ЛИТЕРАТУРА
1. Аргеткин, С. Эффективное управление охранным бизнесом / С. Аргеткин // Охранная деятельность. - 2008. - № 5. - С. 32-34.
2. Веденов, Л. 15 лет частной охранно-сыскной деятельности в России / Л. Ве-денов // Охранная деятельность. - 2007. - № 3 (75). - С. 14-16.
3. Закревский, П. Порядок подготовки и проведения охранного мероприятия: руководство по обеспечению безопасности физических лиц, бизнесменов, представителей деловых кругов / П.Закревский. - М. : ОРГинформ, 2008. - 157 с.
4. Кабачный, В.В. Практическое пособие по работе с кадрами в охранной фирме / В.В. Кабачный. - Донецк : [б.и.], 2007. - 235 с.
5. Линдер, И.Б. Теория и практика контртеррористической подготовки / И.Б. Линдер // Практические аспекты финансового и организационно-кадрового обеспечения работы частных охранных и детективных предприятий : материалы науч.-практ. конф. - М., 2008. - С. 158-164.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ
Венер Фасхетдинович Усманов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Вероника Сергеевна Кругликова, соискатель,
Бирская государственная социально-педагогическая академия
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности будущих специалистов в сфере физической культуры к развитию способностей юных спортсменов.
Представлены результаты исследования по развитию коммуникативных способностей студентов физкультурного профиля как фактора готовности к реализации личностно ориентированного подхода к детям.
Ключевые слова: коммуникативные способности, компонент готовности, контингент.
DEVELOPMENT OF STUDENTS COMMUNICATIVE ABILITIES AS FACTOR OF REALIZATION OF INDIVIDUALLY-ORIENTED APPROACH TO CHILDREN
Vener Faskhetdinovich Usmanov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Veronica Sergeyevna Kruglikova, competitor,
Birsk State Socially-Pedagogical Academy
Abstract
The article deals with a problem of readiness of future physical culture specialists to development of young sportsmen abilities.
The results of the research of development of communicative abilities of physical training profile students as a factor of realization of person-oriented approach to children are presented.
Key words: communicative abilities, readiness component, contingent.
Основной задачей подготовки специалистов в высшем учебном заведении в сфере физической культуры является формирование профессионально важных качеств личности будущего педагога (ПВК). Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного про-
цесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.
От личностных качеств и способностей учителя зависят методы и приемы работы, производительность и качество труда. Опыт показывает, что формирование личности и профессионально важных ее качеств является результатом долгой целенаправленной деятельности, включающей в себя воздействие на все сферы психики студента, одной из которых является ценностно-мотивационный компонент личности будущих специалистов, так как он регулирует деятельность личности. Ценностные ориентации определяют мировоззрение, взгляды, убеждения и мотивы личности педагога, его гуманный подход к детям, развитие общих и специальных способностей. В работе поставлена задача изучения развития коммуникативных способностей студентов как компонента готовности будущих специалистов в сфере физической культуры к развитию способностей юных спортсменов.
Поэтому развитие способностей своих учеников можно считать ключевой компетенцией педагога и, в частности, учителя физической культуры. От этой компетентности зависит здоровье детей, а компетентность тренера напрямую определяет будущие спортивные достижения юных спортсменов.
Причинами недостаточного уровня готовности выпускников физкультурных вузов к некоторым компонентам педагогической деятельности и, в частности, к развитию способностей юных спортсменов, как показывают исследования, могут быть: случайность сделанного профессионального выбора; внешнее принуждение к такому выбору; изначальная неспособность к освоению данной сферы деятельности; наличие отрицательного опыта, повлекшего формирование синдрома несостоятельности во время педагогической практики и др.
На основе психологической теории деятельности нами выполнен анализ педагогической деятельности учителя физической культуры средней школы. Проанализировано развитие коммуникативных способностей будущих специалистов в сфере физической культуры как компонента готовности к профессиональной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальной базой исследования служил факультет физической культуры Бирской государственной социально-педагогической академии. В опытноэкспериментальной работе приняли участие студенты 1-4 курсов факультета. Всего -81 человек. Тенденции личностных качеств студентов, проявляющихся в межличностных отношениях на протяжении обучения, изучались по методике Т. Лири. Для повышения уровня коммуникативных способностей студентов вначале использовалась методика, включавшая в себя развивающую психодиагностику. Затем качественное отличие занятий обеспечивает последовательная реализация специфических принципов, таких как, принцип активности участников: участники группы постоянно вовлекаются в различные действия; принцип творческой позиции участников: в процессе занятий в группе постоянно создаются ситуации, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения людей. Другим важным принципом проведения занятий был принцип объективации поведения. Поведение участников группы переводится в начале занятий с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне, на протяжении занятий. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Те сведения, которые получает студент от своих товарищей относительно своего поведения; принцип оптимизации познавательных процессов в условиях общения; принцип партнерского или субъект-субъектного взаимодействия: партнерское общение характеризуется равенством психологических позиций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание интересов со-
беседника и стремлением к сопереживанию. Основными средствами обучения на занятиях являлись групповая дискуссия, ролевые игры, психогимнастика, упражнения и технологии нейролингвистического программирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Динамика показателей тенденции личностных качеств студентов, проявляемых в общении, представлена в таблице 1. Наиболее выраженными оказались следующие тенденции личностных черт студентов, проявляющихся в общении: доминантность, общительность, альтруизм, отзывчивость. Можно отметить и показатель, обозначаемый как уверенность в себе. Относительно низкий уровень имели такие черты личности, как отчужденность, скептицизм и пассивная подчиняемость, наивысший уровень которых отмечался на третьем курсе. Динамика изучавшихся личностных черт по курсам говорит о том, что по большинству показателей наивысший уровень имел место на первом курсе, более или менее резкое снижение на втором курсе, а затем наблюдалось относительно плавное повышение показателей к четвертому курсу.
