ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
Н.Н. Северин, доктор педагогических наук, доцент. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова. Т.В. Данилова.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Представлены результаты исследований по обоснованию особенностей формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. Отмечено, что в настоящее время система профессиональной подготовки курсантов в вузах МЧС России не в полной мере учитывает существующие реалии. У многих выпускников вузов МЧС России организационно-управленческая компетентность находится на низком уровне, который не позволяет эффективно решать профессиональные задачи по управлению подчиненным личным составом в современных условиях. Это отрицательно сказывается на их профессиональной деятельности. Для успешного решения этой задачи необходимо учитывать особенности формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России.
Ключевые слова: МЧС России, организационно-управленческая компетентность, курсанты, профессиональная подготовленность, объект управления
FEATURES OF FORMING ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL COMPETENCE CADETS IN INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
N.N. Severin. Belgorod state technological university named V.G. Shukhov.
T.V. Danilova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The results of studies to substantiate the features of forming organizational-managerial competence of cadets in institutions of EMERCOM of Russia. The authors note that the current system of vocational training of cadets in institutions of EMERCOM of Russia does not fully take into account the existing realities. Many graduates from institutions of EMERCOM of Russia organizational-managerial competence is low, which cannot effectively solve the problem of professional management subordinate personnel in modern conditions. This has a negative impact on their professional activities. To successfully solve this problem it is necessary to take into account peculiarities of the organizational and managerial competence of cadets of institutions of EMERCOM of Russia.
Keywords: EMERCOM of Russia, organizational-managerial competence, cadets, professional qualification, management object
В современных условиях требуется принципиально новая система управления подразделениями МЧС России. Должны быть четко разграничены компетенция и ответственность органов управления подразделениями МЧС России на всех уровнях [1-2].
Главная фигура в управлении подразделением МЧС России - выпускник. Эффективность деятельности подразделения МЧС России зависит от качества управленческого труда выпускника вуза. Практика свидетельствует, что структура
и содержание организационно-управленческой деятельности выпускников вузов МЧС России имеет свои особенности. Эти особенности объеденены с функциональными звеньями управления в данной сфере, которые рассматриваются как особые виды деятельности, связанные с оценкой ситуации, принятием управленческих решений и другими функциями. На формирование этих навыков у курсантов обращалось особое внимание. Учитывалось, что единый управленческий цикл образуют последовательные этапы действий. Каждый управленческий цикл имеет свое содержание, характерное особенностям деятельности руководителя подразделения.
Значительное внимание в ходе эксперимента уделялось процессу принятия решений и функциям контроля над деятельностью сотрудников подразделений МЧС России. В функциональном составе управления подразделениями МЧС России обращалось внимание на важные элементы управления: мотив, цель, планирование, переработку информации, проверку результатов и коррекцию действий.
Большое внимание в ходе эксперимента было обращено на три стадии организационно-управленческой деятельности руководителей подразделений МЧС России: познавательную, творческую и организаторскую. Познавательная стадия связана с формированием образа управленческой ситуации, который выступает в качестве информационной основы для творческой стадии управления. На этой стадии курсантами как будущими руководителями подразделений МЧС России принимаются решения по тому или иному вопросу, а также разрабатывается программа действий. Организаторская стадия связана с мероприятиями по выполнению принятого решения.
Следует отметить, что специфика управления подразделением МЧС России не может быть описана в виде трех стадий. Поэтому в ходе эксперимента внимание курсантов сосредотачивалось на этапах управления. При этом учитывалось, что управленческий цикл необходимо разбивать на отдельные виды деятельности, которые осуществляются в определенной последовательности. Курсантам пояснялось, что в рамках соответствующего управленческого акта совершаются определенные действия и операции. Основным моментом в такой ситуации является выработка и принятие решений в качестве проекта будущего действия на возникшую перед подразделением МЧС России задачу. После принятия решения следует этап организации исполнения принятого решения в соответствии с решаемой задачей. Управленческий цикл заканчивается анализом и оценкой достигнутого результата [3].
Курсантам представлялась управленческая система, включающая формирование целей, создание информационной базы об объекте управления, прогнозирование, принятие решения, организацию исполнения принятых решений, контроль и оценку результатов. В данном случае все элементы управления подразделением МЧС России образуют единую функциональную систему деятельности руководителя и подчиненных. Все вышесказанное позволило определить структуру и содержание управленческой деятельности выпускников вузов МЧС России. Курсантам в ходе эксперимента пояснялось, что они осуществляют планирование, организацию, координирование, мотивирование, контроль деятельности сотрудников подразделений МЧС России. Кроме того, концентрировалось внимание на том, что они самостоятельно принимают и организуют исполнение управленческих решений. Признаками эффективности организационно-управленческой деятельности служили умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности подразделения, прогнозировать возможные результаты управленческой деятельности, принимать оптимальные решения и воплощать их в жизнь. При этом важнейшее значение в организационно-управленческой деятельности отводилось мобилизации на выполнение принятых решений. Для этого у курсантов вырабатывались навыки уметь устанавливать правильные взаимоотношения, адекватно оценивать достигнутые результаты, корригировать и перестраивать собственную деятельность.
В ходе эксперимента обращалось внимание, что для успешного выполнения организационно-управленческой деятельности выпускники вузов МЧС России должны обладать целым комплексом необходимых личностных качеств. Важнейшими качествами
являются организационно-управленческая компетентность, а также способность предвидения возможных результатов своих действий. Сюда же можно отнести решительность и смелость, в которых проявляется способность принимать адекватные по ситуации решения. Для выполнения организационно-управленческих функций необходима ответственность как проявление высокого уровня самоконтроля над собственными действиями [4].
