Воспитательный статус религиоведения в вузах МВД в условиях постсекулярного общества, по-видимому, должен приобрести ведущее значение. Данное обстоятельство нашло признание в Московском университете МВД России, где религиоведение преподается на кафедре воспитательной направленности
— «Профессиональной этики и эстетической культуры»). В Санкт-Петербургском университете МВД России такую роль могла бы выполнить кафедра кадровой и воспитательной работы.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Преподавание религиоведения в вузах МВД России в современных условия должно осуществляться в двух основных аспектах: образовательном и воспитательном.
2. Воспитательный статус религиоведения в вузах МВД в условиях постсекулярного общества приобретает ведущее значение, что обусловливает целесообразность преподавания данной дисциплины на кафедрах воспитательной направленности (например, в Санкт-Петербургском университете МВД России — на кафедре кадровой и воспитательной работы).
3. Преподавание религиоведения в условиях вуза МВД должно осуществляться с нейтральных позиций, без пропаганды и контрпропаганды в области религии.
Список литературы
1. Ефремов, О. Ю. Педагогика: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2009.
2. Заседание круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dko-mvd.ru/events-view-130.html.
3. Кураев, А. Школьное богословие. — СПб, Светлояр, 2000. — 369 с.
4. Козырев, Ф. Н. Напутствие воину-христианину. — СПб.: Артос, 1996. — 128с.
5. Лебедева, Е. Л. Петроград и его святыни : церковно-исторический очерк. — СПб.: Сатис, 1916. — 62 с.
6. Нечвояодов, А. Сказания о русской земле / Репринтное изд. в 4 кн. — Кн. 3. — М.: Православная книга, 1991.
7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / СП. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азъ Ltd., 1992.
8. Повесть временных лет. — Петрозаводск: Карелия, 1991. — 191 с.
9. Пыяяев, М. И. Старый Петербург. — М.: Пкпа, 1991. — 496 с.
10. Радугин, А. А. Философия : курс лекций. — М: Центр, 1997.
УДК 378.14 А.В. Слюсарев*
Воспитание волевых качеств у курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами физической подготовки
Статья посвящена проблемам формирования волевых качеств у будущих офицеров внутренних войск в ходе физической подготовки.
Ключевые слова: воля, волевые качества, физическое воспитание.
A.V. Slusarev*. Education of the students of willpower universities internal forces Russian Interior Ministry by means of physical training. Article deals with the problems of formation volitional qualities of future officers of the Internal Troops in the course of physical training.
Keywords: will, volitional qualities, physical training.
В современных условиях к подготовке офицерских кадров предъявляются высокие требования, обусловленные сложными процессами перевода Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД на новые качественные параметры. В Концепции национальной безопасности отмечается: «Современной армии и флоту нужны не только высокопрофессиональные специалисты-офицеры, но и духовно сильные, волевые личности» (В.В. Путин, 2007), способные в самых сложных условиях повседневной учебной и боевой деятельности брать на себя ответственность, принимать оптимальные решения, выполнять сложные задачи в условиях сильного психологического и физического напряжения. От будущего офицера требуется проявление осознанной дисциплинированности, организованности, ответственности, для выработки которых необходимо приложить соответствующие волевые усилия, иначе офицер не сможет успешно решать сложные, связанные с преодолением множества различных препятствий задачи и достичь высоких результатов в службе и бою в соответствии со своим предназначением, должностью.
* Слюсарев, Андрей Викторович, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-03-S0.
* Slusarev, Andrew Victorovich, Commander of St.-Petersburg military institute of Internal Troops. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilytov str., 1. Ph. 730-03-S0.
© Слюсарев А.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Важным средством формирования и развития волевых качеств у курсантов является физическая подготовка, однако, как свидетельствует существующая практика в военных вузах, ее возможности реализуются не в полной мере.
Анализ педагогической практики вузов ВВ МВД России показывает, что меры, осуществляемые командованием, профессорско-преподавательским составом кафедр физической подготовки и спорта вузов по формированию волевых качеств у курсантов, носят, как правило, разобщенный характер и реализуются в массовых формах, а отсутствие системности не позволяет обеспечить необходимой результативности данного процесса.
