Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России'

Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ МЧС РОССИИ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Данилова Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России, авторы отмечают необходимость включения в процесс подготовки курсантов отдельных планов, программ по формированию умений своевременно принимать правильные организационно-управленческие решения. При этом большое внимание должно уделяться применению средств обучения для формирования навыков решения профессиональных задач, на основе систематизированных теоретических организационно-управленческих знаний, а также средств обучения для развития навыков организации работы в малых коллективах исполнителей. Большое значение в процессе подготовки курсантов должно уделяться направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у курсантов к самосовершенствованию в сфере организационно-управленческой деятельности, а также на формирование у них установки на профессиональное саморазвитие в сфере организационно-управленческой деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; выработка объективных критериев оценки развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; разработка педагогических мер для повышения уровня организационно-управленческой подготовленности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Данилова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for formation of the organizational and administrative competence among the cadets of higher education institutions of EMERCOM of Russia

The article presents the results of researches on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of the organizational and administrative competence at the cadets of the higher education institutions of Emercom of Russia. As the main psychology and pedagogical conditions necessary for formation of the organizational and administrative competence at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia the authors note the need in inclusion into the process of training of the cadets the separate plans, programs for forming the abilities to make the correct organizational and administrative decisions. Thus, much attention has to be paid to application of tutorials for formation of skills for the solution of the professional tasks, based on the systematized theoretical organizational and administrative knowledge, and tutorials for development of skills for the organization of work in small groups of the performers. The great value in the course of the training of cadets has to be given to the orientation on the continuous search for the ways to increase the level of motivation at cadets to self-improvement in the sphere of organizational and administrative activity, and on focus formation at them on professional self-development in the sphere of the organizational and administrative activity. The important psychology and pedagogical conditions are: development of the complex of actions for control over a level of development of qualities among the cadets necessary for the organizational and administrative activity; development of the objective criteria for the assessment of the development of qualities among the cadets necessary for organizational and administrative activity; development of the pedagogical measures for increase of the level of the organizational and administrative readiness of cadets.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России»

10. Dalen, D. and Bannett B. (2001), A world history of physical education, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N.Y.

11. Haskell, W.L. (1996), “Physical activity, sport and health: Toward the next century”, Research Quarterly for Exercise and Sports, Vol. 67, Suppl. to No 3, pp. 37-47.

12. Zeigler, E. and Earle F. (2009), The "Discipline" and the "Profession" issues in North American sport and physical education, AAHPER, Washington, L.C.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.06.2014.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Татьяна Викторовна Данилова, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России, авторы отмечают необходимость включения в процесс подготовки курсантов отдельных планов, программ по формированию умений своевременно принимать правильные организационно-управленческие решения. При этом большое внимание должно уделяться применению средств обучения для формирования навыков решения профессиональных задач, на основе систематизированных теоретических организационно-управленческих знаний, а также средств обучения для развития навыков организации работы в малых коллективах исполнителей. Большое значение в процессе подготовки курсантов должно уделяться направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у курсантов к самосовершенствованию в сфере организационно-управленческой деятельности, а также на формирование у них установки на профессиональное саморазвитие в сфере организационно-управленческой деятельности. Важными психологопедагогическими условиями являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; выработка объективных критериев оценки развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; разработка педагогических мер для повышения уровня организационно-управленческой подготовленности курсантов.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; организационно-управленческая компетентность; профессиональная деятельность; вузы МЧС России; курсанты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p34-38 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

St. Petersburg State Polytechnical University,

Tatyana Viktorovna Danilova, the competitor,

St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of the organizational and administrative competence at the cadets of

the higher education institutions of Emercom of Russia. As the main psychology and pedagogical conditions necessary for formation of the organizational and administrative competence at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia the authors note the need in inclusion into the process of training of the cadets the separate plans, programs for forming the abilities to make the correct organizational and administrative decisions. Thus, much attention has to be paid to application of tutorials for formation of skills for the solution of the professional tasks, based on the systematized theoretical organizational and administrative knowledge, and tutorials for development of skills for the organization of work in small groups of the performers. The great value in the course of the training of cadets has to be given to the orientation on the continuous search for the ways to increase the level of motivation at cadets to selfimprovement in the sphere of organizational and administrative activity, and on focus formation at them on professional self-development in the sphere of the organizational and administrative activity. The important psychology and pedagogical conditions are: development of the complex of actions for control over a level of development of qualities among the cadets necessary for the organizational and administrative activity; development of the objective criteria for the assessment of the development of qualities among the cadets necessary for organizational and administrative activity; development of the pedagogical measures for increase of the level of the organizational and administrative readiness of cadets.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, organizational and administrative competence, professional activity, higher education institutions of Emercom of Russia, cadets.

В современных условиях наметился переход от традиционно-сложившейся подготовки курсантов в вузах МЧС России к инновационным технологиям. Смысл такой подготовки состоит в том, чтобы максимально обеспечить высокий уровень организационноуправленческой компетентности у выпускников вузов МЧС России. Для обеспечения такого уровня организационно-управленческой компетентности у выпускников вузов МЧС России необходимо выявить психолого-педагогические условия, необходимые для ее формирования. [1-8]. Проведенные исследования показывают, что формирование организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России тесно связано с поиском новых подходов к осуществлению управленческой деятельности после выпуска из вуза. [6, 7].

