Научная статья на тему 'О некоторых вопросах аттестации нештатных аварийно-спасательных формировании'

О некоторых вопросах аттестации нештатных аварийно-спасательных формировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2752
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕШТАТНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / АТТЕСТАЦИЯ / NON-PROFESSIONAL EMERGENCY RESCUE TEAM / EMERGENCY SITUATION / CIVIL DEFENSE / HAZARDOUS INDUSTRIAL FACILITIES / RESCUE OPERATIONS / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монахов Петр Александрович

Рассмотрены особенности и проблемные вопросы, возникающие при проведении аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ с учетом предъявляемых к ним обязательных нормативных требований. Приведены разновидности нештатных аварийно-спасательных формирований. Систематизированы предъявляемые к ним обязательные нормативные требования. Проанализированы и выявлены различия требований, влияющих на аттестацию таких формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues Related to Certification of Non-Professional Emergency Rescue Teams

The article deals with the specifics and problematic issues of certification of non-professional emergency rescue teams for conducting emergency rescue activities based on regulatory requirements. Various types of non-professional emergency rescue units are described. The applicable requirements are systematized. Differences in the certification-related requirements to such units have been identified and analyzed.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах аттестации нештатных аварийно-спасательных формировании»

/58 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53) УДК 614.8

О некоторых вопросах аттестации нештатных аварийно-спасательных формировании

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

П.А. Монахов

Аннотация

Рассмотрены особенности и проблемные вопросы, возникающие при проведении аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ с учетом предъявляемых к ним обязательных нормативных требований. Приведены разновидности нештатных аварийно-спасательных формирований. Систематизированы предъявляемые к ним обязательные нормативные требования. Проанализированы и выявлены различия требований, влияющих на аттестацию таких формирований.

Ключевые слова: нештатное аварийно-спасательное формирование; чрезвычайная ситуация; гражданская оборона; опасные производственные объекты; аварийно-спасательные работы; аттестация.

Some Issues Related to Certification of Non-Professional Emergency Rescue Teams

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

P. Monakhov

Abstract

The article deals with the specifics and problematic issues of certification of non-professional emergency rescue teams for conducting emergency rescue activities based on regulatory requirements. Various types of nonprofessional emergency rescue units are described. The applicable requirements are systematized. Differences in the certification-related requirements to such units have been identified and analyzed.

Key words: non-professional emergency rescue team; emergency situation; civil defense; hazardous industrial facilities; rescue operations; certification.

Аварийно-спасательные службы (далее—АСС) и аварийно-спасательные формирования (далее— АСФ), в том числе нештатные аварийно-спасательные формирования (далее—НАСФ), являются двумя наиболее общими организационно-правовыми формами сил и средств, применяемых в Российской Федерации для решения задач ГО и ЧС. Федеральным законом от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее—ФЗ № 151) для выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС предусмотрена возможность создания трех типов АСФ:

на постоянной штатной основе—профессио-нальные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования (далее—ПАСФ);

на нештатной основе—НАСФ;

на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

Доля НАСФ среди других служб и формирований занимает значительный сектор. Так, по данным Межведомственной комиссии по аттестации АСС, АСФ и спасателей (далее МАК) на начало 2017 года из 6403 АСС и АСФ, действующих в области чрезвычайных ситуаций (далее—ЧС) на территории Российской Федерации, количество НАСФ составляло 1126 шт.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что созданные формирования по закону не могут осуществлять деятельность, пока не пройдут процедуру аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее—АСР) в соответствии с установленным порядком. При этом практика показывает, что заявители аттестации испытывают затруднения с восприятием законодательства, сталкиваются с проблемами методологического характера, которые в должной мере не освещены. Все эти проблемы сдерживают создание и снижают эффективность применения сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС. Поэтому целью настоящей работы является проведение исследований законодательства и практики аттестации для установления возникающих при проведении аттестации НАСФ особенностей и проблемных вопросов с учетом предъявляемых к таким формированиям обязательных нормативных требований и выработка соответствующих рекомендаций для практического применения организациям, создавшим (создающим) нештатные АСФ.

