Научная статья на тему 'Методика формирования социальной устойчивости, способствующая решению проблем гетерохронности курсантов государственной противопожарной службы МЧС Росии в начальный период обучения'

Методика формирования социальной устойчивости, способствующая решению проблем гетерохронности курсантов государственной противопожарной службы МЧС Росии в начальный период обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОХРОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / SOCIAL SUSTAINABILITY / ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / GROUP EXERCISES / КОМАНДНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / COMMAND-COMPETITIVE METHOD / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS / HETEROCHRONICITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тыщенко Е. Г.

Рассматривается влияние гетерохронности на процесс обучения и развитие профессионально значимых качеств курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России. Раскрываются проблемы гетерохронности в процессе физиологического развития молодых людей. Для решения проблемы гетерохронности предлагается методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом позволяющая формировать социальную устойчивость в процессе учебных занятий по физической подготовке. Исследовано комплексное влияние данной методики на психофизиологические показатели курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в начальный период обучения. Полученные результаты показывают эффективность использования предлагаемой методики в процессе учебных занятий по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тыщенко Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF FORMING THE SOCIAL STABILITY contribute to addressing heterochronies CADETS State fire service of EMERCOM of Russia in initial learning period

In this paper examines the impact of heterochrony on the learning process and the development of professionally significant qualities of cadets of high schools of the State fire service of emercom of russia. Revealed problems heterochrony during physiological development of young people. To solve this problem the technique heterochrony perform group exercises command and competitive method which produces social stability during training sessions on physical training. Investigated the combined effect of this technique on physiological indicators of cadets of Saint-Petersburg university state fire service of emercom of russia initial learning period. The results show the effectiveness of the use of the proposed methodology in the process of training sessions on physical training.

Текст научной работы на тему «Методика формирования социальной устойчивости, способствующая решению проблем гетерохронности курсантов государственной противопожарной службы МЧС Росии в начальный период обучения»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГЕТЕРОХРОННОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОСИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Е.Г. Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматривается влияние гетерохронности на процесс обучения и развитие профессионально значимых качеств курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России. Раскрываются проблемы гетерохронности в процессе физиологического развития молодых людей. Для решения проблемы гетерохронности предлагается методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом позволяющая формировать социальную устойчивость в процессе учебных занятий по физической подготовке. Исследовано комплексное влияние данной методики на психофизиологические показатели курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в начальный период обучения. Полученные результаты показывают эффективность использования предлагаемой методики в процессе учебных занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: гетерохронность, профессионально-значимые качества, социальная устойчивость, групповые упражнения, командно-соревновательный метод, профессионально-прикладная физическая подготовка, психофизиологические показатели

METHOD OF FORMING THE SOCIAL STABILITY CONTRIBUTE TO ADDRESSING HETEROCHRONIES CADETS STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA IN INITIAL LEARNING PERIOD

E.G. Tyshchenko. Saint-Petersburg university State fire service of EMERCOM of Russia

In this paper examines the impact of heterochrony on the learning process and the development of professionally significant qualities of cadets of high schools of the State fire service of EMERCOM of Russia. Revealed problems heterochrony during physiological development of young people. To solve this problem the technique heterochrony perform group exercises command and competitive method which produces social stability during training sessions on physical training. Investigated the combined effect of this technique on physiological indicators of cadets of Saint-Petersburg university State fire service of EMERCOM of Russia initial learning period. The results show the effectiveness of the use of the proposed methodology in the process of training sessions on physical training.

