СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ
А.А. Бобрищев, доктор педагогических наук, профессор; К.В. Мотовичев; И.А. Онищенко.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Приведены результаты исследований авторов по обоснованию структурно-функциональной модели управления физической подготовкой в вузах МЧС России. Данная модель раскрывает содержание технологии управления физической подготовкой курсантов в вузах МЧС России, функций, средств, форм и методов управленческой деятельности, а также процесса их обучения. В ходе педагогического эксперимента была доказана высокая эффективность разработанной структурно-функциональной модели управления физической подготовкой личного состава курсантских подразделений на основе базово-дифференцированного метода управления.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, курсантские подразделения, управление физической подготовкой, базово-дифференцированный метод, вузы МЧС России
STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF PHYSICAL TRAINING IN UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA
A.A. Bobrishchev; K.V. Motovichev; I.A. Onishenko. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The results of the authors' research on the substantiation of the structural and functional model of physical training management at EMERCOM universities of Russia are presented. This model reveals the content of technology of management of physical training of cadets in the universities of EMERCOM of Russia, functions, means, forms and methods of management, as well as the process of their training. In the course of the pedagogical experiment, the high efficiency of the developed structural and functional model of physical training management of the personnel of the cadet units on the basis of the basic-differentiated method of management was proved.
Keywords: structural-functional model, cadet unit, management of physical training, basic differential method, universities of EMERCOM of Russia
В настоящее время значительно ужесточились требования к всесторонней физической подготовке выпускников вузов МЧС России. Занятия спортом играют особую роль в обеспечении физической готовности выпускников образовательных учреждений МЧС России, а также способствуют эффективной профессиональной деятельности. Занятия пожарно-прикладными видами спорта приобретают особую значимость. В процессе тренировок у курсантов вузов МЧС России формируются знания и навыки в области пожарной техники, которые необходимы при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций [1, 2].
Необходимость повышения качества физической подготовки в вузах МЧС России вызвана спецификой деятельности сотрудников МЧС России в аварийных ситуациях. Деятельность сотрудников МЧС России в аварийных ситуациях подразумевает применение различных технических действий. В арсенале сотрудников МЧС России в аварийных ситуациях должно быть большое и разнообразное число приемов и методов. Овладеть всем арсеналом технических приемов с высокой степенью эффективности очень сложно. В связи
с этим возникает проблема, требующая внесения коррективов в области доведения действий до совершенства. Высокая вариативность тактических действий в аварийных ситуациях у сотрудников МЧС России высокой квалификации дает им возможность более качественно выполнять свою деятельность. Анализ деятельности сотрудников МЧС России в аварийных ситуациях позволяет выделить технические действия, которые являются наиболее энергозатратными и сложными для выполнения.
Исследование и анализ системы физической подготовки в вузах МЧС России является основным способом изучения и совершенствования построения тренировочного процесса курсантов с учетом их будущей деятельности. При анализе тактических действий сотрудников МЧС России в аварийных ситуациях подбираются наиболее эффективные средства и методы тренировки курсантов с учетом особенностей их будущей деятельности.
Необходимость методического обеспечения физической подготовки курсантов с учетом особенностей их будущей деятельности - это вопрос результативного управления физической подготовкой в образовательных учреждениях МЧС России. Развитие физических качеств: определение первоочередности их развития у курсантов и взаимодействия пропорционального соотношения с учетом особенностей их будущей деятельности является главной задачей эффективного управления физической подготовкой в вузах МЧС России. В ходе управления процессом физической подготовки нужно определить какие качества составляют основу подготовки курсантов в вузах МЧС России, какое место они занимают на различных этапах их будущей деятельности. На сегодняшний день исследования по этим вопросам в физической подготовке курсантов в вузах МЧС России отсутствуют.
Важным вопросом в необходимости улучшения управления системой физической подготовки в вузах МЧС России и научно-методического обеспечения подготовки курсантов является вопрос компетентности преподавательского состава. Из вышесказанного можно заключить, что процесс управления системой физической подготовки курсантов в вузах МЧС России следует поставить на научную основу. В процессе преодоления перечисленных противоречий была разработана модель структурно-функционального управления физической подготовкой в вузах МЧС России.
Эта модель раскрывает содержание технологий управления физической подготовкой курсантов, их обучения, функций, средств, форм и методов управленческой деятельности. Данные составляющие являются основополагающими для модели управления физической подготовкой курсантов в вузах МЧС России. Но многообразие задач, которые необходимо уметь решить в реальных условиях аварийных ситуаций, диктует необходимость многоплановой физической подготовки курсантов с учетом особенностей их будущей деятельности. Разнообразие задач склоняют к поиску наиболее рациональных путей организации физической подготовки курсантов в вузах МЧС России.
