотивации у руководителей НАСФ; создание обстановки во время проведения обучающей игры, требующей высокого уровня самоконтроля у руководителей НАСФ; предварительная подготовка и эффективное использование помощников при проведении обучающей игры. В ходе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки у руководителей НАСФ в учебном центре ГПС МЧС России.

Ключевые слова: обучающие игры; педагогические условия; подготовка руководителей; нештатные аварийно-спасательные формирования.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR APPLICATION OF TRAINING GAMES IN THE COURSE OF PREPARATION OF HEADS OF SUPERNUMERARY

RESCUE FORMATIONS

Natalia Viktorovna Borisova, the competitor,

Oryol State Agrarian University

Annotation

The article presents the results of researches on substantiation of the pedagogical conditions necessary for application of training games in the course of preparation of heads of supernumerary rescue formations. The following of them are considered by the author to be the basic: structuring of the content of preparation with usage of training games for the interests of securing the high level of readiness of heads of supernumerary rescue formations to actions in emergency situations; high level of methodical readiness of teachers in application of training games; rational distribution of various kinds of training games according to tasks to be solved related to the heads of supernumerary rescue formations preparation; preliminary preparation of the plan and scenario for the training games; orientation of the training games on development of administrative skills among the heads of supernumerary rescue formations; application of methodical approaches during the training game, directed at maintenance of high level of motivation among the heads of supernumerary rescue formations; providing for conditions, requiring the high level of self-control at heads of supernumerary rescue formations, during carrying out the training game; preliminary preparation and effective work of assistants during training game. The high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions within the course of preparation of heads of supernumerary rescue formations in the educational center of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia has been proved under the pedagogical experiment.

Keywords: training games, pedagogical conditions, preparation of heads, supernumerary rescue formations.

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) созданы для ликвидации чрезвычайных ситуаций на производстве и других объектах. Большая ответствен-

ность по управлению действиями этих формирований возлагается на руководителей.

Основным методом проведения занятий в подразделениях НАСФ является практическая тренировка. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие игры, программы видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.

На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.

Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

Руководитель нештатного аварийно-спасательного формирования должен знать: характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); предназначение формирования и функциональные обязанности; производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта; порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ; назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий.

Должен уметь: выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ; поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; работать на штатных средствах связи; проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий; незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

Однако, исследования, проведенные в последние годы [4,6], свидетельствуют о недостаточном уровне профессиональной подготовленности руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях. Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных методик подготовки руководителей НАСФ.

Теоретические и экспериментальные исследования последних лет, проведенные [1-3,3] и другими авторами, свидетельствуют о высокой эффективности применения обучающих игр в профессиональной подготовке разных специалистов. Между тем, применение обучающих игр не нашло широкого использования в профессиональной подготовке руководителей НАСФ.

Теоретический анализ изученной литературы позволил предположить, что одним из ведущих и эффективных методов оптимизации процесса формирования профессиональных навыков и умений у руководителей НАСФ может явиться широкое использование обучающих игр, в рамках определенных созданных педагогических условий. Как показали проведенные исследования, обучающие игры неоднородны по своему смыслу и содержанию. В связи с этим, для решения различных задач обучения профессиональной деятельности руководителей НАСФ, могут использоваться различные виды игр и их комбинации.

В процессе проведенного исследования выявлялись педагогические условия, необходимые для повышения применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований.

С целью их определения, проводился специальный опрос преподавательского состава Орловского учебного центра ГПС МЧС России. В опросе принимали участие 47 преподавателей, участвующих в профессиональной подготовке руководителей для НАСФ. Респондентам предлагалось проранжировать педагогические условия по степени значимости для повышения эффективности формирования профессиональных навыков и умений у руководителей НАСФ с использованием обучающих игр. Результаты ранжирования представлены в таблице.

Таблица

Педагогические условия, необходимые для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований

(п=47)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Структурирование содержания подготовки с использованием обучающих игр в интересах обеспечения высокого уровня готовности руководителей НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях 19,7

2 Высокий уровень методической подготовленности преподавателей по применению обучающих игр 17,8

3 Рациональное распределение различных видов обучающих игр в соответствии с решаемыми задачами подготовки руководителей НАСФ 15,5

4 Предварительная подготовка плана и сценария обучающих игр 14,2

5 Направленность обучающих игр на развитие управленческих навыков у руководителей НАСФ 10,8

6 Применение методических приемов во время обучающей игры, направленных на поддержание высокого уровня мотивации у руководителей НАСФ 9,5

7 Создание обстановки во время проведения обучающей игры, требующей высокого уровня самоконтроля у руководителей НАСФ 7,2

8 Предварительная подготовка и эффективное использование помощников при проведении обучающей игры 5,3

Выявленные условия, были реализованы на практике в ходе педагогического эксперимента. Полученные результаты показывают, что большинство опрошенных испытуемых высоко оценивают возможности применения обучающих игр в процессе формирования профессиональных навыков и умений у руководителей НАСФ.

Сравнительный анализ успешности овладения навыками профессиональной дея-

тельности испытуемых экспериментальной и контрольной групп, свидетельствует о высоком интересе обучаемых к предложенной системе профессиональной подготовки руководителей НАСФ. Так, число лиц с высоким уровнем овладения навыками профессиональной деятельности в ЭГ составило 37,2%, а в КГ - лишь 12,7% и, наоборот, с низким уровнем в ЭГ - 9,3%, а в КГ - 28,5%. Этот факт дает основание утверждать о положительном влиянии установленных педагогических условий для применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей НАСФ. Испытуемые, использовавшие в ходе профессиональной подготовки обучающие игры, оценивают уровень своей удовлетворенности объемом полученных профессиональных навыков на 15% выше по сравнению с теми, кто обучался с помощью традиционных средств, форм и методов.

ВЫВОД: Проведенное исследование позволяет заключить, что предложенная система реализации педагогических условий для применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований более эффективна по сравнению с традиционными методами обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букачев, А.М. Организация и проведение военно-специальных игр в процессе подготовки курсантов военно-физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Букачев А.М. - СПб., 1999. - 24 с.

2. Кирсанов, В.Е. Обучающие игры в системе профессиональной подготовки курсантов Новочеркасского военного института связи // Сборник научно-методических работ / Новочеркасский военный институт связи. - Новочеркасск, 2002. - С. 81-84.

3. Логинова, Н.В. Профессиональное совершенствование руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений на основе применения организационно-деятельностных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Логинова Н.В. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - 23 с.

4. Масаева, Т. В. Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 137-141.

5. Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров : учебное пособие / С.Д. Неверкович. - М. : Высшая школа, 1995. - 206 с.

6. Северин, Н.Н. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России / Н.Н. Северин, Т.В. Масаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 137-142.

Контактная информация: nv_borisova@mail.ru

УДК 796.35

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент,

Филиал «Севмашвтуз» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (филиал «Севмашвтуз» СПбГМТУ)

Аннотация

В статье на примере различных видов хоккея (хоккей с шайбой, хоккей с мячом, хоккей на траве, флорбол) рассматриваются понятия «стратегия» и «тактика». В теоретическом анализе представлено соподчинение данных понятий и раскрыты отличительные особенности их применения в командных игровых видах спорта.

Ключевые слова: стратегия, тактика, командные игровые виды спорта, хоккей с шайбой, хоккей с мячом, хоккей на траве, флорбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.