Научная статья на тему 'Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России'

Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОВОДИТЕЛИ ГПН МЧС РОССИИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Битюцкая Ольга Владимировна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической технологии управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России, состоящей из четырех этапов. На первом «целевом» этапе проводится оценка уровня знаний, навыков и умений руководителей ГПН МЧС России при решении правовых вопросов; определение целей правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России, исходя из реального уровня их юридической грамотности. На втором «организационном» этапе осуществляется выработка и принятие решения по содержанию правовой подготовки с учётом предстоящих профессиональных задач; определение методики проведения правовой подготовки с учётом уровня развития юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России; создание педагогических условий необходимых для повышения эффективности правовой подготовки. На третьем «реализационном» этапе проводится изучение теории и практики применения законодательства в сфере пожарной безопасности, специфики служебных отношений; рациональное использование временных и других резервов в процессе правовой подготовки; установление наиболее предпочтительных организационных форм изучения правовых вопросов. На четвертом «оценочном» этапе осуществляется определение соответствия всех структурных элементов содержания правовой подготовки и внесение корректив в её построение; анализ и оценка результативности процесса правовой подготовки и коррекция на этой основе всех элементов системы в целях достижения оптимального результата; оценка профессиональной пригодности руководителей ГПН МЧС России к правовым действиям. В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность разработанной технологии управления развитием юридической грамотности в процессе правовой подготовкой руководителей ГПН МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Битюцкая Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of management of development of legal literacy among the heads of the state fire supervision of Emercom of Russia

In article results of researches on justification of pedagogical technology of management by development of legal literacy are presented in article at heads of the state fire supervision of Emercom of Russia consisting of four stages. At the first "target" stage the assessment of level of knowledge, skills and abilities of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia is carried out at the solution of legal questions; definition is more whole than legal preparation of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia, proceeding from real level of their legal literacy. At the second "organizational" stage development and decision-making according to the content of legal preparation taking into account the forthcoming professional tasks is carried out; definition of a technique of carrying out legal preparation taking into account a level of development of legal literacy of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia; creation of pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of legal preparation. At the third "realization" stage studying of the theory and practice of application of the legislation in the sphere of fire safety, specifics of the office relations is carried out; rational use of temporary and other reserves in the course of legal preparation; establishment of the most preferable organizational forms of studying of legal questions. At the fourth "estimated" stage determination of compliance of all structural elements of the content of legal preparation and entering of amendments into its construction is carried out; the analysis and assessment of productivity of process of legal preparation and correction on this basis of all elements of system for achievement of optimum result; assessment of professional suitability of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia to legal actions. During pedagogical experiment high efficiency of the developed technology of management by development of legal literacy in the course of legal preparation of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia was established.

Текст научной работы на тему «Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России»

Контактная информация: lab_ffk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.08.2013.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПН МЧС РОССИИ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Ольга Владимировна Битюцкая, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, г. Алексеевка

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической технологии управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России, состоящей из четырех этапов. На первом «целевом» этапе проводится оценка уровня знаний, навыков и умений руководителей ГПН МЧС России при решении правовых вопросов; определение целей правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России, исходя из реального уровня их юридической грамотности. На втором «организационном» этапе осуществляется выработка и принятие решения по содержанию правовой подготовки с учётом предстоящих профессиональных задач; определение методики проведения правовой подготовки с учётом уровня развития юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России; создание педагогических условий необходимых для повышения эффективности правовой подготовки. На третьем «реализационном» этапе проводится изучение теории и практики применения законодательства в сфере пожарной безопасности, специфики служебных отношений; рациональное использование временных и других резервов в процессе правовой подготовки; установление наиболее предпочтительных организационных форм изучения правовых вопросов. На четвертом «оценочном» этапе осуществляется определение соответствия всех структурных элементов содержания правовой подготовки и внесение корректив в её построение; анализ и оценка результативности процесса правовой подготовки и коррекция на этой основе всех элементов системы в целях достижения оптимального результата; оценка профессиональной пригодности руководителей ГПН МЧС России к правовым действиям.

В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность разработанной технологии управления развитием юридической грамотности в процессе правовой подготовкой руководителей ГПН МЧС России.

Ключевые слова: педагогическая технология; правовая подготовка; руководители ГПН МЧС России; управление развитием юридической грамотности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p34-39

TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AMONG THE HEADS OF THE STATE FIRE SUPERVISION OF EMERCOM OF

RUSSIA

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

St. Petersburg State Polytechnical University,

Olga Vladimirovna Bityutskaya, the competitor,

Alekseevsky branch of the Belgorod State University, Alekseyevka

Annotation

In article results of researches on justification of pedagogical technology of management by development of legal literacy are presented in article at heads of the state fire supervision of Emercom of Russia consisting of four stages. At the first "target" stage the assessment of level of knowledge, skills and abilities of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia is carried out at the solution of legal questions; definition is more whole than legal preparation of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia, proceeding from real level of their legal literacy. At the second "organizational" stage develop-

ment and decision-making according to the content of legal preparation taking into account the forthcoming professional tasks is carried out; definition of a technique of carrying out legal preparation taking into account a level of development of legal literacy of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia; creation of pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of legal preparation. At the third "realization" stage studying of the theory and practice of application of the legislation in the sphere of fire safety, specifics of the office relations is carried out; rational use of temporary and other reserves in the course of legal preparation; establishment of the most preferable organizational forms of studying of legal questions. At the fourth "estimated" stage determination of compliance of all structural elements of the content of legal preparation and entering of amendments into its construction is carried out; the analysis and assessment of productivity of process of legal preparation and correction on this basis of all elements of system for achievement of optimum result; assessment of professional suitability of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia to legal actions.

