УДК 796. 07
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Преподаватель А. И. Жужгов,
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, г. Тюмень; доктор педагогических наук, доцент В. А. Назаренко,
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск. Контактная информация для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. имени Е. Н. Батенчука, 21.
Определены основные направления профессионально-прикладной физической подготовки по формированию здорового образа жизни у курсантов военных вузов. в эксперименте приняли участие 124 курсанта военно-инженерного училища (института). Представлена структурная модель педагогической технологии формирования у курсантов профессионально важных физических качеств в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья. Разработаны фонды оценочных средств, определяющие уровень развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков. Предложены подходы к сохранению профессионального здоровья, уровня физической подготовленности. Определено, что авторская программа, основанная на индивидуализации образовательного процесса, на основе мониторинга уровня здоровья позволяет формировать военно-прикладную физическую подготовленность у курсантов.
Для решения поставленной цели и задач исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, методы оценки и контроля двигательных способностей курсантов и военно-прикладных навыков; контроль заболеваемости курсантов; оценивание мотивации на служ-
бу в армии; тестирование развития общих физических качеств (скоростных возможностей, скоростной выносливости, силовой выносливости, координационных способностей), тестирование по военно-прикладным нормативам по боевой подготовке, функциональная проба по Квер-гу, педагогический эксперимент, математико-статистический анализ полученных результатов исследования.
в основу экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов включены упражнения военно-прикладной направленности, где курсанты занимались физической и строевой подготовкой; упражнялись на гимнастических снарядах; преодолевали полосу препятствий; учились выполнять технические элементы с оружием; обучались приемам самообороны и др.
Ключевые слова: педагогическая технология; мониторинг уровня физического здоровья; здоровье; курсанты; военно-прикладная физическая подготовка; профессионально важные физические качества (ПВФК).
Напряженные условия учебно-профессиональной деятельности курсантов, высокие требования, предъявляемые к их профессиональному здоровью, рост количества негативных факторов, влияющих на их здоровье, обусловливают повышенный интерес к здоро-вьеформирующим педагогическим технологиям, основанным на применении средств и методов физической
культуры. Исследования физической подготовленности военнослужащих показывают понижение общего физического состояния и снижение уровня профессионального долголетия на 5-7 лет за счет ухудшения состояния здоровья [8]. По данным здравоохранения, уровень здоровья во многом напрямую связан с образом жизни, наличием вредных привычек, а также не последнее место занимает уровень образования (5052 %), примерно до 20 % на уровень здоровья влияет экология, генетические факторы влияют в 18-20 %, и лишь до 10 % занимает качество здравоохранения [5]. Тем самым, уровень физического здоровья - это не результат какого-либо лечения, а производное рационального с социально-гигиенических позиций стиля жизни и соответствующих условий труда [1].
Здоровьеформирующие технологии - это формы и способы, направленные на повышение уровня физического состояния и способствующие повышению резервных возможностей организма, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья, успешное выполнение военно-профессиональных задач. Системообразующим фактором разработанной здоровьеформирующей технологии является профессионально-прикладная физическая культура, которая в широком смысле слова включает систему жизненных ценностей, мотивацию к двигательной активности, физкультурно-спортивную активность, тренировочный эффект и закаливание, двигательную активность, направленную на повышение физического состояния человека, социальные институты реализации физкультурной и спортивной деятельности [3].
Проблема оздоровительной направленности профессионально-прикладной физической подготовки определяется также прогрессивным ухудшением состояния здоровья не только военнослужащих, но и всего населения России, предопределена степенью развития социально-экономических взаимоотношений и экологическим состоянием среды обитания [6].
На сегодняшний день имеется сложное, почти неконтролируемое и противоречивое обстоятельство: для службы в Вооруженных силах необходимы здоровые люди, способные переносить все тяготы военно-служебной деятельности, тем более зачастую им приходится выполнять боевые задачи в условиях, связанных с риском для жизни, с одной стороны, а на фоне общего социального неблагополучия последнего десятилетия идет постоянное снижение общего уровня здоровья у призывников по показателям состояния физического и психического здоровья, с другой стороны [4].
На основании этого остро встает вопрос о необходимости создания эффективной системы, позволяющей сформировать, а затем сохранять физическое и психическое здоровье курсантов методами профессионально-прикладной физической подготовки с оздоровительной направленностью.
