Научная статья на тему 'Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами прикладного плавания'

Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами прикладного плавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тыщенко Евгений Геннадьевич

В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по прикладному плаванию в начальный период обучения. В адаптационный период курсантов предлагается методика выполнения упражнений в плавании командно-соревновательным методом. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в прикладном плавании, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные возможности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования упражнений командно-соревновательным методом в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тыщенко Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of increase of level of social stability of cadets of the public fire service of Emercom of Russia at initial stage of training by means of the applied swimming

The study considers the process of physical preparation of the underperformers-cadets in applied swimming at an initial stage of the training. During the adaptation period of cadets the technique of performance of exercises in swimming following the command and competitive method has been offered. This technique allows creating the social interaction in achievement of positive results in applied swimming, and increase the indicators defining the social stability, functionality which substantially influence on the adaptation processes of cadets. The conducted researches confirm efficiency of the technique of use of exercises following the command and competitive method at the initial stage of training of cadets of the Public fire service of Emercom of Russia.

Текст научной работы на тему «Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами прикладного плавания»

ность (p<0,001).

ВЫВОДЫ

Применение комплекса средств овладения двигательными навыками юных фигуристов имеет гораздо большую эффективность в формировании точности движений, по сравнению с отдельными группами приемов. Величина ошибки показателей точности движений экспериментальной группы снижается (в конце обучения) в среднем на 1.8 градусов.

Юные фигуристы, занимавшиеся с применением комплекса средств, значительно лучше выполняют и все элементы - шаги, вращения и прыжки.

На позитивное влияние комплекса психолого-педагогических средств для большинства участников показывают более низкие коэффициенты вариации в экспериментальной группе, чем в контрольной, причем, по всем показателям. Все это говорит о высокой эффективности использования предложенного комплекса средств ускорения овладением двигательными навыками юных фигуристов.

Контактная информация: tugunova2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2014.

УДК 378

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по прикладному плаванию в начальный период обучения. В адаптационный период курсантов предлагается методика выполнения упражнений в плавании командно-соревновательным методом. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в прикладном плавании, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные возможности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования упражнений командно-соревновательным методом в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: начальный период обучения, адаптационные процессы, уровень физической подготовленности, функциональные возможности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, прикладное плавание, методика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p175-180

METHODOLOGY OF INCREASE OF LEVEL OF SOCIAL STABILITY OF CADETS OF THE PUBLIC FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA AT INITIAL STAGE OF TRAINING BY MEANS OF THE APPLIED SWIMMING

Evgeny Gennadevich Tyshchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of

Russia

Annotation

The study considers the process of physical preparation of the underperformers-cadets in applied swimming at an initial stage of the training. During the adaptation period of cadets the technique of per-

formance of exercises in swimming following the command and competitive method has been offered. This technique allows creating the social interaction in achievement of positive results in applied swimming, and increase the indicators defining the social stability, functionality which substantially influence on the adaptation processes of cadets. The conducted researches confirm efficiency of the technique of use of exercises following the command and competitive method at the initial stage of training of cadets of the Public fire service of Emercom of Russia.

Keywords: initial stage of training, adaptation processes, level of physical readiness, functionality, social interaction, social stability, applied swimming, technique.

ВВЕДЕНИЕ

Главнейшей задачей вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России является выпуск высококвалифицированных инженеров противопожарной безопасности способных решать сложные служебные задачи в тушении пожаров и спасении людей [1-14].

Вузы ГПС МЧС России имеют специфические условия обучения. Они характеризуются - соблюдением распорядка дня, несением дежурств обеспечивающих быт и жизнедеятельность курсантов и служебными отношениями связанные с подчиненностью, выполнением приказов и распоряжений [1-14]. В процессе обучения молодые люди адаптируются к учебному процессу и служебной деятельности. У каждого из них процесс адаптации проходит по-разному, он зависит от развития интеллекта, социальной устойчивости и физической подготовленности.

Одной из главных задач педагогического руководства в адаптационный период является, создание условий для социального взаимодействия формирующего социальную устойчивость курсантов [11, 13, 14].

