дах спорта / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Wiener, I.A., Plehanova, M.E. and Kabaeva, A.M. (2009), "Interrelation of aesthetic values and visual impressions at execution of competitive exercises in gymnastic sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56 No.10, pp. 102-105.
2. Terekhina, R.N., Wiener, I.A., Tyrischeva, L.I. and Plehanova, M.E. (2008), "Es-thetical features of executive skills in gymnastically sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45 No.11, pp. 98-101.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
УДК 796.56
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-
ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И
НАВЫКАМ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
С целью повышения эффективности обучения навыкам спортивного ориентирования проведено исследование соревновательной деятельности спортсменов 10-18 лет. Было изучено более 650 классических соревновательных дистанций заданного направления в беговых видах ориентирования. В результате анализа полученных данных установлено, что структура соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков претерпевает значительные изменения в возрастном диапазоне от 10 до 18 лет. Основываясь на результатах проведённых исследований можно сделать вывод, что в беговых видах ориентирования возраст 15-16 лет необходимо выделить как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства. В многолетней подготовке к этому возрасту нужно добиться качественного освоения основных способов ориентирования. При этом эффективность обучения значительно повышается, если юным спортсменам ставится конкретная задача преодоления «технологичной» трассы, которая должна отвечать одному обязательному условию: её затруднительно пройти, не выполнив строго определённых технических действий.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, обучение техникотактическим действиям и навыкам, возрастная структура соревновательной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p53-58
INCREASE OF EFFICIENCY OF THE YOUNG SPORT ORIENTEERING ATHLETES TRAINING TO TECHNICAL-TACTICAL SKILLS ON THE BASIS OF AGE STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY
Yury Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Annotation
For increasing, the efficiency of sport orienteering skills training the investigation of competitive activity of athletes aged 10-18 years old has been carried out. More than 650 classical competitive distances of given direction in sport orienteering running have been studied. Due to the analysis of the obtained data it has been ascertained that the structure of competitive activity of young orienteering undergoes great changes at the age of 10-18. Based on the results of the investigation it is possible to draw a conclusion
that age beginning from 15 to 16 years should be marked out in orienteering running events as determinative, in terms of technical and tactical skills formation. We must get qualitative mastering of the main orienteering methods by this age during many years training. At the same time, the effectiveness of training increases greatly, if the concrete task is set for young sportsmen - to pass “technological” (special) route, which shall meet necessary requirements: it is difficult to pass, if one has not done certain technical actions.
Keywords: sport orienteering, young athletes, teaching to technical and tactical actions and skills, age structure of competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Информация о деятельности спортсмена в период непосредственного преодоления им дистанции служит основой для постановки цели и задач специальной подготовки, выбора средств и методов начального обучения технико-тактическим действиям (ТТД) и навыкам. При достаточно полной обоснованности соревновательной деятельности (СД) квалифицированных ориентировщиков [2,3], на примере юных спортсменов СД практически не рассматривалась. Поэтому одним из основных направлений оптимизации управления многолетней тренировкой ориентировщиков является исследование структуры соревновательной деятельности с позиций системного подхода.
Для изучения соревновательной деятельности в ориентировании бегом нами анализировались пути движения участников, структура соревновательных трасс, скорость передвижения и другие показатели [1]. В общей сложности за 1996-2010 гг. было изучено более 650 соревнований, которые проводились в России, странах СНГ и Европы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОСУЖДЕНИЕ
Объективная регистрация соревновательной деятельности и анализ её структуры позволили установить, что основными качественными и количественными показателями СД в беговых видах ориентирования являются: а) объём технико-тактических действий;
б) эффективная и фактическая скорость бега; в) скорость отметки на контрольных пунктах; г) коэффициент удлинения дистанции (табл. 1-2).
На этапе предварительной подготовки в спортивном ориентировании (возрастная группа МЖ-10) происходит формирование исходных предпосылок соревновательной деятельности. Выявлено, что во время преодоления дистанции юные спортсмены осуществляют простейший выбор пути (65,3% составляет бег по линейным ориентирам). Основа техники ориентирования на данном этапе - это умение читать карту, не задумываясь над скоростью передвижения, поэтому эффективная скорость у ориентировщиков 9-11 лет невысока и изменяется в пределах от 0,86 до 1,76 м/с у мальчиков и от 0,38 до 1,42 м/с у девочек.
