школьника, являются: асимметричная нагрузка, укорочение одних мышц и удлинение других при различных спортивных стойках, высокая силовая нагрузка, сильные прогибания, сдавливание межпозвоночных дисков, деформация позвоночника, растяжение и разрыв связок, ущемление нервных корешков, излишняя подвижность суставов, перегрузка ОДА.
4. При занятиях видом спорта, отрицательно влияющим на осанку школьника, необходим подбор специальных и корригирующих упражнений для включения их в систему физической подготовки спортсмена на тренировках, уроках физической культуры, самостоятельных занятиях.
5. В видах спорта с асимметричными движениями не следует забывать совершенствовать технику противоположной, не ведущей конечности, используя закономерности перекрестного переноса. В физической подготовке спортсменов серьезное внимание должно уделяться общей физической подготовке. Соотношение общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) на этапах спортивной, углубленной спортивной специализации и спортивного совершенствования следует пересмотреть с некоторым увеличением доли ОФП.
6. Необходимо тщательно выполнять правила техники безопасности на занятиях видами спорта, особенно это касается сложных в техническом плане упражнений. Необходима хорошая и длительная разминка перед тренировкой.
7. Возникновение дефектов осанки, связанное с нерациональными занятиями спортом, вызывает необходимость самого тщательного врачебного контроля на занятиях физической культурой и спортом. В процессе специализированных занятий физическими упражнениями в систему педагогического контроля необходимо включать оценку осанки, с тем, чтобы своевременно и в нужном направлении вести профилактику и коррекцию ее нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронова, Е.К. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова, М.В. Ковальчук // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России». - Петрозаводск, Сортавала, 2005. - С. 180-182.
2. Дубровский, В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. - М. : Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.
3. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М. : Астрель, 2004.
- 863 с.
4. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии у спортсменов / Е.В. Фомина. -Омск : Изд-во Сиб ГУФК, 2003. - 150 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРАВОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА МВД В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Р.Н. Калакуцкий
Наряду с определёнными достижениями в деятельности вузов МВД России качество правовой подготовки специалистов ещё не в полной мере соответствует современным требованиям. Существует разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам, и уровнем их профессиональной подготовленности. Преподаватели по физической культуре в процессе своей профессиональной деятельности обязаны участвовать в проведении учебных занятий по физической подготовке, различных спортивных мероприятий с курсантами учебных подразделений вуза МВД, поэтому они должны обладать определёнными правовыми знаниями в сфере физической культуры и спорта.
Характерно, что большинство преподавателей отождествляют своё правовое
самообразование только с аудиторными занятиями и не учитывают возможности проведения правовоспитательной работы в процессе спортивных мероприятий. Основными причинами данных тенденций являются: недооценка преподавательским составом роли и значения правовых знаний в сфере физической культуры, слабая научная проработанность проблемы правового совершенствования педагогов в сфере физической культуры и спорта, недостаточная правовая культура преподавательского состава и низкая мотивация к правовоспитательной деятельности в процессе проведения спортивных мероприятий.
Всё это создаёт объективные препятствия для практической реализации целей правового совершенствования педагогов, эффективного решения задач по формированию у них правовых знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта. От правовой подготовленности и компетентности преподавательского состава во многом зависит уровень и качество проводимых мероприятий по физической культуре и спорту. Поэтому перед педагогической наукой с особой остротой стоит вопрос оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавательского состава в сфере физической культуры и спорта.
Значительный научный и практический интерес в плане оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавательского состава по физической культуре вузов МВД представляет: экспериментальное обоснование уровней успешности их педагогической деятельности, анализ сформированности общепедагогических умений в сфере правовой подготовки в области физической культуры и спорта, оценка значимости и вклада указанных умений в успешность их профессиональной деятельности, научное обоснование и разработка программы педагогической коррекции правовой подготовленности преподавательского состава сферы физической культуры вузов.
Правовое взаимодействие преподавателей физической культуры и курсантов вуза МВД происходит в различных направлениях и охватывает спортивную деятельность, физическую подготовку, научно-методическое обеспечение, развитие учебноспортивной базы и др. Это диктует необходимость постоянного обновления нормативно-правовых знаний, обеспечивающих правовую компетентность преподавателей кафедры физической подготовки.