Большое значение в этой связи придается мероприятиям, основывающимся на педагогических основах профессионально-прикладной физической подготов-
ки курсантов - укреплении их физического и психического здоровья, обеспечивающих оптимальное физическое состояние.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу профессионально-прикладной физической подготовки в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья курсантов военных вузов.
Задача исследования - разработать содержательное и технологическое обеспечение методики оценивания военно-прикладной физической готовности формирования профессионально важных физических качеств курсантов в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня физического здоровья.
Организация и методы исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (института) имени маршала А. И. Прошлякова.
Экспериментальная программа профессионально-прикладной физической подготовки представлена как систематизированный и последовательно изложенный теоретический и практический материал физической подготовки, направленной на формирование профессиональных качеств в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья, включающая цели, задачи, принципы, формы и методы обеспечения эффективности ППФК в условиях учебно-боевой деятельности курсантов.
Основной целью реализации экспериментальной программы является развитие у курсантов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах деятельности.
В связи с этим у курсантов в процессе обучения должны сформироваться военно-профессиональные навыки, физическая готовность к выполнению профессиональных задач.
Для успешного формирования у курсантов профессионально важных физических качеств в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья требуется выполнение следующих организационно-педагогических мероприятий:
1. Проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий в вузе для эффективного формирования профессионально важных физических качеств курсантов.
2. Формирование патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы.
3. Создание материально-технической базы, спо-
собствующей повышению эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.
4. Создание механизма, обеспечивающего взаимосвязь профессионально-прикладной физической подготовки в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья, с боевой подготовкой курсантов.
Для повышения эффективности формирования у курсантов профессионально-прикладной физической подготовки в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья была разработана педагогическая технология реализации эк спериментальной программы (рисунок 1).
Реализация экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья основана на использовании следующих форм и средств физической культуры и спорта: учебно-тренировочных занятия, сопутствующей тренировки в ходе занятий по боевой подготовке, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В основу экспериментальной программы профессионально--прикладной физической подготовки курсантов включены упражнения военно-прикладной направленности, занятия по физической и строевой подготовке; упражнения на гимнастических снарядах; преодоление полосы препятствий; выпол-
Военно-прикладная физическая готовность курсантов к выполнению
учебно-боевых задач
и
т
е с
и о
н н
а ь
в л
о е
р т
и м я е д
р й
о
ф о в
а е
н о
о б-
г -о
о н
н б
н е
е ч
л в а у
е
р с
п а н с е ц о
,я и р п
н в
е ч у в т с е
б
о ч
я и ачк
н х
а и
аж к
р е с е
д о с ч и з и
я и ф
ц х ы
к
е р р н ж
о а
к в
я о
ая н
н ь
в л
и а
т н
а о
р и
г с
е с
т е
н ф
N о
р п
Итоговый результат
Формы проведения физической подготовки: учебно-практические занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка, беседы, индивидуальные консультации
Способы формирования у курсантов военно-прикладной физической подготовленности в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья
Методы развития направлены на совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей
Методы, направленные на формирование военно-прикладных навыков, приобретение специальных знаний, привитие методических навыков и умений
Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов
Методы развития и совершенствования физических и специальных качеств, укрепления здоровья и улучшения антропометрических показателей
программное и
методическое
обеспечение
учебного процесса,
направленного на
формирование
профессионально
важных физических
качеств в ходе
учебно-боевой
деятельности
нетрадиционные формы и средства профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в процессе их учебно-боевой деятельности и др.
решение воспитательных задач в процессе учебно-боевой деятельности
интегративный контроль оценки результатов сформированности военно-прикладной физической готовности курсантов к выполнению учебно-боевых задач
Педагогическая технология, обеспечивающая формирование профессионально важных физических качеств в процессе обучения по ППФК и учебно-боевой деятельности
Рисунок 1. Педагогическая технология реализации содержания экспериментальной программы формирования профессионально важных физических качеств курсантов в условиях индивидуализации образовательного процесса на основе мониторинга уровня
физического здоровья.
нение технических элементов с оружием; обучение приемам самообороны и др.
Для коррекции и контроля военной и физической подготовленности курсантов были разработаны критерии оценки уровня подготовленности курсантов: высокий, средний, ниже среднего и низкий (таблица 1).