Таблица 1
Изменение структуры СД у ориентировщиков 10-18 лет при преодолении
классических дистанций заданного направления бегом (М±о)
Характеристики структуры соревновательной деятельности Возрастные группы
М-10 (n=45) М-12 (n=59) М-14 (n=63) М-16 (n=72) М-18 (n=48)
Длина дистанции, м 2525,0 ±262,8 3120,0 ±275,1 4216,2 ±235,3 6378,8 ±655,5 10800,1 ±2518,5
Количество КП 5,2 ±0,3 7,3±0,6 9,5±0,5 14,2±1,1 22,4±5,5
Коэффициент удлинения 2,1 2,3 2,2 2,2 1,09
Эффективная скорость, м/с 1,25±0,45 1,33±0,26 1,85±0,36 1,93+0,27 2,82±0,3
Длинные перегоны, в % 2,8 2,4 2,5 4,7 7,5
Средние перегоны, в % 51,3 45,4 44,3 45,3 38,2
Короткие перегоны, в % 45,9 52,2 53,2 50,0 54,3
Проведённые исследования позволили также установить, что на этапе начальной спортивной специализации, который рассматривается как начало фундаментальной под-
готовки (возрастная группа МЖ-12), длина дистанции увеличивается в среднем на 23,6% у юношей и на 63,8% у девушек. В зависимости от рельефа местности протяжённость соревновательных трасс изменяется в пределах от 2900 до 5500 метров у юношей и от 1830 до 4050 метров у девушек (табл. 2).
Таблица 2
Изменение структуры СД у ориентировщиц 10-18 лет при преодолении
классической дистанции заданного направления бегом (М±о)
Характеристики структуры соревновательной деятельности Возрастные группы
Ж-10 (п=38) Ж-12 (п=43) Ж-14 (п=57) Ж-16 (п=49) Ж-18 (п=44)
Длина дистанции, м 1622,5 ±908,5 2657,7 ±912,4 3305,4 ±605,6 4405,6 ±954,3 6527,7 ±942,7
Количество КП 4,1±1,2 5,2±1,1 7,7±1,5 8,6±3,1 16,1±5,8
Коэффициент удлинения 1,42 1,26 1,23 1,16 1,12
Эффективная скорость, м/с 0,98±0,51 1,19±0,38 1,65±0,43 1,91±0,31 2,02±0,2
Длинные перегоны, в % 1,9 6,1 3,2 2,6 6,2
Средние перегоны, в % 39,2 52,8 35,1 52,0 30,8
Короткие перегоны, в % 58,9 41,1 61,7 45,4 63,0
Повышение сложности соревновательной деятельности выражается в увеличении доли такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 26,8%) и в постановке контрольных пунктов в микроямках (18,1%) и ямах (11,3%). Возрастает эффективная скорость бега по дистанции (на 6,4%) и достигает, в среднем, 1,33 м/с у юношей и 0,91 м/с у девушек. Увеличивается с 24,3 до 43,1% количество перегонов между контрольными пунктами, на которых применялось несколько способов ориентирования.
Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (возрастная группа МЖ-14) характеризуется дальнейшим увеличением длины дистанции, в среднем на 35,1%, и эффективной скорости до 1,85±0,36 м/с у юношей и 1,70±0,39 м/с у девушек. Возрастает (на 6,4%) применение такого способа ориентирования, как бег по азимуту с чтением карты (табл. 3).
