УДК 378 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Татьяна Викторовна Данилова, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической технологии формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. Авторы отмечают, что в настоящее время система профессиональной подготовки курсантов в вузах МЧС России не в полной мере учитывает существующие реалии. У многих выпускников вузов МЧС России организационно-управленческая компетентность находится на низком уровне, который не позволяет эффективно решать профессиональные задачи по управлению подчиненным личным составом в современных условиях. Это отрицательно сказывается на их профессиональной деятельности. Для успешного решения этой задачи была разработана педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов в вузах МЧС России явились положительные сдвиги в оценке уровня успешности овладения испытуемыми управленческими навыками.
Ключевые слова: педагогическая технология; организационно-управленческая компетентность; курсанты вузов МЧС России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p46-49 PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Tatyana Viktorovna Danilova, the competitor,
St.-Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of
Russia
Annotation
In article, the results of researches on justification of pedagogical technology of formation of organizational and administrative competence at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia have been presented. Authors note that now the system of vocational training of cadets at higher education institutions of Emercom of Russia does not fully consider the existing realities. At many university graduates of Emercom of Russia, organizational and administrative competence is at a low level, which does not allow solving effectively the professional problems of management of the subordinated staff in the modern conditions. It has an adverse effect on their professional activity. The pedagogical technology of formation of organizational and administrative competence was developed for the successful solution of this task at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia. Objective indicator of high efficiency of the developed pedagogical technology of formation of organizational and administrative competence at cadets in higher education institutions of Emercom of Russia were positive shifts in an assessment of level of success in mastering the administrative skills by the examinees.
Keywords: pedagogical technology, organizational and administrative competence, cadets of higher education institutions of Emercom of Russia.
В современных условиях требуется принципиально новая система управления подразделениями МЧС России. Должны быть четко разграничены компетенция и ответ-
ственность органов управления подразделениями МЧС России на всех уровнях. [1-6].
Главная фигура в управлении подразделением МЧС России - выпускник вуза МЧС России. Эффективность деятельности подразделения МЧС России зависит от качества управленческого труда выпускника вуза. Усиление ответственности при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также высокая общественная значимость труда подразделений МЧС России предъявляют высокие требования к управленческой подготовленности их руководителей. Высокий уровень такой подготовленности выражается в организационноуправленческой компетентности выпускников вузов МЧС России. Это требует наличия универсальной подготовки курсантов в вузах МЧС России, основанной на базе понятия «организационно-управленческая компетентность». Понятие «организационноуправленческая компетентность» объединяет профессиональные и личностные характеристики выпускников вузов МЧС России. [1-6].
В настоящее время система профессиональной подготовки курсантов в вузах МЧС России не в полной мере учитывает существующие реалии. У многих выпускников вузов МЧС России организационно-управленческая компетентность находится на низком уровне, который не позволяет эффективно решать профессиональные задачи по управлению подчиненным личным составом в современных условиях. Это отрицательно сказывается на их профессиональной деятельности. От эффективного решения организационно-управленческих задач зависит:
- качество организации профессиональной деятельности всего подразделения МЧС России;
- обеспечение достаточного уровня готовности личного состава подразделения МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- эффективная перестройка механизма повседневной деятельности подразделения МЧС России.
Очевидно, что без четко построенной организационной структуры, а также системы формирования организационно-управленческой компетентности в процессе профессиональной подготовки курсантов в вузах МЧС России, качественное решение указанных задач невозможно. Современные выпускники вузов МЧС России должны обладать не только необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и уметь управлять людьми, принимать обоснованные и компетентные решения.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс вузов МЧС России создает условия для подготовки специалистов новой формации, владеющих современными способами ликвидации пожаров, спасения людей и обладающих высоким уровнем организационно-управленческой компетентности. [1-6]. Вместе с тем следует отметить, что вопросы формирования организационно-управленческой компетентности у выпускников вузов МЧС России недостаточно изучены. Для решения вышеперечисленных задач в подготовке курсантов в вузах МЧС России необходима коренная перестройка системы обучения.
Однако, проведенный анализ практики свидетельствует об отсутствии научно обоснованной педагогической технологии формирования организационноуправленческой компетентности у курсантов в вузах МЧС России. Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных методов формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России.
С целью оптимизации профессиональной подготовки, нами была разработана педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России (рис.).
Данная технология прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов в вузах МЧС России явились положительные сдвиги в оценке уровня успешности овладе-
ния испытуемыми управленческими навыками. Количество испытуемых с «высоким» уровнем развития управленческих навыков до эксперимента составило 5,8%, а после эксперимента - 41,6%, с «относительно высоким» уровнем - 8,6% и 45,2%, «средним» -59,4% и 9,9%, «низким» - 26,2% и 3,3% соответственно.
1.
Улучшения профессионального компонента организационноуправленческой >мпетентности
3.
Цель
обучения
Задачи
обучения
Приобретения управленческих знаний и расширения кругозора о профессии
Формирование спо'
собностей у курсантов к усвоению управленческих знаний и потребности к выполнению управленческой деятельности исходя из ее осо' бенностей
Повышение уровня знаний:
- по определению
объема, структуры,
содержания управ-
ленческой деятельности в подразделениях МЧС России;
- по контролю управленческих действий.
Улучшения коррекционного компонента организа-ционно-управлен-ческой компетентности
Формирование организаторских способностей, а также способ' ностей к усвоению профессиональных навыков и умений для действий по управлению подчиненными во время ликвидации ЧС
Формирование спо-
собностей у курсантов определять характер и содержание деятель-
ности по управлению подразделением МЧС России в зависимости от конкретной ситуации
Совершенствование
навыков:
- выбора оптималь ных средств, необходимых для подготовки личного со' става подразделений МЧС России; -принятия управленческих решений;
- реализации функ-
ций управления в практической дея-
тельности;
- реализации прин-
Совершенствование
навыков:
- принятия комплекса долгосрочных решений;
- оценки ситуации;
-определения наиболее верных направлений управленче-
ской деятельности;
- выбора наиболее целесообразных форм, видов и методов организации деятельности подразделений МЧС РФ.
Средства и методические приемы
Отработка вопросов:
- планирования повседневной деятельности подразделений МЧС России;
- расчета необходимых средств пожаротушения и прогнозирования деятельности во время ликвидации ЧС.
Отработка вопросов:
- планирования деятельности подразделений МЧС России на месяц;
- оценки результатов деятельности личного состава во время ликвидации ЧС;
- разработки меро-
приятий по контролю над деятельностью сотрудников подразделения МЧС._________
Отработка вопросов:
- анализа деятель-
ности по управлению подразделе-
нием МЧС России;
- корректировки
действий, имеющих недостаточную эффектив-
ность;
- этапной оценки эффективности деятельности подразделения МЧС.
Рис. Педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России.
ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России,
разработанной педагогической технология формирования у них организационноуправленческой компетентности. ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.
5. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н. Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 36-39.
6. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России / А.Э. Болотин, Т.В. Данилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 16-21.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
3. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
4. Bolotin, A.E., Tokareva, A.V. and Pauls, A.A. (2013), “Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
5. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), “Requirements imposed to administrative competence of university graduates of GPS of Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 36 -39.
6. Bolotin, A.E. and Danilova, T.V. (2014), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 16-21.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2014.