Образовательная программа по физической подготовке, направлена на формирование и совершенствование профессионально прикладных навыков и умений [5]. Прикладное плавание является, одним из разделов физической подготовки, имеющих профессионально прикладную направленность для специалистов ГПС МЧС России.

Цель исследования разработать эффективную методику, позволяющую сократить сроки адаптации у слабоуспевающих курсантов, повышающую уровень физического подготовленности и способствующую формировать социальную устойчивость к будущей профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось (2012-2013) на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с курсантами 1 курса факультета пожарной безопасности, слабо успевающими по физической подготовке. Были сформированы две группы экспериментальная (ЭГ), контрольная (КГ). В КГ входило 24 курсанта, из них 12 девушек, в ЭГ вошли 23 курсанта, из них 11 девушек.

Содержание исследования заключалось в том, что в процессе физической подготовки курсантов ЭГ применялась разработанная методика выполнения упражнений командно-соревновательным методом и использованием бальной системы оценки учебных нормативов по прикладному плаванию. Курсанты КГ продолжали обучение по существующей программе.

В процессе исследования ЭГ разделялась на команды, в которых физическая тренировка проводилась в виде эстафет, а прием нормативов производился командносоревновательным методом. Команде выводилась средняя оценка и начисление баллов каждому курсанту. Создавалась эмоциональная атмосфера соперничества между подразделениями. В исследуемом периоде изучалось социальное взаимодействие курсантов при выполнении поставленной задачи.

Анализ результатов, данных в таблице 1 показывает, что по всем тестам у курсантов ЭГ уровень физической подготовленности выше, чем в КГ.

Таблица 1

Физическая подготовленность курсантов контрольной и экспериментальной групп ____________________после педагогического эксперимента, Х±т_____________________

Показатели Группа Периоды обследования Р

Первый год обучения Второй год обучения

До После До После

Плавание 100 м брасс с. КГ 154,0±0,8 151,0±0,9 150,0±0,8 148,0±0,7 <0,05

ЭГ 156,0±0,9 149,0±1,1 148,0±0,7 144,0±0,8 <0,01

Плавание 100 м брасс на спине с. КГ 156,0±0,7 155,0±0,9 154,9±0,6 148,0±0,7 <0,01

ЭГ 158,2±0,5 152,0±0,5 152,0±0,4 145,0±0,5 <0,01

Плавание 100 м брасс на боку с. КГ 157,0±0,6 156,0±0,5 156,0±0,4 149,0±0,8 <0,001

ЭГ 158,0±0,5 154,0±0,8 154,0±0,5 146,0±0,7 <0,001

Ныряние в длину (м) КГ 20,0±0,3 29,0±0,4 30,0±0,4 32,0±0,6 <0,001

ЭГ 18,0±0,4 30,0±0,4 31,0±0,4 36,0±0,3 <0,001

Плавание 12 мин, тест К. Купера (м ). КГ 446,0±6,2 498,0±6,5 505,0±4,3 538,0±5,6 <0,001

ЭГ 450,0±7,4 486,0±7,0 490,0±7,9 540,0±6,8 <0,001

Таким образом, целенаправленное применение командно-соревновательной метода позволило, наблюдать повышение в первую очередь, физических качеств у слабоуспевающих курсантов, которые значительно отставали в своем развитии, что способствовало выравниванию физических качеств по отношению к успевающим. Уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем курсантов экспериментальной и контрольной групп представлен в таблице 2.

Результаты, представленные в таблице 2 указывают, что функциональные возможности экспериментальной группы намного выше, чем у контрольной группы. Наибольшая разница наблюдалась при пробах Штанге и Генчи, ЖЕЛ. Повышение функциональных возможностей курсантов экспериментальной группы мы также связываем с эффективным применением командно-соревновательного метода.