Keywords: heterochronicity, professionally significant qualities, social sustainability, group exercises, command-competitive method, professionally-applied physical training, psychophysiological indicators

Гетерохронность - («гетеро» - разный и «хронос» - время) означает разновременность применительно к процессу психического развития. Разновременностью характеризуется становление, развитие психических процессов, функций, свойств личности. Гетерохронность проявляется в обучении, освоении деятельности, отдельных действий, операций в разновременности их становления, различия темпа роста, разной интенсивности

становления мотивационной и операциональной сфер у одних и тех же обучающихся или одинаковых действий у разных специалистов. Разновременность развития мотивационной и операциональной сфер у одного и того же специалиста проявляется в несовпадении их во времени. Преподаватель, зная эти закономерности (гетерохронности), может предупредить или смягчить протекание кризисных скачков в становлении личности. Стихийное возникновение гетерохронности может приводить к отставаниям в обучении и отклонениям в поведении у специалистов. Проблемы гетерохронности связаны с освоением учебных программ и динамикой развития способностей в ходе обучения [1].

Теоретические подходы к изучению закономерностей и феноменов неравномерности и гетерохронности были заложены в трудах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мерлина, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степановой и др. Неравномерность профессионального развития экспериментально изучалась в работах В.А. Бодрова, В.Л. Марищука, В.Д. Шадрикова, В.Л. Шкаликова и др. Проведены исследования явлений неравномерности и гетерохронности на формирование профессиональной деятельности и в становлении личности специалиста. Неравномерность развития проявляется в изменчивости показателей эффективности профессиональной деятельности, не постепенного их роста на отдельных этапах освоения деятельности, в наличии периодов спада, нарастания, стабилизации (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков ).

Неравномерность освоения профессиональной деятельности зависит от гетерохронности развития психофизиологических способностей. Динамика этой взаимосвязи имеет неоднозначный разнонаправленный характер [1].

Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией [2].

По мнению В.Д. Шадрикова, ПВК выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

Шелепова Е.С. рассматривает ПВК как компоненты профессиональной пригодности, то есть такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. Среди них широкий спектр разных качеств - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности - даже анатомо-морфологические характеристики человека.

Важную роль в обеспечении необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов ГПС МЧС имеет физическая подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие ПВК и психомоторных способностей.

По данным специалистов в области физической подготовки точно установлено, что общая физическая подготовка не всегда находит непосредственное применение в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям профессиональной деятельности. Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длится от одного года до пяти-семи лет. Поэтому высшие учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности для повышения качества выпускаемых специалистов, развивают специальные физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями [3].

Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) [4].

Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП В.В. Белинович (1959 г.). Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности обучающихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности, и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства -физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами.

Средства ППФП распределяются по их направленности:

- развитие профессионально важных физических способностей;

- воспитание волевых и других психических качеств;

- формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

- повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней

среды.

Многие исследователи этой проблемы отмечают возможность целенаправленного развития профессионально важных качеств. Так один из исследователей профессионально важных качеств В.Л. Марищук (1974 г.) пишет, что психофизические и физические качества динамичны и тренируемы. Профессионально важные социальные качества (чувство ответственности за порученное дело, чувство долга, мотивация к избранной профессии, трудолюбие, дисциплинированность, честность и др.) формируются с более значительными трудностями и, приобретая негативную окраску, могут препятствовать обучению и профессиональной деятельности. Личностные профессионально значимые качества имеют наиболее важное значение (мотивация к профессии, сознательное отношение к учению и др.), в ряде профессий они являются определяющими. Они значимо коррелируют с профессиональной эффективностью.

Многие психомоторные, физические и ряд психических качеств достаточно изменчивы и в значительной степени зависят от формирования навыков и накопления знаний, между тем как негативные личностные качества (лживость, эгоизм, конфликтность и др.) более устойчивы. Некоторые профессионально значимые качества являются некомпенсируемыми, и выявление их низких показателей позволяет прогнозировать трудности в профессии.

