Научная статья на тему 'Технология правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр'

Технология правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / THE MANAGERS OF SPORTS INSTITUTIONS / THE LEGAL PREPARATION / THE TRAINING GAMES / THE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладин Иван Александрович

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке педагогической технологии правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии для повышения уровня юридической грамотности руководителей спортивных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF LEGAL PREPARATION for managers OF SPORTS institutions WITH applying the TRAINING GAMES

The results of conducted research upon the justification and development of pedagogical technology for legal preparation of managers of sports institutions with applying the training games are presented. The author reveals the pedagogical conditions necessary for effective realization of given technology. The high efficiency of the developed technology for increase of legal literacy of managers of sports institutions is experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Технология правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр»

еще раз характеризует уроки гимнастики как занятия со средней и низкой функциональной активностью. В уроках легкой атлетики изучаемая зависимость оказалась отрицательной, когда г=-0,923. Выскажем спорное суждение, что функциональная нагрузка на уроке в большей мере определяется включением в него интенсивных двигательных заданий с высоким тренирующим потенциалом, нежели общей моторной плотностью урока, когда упражнения низкой функциональной стоимости выполняются длительно по времени, но, тем не менее, не оказывают тренирующего и укрепляющего воздействия. Отрицательная корреляционная связь обнаружилась при анализе взаимозависимости общей функциональной нагрузки урока и объемов физической работы в I зоне интенсивности (ЧСС 91-130 уд/мин) и выразилась коэффициентом корреляции г=-0,832. Отрицательная зависимость проявляется и в отдельных циклах уроков с элементами легкой атлетики (г=-0,626, г=-0,880), баскетбола (г=—0,905), гимнастики (г=—0,938), русской лапты (г=-0,746).

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г. Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10-11-х классов [Текст] / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев, И. В. Машошина // Культура физическая и здоровье. - 2008. -№ 4 (18). - С. 24-31.

2. Готовцев, Е. В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Готовцев Евгений Владимирович. - М., 2003. - 23 с.

3. Готовцев, Е. В. Планирование в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. - Воронеж : [б.и.], 2006. - 116 с.

4. Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. - Воронеж : [б.и.], 2006. - 131 с.

5. Комплексная программа физического воспитания учащихся І-ХІ классов = [Текст] / авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2006. - 126 с.

6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

Контактная информация: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ ИГР

Иван Александрович Гладин, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке педагогической технологии правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии для повышения уровня юридической грамотности руководителей спортивных сооружений.

Ключевые слова: руководители спортивных сооружений; правовая подготовка; обучающие игры; технология.

THE TECHNOLOGY OF LEGAL PREPARATION FOR MANAGERS OF SPORTS INSTITUTIONS WITH APPLYING THE TRAINING GAMES Ivan Aleksandrovich Gladin, the competitor,

The St.-Petersburg State Polytechnical University

Annotation

The results of conducted research upon the justification and development of pedagogical technology for legal preparation of managers of sports institutions with applying the training games are presented. The author reveals the pedagogical conditions necessary for effective realization of given technology. The high efficiency of the developed technology for increase of legal literacy of managers of sports institutions is experimentally proved.

Keywords: the managers of sports institutions; the legal preparation; the training games; the technology.

В последние годы появилось большое количество новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность руководителей спортивных сооружений. Содержание данных документов охватывает большой объём правовой информации, которую необходимо использовать руководителям спортивных сооружений в своей практической деятельности.

Анализ практики правовой подготовки руководителей спортивных сооружений свидетельствует, что уровень их юридической грамотности не соответствует современным требованиям (Н.В. Щеголева, 2004; Р.Т. Тменов, 2005; А.Н. Шумарин, 2007 и др.). Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, в настоящее время отсутствует научно обоснованная технология развития юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений в условиях послевузовского образования. Всё это в значительной степени снижает эффективность их профессиональной деятельности. Основными причинами этого являются: слабая научная разработанность проблемы развития юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений; низкая мотивация у них к получению правовых знаний; недостаточная правовая культура этих специалистов. Сложившаяся ситуация создает объективные препятствия для практической реализации целей правовой подготовки, решения задач формирования правовых знаний, умений и навыков у руководителей спортивных сооружений.

Исследования, проведенные А.Н. Шумариным (2007), свидетельствуют о высокой эффективности использования обучающих игр в процессе развития юридической грамотности у студентов физкультурных вузов. В настоящее время данная проблема получила определенное освещение в научной литературе, а также стала предметом обсуждения на ряде конференций. Однако, как показало целенаправленное изучение различных педагогических источников, правовая подготовка руководителей спортивных сооружений на основе применения обучающих игр недостаточно разработана.

В процессе исследования определялись сущность, цель и содержание правовой подготовки руководителей спортивных сооружений.

Проведённые предварительные исследования свидетельствуют, что уровень юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений не соответствует современным требованиям.

Проведённый анализ литературы свидетельствует, что раскрытие сущности правовой подготовки сводилось к одностороннему показу отдельных её сторон. Вне зоны внимания исследователей оказалась технология развития юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр.

В ходе исследования установлено, что сущность правовой подготовки руководителей спортивных сооружений составляет систематический педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у них юридической грамотности в профессиональной деятельности на основе овладения необходимыми правовыми знаниями, навыками и умениями.

