Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов'

Психолого-педагогические условия, необходимые для управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буханов Анатолий Вячеславович

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, автор отмечает оптимизацию планирования профессиональной подготовки, направленную на формирование практических навыков ликвидации аварий, а также своевременность принятия решений по устранению отклонений в эксплуатации ракетных комплексов от нормативных требований. При этом большое внимание должно уделяться организации выполнения мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов, а также доведению до личного состава аварийно-спасательных формирований результатов освидетельствования ракетных комплексов. Большое значение в процессе подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов должно уделяться непрерывному сбору, изучению и анализу информации о состоянии безопасной эксплуатации ракетного вооружения, а также подбору наиболее эффективных средств обучения в процессе профессиональной подготовки. Важными психолого-педагогическими условиями являются: соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации аварий на ракетных комплексах; разработка объективных критериев контроля над эффективностью процесса подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буханов Анатолий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologically pedagogical conditions necessary for management of vocational training of staff of missile systems emergency rescue teams

The results of researches of the author on identification of the psychologically pedagogical conditions necessary for effective management of vocational training of staff of missile systems emergency rescue teams have been presented in the article. Among the main psychologically pedagogical conditions necessary for the effective management of vocational training of staff of missile systems emergency rescue teams the author notes the optimization of planning of the vocational training, directed at formation of the practical skills for the accidents elimination, and the timeliness of decision-making on elimination of the deviations in operation of missile systems from the standard requirements. Thus, much attention has to be paid to the organization of the counter actions in ensuring the safe operation of missile systems, and informing the staff of rescue teams upon the results of survey of the missile systems. The vital importance in the course of preparation of the staff of the missile systems rescue teams has to be given to the continuous collecting, studying and analyzing of the information on the condition of the safe operation of missile armament, and to selection of the most effective means for training within the course of vocational training. The important psychologically pedagogical conditions are the following: the observance of the training sequence, taking into account the complexity of the solved tasks under the conditions of the missile systems accident elimination; development of the objective criteria for control over the efficiency of the process of preparation of the rescue teams staff.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов»

УДК 378 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Анатолий Вячеславович Буханов, соискатель,

Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психологопедагогических условий, необходимых для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, автор отмечает оптимизацию планирования профессиональной подготовки, направленную на формирование практических навыков ликвидации аварий, а также своевременность принятия решений по устранению отклонений в эксплуатации ракетных комплексов от нормативных требований. При этом большое внимание должно уделяться организации выполнения мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов, а также доведению до личного состава аварийно-спасательных формирований результатов освидетельствования ракетных комплексов. Большое значение в процессе подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов должно уделяться непрерывному сбору, изучению и анализу информации о состоянии безопасной эксплуатации ракетного вооружения, а также подбору наиболее эффективных средств обучения в процессе профессиональной подготовки. Важными психоло-го-педагогическими условиями являются: соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации аварий на ракетных комплексах; разработка объективных критериев контроля над эффективностью процесса подготовки личного состава аварийноспасательных формирований.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; аварийно-спасательные формирования; ракетные комплексы; личный состав; управление профессиональной подготовкой.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p28-32 PSYCHOLOGICALLY PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR MANAGEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF STAFF OF MISSILE SYSTEMS

EMERGENCY RESCUE TEAMS Anatoly Vyacheslavovich Bukhanov, the competitor,

Mozhaysky Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

The results of researches of the author on identification of the psychologically pedagogical conditions necessary for effective management of vocational training of staff of missile systems emergency rescue teams have been presented in the article. Among the main psychologically pedagogical conditions necessary for the effective management of vocational training of staff of missile systems emergency rescue teams the author notes the optimization of planning of the vocational training, directed at formation of the practical skills for the accidents elimination, and the timeliness of decision-making on elimination of the deviations in operation of missile systems from the standard requirements. Thus, much attention has to be paid to the organization of the counter actions in ensuring the safe operation of missile systems, and informing the staff of rescue teams upon the results of survey of the missile systems. The vital importance in the course of preparation of the staff of the missile systems rescue teams has to be given to the continuous collecting, studying and analyzing of the information on the condition of the safe operation of missile armament, and to selection of the most effective means for training within the course of vocational training. The important psychologically pedagogical conditions are the following: the observance of the training sequence, taking into account the complexity of the solved tasks under the conditions of the missile systems accident elimination; development of the objective criteria for control over the efficiency of the process of preparation of the rescue teams staff.

Keywords: psychologically pedagogical conditions, rescue formations, missile systems, staff, management of vocational training.

Повышение эффективности процесса управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов может быть обеспечено созданием соответствующих психолого-педагогических условий. Пси-холого-педагогические условия, необходимые для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов должны включать все те элементы, без которых невозможно сформировать у личного состава аварийно-спасательных формирований профессиональные навыки и умения. Психолого-педагогические условия должны обеспечить высокую эффективность системы управления профессиональной подготовкой личного состава аварийноспасательных формирований ракетных комплексов. В этой системе должны быть [в соответствии с ФЗ от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изменениями и дополнениями)]: объект (личный состав аварийноспасательных формирований ракетных комплексов); субъект (руководящий состав ракетных комплексов); цели и задачи управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов на каждом из этапов; формы, методы и средства формирования профессиональных навыков и умений у личного состава аварийно-спасательных формирований; оценочно-корректировочную часть процесса управления личного состава аварийно-спасательных формирований [111]. Одной из основных установок профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов является целевая направленность, учитывающая требования их военно-профессиональной деятельности [1-3].