Нештатная основа создания НАСФ не позволяет относить такие структуры к силам постоянной готовности, поскольку члены НАСФ в обычном режиме деятельности (когда нет ЧС, аварий и инцидентов) постоянно заняты выполнением обязанностей технологического персонала по основному месту работы и временно прерывают эту работу только для ликвидации ЧС (аварий, инцидентов) при их возникновении на обслуживаемых ОПО.

В отличие от ПАСФ, большинство из которых создаются как инструмент извлечения прибыли в результате коммерческой деятельности создавшими их организациями, НАСФ не участвуют в коммерческой

деятельности. Одной из главных целей создания таких формирований является предупреждение и локализация ЧС в рамках РСЧС на ранних стадиях их возникновения, спасение людей и материальных ценностей, создание условий, препятствующих развитию ЧС и способствующих скорейшему восстановлению работоспособности объекта. Эти задачи решаются до прибытия основных сил и средств постоянной готовности (в том числе ПАСФ). При создании НАСФ учитываются наличие и возможности других сил и средств, в том числе штатных (профессиональных) АСС и АСФ.

Правовое регулирование вопросов создания и деятельности НАСФ предусматривает обеспечение соответствия таких формирований установленным нормативным требованиям. Основные требования (нормы, условия, правила) представлены в законодательстве, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области ГО и ЧС и аттестации АСФ и входящих в их состав спасателей. На НАСФ распространяются многие требования и рекомендации, единые (общие) для различных типов АСФ, но имеется и специфика (специальные требования), учитывающая особенности таких формирований.

К общим требованиям, действующим для всех типов АСФ, в том числе НАСФ, можно отнести: требования к профессиональному обучению членов формирования, оснащению формирования аварийно-спасательными средствами, времени реагирования и локализации ЧС, обязательности гарантий и компенсаций спасателям (в том числе страхования), требования к системам управления (в том числе связи, оповещения), продолжительности работы в отрыве от базы, к выбору средств индивидуальной защиты, технологии ведения АСР, охране труда и техники безопасности, условия приобретения классной квалификации спасателями, требование прохождения не реже одного раза в три года аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и другие.

К НАСФ предъявляются специальные требования, учитываемые при: установлении предназначения формирования и состава решаемых задач (в зависимости от наличия и возможностей сил взаимодействия), создании, выборе структуры, мест базирования и размещения сил и средств, определении численности, комплектовании личным составом, привлечении к выполнению аварийно-спасательных и других работ, поддержании готовности к реагированию и ведению АСР и др.

Поскольку НАСФ не относятся к силам постоянной готовности, на них не распространяются требования, действующие в отношении ПАСФ, в том числе: о несении круглосуточного дежурства дежурной смены формирования; наличия оперативного автотранспорта, оборудованного спецсигналами; о привлечении для ликвидации ЧС на других объектах и территориях вне зоны их ответственности. Следует отметить, что содержащиеся в законодательстве дифференцированные требования к ПАСФ и НАСФ носят условный характер. В некоторых случаях

(например, при значительной удаленности сил постоянной готовности) требования, адресованные непосредственно ПАСФ, учредителем формирования могут быть распространены и на НАСФ.

Порядок создания НАСФ установлен приказом МСЧ России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее—приказ №2 999, Порядок создания НАСФ), который определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения НАСФ.

Важно отметить, что из приказа № 999 следует, что НАСФ могут создаваться для различного предназначения, в том числе:

для решения задач ЧС в соответствии со статьей 6 ФЗ № 151 по планам предупреждения и ликвидации ЧС (далее—НАСФ ЧС);

для решения задач ГО по планам ГО и защиты населения в соответствии со статьей 15 федерального закона от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» (далее—ФЗ № 28) (далее—НАСФ ГО);

для решения иных задач в зависимости от местных условий при наличии подготовленного персонала и материально-технической базы.

НАСФ ЧС действуют в рамках системы РСЧС с учетом требований Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794. Его предназначение определено статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2017 года № 22-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее—ФЗ № 116) — обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Все АСС, АСФ подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 1 ст. 12 ФЗ № 151).

