Научная статья на тему 'Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта'

Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калакуцкий Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта»

школьника, являются: асимметричная нагрузка, укорочение одних мышц и удлинение других при различных спортивных стойках, высокая силовая нагрузка, сильные прогибания, сдавливание межпозвоночных дисков, деформация позвоночника, растяжение и разрыв связок, ущемление нервных корешков, излишняя подвижность суставов, перегрузка ОДА.

4. При занятиях видом спорта, отрицательно влияющим на осанку школьника, необходим подбор специальных и корригирующих упражнений для включения их в систему физической подготовки спортсмена на тренировках, уроках физической культуры, самостоятельных занятиях.

5. В видах спорта с асимметричными движениями не следует забывать совершенствовать технику противоположной, не ведущей конечности, используя закономерности перекрестного переноса. В физической подготовке спортсменов серьезное внимание должно уделяться общей физической подготовке. Соотношение общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) на этапах спортивной, углубленной спортивной специализации и спортивного совершенствования следует пересмотреть с некоторым увеличением доли ОФП.

6. Необходимо тщательно выполнять правила техники безопасности на занятиях видами спорта, особенно это касается сложных в техническом плане упражнений. Необходима хорошая и длительная разминка перед тренировкой.

7. Возникновение дефектов осанки, связанное с нерациональными занятиями спортом, вызывает необходимость самого тщательного врачебного контроля на занятиях физической культурой и спортом. В процессе специализированных занятий физическими упражнениями в систему педагогического контроля необходимо включать оценку осанки, с тем, чтобы своевременно и в нужном направлении вести профилактику и коррекцию ее нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова, Е.К. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова, М.В. Ковальчук // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России». - Петрозаводск, Сортавала, 2005. - С. 180-182.

2. Дубровский, В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. - М. : Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

3. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М. : Астрель, 2004.

- 863 с.

4. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии у спортсменов / Е.В. Фомина. -Омск : Изд-во Сиб ГУФК, 2003. - 150 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРАВОВОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА МВД В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Р.Н. Калакуцкий

Наряду с определёнными достижениями в деятельности вузов МВД России качество правовой подготовки специалистов ещё не в полной мере соответствует современным требованиям. Существует разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам, и уровнем их профессиональной подготовленности. Преподаватели по физической культуре в процессе своей профессиональной деятельности обязаны участвовать в проведении учебных занятий по физической подготовке, различных спортивных мероприятий с курсантами учебных подразделений вуза МВД, поэтому они должны обладать определёнными правовыми знаниями в сфере физической культуры и спорта.

Характерно, что большинство преподавателей отождествляют своё правовое

самообразование только с аудиторными занятиями и не учитывают возможности проведения правовоспитательной работы в процессе спортивных мероприятий. Основными причинами данных тенденций являются: недооценка преподавательским составом роли и значения правовых знаний в сфере физической культуры, слабая научная проработанность проблемы правового совершенствования педагогов в сфере физической культуры и спорта, недостаточная правовая культура преподавательского состава и низкая мотивация к правовоспитательной деятельности в процессе проведения спортивных мероприятий.

Всё это создаёт объективные препятствия для практической реализации целей правового совершенствования педагогов, эффективного решения задач по формированию у них правовых знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта. От правовой подготовленности и компетентности преподавательского состава во многом зависит уровень и качество проводимых мероприятий по физической культуре и спорту. Поэтому перед педагогической наукой с особой остротой стоит вопрос оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавательского состава в сфере физической культуры и спорта.

Значительный научный и практический интерес в плане оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавательского состава по физической культуре вузов МВД представляет: экспериментальное обоснование уровней успешности их педагогической деятельности, анализ сформированности общепедагогических умений в сфере правовой подготовки в области физической культуры и спорта, оценка значимости и вклада указанных умений в успешность их профессиональной деятельности, научное обоснование и разработка программы педагогической коррекции правовой подготовленности преподавательского состава сферы физической культуры вузов.

Правовое взаимодействие преподавателей физической культуры и курсантов вуза МВД происходит в различных направлениях и охватывает спортивную деятельность, физическую подготовку, научно-методическое обеспечение, развитие учебноспортивной базы и др. Это диктует необходимость постоянного обновления нормативно-правовых знаний, обеспечивающих правовую компетентность преподавателей кафедры физической подготовки.