Таблица 2

Функциональные возможности курсантов контрольной и экспериментальной

группы после педагогического эксперимента (Х±т)

Показатели Пол Группы курсант ив Р

Экспериментальная Контрольная

До После До После

ЧСС, уд/мин М 73,15±1,39 73,07±1,25 73,15±1,39 73,12±1,39 >0,05

Ж 76,59±1,77 76,13±1,54 76,59±1,77 76,45±1,77 >0,05

Систолическое артериальное давление, мм рт. ст М 124,11±2,09 124,01±2,03 124,11±2,09 124,09±2,09 >0,05

Ж 110,23±2,34 109,54±2,27 110,23±2,34 110,14±2,34 <0,05

Диастолическое сериальное давление М 78,48±1,15 72,12±1,03 78,48±1,15 76,37±1,15 <0,05

Ж 72,29±2,03 71,39±2,18 72,29±2,03 72,02±2,03 <0,05

Проба Штанге, с М 71,12±1,21 78,42±1.15 71,12±1,21 71,47±1,21 <0,05

Ж 61,37±0,9 64,31 ±0,73 61,37±0,9 61,96±0,9 <0,05

Проба Генчи, с М 37,53±0.62 45,37±0,54 37,53±0,62 39,48±0,62 <0,05

Ж 29,57±0,53 34,22±0,55 29,57±0,53 30,78±0,53 <0,05

ЖЕЛ, л М 4,07±1,13 4,59±1,11 4,07±1,13 4,12±1,13 <0,05

Ж 3,10±1,71 3,72±1,23 3,10±1,71 3,26±1,71 <0,05

Наряду с этим улучшились показатели влияющие на формирование социальной устойчивости (табл. 3).

Как видно из таблицы 3, в ЭГ курсантов произошли достоверные положительные сдвиги по всем изучаемым качествам социальной устойчивости, по сравнению с КГ. Очевидно, целенаправленное использование предлагаемой методики большей степени повлияло на уровень развития именно таких качеств, которые необходимы специалистам ГПС МЧС России при выполнении служебных задач.

Таблица 3

Изменение показателей определяющих социальную устойчивость, у курсантов ЭГ и

КГ за опытный период ___________________(данные представлены в 9-ти балльной шкале)____________________

Наименование качеств Группа Средние значения показателей (балл) Р

Хі±Ші х2±т2

Способность к межличностной коммуникации ЭГ 6,0±0,05 6,8±0,02 0,01

КГ 6,1±0,04 6,4±0,03 0,05

Социальная активность ЭГ 5,7±0,04 6,5±0,02 0,01

КГ 5,8±0,03 6,1±0,03 0,05

Уверенность в своих силах ЭГ 6,1±0,06 7,4±0,04 0,01

КГ 6,2±0,08 7,2±0,06 0,01

Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 5,4±0,04 6,7±0,04 0,01

КГ 5,5±0,05 6,1±0,03 0,01

Выдержка и самообладание ЭГ 5,6±0,04 7,1±0,03 0,01

КГ 5,8±0,03 6,9±0,02 0,01

Смелость и решительность ЭГ 7,1±0,04 8,0±0,03 0,01

КГ 7,2±0,03 7,4±0,02 0,01

Личный статус ЭГ 6,5±0,02 7,6±0,02 0,01

КГ 6,7±0,04 7,4±0,03 0,01

Справедливость ЭГ 6,6±0,02 6,8±0,04 -

КГ 6,7±0,03 6,8±0,01 -

Дружелюбие ЭГ 7,2±0,05 8,5±0,02 0,01

КГ 7,3±0,04 7,7±0,03 -

Дисциплинированность ЭГ 6,2±0,03 6,7±0,02 -

КГ 6,3±0,04 6,5±0,03 -

Честность ЭГ 5.7±0.04 6.7±0,03 0,01

КГ 5.8±0,05 6,3±0,04 0,05

Таким образом, исследование показало высокую эффективность применения предложенной методики выполнения групповых упражнений командносоревновательного методом с использованием балльной системы оценки учебных нормативов по прикладному плаванию. Данные проведенного исследования является основанием для внедрения в практику работы вузов ГПС МЧС России.