Анализ научной литературы свидетельствует, что в настоящее время отсутствует единая стратегия, которая бы позволяла целенаправленно повышать уровень правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта. Недостаточно эффективно осуществляется контроль за процессом правового совершенствования преподавателей физической культуры вуза МВД, процесс правового совершенствования не полностью учитывает особенности профессиональной деятельности педагогов в физкультурно-спортивной сфере.
В процессе исследования определялся уровень правовой подготовленности преподавателей и выявлялись противоречия, которые имели место при совершенствовании навыков правовоспитательной работы.
Проведённый анализ уровня правовой подготовленности преподавательского состава кафедры физической подготовки вуза МВД свидетельствует о недостаточной сформированности навыков правовоспитательной работы при проведении физической подготовки с курсантами.
Объективная проверка знаний из различных отраслей права, применяемых в профессиональной деятельности, показала низкий исходный уровень правовой подготовленности педагогов в сфере физической культуры и спорта. Средняя оценка составила 2,87 балла по 5-балльной шкале.
В общей выборке преподавателей кафедры физической подготовки вуза лишь 21% педагогов находится на высоком уровне правовоспитательной деятельности; 37%
- на среднем; 33% - на низком и 9% - на минимальном «репродуктивном» уровне.
Как показали проведённые исследования, недостаточный уровень правовой
подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта обусловлен наличием целого ряда противоречий.
К их числу относятся следующие:
• между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и недооценкой ими наличия глубоких специальных правовых знаний, умений и навыков;
• между знаниями норм права в сфере физической культуры и их нарушением в практической деятельности при проведении спортивных мероприятий;
• между объективной необходимостью самосовершенствования в области физкультурных норм права и субъективными индивидуально-психологическими особенностями педагогов, их запросами, потребностями, устремлениями, не позволяющими в полной мере реализовать свой потенциальный ресурс в этой сфере;
• между содержанием процесса правового совершенствования педагогов в сфере физической культуры и формами, учебными средствами его осуществления.
В ходе исследования были определены уровни сформированности навыков правовоспитательной работы: минимальный, низкий, средний, высокий, отражающие относительную достаточность необходимых знаний, привычек правового поведения, сочетаемых со стремлением к правовому самосовершенствованию преподавателей.
В ходе опроса преподавателей по физической подготовке и специалистов в области права определялись педагогические условия, необходимые для эффективной коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта. Ранжирование проводилось по результатам анкетирования.
Проведённое ранжирование позволило выявить педагогические условия, необходимые для эффективной коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта (табл. 1).
С учётом выявленных педагогических условий разрабатывались технологии оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей по физической культуре вуза МВД, а затем экспериментально проверялась их эффективность.
Таблица 1
Педагогические условия, необходимые для эффективной педагогической коррекции знаний преподавателей по физической подготовке вуза МВД по правовым вопросам в сфере физической культуры и спорта (п=17)
Значимость (место) Педагогические условия Сумма рангов
1 Наличие научно разработанной методики оценки правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта 19
2 Практическая направленность содержания правовой подготовки в сфере физической культуры и спорта 37
3 Материальное обеспечение правовой подготовки (литература, методические разработки и т.д.) 54
4 Объём и качество получаемого материала по вопросам права в сфере физической культуры и спорта 73
5 Наличие научно обоснованной программы педагогической коррекции правовой подготовленности педагогов в сфере физической культуры и спорта 90
6 Наличие навыков самостоятельной работы 105
7 Отношение педагогов-юристов к занятиям по правовому совершенствованию преподавателей физической культуры 121
В ходе исследования были выдвинуты и обоснованы критерии и показатели правового совершенствования педагогов: целевой, организационно-методический, мотивационный. Это позволило выделить несколько частных уровней правового со-
вершенствования педагогов: высокий, средний, низкий и минимальный.
Обобщённым показателем эффективности процесса педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей является результат - нормативность их поведения при проведении мероприятий в сфере физической культуры и спорта. Интегральным показателем сформированности навыков правовоспитательной работы является степень овладения этими навыками, которая определяется из отношения количества навыков, сформированных на оценку «отлично», к общему количеству навыков правовоспитательной работы, необходимых педагогу для проведения спортивных мероприятий.