Боевой опыт Вооруженных сил свидетельствует, что далеко не всегда волевые качества молодых офицеров в полной мере соответствуют требованиям конкретной боевой обстановки. Назначение на командные должности офицеров, не обладающих необходимыми волевыми качествами, как правило, ведет к существенному снижению эффективности управления воинскими подразделениями и частями, развитию внутриличностных конфликтов и психических дисгармоний у самих офицеров. Опыт ведения боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике, Дагестане свидетельствует о том, что нерешительность, отсутствие выдержки и самообладания у офицеров приводят к невыполнению боевых задач, гибели личного состава, воинским преступлениям и происшествиям.
Усугубляет сложившуюся ситуацию и тот факт, что у 75% командиров и их заместителей по воспитательной работе в военно-учебных заведениях нет единого представления о сущности волевых качеств и путях их формирования в ходе физической подготовки. Проведенное в ходе исследования в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России и воинской части 3226 анкетирование показало, что у 32% молодых офицеров нет личной заинтересованности в формировании волевых качеств.
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется также недостаточным уровнем ее теоретической разработанности в современной психолого-педагогической науке. Отдельные ее аспекты разработаны в научных трудах военных педагогов и психологов. Они исследовали вопросы формирования морально-боевых качеств в процессе воспитания военнослужащих и их психологической подготовки (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Г.Д. Луков, Н.Д. Лысаков, В.Л. Марищук, В.Я. Слепов, В.В. Сысоев, В. А. Щеголев, В.Т. Юсов); преодоления страха (А.В. Ответчиков, В.В. Пваненко, Н.Н. Силкин, Г.П. Фортунатов, М.П. Коробейников); в процессе нравственно-этического воспитания и интеллектуального развития военнослужащих (П.Г. Безуглов, П. Вдовюк, Э.Н. Коротков, В.П. Никоненко, В.С. Олейников, М.Г. Швыдкин); в процессе патриотического воспитания (А.А. Аронов, Е.А. Пеньковский,
В.О. Солнцев, А.С. Рыбчинчук); в процессе воспитания дисциплинированности и воинского долга (А.П. Антипов, Л.Т. Бородавко, А.Д. Глоточкин, С.П. Денисенко, А.А. Лукьянец, А.П. Шарухин, Я.Я. Юрченко); в процессе военно-профессионального воспитания (А.Н. Бельский, Е.П. Лазебин, Н.И. Конюхов, А.А. Кочин, Ю.А. Ленёв, В.А. Михалёв, М.М. Тарасов, ВП. Хальзов); в процессе физического воспитания (С.М. Ашкинази, А.А. Нестеров, В.А. Собина, В.В. Килин, В.Н. Утенко и др.).
Вместе с тем в прямой постановке проблема повышения эффективности формирования волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки военно-педагогической наукой не исследовалась.
Как показало наше исследование, решение проблемы в целях повышения эффективности формирования и развития волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки возможно за счет: совершенствования организации и содержания процесса физической подготовки посредством постепенного увеличения времени (с 50 % на 2-м курсе до 80 % на старших курсах) отводимого на выполнение военно-прикладных упражнений и применения упражнений максимальной и субмаксимальной мощности и интенсивности, совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавателей кафедр физической подготовки и спорта военных вузов, выработки у курсантов устойчивой мотивации к самовоспитанию волевых качеств.
Методологическую основу исследования составили научные положения о сущности личности и ее активной роли в преобразовании общества, о месте и роли деятельности в развитии личности, о роли социальной среды в формировании личности и др. Наше исследование проблемы формирования личности курсантов как будущих офицеров осуществлялось с учетом современных требований к проведению военной реформы, приоритетности развития способностей и личностных качеств обучаемых, гуманизации и демократизации педагогического процесса, необходимости повышения разносторонних знаний о человеке в воинском коллективе, развития навыков и умений работы с людьми в новых педагогических условиях и др.
В данной статье автор предлагает читателю свое видение сущности, структуры и содержания формирования волевых качеств средствами физической подготовки. Педагогическая сущность процесса формирования волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки заключается в целенаправленной, организованной, взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности субъектов и объектов обучения, направленной на качественное овладение курсантами системой теоретических и практических знаний, умений и навыков, устойчивых представлений о воле и на формирование у них волевых качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением.