Аттестация—процедура определения соответствия аттестуемых лиц обязательным требованиям, предъявляемым к ним при аттестации и готовности к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом предназначения НАСФ и стоящих перед ним задач. Целью аттестации является проведение экспертной оценки (экспертной идентификации) возможности аттестуемых выполнять заявленные к аттестации виды АСР. АСР—это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС (п. 4 ст. 1 ФЗ № 151).

Аттестация носит разрешительный характер. Ее проводят созданные в установленном порядке аттестационные органы (комиссии), которые в соответствии с имеющимися у них полномочиями наделяют (или лишают, если ранее они были аттестованы) службы, формирования, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, правом ведения АСР. НАСФ, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС, подлежат аттестации в обязательном порядке. По результатам аттестации НАСФ наделяются

полномочиями на право ведения в условиях ЧС одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ. Аттестованному НАСФ аттестационной комиссией выдается Свидетельство об аттестации.

Порядок проведения аттестации одинаков для всех типов АСФ и установлен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 (далее — Положение об аттестации).

Аттестационные комиссии при рассмотрении документов, представленных для аттестации формирований и спасателей, должны также руководствоваться решениями (рекомендациями) полномочных органов. В соответствии с пунктом 9 Положения об аттестации полномочным органом, имеющим право давать методические рекомендации аттестационным комиссиям и организовывать их работу, является МАК. Через аттестационные комиссии решения МАК распространяются и на НАСФ.

Таким образом, при создании НАСФ, подготовке их к аттестации и обеспечении успешной деятельности в рамках РСЧС необходимо руководствоваться предъявляемыми к ним требованиями в области аттестации, в том числе:

требованиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, регулирующими отношения по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе непосредственно затрагивающими деятельность АСФ и спасателей;

требованиями законодательства о ГО, в том числе Порядка создания НАСФ;

требованиями законодательства об аттестации, в том числе Положения об аттестации; методическими рекомендациями МАК; локальными актами, принятыми в рамках их полномочий, органами исполнительной власти, создавшими в соответствии с законодательством собственные аттестационные комиссии;

локальными актами, принятыми в рамках их полномочий, аттестационными комиссиями по вопросам, не урегулированным иным способом;

локальными актами, принимаемыми головными компаниями для своих дочерних и зависимых организаций, филиалов, являющимися учредителями НАСФ.

НАСФ, удовлетворяющие указанным требованиям и рекомендациям, и обеспечивающие готовность к выполнению задач по ликвидации ЧС, как правило без проблем проходят аттестацию. В случае, когда указанные требования и рекомендации не соблюдаются, аттестационные комиссии вынуждены принимать отрицательные решения. НАСФ, не прошедшие аттестацию, к проведению АСР не допускаются и к обслуживанию ОПО не привлекаются.

Нередко возникает ситуация, когда в аттестационную комиссию поступают документы, оформленные в полном соответствии с требованиями Порядка

создания НАСФ. Их структура, численность и оснащенность согласована с территориальными органами МЧС России. При этом заявители аттестации считают, что подготовленные таким образом НАСФ могут и должны быть аттестованы, но получают отказ. Рассмотрим более подробно, почему такое происходит.

ФЗ № 151, а также приказ МСЧ России от 23.12.2005 № 999, не уточняют, должна ли проводиться аттестация НАСФ для обеспечения его деятельности в области ГО и других задач, не связанных с ликвидацией ЧС. Это одна из причин, затрудняющая у заявителей аттестацию НАСФ. В таких случаях следует руководствоваться пунктом 2 Положения об аттестации, согласно которому аттестация АСФ проводится только на право ведения АСР. Специального разрешения на ведения иных работ, в том числе на решение задач ГО, аттестационными комиссиями не выдается, поскольку согласно приказу МЧС России от 20.02.2013 № 102

«Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», они не обладают такими полномочиями. Эти вопросы решаются организацией, создавшей НАСФ, с учетом требований законодательства.

Нельзя однозначно утверждать, что совокупность всех требований и рекомендаций, в том числе применяемых при создании, деятельности и аттестации НАСФ, четко прописаны, полностью взаимоувязаны и синхронизированы действующим законодательством. Проблемы аттестации НАСФ возникают в случае, если указанные требования в какой-то части не совпадают. В таблице приведено сопоставление законодательных и нормативных правовых требований, предъявляемых к НАСФ, которое позволяет определить их сходство и различие.