Вначале физическая подготовка курсантов в вузах МЧС России строилась на основе изучения особенностей их будущей деятельности. Однако вскоре обнаружилось, что одним изучением этих особенностей невозможно решить всего многообразия задач, которые встречаются в аварийных ситуациях. В результате сформировался метод тренировки курсантов, который называют синтетическим. Суть его состояла в попытке объединить физическую подготовку курсантов с другими видами подготовки в вузах МЧС России. Синтетический метод позволил улучшить качественный уровень физической подготовки курсантов.
Но простое суммирование различных видов подготовки курсантов не принесло нужного результата в обеспечении физической готовности курсантов к будущей деятельности в аварийных ситуациях.
Следующим этапом развития управления системой физической подготовки в вузах МЧС России явилось выделение в процессе обучения курсантов ряда типичных ситуаций, которые наиболее часто встречаются в аварийных ситуациях. Это породило создание ситуационного метода управления системой физической подготовки в вузах МЧС России. Отсутствие универсальности - один из главных недостатков данного метода. Применение
этого метода выстраивается по логическим шаблонам, в то время как реальные аварийные ситуации требуют гибкого интуитивно-творческого мышления от выпускников вузов МЧС России.
Очевидно, что решение данной проблемы возможно только на основе комплексного подхода к управлению системой физической подготовки в вузах МЧС России. Таким подходом обладает базово-дифференцированный метод. Главная идея данного метода состоит в расчленении сложного технического действия в аварийных ситуациях на простые составляющие. Практика показала, что выполнение любого приема в аварийных ситуациях основано на базовом функциональном состоянии.
В процессе обучения курсантов с использованием данного метода управления системой физической подготовки в вузах МЧС России происходит отработка элементарных движений, составляющих основу действий в аварийных ситуациях на базовом функциональном состоянии организма. Этих движений сравнительно немного, а их практическое применение не вызывает особых затруднений. Многие из этих движений включаются в утреннюю зарядку, а также в общую разминку, проводимую в начале занятия по физической подготовке.
Но все это должно строиться на основе высокого базового функционального состояния организма курсантов. Путем построения такой тренировки из разных движений может быть создано огромное количество приёмов для различных аварийных ситуаций. Курсант, освоивший данный принцип тренировки, не имеет в этом необходимости. Любое действие в аварийных ситуациях «конструируется» им для конкретно поставленных условий. Такой подход к тренировке курсантов является универсальным для различных конкретных аварийных ситуаций. Данному методу присуще большое количество вариантов применения приемов и действий в аварийных ситуациях. Выбор того или иного варианта действий определяется конкретной ситуацией, которая отрабатывается на занятиях по физической подготовке.
Таким образом, важным достоинством базово-дифференцированного метода управления системой физической подготовки в вузах МЧС России является возможность значительного повышения продуктивности учебного процесса, построенного на эффективной методике обучения курсантов. Одной из основных установок физической подготовки личного состава курсантских подразделений является целевая направленность физической подготовки на действия в аварийных ситуациях, учитывающая требования к их профессиональной деятельности после окончания вуза МЧС России. Практика показала, что для эффективного управления физической подготовкой в вузах МЧС России необходимо создание соответствующих психолого-педагогических условий.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели управления физической подготовкой личного состава курсантских подразделений служили показатели профессиональной деятельности выпускников вузов МЧС России. Испытуемые экспериментальной группы более эффективно выполняли комплексные профессиональные задачи при проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации пожаров. В экспериментальной группе эти результаты в среднем были выше на 17-19 % по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
В ходе проведенного исследования выявлено, что организация и планирование спортивных мероприятий в вузах МЧС России с использованием базово-дифференцированного метода управления физической подготовкой является эффективным средством подготовки курсантов. Разработанная модель управления физической подготовкой личного состава курсантских подразделений позволяет в значительной степени повысить уровень физической готовности выпускников к эффективной профессиональной деятельности по ликвидации пожаров и других аварийных ситуаций.
Литература
1. Болотин А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6 (100). С. 15-21.
2. Васильева В.С. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 14-19.
References
1. Bolotin A.E. Trebovaniya, made to professional readiness of experts in protection in emergency situations // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013. № 6 (100). pp. 15-21.
2. Vasilyeva V.S. Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013. № 2 (96). pp. 14-19.