В ходе эксперимента внимание акцентрировалось на том, что управление подразделением МЧС России следует представлять как процесс в единстве всех функций. Содержание организационно-управленческой деятельности не может быть сведено только к отдельно взятой функции. Курсантам пояснялось, что управленческая ситуация возникает в результате взаимодействия руководителей подразделений МЧС России и обстоятельств при чрезвычайных ситуациях. В разрешении разных ситуаций отражаются разные виды организационно-управленческой деятельности руководителей подразделениями МЧС России, раскрывающие ее содержание [5].
Таким образом, в ходе эксперимента была определена структура организационно-управленческой деятельности, на основании которой была разработана программа обучения.
Результаты первой части проведенного эксперимента показали высокую образовательную эффективность разработанной программы обучения. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о важности и целесообразности предлагаемой модели формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России (табл. 1, 2).
Таблица 1. Результаты оценки уровня овладения испытуемыми экспериментальной группы организационно-управленческими навыками (п=23)
Уровень овладения организационно-управленческими навыками Испытуемые (%)
до эксперимента после эксперимента
«Высокий» 7,3 38,5
«Средний» 9,4 40,0
«Низкий» 60,0 8,8
«Неудовлетворительный» 23,3 2,7
Таблица 2. Результаты освоения экспериментальной программы курсантами экспериментальной группы (п=23)
Результаты подготовки
Успешность освоения программы (в баллах) (х ± т) Р
до эксперимента после эксперимента
Оценка управленческих знаний 2,4±0,21 4,3±0,17 <0,05
Оценка практических действий 3,1±0,18 4,6±0,23 <0,05
Реферат на заданную тему - 4,4±0,31 -
Оценка педагогов по менеджменту 2,5±0,27 4,5±0,13 <0,05
Самооценка 3,3±0,22 4,7±0,14 <0,05
Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о значительном совпадении самооценок испытуемых и оценок педагогов об успешности освоения программы. Положительным результатом воздействия экспериментальной программы на уровень организационно-управленческой компетентности курсантов вузов МЧС России явились положительные сдвиги в параметрах, характеризующих уровень развития организационно-управленческих навыков (табл. 3).
Таблица 3. Средние результаты освоения экспериментальной программы курсантами вуза МЧС
России (п=23)
Оценка уровня развития навыков Результаты успешности обучения (в баллах) (х ± т) Р
до эксперимента после эксперимента
Умения оценивать чрезвычайную ситуацию 2,31±0,14 4,18±0,19 <0,05
Планирования деятельности подразделений МЧС России 3,02±0,17 4,57±0,18 <0,05
Принятия решений в зависимости от ситуации 2,81±0,21 4,29±0,23 <0,05
Контроль над действиями подчиненных 2,83±0,11 4,58±0,14 <0,05
Экспертная оценка 3,22±0,21 4,67±0,27 <0,05
Анализ профессиональной деятельности выпускников вузов МЧС России позволил установить ряд закономерных особенностей в формировании организационно-управленческой компетентности [6].
Во-первых, на повышение уровня организационно-управленческой компетентности определяющее влияние оказывают уровень и направленность развития мотивации будущих руководителей подразделениями МЧС России. Полученные в ходе исследований результаты свидетельствуют о том, что «высокого» уровня организационно-управленческой компетентности достигают лишь те из них, у которых сложились устойчивые социальные и профессиональные мотивы. Такие как убежденность в необходимости улучшить качество организационно-управленческой деятельности, стремление принести своей деятельностью наибольшую пользу, завоевать авторитет и др. У курсантов со «средним» уровнем -доминирующее значение играют мотивы социальной идентификации. Для курсантов с «низким» уровнем - характерны такие мотивы, как желание избежать неприятностей по службе, критики со стороны преподавателей и др. Курсанты, у которых широкие социальные мотивы тесно переплетаются с мотивами социальной идентификации, более устойчивы к воздействию неблагоприятных факторов.
Во-вторых, содержание и направленность организационно-управленческой деятельности зависит от профессиональной подготовленности выпускников. Результаты исследовательской работы показали, что процесс профессионального мастерства начинается, как правило, с поиска методических приемов, обеспечивающих успешное управление подразделениями МЧС России, а затем он охватывает организационные и содержательные аспекты управления и в последнюю очередь распространяется на решение воспитательных задач.
В-третьих, повышение уровня организационно-управленческой компетентности во многом зависит от наличия навыков управленческой деятельности. Практика показывает, что курсанты, прошедшие стажировку и владеющие первоначальными навыками, более эффективно осуществляют управление подразделениями МЧС России после выпуска из вуза, вносят более существенные и значимые предложения в обновление методов руководства ими.
В-четвертых, формирование организационно-управленческой компетентности во многом зависит от деятельности курсантов вузов МЧС России по самообразованию и самовоспитанию.
Формирование организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России представляет собой относительно длительный процесс, включающий в себя несколько периодов и этапов. Динамика этого процесса зависит от индивидуальных особенностей личности и уровня организационно-управленческой подготовленности, развития мотивации, организации служебной деятельности после окончания вуза МЧС России.
В формировании организационно-управленческой компетентности проявляется ряд особенностей и зависимостей, знание и учет которых позволяет создать благоприятные возможности для повышения качества этого процесса.
Литература
1. Болотин А.Э., Васильева В.С. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6 (100). С. 15-21.
2. Болотин А.Э., Васильева В.С. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 14-19.
3. Болотин А.Э., Чистяков А.В. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). С. 35-41.
4. Болотин А.Э., Токарева А.В., Паульс А.А. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 23-28.
5. Болотин А.Э., Стрельникова Н.Л. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 3 (109). С. 36-39.
6. Болотин А.Э., Данилова Т.В. Требования, предъявляемые к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 16-21.