Таблица

Основные законодательные и нормативные правовые требования, предъявляемые к НАСФ

Порядок создания НАСФ (приказ МЧС РФ № 999) Законодательство в области аттестации и ликвидации ЧС

Наименование требования Основание Наименование требования Основание

1. Понятие НАСФ

НАСФ — самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения АСиДНР в очагах поражения и зонах ЧС

П. 2 приказа № 999

самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами

П. 2 ст. 1 ФЗ № 151

2. Порядок создания НАСФ

Создают организации, эксплуатирующие ОПО I и

II классов опасности, особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие ОПО

III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО

П. 4 приказа № 999

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана создавать ... собственные НАСФ

Ст. 10 ФЗ № 116

3. Предназначение НАСФ

для участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС

Ст. 1 ФЗ № 28

для проведения поисково-спасательных, горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных, а также работ, связанных с тушением пожаров, ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС и др., перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ

П.2 ст. 1, ст. 5 ФЗ № 151

4. Основные задачи НАСФ

проведение АСР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения

П. 5 приказа № 999

поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС; ликвидация ЧС; другие задачи

П. 1 ст. 6 ФЗ № 151

Порядок создания НАСФ (приказ МЧС РФ № 999) Законодательство в области аттестации и ликвидации ЧС

Наименование требования Основание Наименование требования Основание

5. Согласование создания НАСФ

с территориальными органами МЧС России П. 6 приказа № 999 Не предусмотрено

6. Привлечение НАСФ

при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории П. 7 приказа № 999 в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований Ст. 13 ФЗ № 151, П. 16 пост. Прав-ва РФ от 30.12.2003 № 794

7. Состав и структура НАСФ

подразделяются: по подчиненности: территориальные и организаций; по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты П. 13 приказа № 999 определяют создающие их организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ. В их состав входят структурные подразделения этих служб (формирований) Ст. 8 ФЗ № 151 П.6 п/п № 1091

8. Оснащение НАСФ

В соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами П. 4 приказа № 999, Приложение № 2 в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями, обеспечивающими выполнение заявленных видов АСР Аварийно-спасательные средства предназначены для проведения АСР в условиях ЧС (примерный перечень приведен в рекомендациях МАК по отдельным видам АСР) П. 12 г) п/п № 1091 ст. 1 ФЗ № 151

9. Время реагирования

сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 6-ти часов, военное время — 3-х часов П. 13 приказа № 999 Расчетное время (сроки) ликвидации ЧС устанавливается в плане ликвидации ЧС. Например, при разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4-х часов — при разливе в акватории, 6-ти часов — при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе П. 7 Пост. Прав. РФ от 15.04. 2002 г. № 2401

10. Обучение личного состава

по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях АСС, АСФ или организаций, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению АСР, в соответствии с Положением об аттестации

П. 19 приказа № 999

П. 13е), П. 22в) п/п № 1091

Следует рассмотреть наиболее существенные отличия законодательных и нормативных правовых требований, предъявляемых к НАСФ.

Комментарии к п. 1 таблицы. Понятие НАСФ.

В целом понятия НАСФ, приведенные в Порядке создания НАСФ и ФЗ № 151, сходны за исключением термина «в очагах поражения», который согласно толкованию, приведенному на сайте МЧС России, относится к области ГО.

Иногда юристы для исключения различий в нормах пользуются принципом верховенства закона, поэтому в данном случае можно руководствоваться определением, приведенным в ФЗ № 151. Однако такой подход здесь не приемлем, поскольку исключает возможность применения НАСФ с учетом специфики задач ГО. Пункт 6 Порядка создания НАСФ содержит требование к руководителям организаций, согласно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которому состав, структура и оснащение таких формирований должны определяться «с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения». При этом в указанном Порядке отсутствуют аналогичные требования, которыми необходимо руководствоваться в случаях, когда на НАСФ возлагается решение иных задач, в том числе ЧС. Если буквально следовать указанному пункту, то получается, что НАСФ ЧС должны создаваться по образу и подобию НАСФ ГО.