Ключевым направлением работы с курсантами, посещающими в свободное время спортивные залы института, была их самостоятельная, творческая работа по составлению индивидуальной программы оздоровления, направленная на мотивацию к здоровому образу жизни. Нами использовался личный опыт и научные изыскания по данной теме, когда в начале занятий теми или иными формами физкультурно-спортивной деятельности курсанты планомерно переходили к комплексному воздействию на свое здоровье, самостоятельно изучали специальную литературу, составляли программы оздоровления [7, 8, 10, 11].
Для решения поставленной цели и задач исследования использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме, педагогические наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседа, методы оценки и контроля двигательных способностей курсантов и профессионально-прикладных навыков; контроль заболеваемости курсантов; оценивание мотивации на службу в армии; тестирование развития общих физических качеств (скоростных возможностей,
скоростной выносливости, силовой выносливости, координационных способностей), тестирование боевой подготовки, функциональная проба по Квергу, педагогический эксперимент, математико-статистический анализ полученных результатов.
Результаты исследований.
В таблице 2 представлены результаты исследования, проведенного с использованием методики, разработанной Путан Л. Я. и направленной на оценку уровня сформированности здорового стиля жизни [9].
В соответствии с итоговыми показателями результаты 1, 2 и 3-го этапов исследования у курсантов КГ имеют случайный характер, показатели исследования статистических различий не выявили.
У курсантов ЭГ существенные отличия обнаружены при сопоставлении показателей 1-го этапа исследования и показателей 2-го и 3-го этапов исследования у мотивационного аспекта (1= 2,86 и 2,09; Р < 0,01 и Р < 0,05), у когнитивного аспекта (1= 3,88 и 2,84; Р < 0,001 и Р < 0,05) и оценивании уровня сформированности здорового стиля жизни (1 -6,86 и 3,88; Р < 0,001). Это говорит о том, что у курсантов ЭГ в ходе проведенных учебно-тренировочных занятий с использованием экспериментальной программы, были сформированы мо-тивационные и когнитивные аспекты здорового стиля жизни и, соответственно, показатели сформированности профессионально важных физических качеств были на более высоком уровне.
Таблица 1
Результаты оценки уровня сформированности интеллектуальных качеств, физической подготовленности и социальной позиции курсантов (в баллах)
№ п/п Показатели Уровень
высокий средний ниже среднего низкий
1 Интеллектуальный неполное или высшее обр. (10 б) средне-спец. обр. (7 б) среднее образование (5 б) иное образование (3 б)
2 Физическая подготовленность (ФП) 2-3 спорт. разряды (10 б) нормы по ФП сданы на отлично и хорошо (8 б) нормы по ФП сданы на хорошо и удовлетвор. (6 б) нормы по ФП сданы на удовлетвор. (5 б)
3 Социальная позиция высокие патриот. чувства (10 б) чувство долга (8 б) необходимость служить(5 б) Иное (3 б)
Примечание:уровень: высокий - 27-30 баллов; средний - 23-26 баллов; ниже среднего - 16-22 балла; низкий - 8-15 баллов.