Необходимость формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России обусловлена тем, что значительная часть выпускников не готова к осуществлению эффективной управленческой деятельности. К числу основных причин такого положения дел относятся: неразвитые мотивы, побуждающие к поиску новых, наиболее эффективных способов решения задач организационно-управленческой деятельности; отсутствие целевых установок на осуществление эффективной профессиональной деятельности; низкий уровень профессиональной подготовленности; неуверенность в своей способности осуществлять эффективное руководство коллективом подчиненного личного состава у выпускников вузов МЧС России [6,7 ].

Выпускники вузов МЧС России должны:

• анализировать проблемы, процессы и явления в системе управления МЧС России, а также организационно-управленческой деятельности;

• использовать знания из сферы управления для понимания процессов, происходящих в организационно-управленческой деятельности;

• понимать значимость управленческих закономерностей для активной организационно-управленческой деятельности в подразделениях МЧС России;

• следовать этическим и правовым нормам, обладать способностями социальной адаптации для работы в коллективе, уметь руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;

• понимать различие в методах исследования управленческих процессов и явлений на эмпирическом и теоретическом уровне;

• меть применять полученные знания в процессе решения задач организационно-управленческой деятельности.

Разрешить данную проблему можно, если придать организационноуправленческой деятельности выпускников вузов МЧС России личностный смысл, нацелить их на поиск новых подходов и способов решения профессиональных задач. При этом необходимо выявить психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России.

С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России был проведен опрос опытных преподавателей и специалистов, имеющих стаж службы в МЧС России более 10 лет. В опросе приняли участие 73 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС

России (п=73)

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Включение в процесс профессиональной подготовки курсантов отдельных планов, программ по формированию умений своевременно принимать правильные организационно-управленческие решения 19,3

2 Использование средств обучения для формирования навыков решения профессиональных задач, на основе систематизированных теоретических организационно-управленческих знаний 17,7

3 Активное применение средств обучения для развития навыков организации работы в малых коллективах исполнителей 15,2

4 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у курсантов к самосовершенствованию в сфере организационно-управленческой деятельности 14,3

5 Формирование установки у курсантов на профессиональное саморазвитие в сфере организационно-управленческой деятельности 10,7

6 Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности 9,8

7 Выработка объективных критериев оценки развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности 7,3

8 Разработка педагогических мер для повышения уровня организационноуправленческой подготовленности курсантов 5,7

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России, респонденты отмечают необходимость включения в процесс подготовки курсантов отдельных планов, программ по формированию умений своевременно принимать правильные организационно-управленческие решения. При этом большое внимание должно уделяться применению средств обучения для формирования навыков решения профессиональных задач, на основе систематизированных теоретических организационно-управленческих знаний, а также средств обучения для развития навыков организации работы в малых коллективах исполнителей. Большое значение в процессе подготовки курсантов должно уделяться направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у курсантов к самосовершенствованию в сфере организационноуправленческой деятельности, а также на формирование у них установки на профессиональное саморазвитие в сфере организационно-управленческой деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития качеств у курсантов, необходимых для организационноуправленческой деятельности; выработка объективных критериев оценки развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; разработка педагогических мер для повышения уровня организационно-управленческой подготовленности курсантов.

Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия жизненно необходимы для успешного формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. Создание этих условий позволит в значительной степени повысить уровень организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

4. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.

5. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 36-39.

6. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России / А.Э. Болотин, Т.В. Данилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 16-21.

7. Болотин, А. Э. Педагогическая технология формирования организационноуправленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России / А. Э. Болотин, Т. В. Данилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 46-49.

8. Болотин, А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, А.В. Волков, И.А. Панченко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2 - С. 35-38.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

3. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

4. Bolotin, A.E. Tokareva, A.V. and Pauls, A.A. (2013), “Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.

5. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), “Requirements imposed to administrative competence of university graduates of GPS of Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 36 -39.

6. Bolotin, A.E. and Danilova, T.V. (2014), “Requirements made to professional readiness of

experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 16-21.

7. Bolotin, A.E. and Danilova, T.V. (2014), “Pedagogical technology of formation of organizational and administrative competence at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 46-49.

8. Bolotin, A.E., Volkov, A.V. and Panchenko, I.A. (2014), “Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions, Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-38.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.07.2014.

УДК 378

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ

Михаил Александрович Варенцов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены основные результаты педагогического анализа теории и практики развития профессиональных компетенций курсантов военных вузов. Сформулирован ряд педагогических условий развития профессиональных компетенций курсантов, включая интеграцию междисциплинарных знаний.

Ключевые слова: развитие компетенций, профессиональные компетенции, интеграция междисциплинарных знаний, курсанты военных вузов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p38-43 DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE MILITARY SCHOOLS CADETS THROUGH THE INTEGRATION OF THE INTERDISCIPLINARY KNOWLEDGE

Mikhail Alexandrovich Varentsov, the competitor,

Saint-Petersburg Military Institute of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia

Annotation

This article presents the main results of the analysis of the pedagogical theory and practice of development of the professional competencies of cadets at military colleges. A number of the pedagogical conditions for the development of the professional competencies of cadets, including the integration of interdisciplinary knowledge, have been determined.

Keywords: development of competencies, professional competence, integration of interdisciplinary knowledge, cadets of military schools.

Подготовка офицерских кадров в настоящее время должна базироваться на реализации положений компетентностного подхода, отражающего современные тенденции развития образования, его ориентированность на выпускника, готового и способного к жизни и деятельности сразу после окончания учебного заведения.

В целом интеграция определяется, как: состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, также процесс, ведущий к такому состоянию; процесс сближений и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Она понимается как объединение, взаимосвязь элементов, включение в целое в качестве составной части [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.