ние в вероятностных ситуациях. Данный подход способствовал существенному увеличению количества атак за игру и бросков по кольцу с различных позиций, особенно с края (76,1%, р<0,01) и с линии (34,7%, р<0,05). Достоверно повысились показатели эффективности бросков: дальних - на 42,2% (р<0,01), с средних - на 28,6% (р<0,05), ближних - на 27,6% (р<0,05), штрафных - на 13,4% (р<0,05), а также увеличилась эффективность позиционных атак - на 38,4% (р<0,01) и быстрых прорывов - на 29,6% (р<0,05).
ВЫВОДЫ
1. Экспериментальная методика развития координационных способностей с помощью учебно-игровых компьютерных программ отличается координационной сложностью, элементами новизны, характеризуется многообразием форм выполнения движений, включала задания по активизации работы отдельных анализаторов и регулированию контроля и самооценки различных параметров движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие I С.М. Гордон. -М. : Физическая культура, 2008. - 256 с.
2. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. ...канд. пед. наук I Елевич С.Н. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2004. - 27 с.
3. Костикова, Л. В. Инновационная деятельность Российской Федерации баскетбола по повышению квалификации I Л. В. Костикова II Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 33-35.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07
ТЕХНОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПН МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ ИГР
Вадим Владимирович Брагин, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
Алексеевка
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке педагогической технологии правовой подготовки руководителей Государственного противопожарного надзора МЧС России, с использованием обучающих игр. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии для повышения качества правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России.
Ключевые слова: руководители ГПН МЧС России, правовая подготовка; обучающие игры, технология.
TECHNOLOGY OF THE LEGAL PREPARATION OF LEADERS OF THE STATE FIRE-SUPERVISION OF THE EMERGENCIES MINISTRY OF RUSSIA WITH
APPLICATION OF TRAINING GAMES
Vadim Vladimirovich Bragin, the competitor,
Alekseevsky Branch of the Belgorod State University,
Alekseyevka
Annotation
The work presents the results of the conducted research on justification and working out the pedagogical technology of legal preparation of leaders of the State fire supervision of the Emergencies Minis-
try of Russia with application of training games. The author reveals the pedagogical conditions necessary for effective realization of the given technology. High efficiency of the developed technology for improvement of quality of legal preparation of leaders of the State fire supervision of the Emergencies Ministry of Russia has been experimentally proved.
Keywords: leaders of the State fire supervision of the Emergencies Ministry of Russia, legal preparation; training games, technology.
Анализ практики правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России свидетельствует, что уровень их юридической грамотности не соответствует современным требованиям [2-4].
Исследования, проведенные в [1], свидетельствуют о высокой эффективности использования обучающих игр в процессе развития юридической грамотности.
В процессе исследования выявлялись виды обучающих игр, которые целесообразно использовать в процессе правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России. К ним относятся: информационные игры, которые следует использовать для уяснения роли права в профессиональной деятельности руководителя ГПН МЧС России; ситуационные
- для знания основ гражданского права по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности; ролевые игры - для решения вопросов трудового права; нормативные игры - для изучения основ законодательства в сфере пожарной безопасности; коммуникативные и позиционные игры - для уяснения основ административного права в ходе ликвидации последствий пожара; эвристические игры - для решения вопросов уголовного права при определении причин возникновения пожара.
В дальнейшем для повышения эффективности применения обучающих игр в процессе развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России, следовало обосновать необходимые педагогические условия. С этой целью был проведен опрос специалистов по ранжированию данных педагогических условий. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного применения обучающих игр в процессе правовой подготовки руководителей ГПН МЧС
России (n=41)
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Разработка технологии и методики применения обучающих игр в процессе правовой подготовки 19,3
2 Оптимизация содержания правовой подготовки с усилением практической направленности 17,5
3 Разработка сценария обучающих игр с принадлежностью к определенному объекту правовой деятельности в сфере пожарной безопасности 16,4
4 Включение в обучающую игру вопросов, раскрывающих решение типовых правовых задач профессиональной деятельности руководителей ГПН МЧС России при ликвидации пожаров 14,2
5 Построение обучающей игры с акцентом на решение нестандартной правовой задачи 10,8
6 Обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки с использованием обучающих игр 8,6
7 Повышение уровня методической подготовленности преподавателей и их помощников, проводящих занятия по правовой подготовке с использованием обучающих игр 7,5
8 Разработка и использование в ходе обучающих игр наиболее сложных (спорных) правовых вопросов, которые встречаются в профессиональной деятельности руководителей ГПН МЧС России 5,7
Для разработки технологии правовой подготовки у руководителей ГПН МЧС Рос-
сии, с использованием обучающих игр, мы опирались на следующие подходы: во-первых, чёткое установление структурных элементов, образующих правовую подготовку; во-вторых, применение процедур оптимизации к каждому из данных структурных элементов; в-третьих, установление и поддержание в оптимальном состоянии связей, а также отношений между элементами системы правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр, в соответствии с интегративным критерием оценки ее эффективности.
Основываясь на выше перечисленных подходах, нами была разработана поэтапная технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр, которая представлена на рисунке.
