Научная статья на тему 'Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России'

Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛИ ГПН МЧС РОССИИ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Битюцкая Ольга Владимировна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической модели управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России. Данная модель включает целевые установки, средства, методы и формы процесса правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России. Кроме того, она включает технологию управления; педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России; итоговую аттестацию руководителей ГПН МЧС России, а также оценку и корректировку деятельности участников процесса управления развитием юридической грамотности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Битюцкая Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model for management of development of the legal literacy among the heads of the state fire supervision of Emercom of Russia

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical model for the management of development of the legal literacy among the heads of GPN of Emercom of Russia. This model includes purposes, means, methods and forms of process of the legal preparation of the heads of the state fire supervision of Emercom of Russia. Besides, it includes the technology for management; pedagogical conditions necessary for effective development of the legal literacy among the heads of GPN of Emercom of Russia; final certification of the heads of state fire supervision of Emercom of Russia, and assessment and correction of the activity of the participants of management process by development of the legal literacy. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of the developed pedagogical model of management by development of the legal literacy among the heads of state fire supervision of Emercom of Russia has been proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России»

3. Быканова, Н. Профессор теннисных наук I Н. Быканова II Теннис +. - 2009. -№ З. - С. 26-27.

4. Быканова, Н. Откуда дует ветер перемен I Н. Быканова II Матчбол-Теннис. -2001. - № 1. - С. 42-43.

З. Голенко, В.А. Азбука тенниса I В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев ; под ред. В. А Голенко.- М. : Терра-Спорт, 1999. - 128 с.

6. Жур, В.П. Возникновение и развитие тенниса : метод. разработка I В.П. Жур, В.И. Морозов. - Минск : [б. и.], 1989. - 43 с.

7. Красников, А. А. Основы теории спортивных соревнований : учебное пособие для вузов физической культуры и спорта I А.А. Красников. - М. : Физкультура и спорт, 200З. - 160 с.

8. Соболь, И.М. Метод Монте-Карло I И.М Соболь. - М. : Наука, 1972. - 64 с.

9. Тарпищев, Ш. О стратегии развития тенниса в России I Ш. Тарпищев II Тен-нис+. - 2009. - № З. - С. 13-1З.

REFERENCES

1. Akhmerov, V.E. (200З), Increase of efficiency of tactical preparation of tennis players: Educational and methodical grant, publishing house Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, Belarus.

2. Bunin, V.Ya. (1986), Bases of the theory of competitive activity: studies, publishing house “BGOIFK”, Minsk, Belarus.

3. Bykanova, N (2009), “Professor of tennis sciences”, Tennis+, No. З, pp. 26-27.

4. Bykanova, N (2001), “From where blows a wind of change”, Matchbol-Tennis, No.

1, pp. 42-43.

З. Golenko, V.A., Skorodumova A.P, Tarpishchev Sh.A. (1999), The ABCs of tennis, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian federation.

6. Zhur, V.P. and Morozov, V. I. (1989), Emergence and tennis development: method, publishing house “BGOIFK”, Minsk, Belarus.

7. Krasnikov, A.A. (200З), Bases of the theory of sports competitions: manual for physical culture and sport, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, Russian Federation.

8. Sobol, I.M. (1972), The Monte Carlo Method, publishing house “Science”, Moscow.

9. Tarpishchev Sh.A. (2009), “On the strategy for the development of tennis in Russia”, Tennis+, No. З, pp. 13-1З.

Контактная информация: Vyacheslav-akhmerov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2013.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО

НАДЗОРА МЧС РОССИИ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Ольга Владимировна Битюцкая, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, Алексеевка

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической модели управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России. Данная модель включает целевые установки, средства, методы и формы процесса правовой подготовки руко-

водителей ГПН МЧС России. Кроме того, она включает технологию управления; педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России; итоговую аттестацию руководителей ГПН МЧС России, а также оценку и корректировку деятельности участников процесса управления развитием юридической грамотности.

В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России.