Таблица 3
Объём применяемых технических действий у юных спортсменов-ориентировщиков
при преодолении соревновательных дистанций (в %)
Способы ориентирования Возрастная группа
М-10 (п=45) М-12 (п=59) М-14 (п=63) М-16 (п=72) М-18 (п=48)
Бег по линейному ориентиру 65,3 39,8 41,8 34,1 20,2
Бег по точному азимуту 2,1 7,4 10,2 8,3 1,7
Бег по направлению 6,6 4,4 4,4 5,0 -
Бег по азимуту с чтением карты 2,1 17,6 24,0 24,2 30,6
Бег по точному чтению карты 23,9 30,8 19,6 28,4 47,5
Установлено, что структура СД в возрастной группе МЖ-16 претерпевает дальнейшее усложнение. До 4,7% увеличивается количество длинных перегонов, а в совокупности способов ориентирования доминирующее положение занимает точное чтение карты и бег по азимуту с чтением карты (52,6%).
Анализ соревновательной деятельности показал, что наибольшую сложность на всех этапах многолетней подготовки вызывает такой способ ориентирования, как движение по точному азимуту. Применение данного способа ориентирования потребовало от юных спортсменов затрат времени, в среднем, от 5 мин 33 с до 6 мин 10 с на один километр. Самую высокую скорость (от 3 мин 47 с до 4 мин 45 с на км) развивают спортсмены при беге по линейному ориентиру (табл. 4). Этот способ наиболее часто (35+70%) применяется ориентировщиками 9-14 лет.
Рассматривая передвижение ориентировщиков на различных участках дистанции,
следует отметить, что диапазон скоростей изменяется от 2,06 до 3,89 м/с в начале дистанции и от 2,12 до 4,43 м/с в зоне устойчивого ориентирования. Финишный участок спортсмены проходят более внимательно, поэтому разброс скорости уменьшается, и разница составляет не более 1,1-1,2 м/с. Более значительное изменение скорости передвижения наблюдается в группе МЖ-18 (скорость изменяется от 1,41 до 5,01 м/с). Такие изменения, в основном, связаны со значительным усложнением СД, что выражается в преобладании бега по точному чтению карты (до 47,5%).
Таблица 4
Изменение фактической скорости передвижения ориентировщиков в зависимости _____________от способа ориентирования и участка дистанции (М±о)_____________
Показатели соревновательной деятельности Возрастная группа
М-14 (n=63) М-16 (n=72) М-18 (n=48)
Бег по линейному ориентиру, м/с 3,55±0,57 3,68±0,37 4,49±0,54
Бег по азимуту с чтением карты, м/с 2,61±0,65 3,50±0,54 3,68±0,28
Бег по точному чтению карты, м/с 2,13±0,56 3,07±0,47 3,73±0,80
Бег по точному азимуту, м/с 2,06±0,84 2,73±0,41 3,01±0,72
Зона врабатывания (первые 3 КП), м/с 2,33±0,47 3,10±0,42 3,24± 1,11
Зона устойчивого ориентирования, м/с 2,32±0,98 3,35±0,55 3,11±0,57
Финишный участок (последние 3 КП), м/с 2,77±0,91 3,32±0,46 3,15±0,88
Таким образом, можно констатировать, что на начальных этапах тренировки преобладают ТТД, связанные с надёжным определением своего местоположения на местности. В дальнейшем происходит перераспределение структурных элементов СД в сторону увеличения объёма применения таких способов ориентирования, как бег по точному чтению карты и по азимуту с чтением карты.
Анализ корреляционных связей между соревновательным результатом ориенти-ровщиков и ведущими ТТД позволил нам дифференцировать те характеристики, которые в значительной степени влияют на скорость передвижения по дистанции (рис. 1).
Анализ возрастных особенностей взаимосвязи исследуемых параметров структуры соревновательной деятельности показал, что, начиная с этапа углубленной тренировки, наблюдается положительная динамика зависимости успешности СД от разносторонности технико-тактической подготовленности (r=0,564+0,688; Р<0,05). При этом степень взаимосвязи основных способов ориентирования между собой в дальнейшем возрастает (r=0,651-0,734). Наиболее выражено данные закономерности прослеживаются у спортс-менов-ориентировщиков 16-18 лет (r=0,872+0,960; Р<0,01).