Комментарии к п. 2 таблицы. Порядок создания НАСФ

Здесь сделан реверанс в сторону ГО (НАСФ ГО), если ему жестко следовать, то получается, что на

1 Постановление правительства от 15.04. 2002 г № 240» О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

НАСФ ЧС распространяются обязанности несения готовности для решения задач ГО.

Комментарии к п. 3 таблицы. Предназначение НАСФ.

НАСФ ЧС на аварийном объекте имеют право самостоятельно в полном объеме выполнять виды АСР, указанные в ст. 5 ФЗ № 151. Исключение составляют АСР на фонтанирующих скважинах, горноспасательные работы, работы на объектах, подвергнутых радиационному загрязнению, а также тушение пожаров, для выполнения которых привлечение НАСФ ЧС в качестве основного исполнителя не допускается, однако не исключается возможность их участия в ликвидации таких ЧС в режиме взаимодействия с основным исполнителем работ.

Комментарии к п. 4 таблицы. Основные задачи НАСФ.

В соответствии с пунктом 5 Порядка создания на НАСФ могут возлагаться задачи в области ЧС, в том числе по проведению АСР «при ведении военных действий или вследствие этих действий, и участию в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами». Таким образом, из приказа № 999 следует, что применение (привлечение, участие) НАСФ ограничено решением более узкого круга задач в области ЧС, исключает их самостоятельную деятельность (как самостоятельных структур) и осуществляется в режиме привлечения (участия) в качестве дополнительных сил и средств во взаимодействии с другими силами и средствами (АСФ)—основными исполнителями (исполнителем) АСР. При этом ФЗ № 151 не ограничивает применение НАСФ только функциями «участия», позволяет этой структуре самостоятельно выполнять АСР в полном объеме либо решать первоочередные задачи на ранних стадиях возникновения ЧС во взаимодействии с силами постоянной готовности.

Комментарии к п. 5 таблицы. Согласование НАСФ.

ФЗ № 151 для решения задач ЧС предусматривает необходимость проведения согласования при создании только ПАСФ, при этом специального требования, предусматривающего необходимость согласования НАСФ нет. Приказ № 999 напротив содержит норму необходимости согласования НАСФ при его создании. Поскольку согласование предусматривает идентификацию соответствия требованиям, содержащимся в указанном приказе, можно предположить, что законодатель, закладывая указанную норму (требование), имел в виду НАСФ ГО.

Комментарии к п. 6 таблицы Привлечение НАСФ.

Порядок привлечения (применения) и порядок действий сил и средств НАСФ имеет некоторые различия в зависимости от предназначения формирований (ГО или ЧС) и установлен различными законодательными нормами:

в области ЧС—федеральным законом от 21.12.1994 года 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Организация применения НАСФ

в области ЧС осуществляется в рамках системы РСЧС в соответствии с постановлением Правительства РФ № 794;

в области ГО—федеральным законом от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне», приказом МСЧ России № 999.

НАСФ для выполнения планов и мероприятий ГО и ЧС на обслуживаемых объектах могут привлекаться: самостоятельно; в составе АСС; во взаимодействии с ПАСФ; во взаимодействии с другими НАСФ, созданными той же организацией на смежных объектах; в составе производственных подразделений организаций, на базе которых они созданы, для ликвидации аварий и инцидентов, которым не присвоен статус ЧС.

Комментарии к п. 7 таблицы Состав и структура НАСФ.

Структура, в том числе численность НАСФ ГО, фиксирована, приведена в Приложении к приказу № 999. Применительно к НАСФ ЧС структура и численность НАСФ в разных случаях могут быть различными. Расчет достаточности сил и средств для ликвидации ЧС производится исходя из максимально возможного масштаба ЧС, предусмотренного в плане действий по ликвидации ЧС с учетом видов выполняемых АСР.

Если исходить из терминологии постановления правительства № 1091, НАСФ ЧС может состоять из структурных подразделений, обособляемых по объектовому или территориальному принципам, либо по видам АСР.