Ключевые слова: педагогическая модель; управление; правовая подготовка; юридическая грамотность; руководители ГПН МЧС России; пожарная безопасность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p31-35

PEDAGOGICAL MODEL FOR MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE LEGAL LITERACY AMONG THE HEADS OF THE STATE FIRE SUPERVISION OF

EMERCOM OF RUSSIA

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St.-Petersburg State Polytechnical University Olga Vladimirovna Bityutsky, the competitor,

Alekseevka branch of the Belgorod State University

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical model for the management of development of the legal literacy among the heads of GPN of Emercom of Russia. This model includes purposes, means, methods and forms of process of the legal preparation of the heads of the state fire supervision of Emercom of Russia. Besides, it includes the technology for management; pedagogical conditions necessary for effective development of the legal literacy among the heads of GPN of Emercom of Russia; final certification of the heads of state fire supervision of Emercom of Russia, and assessment and correction of the activity of the participants of management process by development of the legal literacy.

In the course of pedagogical experiment, high efficiency of the developed pedagogical model of management by development of the legal literacy among the heads of state fire supervision of Emercom of Russia has been proved.

Keywords: pedagogical model, management, legal preparation, legal literacy, heads of state fire supervision of Emercom of Russia, fire safety.

В основополагающих документах МЧС России отмечается необходимость проведения аттестации руководителей ГПН МЧС России по вопросам юридической грамотности. Аттестация способствует подбору, повышению квалификации и расстановке государственных инспекторов по пожарному надзору, определению соответствия их установленным квалификационным требованиям и занимаемой должности [1-9].

Аттестации подлежат: главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы специальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители. Кроме того, аттестации подлежат государственные инспекторы специальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору.

«Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:

- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, эксплуатируемых ими в процессе осуществления своей деятельности;

- соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых ими в процессе осуществления своей деятельности;

- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества;

- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

- выполнение предписаний органов ГПН МЧС России;

- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (ст. 6.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В последние годы появилось большое количество новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность различных структур ГПС МЧС России. Содержание данных документов охватывает большой объем правовой информации, которую необходимо использовать руководителям ГПС МЧС России в своей практической деятельности [1].

Анализ правовой подготовленности руководителей ГПН МЧС России свидетельствует, что уровень их юридической грамотности не соответствует современным требованиям [2-5]. В настоящий момент отсутствует научно обоснованная модель управления развитием юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России. Всё это в значительной степени снижает эффективность их профессиональной деятельности. Основными причинами этого являются: слабая научная разработанность проблемы управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России; низкая мотивация к получению правовых знаний; недостаточная правовая культура данных специалистов. Сложившаяся ситуация создает объективные препятствия для практической реализации целей правовой подготовки, решения задач формирования правовых знаний, умений и навыков у руководителей ГПН МЧС России. Для решения этих задач нами была разработана педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России (рис.).

С целью проверки эффективности разработанной педагогической модели управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России, проводился педагогический эксперимент. Использование данной модели позволило улучшить показатели эффективности решения правовых вопросов в сфере пожарной безопасности; определения мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в соответствие с тяжестью данных нарушений. Кроме того, руководители ГПН МЧС России лучше усвоили уголовное и административное право в сфере пожарной безопасности, особенности организации и проведения проверок объектов в установленном законодательством Российской Федерации порядке, роль права в обществе и в сфере пожарной безопасности. Проведённое исследование способствовало более эффективному усвоению руководителями ГПН МЧС России основ законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

ВЫВОД. Разработанная педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России способствовала более эффективному усвоению ими основ законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

Рис. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России

ЛИТЕРАТУРА

1. Брагин, В.В. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр / В.В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 23-27.

2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В. С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

5. Пашута, В. Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ / В. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9) - С. 224-230.

6. Переверзева, И.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопас-

ности аэродромной службы I И. В. Переверзева, Л. А. Рыжкина II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № S (бб). - С. 70-74.

7. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя I Г.В. Руденко, В.А. Чистяков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (8б). - С. 110-113.

S. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли I Н.В. Титушина II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 200S. - № 1 (35). - С. S9-93.

9. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя I В. А. Чистяков, Г. В. Руденко II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (S7). - С. 159-1б3.

REFERENCES

1. Bragin, V.V. (2011), “Technology of legal preparation of heads of GPN of Emercom of Russia with use of training games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 23-27.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. б, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9б, No. 2, pp. 14-19.

4. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

5. Pashuta, V.L. (2010) “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MIA Russian Federation” Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

6. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. бб, No. 8, pp. 7074.

7. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp. 110-113.

S. Titushina, N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

9. Chistyakov, V.A. and Rudenko, G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-1б3.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.