Основываясь на результатах проведённых исследований можно утверждать, что при обучении юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам необходимо ставить конкретную задачу, которая достаточно строго регламентирует эти действия исходя из особенностей СД. Такой подход даёт возможность подготовить юного спортсмена к безошибочному преодолению дистанций и значительно повысить эффективность процесса обучения. «Технологичные» трассы условно можно разделить на несколько видов:
а) дистанция-указатель;
б) дистанция-ограничитель;
в) направляющая дистанция;
г) трассы, развивающие психическую готовность;
д) «непроходимая дистанция».
При этом технологичная дистанция должна отвечать одному обязательному условию: её затруднительно пройти, не выполнив строго определённых технических действий.
Рис. 1. Корреляционный граф, характеризующий взаимосвязи между интегративными параметрами СД и параметрами, верифицирующими психомоторный потенциал спортсменов-ориентировщиков (МС-КМС)
Обозначения: ВК - скорость восприятия спортивной карты; СВ - специальная выносливость; КП
- скорость отметки на КП; НМ - наглядно-образное мышление; УВ - устойчивость внимания; ЛМ
- логическое мышление; СК - скоростные качества; ВН - восприятие направлений; ВР - скорость восприятия рельефа; ОМ - оперативное мышление; ПВ - психическая скоростная выносливость; ФП - функциональная подготовленность; РВ - распределение внимания; ТБ - техника бега. (Для п>25, Р<0,05 г=0,396; Р<0,01 г=0,505).
ВЫВОДЫ
1. При переходе от детского возраста к взрослому, последовательность переноса преимущественной направленности технической подготовки у ориентировщиков в зависимости от структуры СД должна быть следующей: а) этап предварительной подготовки (9-11 лет) - изучение условных знаков спортивной карты и масштаба карты. Восприятие отдельных элементов местности и их сличение с картой. Техника снятия азимута с карты, техника движения по азимуту, ориентирование карты. Выбор простейшего пути движения между контрольными пунктами. Техника измерения расстояний на местности и на карте. Чтение объектов с линейных ориентиров. Преодоление коротких этапов с тормозными ориентирами; б) этап начальной спортивной специализации (12-13 лет) -формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры
движений. Преодоление длинных этапов с тормозными ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Тактическое чтение карты; в) этап углубленной тренировки (14-15 лет) - достижение автоматизма и стабилизация выполнения основных приёмов и способов ориентирования. Совершенствование координационной и ритмической структуры бега с картой по местности различного типа. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Выбор пути движения через точечные ориентиры. Стратегическое чтение спортивной карты;
г) этап спортивного совершенствования (16 лет и старше) - в основе технической подготовки ориентировщиков данного возраста должны лежать модели соревновательной деятельности и тренировки, направленные на отработку технических приёмов на соревновательной и выше соревновательной скоростях. Проводится совершенствование системного восприятия карты и местности на фоне недостатка информации.
2. Установленные закономерности возрастной динамики показателей структуры соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков позволяют выделить возраст 15-16 лет как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства, т.е. в процессе многолетней подготовки необходимо к этому возрасту добиться того, чтобы спортсмен освоил основные способы ориентирования и мог эффективно применять их в реальных условиях соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, Ю.С. Картографический метод исследования в спортивном ориентировании : учебное пособие / Ю.С. Воронов ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2007. - 33 с.
2. Казанцев, С.А. Психология спортивного ориентирования : монография / С.А. Казанцев ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007. -110 с.
3. Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании : монография / В.В. Чешихина. - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
REFERENCES
1. Voronov, Y.S. (2007), Cartographical method of investigation in sport orienteering, SGAFKST, Smolensk, Russian Federation.
2. Kazantsev, S.A. (2007), Psychology of sport orienteering, Sankt-Petersburg, SPBGUFK imeni P.F. Lesgafta, Russian Federation.
3. Cheshihina, V.V. (2006), Modern system of training in sport orienteering, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Ольга Николаевна Галлямова, соискатель,
Камская государственная инженерно-экономическая академия,
Набережные Челны
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию и разработке технологии профессиональной подготовки будущих специалистов техносферной безопасности, с использованием интегративного подхода к обучению. Автор отмечает, что данная технология должна состоять из трех этапов. Причем, на завершающем этапе необходимо использовать интегративный под-