Анализ научной литературы свидетельствует, что в настоящее время отсутствует единая стратегия, которая бы позволяла целенаправленно повышать уровень правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта. Недостаточно эффективно осуществляется контроль за процессом правового совершенствования преподавателей физической культуры вуза МВД, процесс правового совершенствования не полностью учитывает особенности профессиональной деятельности педагогов в физкультурно-спортивной сфере.

В процессе исследования определялся уровень правовой подготовленности преподавателей и выявлялись противоречия, которые имели место при совершенствовании навыков правовоспитательной работы.

Проведённый анализ уровня правовой подготовленности преподавательского состава кафедры физической подготовки вуза МВД свидетельствует о недостаточной сформированности навыков правовоспитательной работы при проведении физической подготовки с курсантами.

Объективная проверка знаний из различных отраслей права, применяемых в профессиональной деятельности, показала низкий исходный уровень правовой подготовленности педагогов в сфере физической культуры и спорта. Средняя оценка составила 2,87 балла по 5-балльной шкале.

В общей выборке преподавателей кафедры физической подготовки вуза лишь 21% педагогов находится на высоком уровне правовоспитательной деятельности; 37%

- на среднем; 33% - на низком и 9% - на минимальном «репродуктивном» уровне.

Как показали проведённые исследования, недостаточный уровень правовой

подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта обусловлен наличием целого ряда противоречий.

К их числу относятся следующие:

• между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и недооценкой ими наличия глубоких специальных правовых знаний, умений и навыков;

• между знаниями норм права в сфере физической культуры и их нарушением в практической деятельности при проведении спортивных мероприятий;

• между объективной необходимостью самосовершенствования в области физкультурных норм права и субъективными индивидуально-психологическими особенностями педагогов, их запросами, потребностями, устремлениями, не позволяющими в полной мере реализовать свой потенциальный ресурс в этой сфере;

• между содержанием процесса правового совершенствования педагогов в сфере физической культуры и формами, учебными средствами его осуществления.

В ходе исследования были определены уровни сформированности навыков правовоспитательной работы: минимальный, низкий, средний, высокий, отражающие относительную достаточность необходимых знаний, привычек правового поведения, сочетаемых со стремлением к правовому самосовершенствованию преподавателей.

В ходе опроса преподавателей по физической подготовке и специалистов в области права определялись педагогические условия, необходимые для эффективной коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта. Ранжирование проводилось по результатам анкетирования.

Проведённое ранжирование позволило выявить педагогические условия, необходимые для эффективной коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта (табл. 1).

С учётом выявленных педагогических условий разрабатывались технологии оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей по физической культуре вуза МВД, а затем экспериментально проверялась их эффективность.

Таблица 1

Педагогические условия, необходимые для эффективной педагогической коррекции знаний преподавателей по физической подготовке вуза МВД по правовым вопросам в сфере физической культуры и спорта (п=17)

Значимость (место) Педагогические условия Сумма рангов

1 Наличие научно разработанной методики оценки правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта 19

2 Практическая направленность содержания правовой подготовки в сфере физической культуры и спорта 37

3 Материальное обеспечение правовой подготовки (литература, методические разработки и т.д.) 54

4 Объём и качество получаемого материала по вопросам права в сфере физической культуры и спорта 73

5 Наличие научно обоснованной программы педагогической коррекции правовой подготовленности педагогов в сфере физической культуры и спорта 90

6 Наличие навыков самостоятельной работы 105

7 Отношение педагогов-юристов к занятиям по правовому совершенствованию преподавателей физической культуры 121

В ходе исследования были выдвинуты и обоснованы критерии и показатели правового совершенствования педагогов: целевой, организационно-методический, мотивационный. Это позволило выделить несколько частных уровней правового со-

вершенствования педагогов: высокий, средний, низкий и минимальный.

Обобщённым показателем эффективности процесса педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей является результат - нормативность их поведения при проведении мероприятий в сфере физической культуры и спорта. Интегральным показателем сформированности навыков правовоспитательной работы является степень овладения этими навыками, которая определяется из отношения количества навыков, сформированных на оценку «отлично», к общему количеству навыков правовоспитательной работы, необходимых педагогу для проведения спортивных мероприятий.