Марищук В. Л. описал разработанные им методики формирования и коррекции ряда профессионально значимых качеств (эмоциональной устойчивости, распределения и переключения внимания, быстроты в действиях, устойчивости к сложным условиям труда, ряда физических качеств (силы, выносливости, ловкости). Задачи корригирующей подготовки - предупреждение ситуации, когда профессиональные качества оказываются на уровне ниже среднего, что может вызвать аварийность, материальные затраты в деятельности. Он подчеркивает, что гетерохронность физического, социального,

интеллектуального, профессионального развития сочетается у человека с гетерохронностью отдельных свойств внутри целостной структуры психических, физических качеств, что создает чрезвычайно своеобразную картину развития человека как индивидуальности. Примером неравномерности может служить возраст ранней взрослости (18-25 лет), когда в основном идет освоение профессий и когда первый пик психофизиологической зрелости сменяется новым периодом развития качеств: начинающаяся стабилизация и инволюция физических качеств сочетается с высоким уровнем развития специализированных свойств, необходимых для успешного овладения той или иной профессией. В целом для зрелости не так уж редки факты явной дискоординации разных компонентов способностей, разных профессионально важных качеств. Высокий уровень развития психомоторики иногда уживается с низкими показателями целого ряда психических процессов, логичности, критичности мышления. Наоборот, нередко встречается интеллектуал со слабой координацией движений, плохой физической подготовленностью. Очень высокое развитие операторских качеств, эмоциональной устойчивости, распределение и переключение внимания, оперативной памяти может диссоциировать с мотивацией с социальной устойчивостью на операторские профессии. Иногда встречаются специалисты, мотивированные к овладению профессиональным трудом, но имеющие несоответствие качеств внимания, быстроты, координации движений, социальной устойчивости к избранной профессии.

Социальная устойчивость - интегральное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает её направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию [5].

В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм переноса двигательных навыков и умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.

Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам профессиональной деятельности.

Одной из организационно-методических форм, способной эффективно влиять не только на адаптацию, но и развитие профессиональных значимых качеств, является методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом, способная обладать многими достоинствами. Однако эта методика дает эффект и положительный результат при правильной ее организации. Наблюдения показали, что многие преподаватели в недостаточной степени используют данную методику при принятии нормативов у курсантов. Она, несомненно, повышает общую и моторную плотность занятий. Данная методика, с присущей ей особенностями, имеет воспитательное значение, так как педагогически грамотное организованное социальное взаимодействие повышает стремление у слабоуспевающих курсантов повышать свои результаты. В данных ситуациях происходит комплексное воздействие на занимающихся, в результате которого происходит выравнивание психофизиологических качеств и социальной устойчивости слабоуспевающих курсантов.

Данное исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с курсантами 2 курса факультета пожарной безопасности, слабо успевающими по физической подготовке, были сформированы две группы - экспериментальная (ЭГ), контрольная (КГ). В КГ входило 24 курсанта, из них 12 девушек, в ЭГ вошли 23 курсанта, из них 11 девушек.

Результаты тестирования показали, что начальные показатели физического состояния у курсантов КГ и ЭГ не отличаются друг от друга (р<0,05). Две группы имели низкий уровень физической подготовленности и функциональных возможностей.

Содержание исследования заключалось в том, что в процессе физического воспитания курсантов ЭГ широко использовалась разработанная программа выполнения групповых упражнений с применением командно-соревновательного метода по физической подготовке. Курсанты КГ продолжали обучение по существующей программе.

Анализ результатов, данных в табл. 1 показывает, что по всем тестам у курсантов ЭГ уровень физической подготовленности выше, чем в КГ. Наибольшая разница наблюдается в развитии выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств. Такое состояние обусловлено, в основном, содержанием занятий в которых использовалась методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом в ЭГ, отсутствие вероятной разницы между представителями КГ и ЭГ в развитии быстроты объясняется меньшим выделением времени в программе на развитие данного физического качества.