Таблица 2.
Оценка сформированности компонентного состава здорового стиля жизни в ходе формирующего педагогического эксперимента у курсантов V курса ДО ± m, балл)
Показатель ЭГ КГ
1-й этап (1 курс) 2-й этап (3 курс) 3-й этап (5 курс) 1-й этап (1 курс) 2-й этап (3 курс) 3-й этап (5 курс)
Общая оценка 77,2 ± 1,1 87,0 ± 1,2 85,0 ± 1,2 78,1 ± 1,0 78,0 ± 1,2 78,4 ± 1,2
Мотивационный аспект 28,2 ± 1,0 31,5 ± 1,0 30,2 ± 1,1 28,9 ± 1,1 29,2 ± 1,0 27,1 ± 1,2
Когнитивный аспект 18,4 ± 1,0 24,3 ± 1,0 22,6 ± 1,1 18,6 ± 1,0 19,3 ± 1,1 18,8 ± 1,0
Индивидуальные особенности 28,2 ± 0,7 29,1 ± 1,0 29,8 ± 1,1 28,3 ± 1,0 26,8 ± 1,0 26,9 ± 1,2
Ложь /недостоверность 2,4 ± 0,2 2,1 ± 0,2 2,4 ± 0,2 2,3 ± 0,2 2,7 ± 0,2 2,6 ± 0,2
¡? Таблица 3
— Динамика соотношения результатов тестирования по психофизиологическим показателям и показателям уровня физического развития, здоровья о и физической подготовленности курсантов к видам функционального резерва организма в ходе эксперимента
■ч
ОФП Показатели уровня физического развития и здоровья курсантов Психофизиологические показатели Виды функционального резерва организма
г! Ф >5 <и х 5 ЕХ о ¡е х <и и л >5 О ю о реакция выбора реакция на движущийся объект по табл. Шульте-Платонова
Курс л с X § 2 Й ¥ я Ё с * ¡г « О £ с 5 о §.■= К I О Л С ¡е <и I л с < <и л х о 5 ¡е <и л о. Число ошибок л <и <и <и л
с >» о. г" о о о РО 100 м, (с) цтягивание на пе| (кол. раз) о с ОС л ю о о. 0 ЕХ т л 1 <и ю о а. >» <и ьс и ¡е <и ЕХ I 5 I «0 0 а. и ¡е <и ЕХ 1 5 «0 ¡е и и ¡е <и ЕХ I 5 л ю 0 с л э и ¡е <и ЕХ 1 5 -е- >» а. и ¡е <и ЕХ I 5 эодолжительноа тестирования ср. 1 реакции <и с 0 л 1 «0 3 о о с и коэф-тточн. в. цв. в. цв. эодолжительноа тестирования срЛ р-ии число точных % >5 I <и <и о. <и с о о с и >5 5 I Л ЕХ т О с л т О С и энтропия ср. 1 поиска 1 прохождения общие ¡е <и У 5 т 5 -е- ¡е <и У 5 X 5 V С I о =г л н с л ЕХ Л
ЕХ <и о с с У с У У
эг 11,48 14,01 2,07 12,4 2,8 4,5 1,77 5,0 2,88 2,16 2,23 372 2 0,07 3 2 36 390,9 24 42 19 0,90 1,68 41 43,8% ср 34,4% н.ср 61,4% в. ср 60,0% в. ср
1 КГ 11,47 14,11 2,06 12,7 2,8 4,9 3,41 5,0 2,95 2,18 2,31 369 3 0,08 3 3 35 391,8 26 44 22 0,93 1,63 40 36,9% н.ср 39,4% ср 72,2% в. ср 62,5% в. ср
ЭГ 11,42 13,4 2,03 17,0 3,7 5,0 2,24 4,9 4,26 3,12 2,26 397 3 0,09 3 3 38 386,4 29 34 32 0,86 2,01 41 41,4% ср 41,8% ср 87,7% выс. 90,0% выс.
м кг 11,46 13,6 2,02 16,4 3,9 5,0 3,71 4,4 2,94 2,04 2,26 384 2 0,07 2 2 37 390,9 33 35 34 0,87 1,87 44 47,6% ср 34,7% н.ср ,4% в. ср 90,0% выс.
эг 11,36 13,7 1,58 15,6 4,1 4,92 2,78 5,0 4,43 3,36 2,15 478 2 0,08 1 1 39 354,4 26 35 37 0,87 1,90 30 40,4% ср 43,9% ср 56,7% ср 90,0% выс.
III кг 11,44 13,9 2,01 14,8 3,8 4,61 3,9 4,6 3,14 2,84 1,98 470 1 0,08 2 2 37 384,5 22 38 39 0,87 1,90 28 37,4% н.ср 40,9% ср 42,4% ср 67,5% в. ср
IV эг 11,20 13,2 1,54 15,2 3,7 4,91 2,82 4,9 4,56 4,82 2,21 397 3 0,09 3 3 41 356,3 29 34 32 0,87 2,01 41 41,4% ср 41,8% ср 87,7% выс. 90,0% выс.
кг 11,58 13,7 2,06 14,4 3,2 4,29 3,6 4,5 3,46 2,48 2,26 384 3 0,07 2 2 43 389,0 33 35 38 0,86 1,87 44 47,6% ср 34,7% н.ср 62,4% в. ср 70,0% выс.
