движений. Преодоление длинных этапов с тормозными ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Тактическое чтение карты; в) этап углубленной тренировки (14-15 лет) - достижение автоматизма и стабилизация выполнения основных приёмов и способов ориентирования. Совершенствование координационной и ритмической структуры бега с картой по местности различного типа. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Выбор пути движения через точечные ориентиры. Стратегическое чтение спортивной карты; г) этап спортивного совершенствования (16 лет и старше) - в основе технической подготовки ориентировщиков данного возраста должны лежать модели соревновательной деятельности и тренировки, направленные на отработку технических приёмов на соревновательной и выше соревновательной скоростях. Проводится совершенствование системного восприятия карты и местности на фоне недостатка информации.
2. Установленные закономерности возрастной динамики показателей структуры соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков позволяют выделить возраст 15-16 лет как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства, т.е. в процессе многолетней подготовки необходимо к этому возрасту добиться того, чтобы спортсмен освоил основные способы ориентирования и мог эффективно применять их в реальных условиях соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, Ю.С. Картографический метод исследования в спортивном ориентировании : учебное пособие / Ю.С. Воронов ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2007. - 33 с.
2. Казанцев, С.А. Психология спортивного ориентирования : монография / С.А. Казанцев ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007. -110 с.
3. Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании : монография / В.В. Чешихина. - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
REFERENCES
1. Voronov, Y.S. (2007), Cartographical method of investigation in sport orienteering, SGAFKST, Smolensk, Russian Federation.
2. Kazantsev, S.A. (2007), Psychology of sport orienteering, Sankt-Petersburg, SPBGUFK imeni P.F. Lesgafta, Russian Federation.
3. Cheshihina, V.V. (2006), Modern system of training in sport orienteering, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Ольга Николаевна Галлямова, соискатель,
Камская государственная инженерно-экономическая академия,
Набережные Челны
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию и разработке технологии профессиональной подготовки будущих специалистов техносферной безопасности, с использованием интегративного подхода к обучению. Автор отмечает, что данная технология должна состоять из трех этапов. Причем, на завершающем этапе необходимо использовать интегративный под-
ход к обучению студентов. В ходе исследования установлено, что на первом этапе необходимо решать задачи приобретения знаний в сфере экологии; о теории горения и взрывов, механизации работ при ликвидации последствий техногенных катастроф; надежности технических систем и техногенном риске; развития мышления. На втором этапе необходимо решать задачи формирования навыков по использованию разных видов аварийно-спасательной техники (тяговых расчетов, расчетов техногенных рисков; расчетов параметров аварийно-спасательных работ и т.д.), а также развития интеллектуальных способностей. На третьем этапе необходимо решать задачи по интеграции различных практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в сложных климатогеографических условиях (специальные расчеты с поправкой на сложность аварийноспасательных работ), а также по развитию творчества в профессиональной деятельности. В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки пожарных расчетов военно-учебного заведения.
Ключевые слова: технология; профессиональная подготовка; техносферная безопасность; высшие учебные заведения; студенты; интегративный подход к обучению.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p58-61
TECHNOLOGY OF VOCATIONAL TECHNO SPHERE SAFETY EXPERT’S TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH INTEGRATIVE EDUCATIONAL APPROACH
Olga Nikolaevna Gallyamova, the competitor,
Kamsky State Engineering and Economic Academy, Naberezhnye Chelny
Annotation
The article presents the results of researches on substantiation and development of technology for vocational training of future techno sphere safety experts with application of integrative approach to training. The author notes that this technology should consist of three stages. In addition, at the final stage it is necessary to use an integrative approach to students training. During research, it has been established that at the first stage it is necessary to acquire the knowledge in the ecology sphere; about the theory of burning and explosions, mechanization of works at elimination of consequences of technogenic catastrophes; reliability of technical systems and technogenic risk; development of thinking. At the second stage it is necessary to solve problems of formation of skills relating to use of different types of rescue equipment (traction calculations, calculations of technological hazards; calculations of wrecking parameters etc.), and developments of mental abilities. At the third stage it is necessary to solve problems of integration of various practical skills at carrying out the wrecking in difficult climate-geographical conditions (special calculations adjusted for complexity of the wrecking), and on creativity development in professional activity. During pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions in the course of preparation of fire-fighting crews of military school was established.
Keywords: technology, vocational training, techno sphere safety, higher educational institutions, students, integrative approach to training.
Современная профессиональная деятельность специалистов в сфере техносферной безопасности требует новых подходов к организации их обучения в вузе, создания гибких систем образования, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки. Не вызывает сомнений, что труд в техносферной безопасности предъявляет повышенные требования к здоровью, физическим и личностным качествам специалистов. В ряде исследований отмечается, что специалисты техносферной безопасности сталкиваются с неблагоприятными факторами профессиональной деятельности. Эти факторы в основном связаны с ликвидацией последствий техногенных катастроф, взрывов и пожаров и проведением аварийно-спасательных работ [1-3]. Такие условия и характер труда специалистов техносферной безопасности вынуждают рассматривать процесс их подготовки как интегративный [3].
Анализ деятельности выпускников Камской инженерно-экономической академии свидетельствует о недостаточном уровне их профессиональной подготовленности к действиям по ликвидации последствий техногенных катастроф. С целью оптимизации про-
фессиональной подготовки студентов в вузе, нами была разработана технология их подготовки, с использованием интегративного подхода к обучению (рис.1).
Рис. Технология профессиональной подготовки специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием интегративного подхода к обучению
Данная технология прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента.
Проведенные исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс подготовки будущих специалистов техносферной безопасности разработанной технологии, с использованием интегративного подхода к обучению, приводит к росту эффективности этого процесса.
Разработанная технология профессиональной подготовки студентов, с использованием интегративного подхода к обучению прошла проверку в ходе педагогического эксперимента. Как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, студенты экспериментальной группы превосходили своих товарищей из контрольной группы
практически по всем показателям организаторских, психологических и других видов профессиональных качеств. По отзывам руководителей предприятий, выпускники экспериментальной группы в среднем на 12-14% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с выпускниками контрольной группы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки студентов, с использованием интегративного подхода к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А. В. Конды-ков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.
3. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
REFERENCES
1. Aldoshina E.A. (2010), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60 No. 2, pp. 3-6.
2. Kondykov A.V. (2011), "Pedagogical adder's-spears conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No. 12, pp. 143-146.
3. Titushina N.V. (2008), "Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.35 No. 1, pp. 89-93.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.56
ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЙ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ МУЖСКОЙ
И ЖЕНСКОЙ «ЭЛИТЫ»
Маргарита Петковна Георгиева, преподаватель,
Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России
(ВИГПС МЧС России)
Аннотация
В настоящее время при разработке соревновательных дистанций большинство специали-стов-планировщиков главное внимание уделяют дистанциям в мужской элите, которые планируются технически сложными и интересными. Другие дистанции, в том числе и для группы женской элиты, планируются по «остаточному» принципу, то есть путём соединения между собой уже использованных точек контрольных пунктов таким образом, чтобы уложиться в модельные параметры (учитывается в основном длина дистанции и расчётное время победителя). При таком подходе очень часто страдает именно техническое совершенство соревновательной трассы. Однако соревновательная дистанция - это средство тестирования спортсмена на мастерство, поэтому принципы тестирования мастерства у ориентировщиков мужской и женской «элиты» с технической точки