Структуру процесса формирования волевых качеств у курсантов составляют следующие основные элементы: цели, задачи, субъект и объект, результат, организация, содержание и методика; диагностика и управление данным процессом; отношения между структурными элементами; логические
основания процесса — законы, закономерности, противоречия, функции, принципы; прямые и обратные связи между элементами.
Содержание процесса формирования волевых качеств у курсантов средствами физической подготовки включает реализацию задач обучения (вооружение системой знаний, навыков и умений, связанных военно-профессиональной и специальной подготовкой, овладение навыками понимания и правильного выполнения физических упражнений, умении реализовышать практические задачи; развитие конкретных навыков и умений); воспитания (формирование профессиональных качеств и профессионального мышления на основе изучения отечественного и зарубежного опыта в области обучения военных профессионалов); развития (социально-личностное, военно-профессиональное, нравственное, физическое, интеллектуальное, общекультурное, эстетическое, лингвистическое и коммуникативное); психологической подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности.
Войсковая и вузовская практика и наше исследование показывают, что основными путями повышения эффективности формирования волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки являются:
а) оптимизация организации и содержания процесса формирования волевых качеств у курсантов в ходе занятий по физической подготовке, основные условия которой: индивидуальный и дифференцированный подход к постановке учебно-воспитательных целей каждого проводимого занятия; активизация учебной деятельности курсантов на занятиях по физической подготовке; последовательное и постепенное вовлечение курсантов в активные и систематические занятия физической подготовкой и спортом;
б) совершенствование психолого-педагогической подготовки преподавателей кафедр физической подготовки и спорта военных вузов, которое предполагает: развитие мотивации к самосовершенствованию в области учебно-воспитательной деятельности; направленность на формирование волевых качеств у обучаемых; постоянное стремление к самосовершенствованию, чувство ответственности за обучение и воспитание курсантов; активное участие преподавателей кафедр физической подготовки и спорта военно-учебных заведений в воспитательной работе; критическое отношение к результатам своей деятельности, стремление к постоянному поиску новых способов формирования волевых качеств;
в) формирование у курсантов военных вузов устойчивой мотивации к самовоспитанию волевых качеств путем развития и упрочения сознательного и устойчивого интереса к работе над собой; пробуждения сознательной мотивационной установки, определенного психологического настроя у курсантов на занятия самовоспитанием, выработку волевых качеств; индивидуализации и стимулирования процесса самовоспитания.
О каких волевых качествах должна идти речь в современных требованиях к офицеру? Это, прежде всего дисциплинированность, организованность, ответственность, выдержка, выносливость, терпеливость, принципиальность, уравновешенность, самообладание, преодоление чувства страха и т.д.
Изучение историко-педагогического опыта позволило выявить основные тенденции становления и развития процесса формирования волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки, учесть уроки прошлого в настоящее время.
В ходе проведенного теоретического анализа автором установлено, что волевое качество — это сложное структурное образование, проявляющееся на интеллектуальном (мыслительном), психологическом и физиологическом уровнях развития личности и характеризующее ее устойчивую способность управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовывать свои силы и активно направлять их на достижение поставленных целей, преодоление трудностей, решение сложных профессиональных задач и т.д.
Формирование волевых качеств у курсантов на занятиях по физической подготовке имеет следующие особенности: этот процесс является специфическим, осуществляется комплексно, в целостном учебно-воспитательном процессе военного вуза, в неразрывном единстве с формированием других важных военно-профессиональных качеств.
Проведенный анализ научных источников, посвященных педагогической деятельности, результатов опросов и анкетирования профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки и спорта позволил определить процесс формирования волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки как целенаправленную, организованную, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов обучения, направленную на качественное овладение курсантами системой теоретических и практических знаний, умений, навыков и устойчивых представлений о воле, и формирование у них на этой основе волевых качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением.