Таблица 1. Физическая подготовленность курсантов КГ и ЭГ после педагогического

эксперимента, Х±т

Показатель Пол Группы курсантов Р

экспериментальная контрольная

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Бег на 3000 м, мин Ю 14,21±0,32 12,55±0,25 14,21±0,32 13,05±0,32 <0,01

Бег на 2000 м, мин Д 11,52±0,49 11,08±0,37 11,52±0,49 11,48±0,49 <0,01

Бег 100 м, с Ю 14,4±0,О6 14,1 ±0,04 14,4±0,06 14,2±0,06 <0,05

Д 17,2±0.03 16,6±0,04 16,2±0,03 16,1±0,03 <0,05

Подтягивание на перекладине, раз Ю 6±0,12 10±0,08 8±0,12 9±0,12 <0,01

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Д 9,17±0,04 14,74±0,05 9,17±0,04 9,97±0,04 <0,01

Поднимание туловища из положения лежа, Ю 41,39±0,73 44,36±0,56 41,39±0,73 42,18±0,73 <0,01

Д 37,11±0,82 40,07+0,71 37,11±0,82 37,93±0,82 <0,01

Прыжок в длину с места Ю 225,03±3,17 231,28±2,15 225,03±3,17 227,12±3,17 <0,05

Д 178,57±3,52 180,43±2,78 178,57±3,52 178,89±3,52 <0,05

Челночный бег 4х26 м, с Ю 21,07±0,1 20,1±0,07 21,05±0,1 21,03±0,1 <0,05

Д 31,03±0,08 29,8±0,06 30±0,09 29,9±0,07 <0,05

Наклон вперед из положения сидя, см Ю 12,08±0,65 13,83±0,51 12,08±0,65 12,36±0,65 <0,05

Д 14,73±1,03 16,22±0,93 14,73±1,03 15,25±1,03 <0,05

Таким образом, целенаправленное применение предлагаемой методики группового выполнения упражнений командно-соревновательным методом позволило в исследуемый период наблюдать повышение, в первую очередь, тех физических качеств, которые отстают в своем развитии, что способствует наивысшему оздоровительному эффекту. Уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем курсантов ЭГ и КГ представлен в табл. 2.

Таблица 2. Функциональные возможности курсантов контрольной и экспериментальной группы после педагогического эксперимента (Х±т)

Показатели Пол Группы курсантов Р

экспериментальная контрольная

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд./мин М 73,15±1,39 73,07±1,25 73,15±1,39 73,12±1,39 >0,05

Ж 76,59±1,77 76,13±1,54 76,59±1,77 76,45±1,77 >0,05

Систолическое артериальное давление, мм рт. ст М 124,11±2,09 124,01±2,03 124,11±2,09 124,09±2,09 >0,05

Ж 110,23±2,34 109,54±2,27 110,23±2,34 110,14±2,34 <0,05

Диастолическое сериальное давление М 78,48±1,15 72,12±1,03 78,48±1,15 76,37±1,15 <0,05

Ж 72,29±2,03 71,39±2,18 72,29±2,03 72,02±2,03 <0,05

Проба Штанге, с М 71,12±1,21 78,42±1,15 71,12±1,21 71,47±1,21 <0,05

Ж 61,37±0,9 64,31±0,73 61,37±0,9 61,96±0,9 <0,05

Проба Генчи, с М 37,53±0,62 45,37±0,54 37,53±0,62 39,48±0,62 <0,05

Ж 29,57±0,53 34,22±0,55 29,57±0,53 30,78±0,53 <0,05

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), л М 4,07±1,13 4,59±1,11 4,07±1,13 4,12±1,13 <0,05

Ж 3,10±1,71 3,72±1,23 3,10±1,71 3,26±1,71 <0,05

Результаты, представленные в табл. 2, указывают, что функциональные возможности ЭГ намного выше, чем у КГ. Наибольшая разница наблюдалась при пробах Штанге и Генчи, ЖЕЛ. Повышение функциональных возможностей курсантов ЭГ поясняются содержанием программы круговой физической тренировки.

Однако наряду с физической подготовленностью, функциональным состоянием курсантов, улучшились показатели профессионально значимых качеств (табл. 3, 4).