Проведённое исследование позволило научно обосновать и разработать технологию оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта. Данная технология состоит из пяти этапов (рис. 1)._____________________________________________________________

Этапы Решаемые задачи Содержание работы Методы

Подготовительный Определение эталона диагностирования, критериев и методов оценки Сбор предварительной информации об уровне правовой подготовленности педагогов в сфере физической культуры Изучение характеристик и других документов

Поисковый Изучение психологопедагогических характеристик педагогов Выявление новой информации об уровне сформированности навыков правовоспитательной работы в процессе проведения спортивных мероприятий Наблюдение за правовоспитательной деятельностью педагогов

Аналитический Обработка собранных данных о педагоге Количественный и качественный анализы о правовоспитательной деятельности преподавателей по физической подготовке Математические методы обработки данных, их интерпретация

Предписывающий Постановка педагогического диагноза о возможностях преподавателя по проведению правовоспитательной работы Определяется необходимый и достаточный комплекс мер педагогической воздействия; производится планирование работы по улучшению правовой подготовленности педагогов в сфере спорта Психологопедагогические методы воздействия на преподавателей

Корректировочный Выявление слабых сторон в правовой подготовленности педагогов и активное их совершенствование Проводится педагогическая деятельность по развитию «отстающих» навыков правовоспитательной работы в сфере физической культуры и спорта Методы оценки эффективности процесса совершенствования правовой подготовленности, организации хранения и накопления информации

Рис. 1. Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта

Как свидетельствуют проведённые исследования, разработанная технология базируется на использовании комплексной программы совершенствования правовой подготовленности преподавателей по физической подготовке вуза МВД.

Содержание данной программы включает в себя комплекс мер, направленных на оптимизацию содержания правовой подготовки педагогов в сфере физической культуры и спорта; активизацию правового самосовершенствования преподавателей; повышение эффективности материального и методического обеспечения правовой подготовки преподавателей физической культуры.

В ходе педагогического эксперимента проверялась эффективность разработанной технологии оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности, разработанной технологии оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей в сфере физической культуры и спорта (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ успешности овладения навыками правовой деятельности

педагогами в сфере спорта (в %)

Уровни успешности овладения навы- Испытуемые

ками правовой деятельности в сфере 7) 2 и

спорта До эксперимента После эксперимента

высокий 21,0 39,0

средний 37,0 34,2

низкий 33,0 21,8

минимальный 9,0 5,0

Так, если в начале эксперимента средняя оценка по правовой подготовке преподавателей физической культуры вуза МВД составляла 2,87 балла, то по окончании эксперимента она была 4,37 балла.

До эксперимента только 21% преподавателей по физической подготовке имели высокий уровень навыков правовоспитательной работы с курсантами при проведении спортивных мероприятий, а после окончания эксперимента этот показатель составил 39,0%.

Таким образом, разработанная технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей физической культуры вуза МВД показала высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кустов, А.Н. Тактика задержания невооруженного и вооруженного преступника. / А.Н. Кустов, П.П. Михеев, Н.А. Середа. - Брянск, 1994. - 61 с.

2. Колюхов, В.Г. Современные концепции боевой подготовки в вузах МВД РФ. / В.Г. Колюхов. - М.: МЮИ МВД РФ, 1995.

3. Сливин, Т. С. Правовая подготовка курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации. Дис. ..канд.пед.наук / Т. С. Сливин. - М.: ВУ, 2003.

4. Тменов, Т.Р. Правовая информация в профессиональном совершенствовании специалистов военно-спортивной сферы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Т.Р. Тменов. - СПб.: ВИФК, 2005. - 20 с.

5. Шумарин, А.Н. Правовое обучение студентов физкультурных вузов на основе использования обучающих игр: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. / А.Н. Шумарин.

- СПб.: ВИФК, 2006. - 21 с.

6. Щёголева, Н.В. Правовая подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях послевузовской профессиональной деятельности: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. / Н.В. Щёголева. - СПб.: ВИФК, 2004. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.