During pedagogical experiment high efficiency of the developed technology of management by development of legal literacy in the course of legal preparation of heads of the state fire supervision of Emercom of Russia was established.

Keywords: pedagogical technology; legal preparation; heads of the state fire supervision of Emercom of Russia; management of development of legal literacy.

Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также его территориальными органами [7, 8].

В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти и других организаций осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. На них также возлагается проверка состояния эксплуатируемых объектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению выявленных нарушений и требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Вышеперечисленная деятельность требует от руководителей ГПН МЧС России хороших юридических знаний [7, 8].

В условиях реформирования правовой системы Российского государства, а также различных структур ГПС МЧС России юридическая грамотность руководителей ГПН МЧС России приобретает особую значимость. Это особенно важно в связи с проведением ежегодной аттестации руководителей ГПН МЧС России разного уровня. Аттестация сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора, призвана способствовать совершенствованию, прежде всего, юридической грамотности и правовой деятельности государственного пожарного надзора. Кроме того, она способствует подбору, повышению квалификации и расстановке государственных инспекторов по пожарному надзору, определению соответствия их установленным квалификационным требованиям и занимаемой должности [1, 7, 8].

В последние годы появилось большое количество новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность различных структур ГПС МЧС России. Содержание данных документов охватывает большой объём правовой информации, которую необходимо использовать руководителям ГПС МЧС России в своей практической деятельности [7, 8].

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:

- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, эксплуатируемых ими в процессе осуществления своей деятельности;

- соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых ими в процессе осуществления своей деятельности;

- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

- выполнение предписаний органов ГПН МЧС России;

- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара [7, 8].

Анализ правовой подготовленности руководителей ГПН МЧС России свидетельствует, что уровень их юридической грамотности не соответствует современным требованиям [1-6]. Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, в настоящий момент отсутствует научно обоснованная технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России. Всё это в значительной степени снижает эффективность их профессиональной деятельности. Основными причинами этого являются: слабая научная разработанность проблемы управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России; низкая мотивация к получению правовых знаний; недостаточная правовая культура данных специалистов. Сложившаяся ситуация создает объективные препятствия для практической реализации целей правовой подготовки, решения задач формирования правовых знаний, умений и навыков у руководителей ГПН МЧС России [1].

Проведённый теоретический анализ предшествующих исследований свидетельствует о том, что ряд научных и прикладных положений проблемы управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России требует уточнения и совершенствования. В настоящее время изучение данной проблемы показало, что правовая подготовка руководителей ГПН МЧС России и особенно управление этим процессом недостаточно разработаны [1].

С целью решения данной проблемы нами была разработана педагогическая технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России (рис.1).

Проверка эффективности разработанной технологии управления развитием юридической грамотности в процессе правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России, проводилась в ходе педагогического эксперимента. Организация педагогического эксперимента включала изучение исходного и конечного уровней правовой подготовленности испытуемых; проведение правовой подготовки и управление этим процессом в годичном цикле их служебной деятельности.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения разработанной технологии управления развитием юридической грамотности в процессе правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России. Средний балл в конце эксперимента по правовой подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,43±0,11, а в контрольной группе (КГ) - 3,87±0,12.

ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости использования разработанной технологии управления развитием юридической грамотности в процессе правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России.

1 ЭТАП «целевой»

Задачи:

- определение целей правовой и профессиональной подготовки руководителей ГПН МЧС России, исходя из реального уровня юридической грамотности;

- оценка уровня знаний, навыков и умений руководителей ГПН МЧС России при решении правовых вопросов;

- разработка программы обучения по правовой подготовке для руководителей ГПН МЧС России.

2 ЭТАП «организационный»

Задачи:

- планирование правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России в системе профессиональной подготовки, при проведении учебно-методических сборов и т.д.;

- выработка и принятие решения по содержанию правовой подготовки с учётом решаемых профессиональных задач;

- определение методики проведения правовой подготовки с учётом уровня развития юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России;

- создание педагогических условий необходимых для повышения эффективности правовой подготовки планирование правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России в системе профессиональной подготовки, при проведении учебно-методических сборов и т.д.;

- выработка и принятие решения по содержанию правовой подготовки с учётом решаемых профессиональных задач;

- определение методики проведения правовой подготовки с учётом уровня развития юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России;

- создание педагогических условий необходимых для повышения эффективности правовой подго-

3 ЭТАП _______________________________

«реализационный» Задачи:

- проведение различных видов занятий с руководителями ГПН МЧС России в соответствии с выработанной целью;

- формирование и развитие правовых качеств, которые необходимы для успешного выполнения обязанностей;

- изучение теории и практики применения законодательства в сфере пожарной безопасности, специфики служебных отношений;

- рациональное использование временных и других резервов в процессе правовой подготовки;

- установление наиболее предпочтительных организационных форм изучения правовой подготовки.