о
-е-
л> п п
О X
ш
о-х
В1 20
-е-
ш ■С
л> п ж
В1
о со
л>
-I
л>
В1
Е
л>
о
о За
л>
100 баллов 80 баллов
60 баллов 40 баллов
20 баллов 10 баллов
1-Ч
m
s я
й
«
о с
X
О &
1-Ч
m
s я й и s
U
s «
о с
1-1 о\
m п
s 2
о II
2 X
^ о
и а
ü ^ ю и
(N (N
X о а
is
1-Ч
m
m <N <N
X
о
а
&
1-Ч
m
и
m s
1-Ч
С1) о
s и 5
П
о
И
о гм
о 1 1
SA m X
ч с
а *
й
s
m
Контрольные нормативы и упражнения, определяющие уровень сформированности военно-прикладной физической готовности курсантов
Рисунок 2. Результаты первого и третьего этапа эксперимента (экзамен, 1 и 5 курс )
В свою очередь также выявлены статистически важные отличия в результатах показателей оценивания уровня сформированности профессионально важных физических качеств на 2-м и 3-м этапах экспеоимента, которые установили, что для устойчивой сформированности ведения здорового стсвя жсзни курсантам необходим продолжительный! период - не менее 1,5-2 года.
Таким образом, пятилетнее исследование динамики функционального состояния курсантов указывает, что физическое состояние, потенциал здоровья и уровень адаптационного потенциала курсантов КГ на первоначальном этапе обучения подымаются и достигают своего пика к концу третьего курса, затем стабилизируются, остаются на прежнем уровне до конца четвертого курса. Результаты итогового экзамена по физической подготовке, контрольных точек измерения функциональной пробы, психофизиологическое обследование показали значительное снижение по всем параметрам, которые имели разброс 5-9 % от пикового уровня (3 курс). На наш взгляд, это было предсказуемо, так как в этот период происходит снижение общей двигательной активности, уплотнение учебного графика и участие курсантов в стажировках в войсках (таблица 3).
Так, курсанты ЭГ показали более высокие результаты в упражнении «подтягивание на высокой перекладине (количества раз)» (t-критерий Стьюдента = 2,22; p < 0,05), а также у них была более высокая оценка в этом упражнении (t = 2,24; p < 0,05) и лучшая среднестатистическая оценка (t = 2,15; p < 0,05). B соответствии с технологией организации образовательного процесса курсантов ЭГ вносились коррективы в содержание обучения.
Механизм этой процедуры основывался на сравнительном анализе полученных в ходе промежуточного контроля результатов с имеющимися психофизиологи-
ческими моделями военнослужащих военно-инженерных учетных специальностей (профессиограммами).
Разработав прогнозную модель развития физических качеств и свойств личности для первого этапа, мы проводили подбор соответствующих средств и методов физического воспитания и применяли их в процес-сеучебно-боевой подготовки курсантов. В конце этапа осуществлялся контроль психофизического состояния и при необходимости, на основании результатов полученных исследований, формировались методические рекомендации по изменению и внесению в процесс обучения новых форм и средств, позволяющих достичь необходимого модельного уровня. Затем, исходя из полученных результата в первого энапа, разрабатывалась прогнозная модель для второго этапа, которая ре-ализовывалась по тем же технологическим операциям. Кнкой же механизм осуществлялся на третьем этапе.
За период проведения эксперимента физическая подготовленность курсантов ЭГ увеличилась: по показателям, определяющим «выносливость» и «быстроту», до 8 %, а по показателям «сила» - до 28 %. Значительный рост от исходного уровня курсанты ЭГ группы продемонстрировали и по показателям функционального состояния, который составил более 5% . Результаты представлены на рисунке 2.
Тем самым установлено что, полученные результаты говорят об эффективности разработанной вариативной программы, направленной на формирование профессионально важных физических качеств, а также методики интегративного контроля, основанного на мониторинге уровня физического здоровья, позволяющих планомерно развивать у курсантов военно-прикладную физическую готовность к выполнению учеб-но-боевыхзадач.
Важной частью исследования является самостоятельная разработка на конечном этапе эксперимента
курсантами ЭГ своих индивидуальных программ обучения, позволяющих в дальнейшем самоопределяться, самосовершенствоваться, что является одним из показателей формирования компетенции по саморазвитию в сфере физической культуры.
выводы. Для высококвалифицированной подготовки офицерских кадров необходим постоянный мониторинг и корректировка военно-профессиональной и психофизиологической готовности. Проведенный нами анализ научных исследований, а также практический опыт подтвердили, что в процессе обучения для эффективного формирования профессионально важных физических качеств у курсантов необходимо использовать индивидуальную систему корректировки их развития.