Таблица 3. Психофизиологичесие показатели до и после выполнения групповых упражнений

командно-соревновательным методом

Методики Показатели Экспериментальная Контрольная

до после до после

Оперативная память Произв-ть Кол-во правильно запис. сумм 30,7±1,02 20,3±0,8 33,7±0,99+++ 28,5±0,7 32,1±0,77 24,3±0,8 33,0±0,77 25,3±0,8

Долговременная память Объем долговрем. памяти усл. Ед. 4,6±0,08 4,9±0,21 3,9±0,07 4,1±0,06

Кольца Ландольиа Скорость перераб. информации бит/с 1,39±0,02 1,46±0,02++ 1,43±0,02 1,46±0,02

Перетупанные линии Произв-ть Кол-во ошибок 18,8± 0,61 3,8±0,25 22,6±0,7++ 1,6±0,13+++ 18,4± 0,57 4,5±0,29 20,4±0,57+ 3,5±0,28

Отыскивание чисел с переключением Время, с Кол-во ошибок 297,2±10,1 268,9±12,9+++ 291,0±17,2 270,8±17,2+ +

Расстановка Производ-ть 17,7±0,54 18,4±0,75+ 17,2±0,43 17,5±0,43

чисел Кол-во ошибок 1,9±0,17 1,5±0,81 2,2±0,22 1,7±0,20+

Методики Показатели Экспериментальная Контрольная

до после до после

Расстановка чисел Производ-ть Кол-во ошибок 17,7±0,54 1,9±0,17 18,4±0,75+ 1,5±0,81 17,2±0,43 2,2±0,22 17,5±0,43 1,7±0,20+

Шкалы приборов Время, с Кол-во ошибок Скорость выполнения задания 5,1±2,08 2,6±0,1 0,16±0,007 44,0±2,26++ 1,2±0,1 0,13±0,006 48,7±1,56 2,3±0,1 0,15±0,005 44,4± 1,57+ 2,1±0,1 0,15±0,005

Тест Равена Сумма баллов 154,2±4,42 156,1±6,02 155,9±3,43 156,8±3,44

Сложение в уме Кол-во сложений Кол-во ошибок 8,1±0,32 1,63±0,20 14,3±0,52+++ 1,14±0,41++ 11,2±0,57 1,64±0,70 17,2±0,57++ 1,44±0,66+

Компасы Производ-ть Кол-во прав. ответов 15,6±0,57 9,5±0,57 18,2±0,57+ 16,8±1,92++ 15,9±0,81 10,2±0,68 15,6±0,78 11,2±0,67

Реакция на движущий объект Относительная частота точн. реакций 12,6± 1,12 12,3±1,97 12,6±0,44 13,0±0,42

Теппинг-тест Кол-во реакций за 3 мин 817,6±14,3 827,2±12,2 786,3±12,7 792,6±11,9+

Примечание: достоверность различий: Р < 0,05+; Р < 0,01++; Р < 0,001+++

Таблица 4. Изменение показателей развития качеств, оказывающих влияние на социальную устойчивость, у курсантов контрольного и экспериментального подразделений за опытный период (данные представлены в девятибалльной шкале)

Наименование качеств Подразделение Средние значения показателей (балл) Р<

х1±т1 х2±т2

Способность к межличностной коммуникации ЭГ 7,0±0,05 7,9±0,02 0,01

КГ 7,1±0,04 7,3±0,03 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная активность ЭГ 6,7±0,04 7,4±0,02 0,01