4 ЭТАП ________________________________

«оценочный» Задачи:

- анализ и уточнение целеполагания при формировании правовых знаний у руководителей ГПН МЧС России;

- определение соответствия всех структурных элементов содержания правовой подготовки и внесение корректив в её построение;

- анализ и оценка результативности процесса правовой подготовки и коррекция на этой основе всех элементов системы в целях достижения оптимального результата;

- оценка профессиональной пригодности руководителей ГПН МЧС России к правовым действиям.

Рис. 1. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей

ГПН МЧС России

ЛИТЕРАТУРА

1. Битюцкая О.В. Педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России / О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 6 (100). - С. 25-29.

2. Брагин, В.В. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр / В.В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 23-27.

3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовлен-

ности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6(100). - С. 15-21.

4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

5. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

6. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ/ В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 224-230.

7. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 июня 2012 г. N 375 г. Москва "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" [электронный ресурс] // URL : http://www.rg.ru/2012/08/22/reglament-dok.html - Дата обращения 31.08.2013.

8. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/187212/ - Дата обращения 31.08.2013.

REFERENCES

1. Bityutsky O.V. (2013), “Pedagogical conditions necessary for effective development of legal literacy at heads of the state fire supervision of Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 25-29.

2. Bragin, V.V. (2011), “Technology of legal preparation of heads of GPN of Emercom of Russia with use of training games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 23-27.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

4. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

5. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

6. Pashuta, V.L. (2010) “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation” Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

7. The order of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, to emergency situations and natural disaster response of June 28, 2012 of No. 375, Moscow "About the approval of Administrative regulations of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, to emergency situations and natural disaster response of execution of the state function on supervision of implementation of requirements of fire safety", available at: http://www.rg.ru/2012/08/22/reglament-dok.html (accessed 31 August 2013).

8. The decree of the President of the Russian Federation of July 11, 2004 No 868, "Questions of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, to emergency situations and natural disaster response" (with changes and additions available at: http://base.garant.ru/187212/ (accessed 31 August 2013).

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.08.2013.

УДК 796.814

К ВОПРОСУ О МИНИМАЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЕЙ ДЛЯ НАБОРА В СЕКЦИИ

САМБО И ДЗЮДО

Андрей Михайлович Буланцов, кандидат педагогических наук, заместитель директора

по учебно-тренировочной работе,

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности «Детско-юношеская спортивная школа № 55» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБОУ ДОДСН «ДЮСШ

№ 55» Москомспорта)

Аннотация

В статье представлен анализ нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих минимальный возраст детей для набора в секции самбо и дзюдо. Проведено сравнение этих норм с реальным набором детей в эти виды спорта. Проанализированы особенности локомо-ций в самбо и дзюдо, энергообеспечения организма и, как следствие, их влияние на организм детей младшего школьного возраста. Таким образом, остро стоит вопрос создания программы по самбо и дзюдо для детей младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей организма. Длительность и содержание этапов подготовки спортсменов в самбо и дзюдо требует пересмотра, реально этап начальной подготовки начинается с 7 лет. Все эти факторы в совокупности требуют внесения изменений в СанПиН в части, регламентирующей минимальный возраст детей для занятий самбо и дзюдо. Федерациям самбо и дзюдо следует обратить внимание на данную проблему и начать работу по внесению изменения в СанПиН и Федеральные стандарты спортивной подготовки.

Ключевые слова: санитарные нормативы и правила, минимальный возраст набора в спортивную секцию самбо и дзюдо, локомоции в самбо и дзюдо.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p39-44

TO THE QUESTION OF MINIMUM AGE FOR CHILDREN'S SELECTION IN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SAMBO AND JUDO

Andrey Michailovich Bulantsov, the candidate ofpedagogical sciences, Deputy Director for

educational and training work,

State educational institution of additional sports orientation education of children "Sports school for children and youth № 55" of the Moscow Department of Physical Culture and Sport

Annotation

The analysis of normative documents of the Russian Federation regulating the minimum age of children selection in the section of sambo and judo is presented in the article. Comparison of these norms with a real selection of the children is carried out for these sports. Features of lokomotion in sambo and judo, power supply of an organism and, as a result, their influence on the organism of children of younger school age have been analyzed. Thus, there is a sharp question of creation of the program on sambo and judo for the children of younger school age taking into account the age features of the organism. Duration and the content of stages of preparation of athletes in sambo and judo demands revision, the stage of initial preparation begins actually from 7 years. All these factors in aggregate demand modification of the SanPiN in the part of regulating the minimum age of children for occupations of sambo and judo. Federa-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.