Для этого оценивание уровня сформированности интеллектуальных качеств, физической подготовленности и социальной позиции целесообразно проводить применяя методики интегративного контроля, основанного на оценке физического развития (физическая подготовленность), психофизического состояния (по видам функционального резерва организма) и потенциала здоровья (функциональная диагностика) курсантов.
B перечень средств проведения мониторинга оценивания уровня сформированности профессионально важных физических качеств у курсантов можно включить общепринятые методики определения уровня соматического здоровья и методики диагностики экспресс-оценки (индекс Робинсона; индекс Руфье; индекс Кетле; индекс Скибински и индекс мощности В. А. Шаповаловой), которые имеют высокую валидность и могут быть применены при отсутствии дорогостоящего оборудования. Помимо этого, результаты тестирования по представленным методикам позволяют определить функциональные резервы организма и уровень работоспособности, именно этот факт является основополагающим для включения этих показателей в корректировку формирования профессионально важных физических качеств курсантов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ВОЗ - Здоровье для всех к 2000 г. - глобальная стратегия / Всемир. орг. здравоохранения. - Женева: ВОЗ, 1981. - № 3. - 60 с. (Здоровье для всех).
2. Возьмитель, А. А. Образ жизни: концепция, сущность, динамика: дис. в виде науч. доклада... д-ра социол. наук : 22. 00. 04 / А. А. Возьмитель. - М. : Ин-т социологии РАН, 2000. - 74 с.
3. Евдокимов, В. И. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры: библиогр. указ. (1987-2006 гг.) / В. И. Евдокимов, Б. А. Клименко, А. С. Удалых; ред. В. Н. Дружинина (Полезная библиография ; вып. 5). - СПб. : ВИФК, 2007. - 68 с.
4. Евдокимов, В. И. Восстановление и самовосстановление военнослужащих после больших физических и психических нагрузок / В. И. Евдокимов, В. Л. Мари-щук, О. А. Чурганов. - М. : МО РФ, 2003, - С. 21-44.
5. Лисицын, Ю. П. Детерминационная теория медицины: доктрина адаптивного реагирования / Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко. - СПб. : Гиппократ, 1992. - 414 с.
6. Марищук, В. Л. Основные концепции обучения в современной педагогической теории / В. Л. Марищук, Л. В. Марищук // Актуальные проблемы военно-спортивной педагогики и психологии: Сб. статей. - СПб. : ВИФК, 1984. - С. 14-34.
7. Наговицын, С. Г. Формирование компетенций в сфере физической культуры у студентов в процессе обучения вузе. дис... д-ра. пед. наук / С. Г. Наговицын. -Набережные Челны, 2013. - 386 с.
8. Пономаренко, В. А. Профессиональное здоровье летного состава как категория боеготовности и боеспособности войск / В. А. Пономаренко // Воен.-мед. журн. - 1991. - № 3. - С. 54-55.
9. Путан, Л. Я. Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России»: авто-реф. дис... канд. пед. наук / Л. Я. Путан. - СПб., 2003. - 27 с.
10. Сыченков, В. В. Физическая культура и спорт как факторы ориентации будущих офицеров на здоровый образ жизни: автореф. дис... канд. пед. наук / В. В. Сыченков. - СПб., 2004. - 21 с.
11. Чурганов, О. А. Формирование системы оздоровительной физической культуры военнослужащих контрактной службы / О. А. Чурганов, В. И. Евдокимов // Совершенствование системы обучения специалистов физической культуры и спорта физкультурных вузов России: материалы всерос. науч.-практ. конф.; ВИФК. - СПб., 2004. - С. 61-67.
12. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№2 (35). - С. 28-38.
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY INSTITUTE CADETS BASED ON THE PHYSICAL HEALTH MONITORING
A. Zhuzhgov, Lecturer
Tyumen Higher Military Engineering Command School (military Institute) named after Marshal of Engineer Corps A.I. Proshlyakov, Tyumen
V. Nazarenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk Contact information for correspondence: 423807, Tatarstan Republic, Naberezhnye Chelny, 21 Batenchuk street
The main directions of the professional-applied physical training on healthy lifestyle formation among cadets are determined. 124 military Engineering School (Institute) cadets took part in the experiment. The structural model of the pedagogical technology of cadets' militaryapplied physical training formation in the conditions of educational process individualization on the basis of health level monitoring was represented. Assessment instruments determining the development level of professionally important physical qualities and application of motor skills were developed. The approaches to the preservation of professional health, physical training level were offered. It was determined that the author's program, based on the educational process in-dividualization, built on the monitoring of health level allows to form cadets' military-applied physical training. To solve the research purpose and objectives we used the following research methods: analysis of scientific-methodical literature on the research issue, teaching observation, questionnaires, interviews, conversation, methods of evaluation and control of cadets' movement abilities and military-applied skills; cadets' disease control; motivation evaluation for serving in the army; testing of general physical qualities development (speed capabilities, speed endurance, strength endurance, coordination abilities), testing of military-applied standards for combat training, functional test of Kverg, pedagogical experiment, mathematical-statistical analysis of the obtained research results.