Этапы
правовой
подготовки
Цель
Решаемые задачи
Содержание обучающих игр
Виды игр и их сочетания
I этап
Применение игр для обучения руководителей ГПН МЧС России
II этап
ПриУЕнение игр для
со вершенствования правовых знаний, умений, навыков
III этап
Применение игр для исследования правовых взаимоотношений
Приобретение правовых знаний, формирование навыков и умений правовой деятельности
Формирование правовой культуры у руководителей ГПН МЧС России
Уяснение роли права в правовой деятельности руководителей ГПН МЧС России
Формирование навыков решения вопросов по надзору за выполнением установленных тр ебо ваний по жарно й безопасности
Практика в решении вопросов трудового права
Усвоение основ законодательства в сфере пожарной безопасности
Формирование навыков принятия правильных правовых решений в процессе профессиональной деятельности руководителей ГПН МЧС России
Усвоение основ административного права
Изучение особенностей уголовного права
Усвоение конкретных информационных компонентов о нормах, источниках, системе реализации норм права
Имитация правовой деятельности при решении вопросов гражданских правоотношений в сфере пожарной безопасности
Выполне ние различных процессуальных ролей при трудовых спорах и соглашениях
Тренировка в определении наиболее оптимальной модели правовой деятельности руководителя ГПН МЧС России при ликвидации последствий пожара
Определение своей позиции к тому или иному вопросу административного, уголовного права, а также отработка коммуникативных отношений; выбор наиболее оптимальных решений при устранении причин пожара
Выбор наиболее оптимальных решений в условиях оценки причин пожара
Инфор мацио нные
Ситуационные
Нормативные
Позиционные и коммуникативные
Эвристические
Рис. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр
На заключительном этапе исследования проводилась экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр.
Как свидетельствуют результаты проведённого педагогического эксперимента,
средний балл оценки уровня профессиональной подготовленности руководителей ГПН МЧС России вырос с 3,72 до 4,39 балла(табл.2).
Таблица 2
Средние результаты освоения испытуемыми тематики правовой подготовки с использованием обучающих игр в процессе педагогического эксперимента, в баллах
(п=27)
Результаты успешности обу-
Содержание правовой подготовки чения (х±т)
до после
эксперимента эксперимента
Роль права в профессиональной деятельности руководителя ГПН МЧС России 3,81±0,18 4,33±0,18
Гражданское право 3,85±0,23 4,26±0,34
Трудовое право 3,68±0,18 4,33±0,29
Земельное право 3,28±0,26 4,45±0,22
Уголовное и административное право 4,07±0,21 4,33±0,18
Эффективность решения правовых вопросов 3,72±0,17 4,39±0,11
Использование разработанной технологии развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России способствовало улучшению у них показателей успешности овладения правовыми навыками и умениями (табл.3).
Таблица 3
Сравнительный анализ успешности овладения навыками правовой деятельности
руководителями ГПН МЧС России, в % (п=27)
Результаты успешности
Уровни До После
эксперимента эксперимента
«Высокий» 15,0 38,0
«Выше среднего» 20,4 34,2
«Средний» 38,6 22,8
«Низкий» 26,0 5,0
Если до начала педагогического эксперимента только 15% руководителей имели высокий уровень их развития, то в конце эксперимента таких было 38%, а количество с относительно низким правовым потенциалом уменьшилось с 26% до 5%.
ВЫВОД
Применение разработанной технологии правовой подготовки позволило улучшить показатели коммуникативных и профессиональных умений руководителей ГПН МЧС России при решении юридических вопросов, во время проведения работ по ликвидации последствий пожара.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капустина, Е.Г. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД / Е.Г. Капустина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 60-64.
2. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях / И.В. Лаухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
3. Северин, Н.Н.Управление профессиональной подготовкой сотрудников ГПС МЧС России : учебно-методическое пособие / Н.Н. Северин. - Белгород : Изд-во Белгородского гос. техн. ун-та им. Шухова, 2005. - 138 с.
4. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета / В.И. Ткачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006.
- Вып. 22. - С. 85-89.
Контактная информация: [email protected]
УДК 797.212
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЛАВАНИЮ
Нина Жановна Булгакова, доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО, Олег Игоревич Попов, доктор педагогических наук, профессор,
Татьяна Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент,
Илья Юрьевич Родзинский, преподаватель,
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(РГУФКСиТ), г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрена проблема повышения качества преподавания дисциплины «Плавание» за счет использования мультимедийных компьютерных технологий. Студенты, занимавшиеся по инновационной программе, продемонстрировали не только лучшие теоретические знания, но и достоверно более высокие показатели плавательной подготовленности.
Ключевые слова: обучение плаванию, студенты, вузы физической культуры, средства мультимедиа
APPLICATION OF THE MULTIMEDIA MEANS IN PROCESS OF STUDENTS'
SWIMMING TRAINING
Nina Zhanovna Bulgakova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Academy of
Education (RAE) corresponding member,
Oleg Igorevich Popov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Tatyana Nikolaevna Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Ilya Jurevich Rodzinsky, the teacher,
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism
Moscow
Annotation
This article gives the consideration of different ways for increasing the training quality of the discipline “Swimming” with the help of computer and multimedia technology. Students who were taught with this innovate technology demonstrated better theoretical knowledge as well as significantly higher swimming skills.
Keywords: swimming training, students, university of physical education, multimedia.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время преподавание дисциплины «Плавание» в высших учебных заведениях физической культуры и спорта испытывает определенные сложности, связанные с постепенным сокращением часов, отводимых на дисциплину в учебных планах, увеличение количества специальностей, снижением плавательной подготовленности занимающихся [1]. Быстрота обновления учебных материалов в мультимедийной форме, их высокая наглядность и доступность для студентов позволяют преподавателю сконцентрировать и наиболее полно использовать накопленный опыт преподавания. В рамках создания электронного учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) на кафедре плавания РГУФКСиТ был разработан курс из 6 мультимедийных лекций и электрон-