Однако, как свидетельствует проведенный опрос руководителей спортивных

сооружений, наибольшую неудовлетворенность у них вызывают: организация правовой подготовки (36,2%); ее содержание (34,0%); методы преподавания (27,3%).

В процессе дальнейшего исследования выявлялись виды обучающих игр, которые целесообразно использовать в процессе правовой подготовки руководителей спортивных сооружений. К ним относятся: информационные игры, которые следует использовать для уяснения роли права в профессиональной деятельности руководителя спортивного сооружения; ситуационные - для знания основ гражданского права по вопросам аренды, подряда, оказания услуг, заключения договоров по использованию спортивного сооружения; ролевые игры - для решения вопросов трудового права; нормативные игры - для изучения налогового законодательства и земельного права по вопросам заключения договоров долгосрочной аренды земли и ее регистрации, особенностей оборота земель и т.д.; коммуникативные и позиционные игры - для уяснения основ административного и уголовного права, эвристические игры - для решения вопросов международного права, связанных с эксплуатацией спортивных сооружений.

В дальнейшем для эффективного применения обучающих игр в процессе развития юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений следовало определить необходимые педагогические условия. С этой целью было проведено специальное исследование по ранжированию данных педагогических условий. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного применения обучающих игр в процессе развития юридической грамотности у ________________руководителей спортивных сооружений (п=37)__________________

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Научное обоснование и разработка технологии, содержания и методики применения обучающих игр в процессе правовой подготовки 19,8

2 Оптимизация содержания правовой подготовки с усилением практической направленности 17,7

3 Разработка сценария обучающих игр с принадлежностью к определенному объекту правовой деятельности 16,4

4 Включение в обучающую игру вопросов, раскрывающих решение типовых правовых задач профессиональной деятельности руководителей спортивных сооружений 14,1

5 Построение обучающей игры с акцентом на решение нестандартной правовой задачи 10,9

6 Обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки с использованием обучающих игр 8,6

7 Повышение уровня методической подготовленности преподавателей и их помощников, проводящих занятия по правовой подготовке с использованием обучающих игр 7,3

8 Разработка и использование в ходе обучающих игр наиболее сложных (спорных) правовых вопросов, которые встречаются в профессиональной деятельности руководителей спортивных сооружений 5,2

Для обоснования технологии развития юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений мы опирались на следующие подходы: во-первых, чёткое установление структурных элементов, образующих правовую подготовку с использованием обучающих игр; во-вторых, применение процедур оптимизации к каждому из данных структурных элементов; в-третьих, установление и поддержание в оптимальном состоянии связей и отношений между элементами системы правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр, в соответствии с интегративным критерием оценки ее эффективности.

Основываясь на выше перечисленных подходах, нами была разработана по-

этапная технология правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр, представленная на рисунке 1.

Рис. 1. Технология правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с

использованием обучающих игр

На заключительном этапе исследования проводилась экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр.

Как свидетельствуют результаты проведённого педагогического эксперимента, средний балл оценки эффективности профессиональной деятельности у руководителей спортивных сооружений вырос с 3,75 до 4,29 (табл. 2).

Использование разработанной технологии развития юридической грамотности у руководителей спортивных сооружений способствовало улучшению у них показателей успешности овладения правовыми навыками и умениями (табл. 3).

Если до начала педагогического эксперимента только 15% руководителей имели высокий уровень их развития, то в конце эксперимента таких было 38%, а количество с относительно низким правовым потенциалом уменьшилось с 26% до 5%.

Таблица 2

Средние результаты освоения испытуемыми тематики правовой подготовки с использованием обучающих игр в процессе __________________педагогического эксперимента_____________________

Содержание правовой подготовки Результаты успешности обучения, в баллах (п = 27) (х+т)

до эксперимента после эксперимента

Роль права в профессиональной деятельности руководителя спортивного сооружения 3,81 + 0,18 4,33 + 0,18

Гражданское право 3,85 + 0,23 4,26 + 0,34

Трудовое право 3,68 + 0,18 4,33 + 0,29

Земельное право 3,28 + 0,26 4,45 + 0,22

Уголовное и административное право 4,07 + 0,21 4,33 + 0,18

Международное право 3,35 + 0,16 4,09 + 0,19

Эффективность решения правовых вопросов 3,75 + 0,17 4,29 + 0,11

Таблица 3

Сравнительный анализ успешности овладения навыками правовой деятельности руководителями спортивных сооружений (в %)_________

Уровни успешности овладения навыками правовой деятельности Испытуемые (п = 27)

до эксперимента после эксперимента

высокий 15,0 38,0

выше среднего 20,4 34,2

средний 38,6 22,8

низкий 26,0 5,0

ВЫВОД

Применение разработанной технологии позволило улучшить показатели коммуникативных и профессиональных умений руководителей спортивных сооружений при решении юридических вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тменов, Т.Р. Нормативно-правовая подготовка специалистов по физической культуре и спорту как педагогическая проблема / Т.Р. Тменов // Вопросы профессионального обучения и воспитания гражданских и военных специалистов в условиях реформы образования : сб. науч. статей. - СПб. : ГЛТА, ВИФК, 2005. - С. 34-35.

2. Шумарин, А.Н. Правовая подготовка студентов физкультурных вузов с использованием обучающих игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шумарин А.Н. - Великие Луки, 2007. - 24 с.

3. Щеголева, Н.В. Правовая подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях послевузовской профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Щеголева Н.В. - СПб., 2004. - 24 с.

Контактная информация: а [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.