The basis of the experimental program of cadets' professional-applied physical training included exercises of military-applied orientation, where students were engaged in physical and combat training; practiced on gymnastic equipments; overcame obstacles; studied technical elements with weapons; were taught self-defense techniques and etc.
Keywords: pedagogical technology, health level monitoring, health, cadets, military-applied physical training.
References
1. WHO - Health for All by 2000: a global strategy. Vsemir. org. zdravookhraneniya. Zheneva, VOZ, 1981, no. 3, 60 p.
2. Voz'mitel' A. A. Lifestyle: concept, essence, dynamics. Extended abstract of candidate's this. Moscow, In-t sotsi-ologii RAN, 2000, 74 p. (in Russian).
3. Evdokimov V. I., Klimenko B. A., Udalykh A. S., Druzhini-na V. N. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni sredst-
vami fizicheskoy kul'tury: bibliogr. ukaz. (1987-2006 gg.) [A healthy lifestyle means of physical culture: refs. op. (1987-2006 biennium)]. SPb, VIFK, 2007, 68 p. (in Russian).
4. Evdokimov V. I., Marishchuk V. L., Churganov O. A. Voss-tanovlenie i samovosstanovlenie voennosluzhashchikh posle bol'shikh fizicheskikh i psikhicheskikh nagruzok [Vosstanovlenie i samovosstanovlenie voennoslu-zhashchikh posle bol'shikh fizicheskikh i psikhicheskikh nagruzok]. Moscow, MO RF, 2003, pp. 21-44 (in Russian).
5. Lisitsyn Yu. P. Petlenko V. P. Determinatsionnaya teoriya meditsiny: doktrina adaptivnogo reagirovaniya [Determination medicine theory: the doctrine of the adaptive response]. SPb, Gippokrat, 1992, 414 p. (in Russian).
6. Marishchuk V. L., Marishchuk L. V. Basic concepts of education in modern educational theory. Aktual'nye prob-lemy voenno-sportivnoy pedagogiki i psikhologii [Actual problems of military-sports pedagogy and psychology]. SPb, VIFK, 1984, pp. 14-34 (in Russian).
7. Nagovitsyn S. G. Formation of competence in physical education students in learning high school. Extended abstract of candidate's this. Naberezhnye Chelny, 2013, 386 p. (in Russian).
8. Ponomarenko V. A. Occupational health of flight crews as a category of combat readiness and combat effectiveness. Voen. - med. Zhurn [Vaughan. - Honey. Zh]. 1991, no 3, pp. 54-55 (in Russian).
9. Putan L. Ya. Formation of orientation on a healthy way of life of the students in high school the Russian Interior Ministry. Extended abstract of candidate's this. Sankt-Pe-terburg, 2003, 27 p. (in Russian).
10. Sychenkov V. V. Physical culture and sport as factors in the orientation of the future officers for a healthy lifestyle. Extended abstract of candidate's this. SPb, 2004, 21 p. (in Russian).
11. Churganov O. A., Evdokimov V. I. Formation of Physical Culture of contract servicemen. Sovershenstvovanie sistemy obucheniya spetsialistov fizicheskoy kul'tury i spor-ta fizkul'turnykh vuzov Rossii [Improving the system of training of specialists of physical culture and sports high schools sports Russia]. SPb, 2004, pp. 61-67 (in Russian).
12. Aftimichuk O. E., Kuznetsova Z. M. The importance of a rhythm in system of vocational pedagogical and sports training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Ped-agogiko-psikhologichesky and medicobiological problems of physical culture and sport], 2015, no. 2(35), pp. 28-38. DOI 10. 14526/01_1111_04. (in Russian).