НАСФ ГО в терминологии приказа № 999 может быть представлено в виде отряда, команды, группы, звена или поста. Указанные структурные единицы отождествляются с различными (самостоятельными) НАСФ, что вводит дополнительную путаницу, поскольку согласно ФЗ № 151 аттестации подлежат только АСФ (не отряды, команды, группы, звенья или посты).

Комментарии к п. 8 таблицы. Оснащение НАСФ.

Решение вопроса в части оснащения НАСФ содержится в разъяснениях МЧС России (письмо от 01.04.2015 3 18-1-13-1090), где указано, что согласно пункту 4 Порядка создания НАСФ их оснащение осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелиза-ции) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (далее — Примерные нормы оснащения НАСФ) согласно приложению № 2 к приказу № 999. Так, Примерными нормами оснащения НАСФ предусмотрены: вид, наименование, нормы обеспеченности одного работника, создание необходимого резерва для обеспечения НАСФ средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, средствами радиационной, химической разведки и контроля, средствами специальной обработки, средствами связи, пожарным и вещевым имуществом, а также автомобильной и специальной техникой.

Положение об аттестации предусматривает более либеральный порядок оснащения НАСФ, согласно которому одним из обязательных требований, предъявляемых при аттестации АСС и АСФ (в том числе НАСФ), является оснащенность аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов АСР. Формирование обеспечивается оснащением в соответствии со специально разрабатываемыми нормами, утверждаемыми организацией, его создавшей.

Таким образом, можно сделать вывод, что для НАСФ, предназначенных для ведения АСР в условиях ЧС, единообразные нормы оснащения, приведенные в приказе № 999, не подходят. Этот вывод также подтверждается пунктом 6 Порядка создания НАСФ, согласно которому «состав, структура и оснащение нештатных АСФ определяются с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач ГО и защиты населения».

В составе рекомендованных МАК Методических рекомендациях по аттестации на право ведения газоспасательных, горноспасательных работ и АСР, связанных с тушением пожаров, приведены нормы оснащения для их выполнения. Сопоставляя эти нормы с нормами приказа № 999, легко убедиться, что они значительно различаются.

Комментарии к п. 9 таблицы. Время реагирования.

Приказ № 999 предписывает фиксированные сроки реагирования. Время реагирования в рамках РСЧС не является фиксированным и может составлять от нескольких минут—применительно к газоспасательным работам, до нескольких часов — для разливов нефти, нефтепродуктов. Время реагирования на ЧС предусматривается в плане действий по ликвидации ЧС.

Комментарии к п. 10 таблицы. Обучение личного состава.

Часто в представляемых на аттестацию документах об обучении, указывается образовательная программа курсового обучения личного состава НАСФ (последняя редакция утверждена МЧС России 22.02.2017 г. № 2-4-71-8-14). Обычно содержание такой программы предполагает и обучение по модулям специальной подготовки, соответствующим отдельным видам АСР. В представляемых в аттестационную комиссию документах об обучении часто указанные модули не содержатся.

В приказе № 999 приведена устаревшая редакция пункта 22в) постановления правительства № 1091, которая не действует с 6 марта 2015 г. (после принятия постановления правительства № 201).

Вышесказанное позволяет прийти к заключению, что наиболее распространенной причиной возникновения затруднений при аттестации НАСФ является недостаточная взаимная увязка постановления

правительства РФ № 1091 и приказа МЧС России № 999, а также следование аттестуемых только требованиям Порядка создания НАСФ и неучет требований, предусмотренных Положением об аттестации. Главным отличием аттестационных требований и требований, изложенных в приказе № 999, является наличие в одних и отсутствие в других дифференциации по структуре, численности, оснащенности и др. регулируемым характеристикам НАСФ в зависимости от заявляемых к аттестации видов АСР. Поскольку в приказе № 999 не сказано, что содержащиеся в нем требования необходимо применять при аттестации на какие-либо виды АСР, можно предположить, что приведенными в нем требованиями необходимо руководствоваться в случае, когда НАСФ создается для решения задач ГО.