Проведённое исследование позволило научно обосновать и разработать технологию оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта. Данная технология состоит из пяти этапов (рис. 1)._____________________________________________________________
Этапы Решаемые задачи Содержание работы Методы
Подготовительный Определение эталона диагностирования, критериев и методов оценки Сбор предварительной информации об уровне правовой подготовленности педагогов в сфере физической культуры Изучение характеристик и других документов
Поисковый Изучение психологопедагогических характеристик педагогов Выявление новой информации об уровне сформированности навыков правовоспитательной работы в процессе проведения спортивных мероприятий Наблюдение за правовоспитательной деятельностью педагогов
Аналитический Обработка собранных данных о педагоге Количественный и качественный анализы о правовоспитательной деятельности преподавателей по физической подготовке Математические методы обработки данных, их интерпретация
Предписывающий Постановка педагогического диагноза о возможностях преподавателя по проведению правовоспитательной работы Определяется необходимый и достаточный комплекс мер педагогической воздействия; производится планирование работы по улучшению правовой подготовленности педагогов в сфере спорта Психологопедагогические методы воздействия на преподавателей
Корректировочный Выявление слабых сторон в правовой подготовленности педагогов и активное их совершенствование Проводится педагогическая деятельность по развитию «отстающих» навыков правовоспитательной работы в сфере физической культуры и спорта Методы оценки эффективности процесса совершенствования правовой подготовленности, организации хранения и накопления информации
Рис. 1. Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта
Как свидетельствуют проведённые исследования, разработанная технология базируется на использовании комплексной программы совершенствования правовой подготовленности преподавателей по физической подготовке вуза МВД.
Содержание данной программы включает в себя комплекс мер, направленных на оптимизацию содержания правовой подготовки педагогов в сфере физической культуры и спорта; активизацию правового самосовершенствования преподавателей; повышение эффективности материального и методического обеспечения правовой подготовки преподавателей физической культуры.
В ходе педагогического эксперимента проверялась эффективность разработанной технологии оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности, разработанной технологии оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ успешности овладения навыками правовой деятельности
педагогами в сфере спорта (в %)
Уровни успешности овладения навы- Испытуемые
ками правовой деятельности в сфере 7) 2 и
спорта До эксперимента После эксперимента
высокий 21,0 39,0
средний 37,0 34,2
низкий 33,0 21,8
минимальный 9,0 5,0
Так, если в начале эксперимента средняя оценка по правовой подготовке преподавателей физической культуры вуза МВД составляла 2,87 балла, то по окончании эксперимента она была 4,37 балла.
До эксперимента только 21% преподавателей по физической подготовке имели высокий уровень навыков правовоспитательной работы с курсантами при проведении спортивных мероприятий, а после окончания эксперимента этот показатель составил 39,0%.
Таким образом, разработанная технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей физической культуры вуза МВД показала высокую эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кустов, А.Н. Тактика задержания невооруженного и вооруженного преступника. / А.Н. Кустов, П.П. Михеев, Н.А. Середа. - Брянск, 1994. - 61 с.
2. Колюхов, В.Г. Современные концепции боевой подготовки в вузах МВД РФ. / В.Г. Колюхов. - М.: МЮИ МВД РФ, 1995.
3. Сливин, Т. С. Правовая подготовка курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации. Дис. ..канд.пед.наук / Т. С. Сливин. - М.: ВУ, 2003.
4. Тменов, Т.Р. Правовая информация в профессиональном совершенствовании специалистов военно-спортивной сферы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Т.Р. Тменов. - СПб.: ВИФК, 2005. - 20 с.
5. Шумарин, А.Н. Правовое обучение студентов физкультурных вузов на основе использования обучающих игр: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. / А.Н. Шумарин.
- СПб.: ВИФК, 2006. - 21 с.
6. Щёголева, Н.В. Правовая подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях послевузовской профессиональной деятельности: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. / Н.В. Щёголева. - СПб.: ВИФК, 2004. - 22 с.