ВЫВОДЫ

1. Обучения курсантов на 1 и 2 курсах сопровождается адаптационными процессами в этот период необходимо своевременно выявить слабоуспевающих и создать группы социального взаимодействия, на каждом занятии уделать 10^15 мин совершенствованию техники прикладного плавания с учебной доской.

2. В процессе учебных занятий по прикладному плаванию для более эффективного выполнения групповых упражнений и применение командно-соревновательного метода необходимо на дорожках формировать группы не более 5 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. При использовании командно-соревновательного метода перед группами обязательно ставить задачи в достижении результата, а балльную систему использовать для мотивации слабоуспевающих курсантов к росту своих показателей.

4. Необходимо анализировать педагогическое руководство социальной взаимодействие по показателям социальной устойчивости.

5. Использование методики выполнения групповых упражнений командносоревновательным методом эффективно формирует социальную устойчивость у курсантов, необходимую для обучения на старших курсах и подготовке к дальнейшей службе в ГПС МЧС России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин

сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Бортнев, Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища : дис. ... канд. пед. наук / Бортнев Д.А. - Малаховка, 2005. - 163 с.

3. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

4. Гавриленко, Е.С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России : дис. ... канд. пед. наук / Гавриленко Е.С. -Хабаровск, 2007. - 159 с.

5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

6. Динаев, Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в вузах пожарно-технического профиля : дис. ... канд. пед. наук / Динаев Б.М. - Шуя,

2009. - 159 с.

7. Муравицкий, А. И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки : дис. канд. пед. наук / Муравицкий А. И. - Смоленск, 2004. - 127 с.

8. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Кондыков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.

9. Переверзева, И. В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы / И.В. Переверзева, Л.А. Рыжкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2010. - № 8 (66). - С. 70-74.

10. Переходко, Ф.Г. Развитие профессиональных личностных качеств у будущих офицеров ВВ МВД в процессе физической и боевой подготовки / Ф. Г. Переходко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 76-78.

11. Руденко, Г. В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.

12. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.

13. Тыщенко, Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики / Е.Г. Тыщенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 177-181.

14. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.

REFERENCES

1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.

2. Bortnev, D. A. (2005), Professional and applied physical training of cadets of fire and technical school, dissertation, Malakhovka.

3. Burnyashev A.A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

4. Gavrilenko, E.S. (2007), Differentiated technique ofphysical training of rescuers of the Ministry of Emergency Situations in the conditions of the Far East region of Russia, dissertation, Khabarovsk.

5. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

6. Dinayev, B.M. (2009), Improvement of professional and applied physical preparation in higher education institutions of a fire and technical profile, dissertation, Shuya.

7. Muravitsky, A.I. (2004), Innovative technique of education of physical qualities at rescuers and firefighters in the course ofprofessional and applied preparation, dissertation, Smolensk.

8. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations”,Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.

9. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 70-74.

10. Perehodko F.G. (2007), “Professional development of personal qualities in future officers MIA in the process of physical and combat training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 76-78.

11. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.

12. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

13. Tyshchenko E.G. (2014), “Technique of increase of level of social stability of cadets of the public fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia at the initial stage of training by means of the accelerated movement and track and field athletics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 177-181.

14. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

Контактная информация: murena_59@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2014.

УДК: 796.071(571.56)

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПО ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА-ЯКУТИЯ

Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель,

Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Достижения сборной республики Саха-Якутия но олимпийским видам снорта будет зависеть от подготовки олимпийского резерва, т. е. от качественной выстроенной системы учебнотренировочного процесса спортсменов. Главной задачей в системе подготовки спортсменов в республике Саха-Якутия являются проблемы спортивного отбора и прогнозирования. Актуальность статьи состоит в поиске инновационных методов по отбору и подготовке спортсменов высокой квалификации в республике Саха-Якутия. От правильного метода отбора зависит дальнейшее развитие спортсмена. Предложен проект по организации спортивного отбора на основе генетических маркеров.

Ключевые слова: генетический отбор, олимпийские виды спорта, спортивный резерв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.