В результате проведенных исследований установлены разновидности НАСФ, особенности их создания, организации деятельности и проведения аттестации на право ведения АСР, проведен анализ предъявляемых к ним нормативных требований. Все это позволило выявить недостатки законодательства, регулирующего деятельность НАСФ, и выработать практические рекомендации организациям, которые необходимо учитывать среди прочего при подготовке к аттестации таких структур, в том числе:

1. НАСФ могут быть аттестованы на право ведения АСР в части выполнения задач ЧС, в случае, если такие задачи на них возложены и отражены в документах, предъявляемых к аттестации.

2. Требования, предъявляемые к НАСФ ГО и НАСФ ЧС, различаются. При наличии отличий предпочтение необходимо отдавать аттестационным требованиям.

3. При создании и организации деятельности НАСФ, кроме требований приказа МЧС № 999, необходимо также руководствоваться и другими требованиями, в том числе приведенными в указанных выше законодательных и нормативных правовых актах.

4. Единые нормы, определяющие структуру, численность, оснащенность и время реагирования на ЧС, для НАСФ пока не установлены.

5. При аттестации НАСФ её заявителем должны быть решены следующие вопросы:

в случае, если на объекте для решения задач ЧС предполагается привлечение основного исполнителя АСР — установить распределение обязанностей между исполнителями и закрепить их в документах, предъявляемых к аттестации;

при решении вопросов оснащения НАСФ ГО и ЧС за основу принимать номы приказа № 999 и дополнять их нормами, рекомендуемыми Положением об аттестации;

личный состав НАСФ ГО и ЧС должен пройти обучение по образовательным программам профессионального обучения, предусмотренным для решения задач ГО и ЧС.

Литература

1. Монахов П. А. Управление чрезвычайными ситуациями в ТЭК. Брянск, 2016. 600 с.: ил.

2. Монахов П. А. Управление аварийно-спасательными работами в ТЭК. Брянск, 2013. 434 с.: ил.

3. Монахов П.А., Водянник И. А., Синицын С. С., Гарбар М. И. Нештатные аварийно-спасательные формирования в нефтяной отрасли / Под общ. ред. П. А. Монахова. Брянск, 2011. 334 с.: ил.

4. Монахов П. А. Формулирование понятия «управление чрезвычайными ситуациями // Технологии гражданской безопасности. 2016. № 2.

5. Монахов П. А. Статус аварийно-спасательных формирований // Механизация строительства. 2014. № 2.

6. Фральцова Т. А., Монахов П. А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 4.

7. Монахов П. А. Методические рекомендации по созданию аварийно-спасательных формирований, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов: Учеб.-метод. пособ. ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК», 2011 г 41 с.

8. Артемов С. Л., Монахов П. А. Структура законодательной базы Российской Федерации в области регулирования деятельности организаций ТЭК по ликвидации инцидентов, аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий : Учеб.-метод. по-соб. ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК», 2013 г 19 с.

9. Монахов П. А. Опыт аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения горноспасательных

работ: Доклад на ХХ Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2015».

Сведения об авторе

Монахов Петр Александрович: к. э. н., доц., зам. пред. Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК 16/2-1); Международный институт сотрудничества Восток-Запад. 117036, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19. E-mail: [email protected]

Information about author

Monakhov Peter A.: Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Chairman of the Russian Ministry of Energy Industry Commission for certification of rescue services (units) and rescuers Energy; International Institute for East-West Cooperation.

19 Dmitry Ulyanov, Moscow, 117036, Russia. E-mail: [email protected]

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Гаврилюк А.Д. и др. Международная конференция по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике «Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения». Салехард, 18-20 августа 2015 г. Сборник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496549

Онищук Ю.Ю. и др. Международная конференция по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике «Безопасный город в Арктике». Звенигород, 6-8 апреля 2016 г. Сборник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496579

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году http://elibrary.ru/item.asp?id=23508058

Афанасьева Е.В. и др. Основные направления совершенствования деятельности МЧС России в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на современном этапе. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=23508042

Степанов В.Я. Огнеборцы нашего времени. Сер. Витязи спасения МПВО-ГО-МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109

Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23355898

Акимов В.А. и др. Наша общая Победа http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990

Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623287

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.