КГ 6,8±0,03 7,1±0,03 0,05

Уверенность в своих силах ЭГ 7,0±0,06 8,0±0,04 0,01

КГ 7,1±0,08 7,6±0,06 0,01

Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 6,4±0,04 7,8±0,04 0,01

КГ 6,5±0,05 7,0±0,03 0,01

Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,04 7,9±0,03 0,01

КГ 6,8±0,03 7,4±0,02 0,01

Смелость и решительность ЭГ 7,1±0,04 8,0±0,03 0,01

КГ 7,2±0,03 7,4±0,02 0,01

Личный статус ЭГ 7,6±0,02 8,4±0,02 0,01

КГ 7,9±0,04 8,2±0,03 0,01

Справедливость ЭГ 7,7±0,02 7,8±0,04 -

КГ 7,8±0,03 7,8±0,01 -

Дружелюбие ЭГ± 8,2±0,05 8,5±0,02 0,01

КГ 8,3±0,04 8,2±0,03 -

Дисциплинированность ЭГ 6,6±0,03 7,2±0,02 0,05

КГ 6,7±0,04 6,8±0,03 -

Честность ЭГ 7,6±0.04 8,3±0,03 0,01

КГ 7,6±0,05 7,8±0,04 -

Таким образом, исследование показало высокую эффективность предложенной методики выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом, полученные результаты являются основанием для внедрения в практику работы вузов ГПС МЧС России.

Экспериментальная проверка подготовки курсантов с использованием предлагаемой методики в практике физической культуры в вузах ГПС МЧС России показала ее эффективность, которая заключалась в повышении мотивации курсантов к физической подготовке (психофизиологические показатели оперативной памяти (Р<0,04), концентрации внимания (Р<0,01), мыслительной деятельности, сложение в уме (Р<0,01). Произошли изменения и по другим психофизиологическим показателям, что говорит об эффективном влиянии предлагаемой методики. Данные исследования раскрывают не только необходимость развития и совершенствование профессионально значимых качеств, но и комплексно решают проблему корригирования гетерарохронности психофизиологических качеств обучающихся.

Достоверно улучшился уровень физической подготовленности по всем двигательным тестам у курсантов ЭГ (Р<0,01), а также достоверно улучшилась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической работоспособности (Р<0,05).

Применение разработанной методики, как показал педагогический эксперимент, значительно повышает физическое состояние курсантов, уровня профессионально значимых качеств, их отношение и интерес к физической подготовке. В ходе работы установлено, что в основе процесса подготовки курсантов для занятий групповыми физическими упражнениями лежит взаимосвязь компонентов учебного процесса с содержанием цели, задач, принципов, методов, способов и этапов обучения.

Основными механизмами педагогического руководства процессом подготовки курсантов к групповым выполнениям упражнений командно-соревновательным методом являются понимание курсантами необходимости систематичных занятий физическими упражнениями, рефлексивный самоанализ курсантов для самостоятельных занятий физической тренировкой с целью улучшения физического состояния, потенциальных возможностей для достижения наилучшего результата в развитии профессионально значимых качеств.

Педагогическими условиями подготовки курсантов для занятий физической тренировкой командно-соревновательным методом являются индивидуально-личностный подход, создающий атмосферу соперничества, сотрудничества и совместного творчества. Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности (это главным образом профессии сотрудников ГПС МЧС России). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по обобщенным данным М.И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее, это по указанным причинам не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях - и в годы основной трудовой деятельности.

В связи с особенностями трудовой деятельности сотрудник ГПС МЧС России должен обладать определенными профессионально важными качествами: смелостью, способностью брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенностью в себе, способностью принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способностью к длительному сохранению высокой работоспособности, умением распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошей памятью, уравновешенностью, самообладанием при конфликтах, склонностью к риску и т.д. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности.

Таким образом, в проведенном исследовании раскрыта значимость гетерохронности в учебно-воспитательном процессе. Найдены более эффективные пути выравнивания и совершенствования профессионально значимых качеств курсантов, что в значительной степени повлияет на качество обучения по теоретическим и практическим дисциплинам.

Литература

1. Григорьева М.В. Психология труда. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.

2. Моисеева О.А., Коваленко Т.Г., Кузнецов В.И. Социальное значение физической культуры и спорта: метод. разраб. по курсу «Физкультура в вузе» Волгоград: ВолГУ, 1999. 38 с.

3. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Казанский ун-т, 1992. С. 3.

4. Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе // Системная психология и социология. 2011. № 3.

5. «Физическая культура студентов» в библиотеке РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина: учеб. / под общ. ред. проф. М.Я. Виленского. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.