В ходе дальнейшего исследования определялись психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Для определения ранговой структуры этих психолого-педагогических условий был проведен опрос 73 респондентов, имеющих опыт работы в данной сфере более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных

формирований ракетных комплексов (n=73)

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Оптимизация планирования профессиональной подготовки, направленная на формирование практических навыков ликвидации аварий 18,5

2 Своевременность принятия решений по устранению отклонений в эксплуатации ракетных комплексов от нормативных требований 17,2

3 Организация выполнения мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов 15,8

4 Доведение до личного состава аварийно-спасательных формирований результатов освидетельствования ракетных комплексов 14,3

5 Непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии безопасной эксплуатации ракетного вооружения 10,7

6 Подбор наиболее эффективных средств обучения в процессе профессиональной подготовки 9,2

7 Соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации аварий на ракетных комплексах 7,8

8 Разработка объективных критериев контроля над эффективностью процесса подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований 6,5

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийноспасательных формирований ракетных комплексов, респонденты отметили оптимизацию планирования профессиональной подготовки, направленную на формирование практических навыков ликвидации аварий, а также своевременность принятия решений по устранению отклонений в эксплуатации ракетных комплексов от нормативных требований. При этом большое внимание должно уделяться организации выполнения мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов, а также доведению до личного состава аварийно-спасательных формирований результатов освидетельствования ракетных комплексов. Большое значение в процессе подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов должно уделяться непрерывному сбору, изучению и анализу информации о состоянии безопасной эксплуатации ракетного вооружения, а также подбору наиболее эффективных средств обучения в процессе профессиональной подготовки. Важными психолого-педагогическими условиями являются: соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации аварий на ракетных комплексах; разработка объективных критериев контроля над эффективностью процесса подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований.

Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия необходимы для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийноспасательных формирований ракетных комплексов. Создание этих условий позволяет в значительной степени повысить уровень профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий, для эффективного управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А. Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы /

А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

5. Болотин, А. Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-

А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80).

- С. 185-187.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.

7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у

руководителей ГПН МЧС России I А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № S (102). - С. 34-39.

S. Болотин, А.Е. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России I А.Е. Болотин,

В.А. Чистяков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).

- С. 35-41.

9. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов I В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

10. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ I

В.Л. Пашута II Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9) - С. 224-230.

11. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя I В. А. Чистяков, Г.В. Руденко II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (S7). - С. 159-163.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. і64-і69.

5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S0, No. 10, pp. 1S5-1S7.

6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.

7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. S, pp. 34-39.

S. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

9. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011), "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 3S-42.

10. Pashuta, V.L. (2010), “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation” Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

11. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical

readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2013.

УДК 378.147:378.018.43 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК РЕСУРС ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Николай Константинович Вальчук, преподаватель, майор,

Андрей Викторович Савенко, преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка модели ресурсной характеристики физической культуры личности студента. В современном мире особенно актуальной становится проблема ориентации личности на собственные возможности не только как сложившиеся предпосылки развития, но и осознанную необходимость определения его новых направлений. Для реализации компетентност-ного и личностно ориентированного подходов профессиональная подготовка в вузе на основе использования внутренних ресурсов студента должна стать предметом внимания. Разноплановая жизнедеятельность человека в современном мире требует проявления личностного ресурса - социального опыта, оставляющей которого являются личностно-профессиональные качества, в том числе физическая культура личности. Авторами выделена взаимосвязь между физической культурой личности и другими личностно-профессиональными качествами как подсистемами индивидуального социального опыта, предложена модель её ресурсной характеристики.

Ключевые слова: физическая культура личности, деятельность, внутренний ресурс, личностно-профессиональное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p32-35 STUDENTS' PERSONAL PHYSICAL CULTURE AS LIFE ACTIVITY RESOURCE

Nikolay Konstantinovich Valchuk, the teacher, major,

Andrey Victorovich Savenko, the teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of the investigation is students personal physical culture recourse characteristic model elaborating. For the contemporary world, the actual problem is understood as personal commitment to own abilities not as factors of personal development, but also as to the realized necessity in finding the new directions. For the realization of competence and personal oriented approaches, the vocational training in educational establishment has to become the attention subject based on the enteral students' resources. The variable human activity in the contemporary world requires the social experience manifestation, consisting from the personal and professional abilities, including the personal physical culture. The authors have indicated the correlation between the personal physical culture and other personally vocational qualities understood as subsystems of the individual experience, the model for its resource characteristic has been proposed. The authors found the correlation between the personal physical culture and other personal and professional abilities as subsystems of the personal social experience and its recourse model has been offered.

Keywords: personal physical culture, activity, internal resources, personal and professional development.

Разноплановая жизнедеятельность человека требует проявления личностного ресурса - социального опыта, оставляющей которого являются личностно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.