Таблица 1
Тенденции личностных качеств студентов физкультурного профиля, проявляю-
щихся в межличностных отношениях на протяжении обучения
'^\Показ. Курс^^\^ Тенденции личностных черт по Т. Лири
I II III IV V VI VII VIII
1 8,92 6,38 6,04 3,79 4,83 7,21 7,75 7,21
2 5,41 4,59 4,67 3,48 3,67 4,48 5,56 5,22
3 7,48 6,39 6,48 5,22 5,00 6,61 7,10 6,17
4 7,55 6,81 6,81 2,67 3,67 4,76 7,14 5,95
Примечание: Показатели тенденции личностных черт по Т. Лири: 1. Доминантность. 2. Уверенность в себе, состоятельность. 3. Настойчивость, некоторый консерватизм. 4. Независимость. 5. Подчиняемость. 6. Доверчивость, зависимость. 7. Общительность. 8. Альтруизм.
После проведения педагогического эксперимента, включавшего в себя упражнения по повышению уровня коммуникативных способностей студентов, большинство показателей повысили свой уровень. Позитивные сдвиги большинства из них превышали статистически значимые величины. Результаты статистического сравнения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Тенденции личностных черт студентов физкультурного профиля, проявляющиеся в межличностных отношениях на протяжении педагогического эксперимента
^^~~~^^Показатели Ситуации Тенденции личностных черт по Т. Лири
I II III IV V VI VII VIII
До пед. экспер. 7,05 6,81 6,81 2,67 3,67 4,76 7,14 5,95
После пед. экспер. 7,69 7,97 8,75 2,95 3,00 4,15 9,85 7,35
Разница 0,64 2,16 2,94 0,28 0,67 0,61 2,71 2,40
Критерий Т 0,48 2,08 2,85 0,19 0,51 0,71 2,84 2,87
Статист. дост-ть. >0,05 <0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 <0,01
Не менее важной является, на наш взгляд, оптимизация индивидуальных показателей студентов, ранее выходивших за зону адаптивных оценок.
ВЫВОДЫ
1. Готовность студентов физкультурного профиля к развитию способностей юных спортсменов является ключевой компетенцией специалиста. Ведь от этой компетентности учителя физической культуры зависит здоровье детей, а компетентность тренера напрямую определяет будущие спортивные достижения юных спортсменов.
2. Одним из компонентов указанной готовности являются коммуникативные способности выпускников, содействующие реализации личностно ориентированного
подхода к детям, их уровень существенно повысился в процессе педагогического эксперимента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
2. Личностноориентированное образование : проблемы, опыт, пути поиска / под ред. А.Г. Гостева ; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 1997. -70 с.
3. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набат-никовой. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ РАЗНЫХ
ИГРОВЫХ АМПЛУА
Александр Александрович Шамардин, кандидат биологических наук, доцент, ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Аннотация
Статья посвящена проблемам дифференцированного обучения футболистов различных игровых амплуа путем использования методов повышения уровня функциональных способностей организма с помощью прямого влияния на систему дыхания.
Ключевые слова: направленное влияние на систему дыхания, функциональные способности, молодые футболисты.
DIFFERENTIATED APPLICATION OF ERGOGENIC MEANS IN FUNCTIONAL
TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS OF DIFFERENT GAME ROLES
Aleksandr Aleksandrovich Shamardin, candidate of biological science, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education
Abstract
Attention is the problems of differentiated training of different game specialization football players on basic of use of the methods of upraising of the functional abilities of organism by the direct influence on the breathing system.
Key words: direct influence on the breathing system, functional abilities, young football players.
Современный уровень развития футбола требует более дифференцированного подхода к проблеме совершенствования функциональной подготовленности. Непременным условием является учет таких факторов, как возраст, квалификация, период подготовки, игровое амплуа, которые оказывают существенное влияние на уровень специальной работоспособности. В настоящее время отмечается необходимость дифференциации функциональной и физической подготовки игроков разного амплуа [3].
Вследствие выше изложенного, представляется необходимой разработка и внедрение в широкую практику отдельных специальных тренировочных программ для футболистов разной игровой специализации. Эти программы должны учитывать модельную структуру функциональной подготовленности футболистов различных игровых линий и все особенности, характерные для них. Их содержание должно предусматривать развитие доминирующих для каждого игрового амплуа двигательных качеств и ведущих механизмов вегетативного обеспечения специальной работоспособности. Нам представляется целесообразным производить дифференциацию наряду с физическими упражнениями и широким кругом эргогенических средств, так как разные средства обладают различной направленностью воздействия [2].
Исходя из физиологического эффекта дыхательных упражнений и произвольного снижения легочной вентиляции в виде дозированных задержек дыхания, рассмат-