Основными принципами формирования волевых качеств у курсантов в ходе физической подготовки являются: военно-профессиональная направленность образовательного процесса, включающая в себя общий, военно-профессиональный и специальный компоненты; формирование волевых качеств во взаимосвязи всех видов образовательной деятельности; оптимальное сочетание форм, средств и методов формирования волевых качеств; принцип природосообразности, учитывающий индивидуально-психологические особенности курсантов; принцип продуктивности учебных занятий, нацеливающий на эффективную творческую деятельность, направленную на формирование волевых качеств, необходимых будущему офицеру для профессиональной деятельности.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
К основным функциям формирования волевых качеств относятся: формирующая, развивающая, мотивирующая, мобилизационная, мировоззренческая, преобразующая и регулятивная. Мировоззренческая функция предполагает формирование совокупности взглядов курсантов на социальную действительность и свое место в военно-профессиональной деятельности; преобразующая направлена на повышение эффективности решения военно-профессиональных задач, активное, прогрессивно-творческое изменение различных сторон военно-профессиональной жизни; регулятивная функция означает выработку волевых качеств, определяющих особенности поведения, деятельности и общения и помогающих адаптироваться к военно-профессиональной среде.
Закономерностями формирования волевых качеств у курсантов в ходе занятий по физической подготовке являются: зависимость целей и задач формирования волевых качеств от особенностей будущей военно-профессиональной деятельности офицера; целостность процесса формирования волевых качеств во взаимообусловленности всех его структурных элементов; зависимость эффективности формирования волевых качеств от профессионального уровня преподавателей физической подготовки и знания ими особенностей военной службы; ведущая роль военнопрофессиональной составляющей в формировании волевых качеств у будущих офицеров по отношению к общекультурной и специальной составляющим.
В ходе исследования установлено, что большинство преподавателей не имеют достаточно развитых умений в постановке целей и определении путей их достижения в ходе формирования у курсантов волевых качеств. Процедура определения конкретных целей занятий по физической подготовке для многих остается неразрешимой ввиду расплывчатости представлений о современных требованиях к подготовке выпускника вуза. Отдельные преподаватели не способны в общих целях обучения выделять комплекс целей по физической подготовке. Опрос преподавателей военных вузов показал, что у многих из них эти умения отсутствуют.
Анализ тематических планов и учебных программ по физической подготовке в вузах свидетельствует, что их содержание зависит от того, насколько представлены в ней источники формирования содержания учебного предмета; от типа обучения, принятого в вузе; от профессионально-педагогической подготовки разработчиков учебных программ и тематических планов; условий обучения в конкретном вузе.
Бы1ло вышвлено, что основными средствами формирования волевых качеств в ходе физической подготовки выступают физические упражнения, представляющие собой двигательные действия, выполняемые в целях реализации поставленных задач. Важными условиями, способствующими формированию волевых качеств на занятиях по физической подготовке, являются оборудованные современным инвентарем спортивные залы, полосы препятствий, площадки для рукопашного боя, тренажеры, спортивный инвентарь, спортивная форма, оперативное освещение спортивных достижений в наглядной агитации и средствах массовой информации и др.
В психолого-педагогическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И.М. Сеченова, «управляются умом и волей» [3] (в отличие от «невольных», безусловно-рефлекторных движений, протекающих «машинообразно»). Выполнение каждого физического упражнения курсантом требует установки на достижение конкретного результата (эффекта), соответствующего тем или иным задачам формирования волевых качеств. Реализация этой установки связана с активной мыслительной работой, определением способа выполнения упражнения, оценкой условий его выполнения и управлением движениями, двигательными представлениями, волевыми усилиями, эмоциями и другими психическими процессами.
Анализ проводимых занятий показывает, что наибольшую результативность дают следующие физические упражнения:
1) скоростно-силовые упражнения, требующие преимущественного проявления силы, быстроты, скоростной выносливости, характеризующиеся максимальной интенсивностью и мощностью прикладываемых усилий (спринтерский бег на 100 и 400 метров, преодоление полосы препятствий, метание гранаты Ф-1 на точность и дальность, прыжки в длину, с высоты, с боевой техники в движении, поднимание штанги, гири и других тяжестей на количество раз в единицу времени и др.);
2) упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в циклических движениях и характеризующиеся высокой физической нагрузкой с большим объемом и субмаксимальной интенсивностью (бег на длинные дистанции, марш-броски, лыжные гонки, военизированное плавание, подводное плавание, ныряние);
3) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, бокс, рукопашный бой, спортивные игры).
Следует особо отметить, что эти упражнения эффективнее реализуются, если они выполняются в неблагоприятных погодных условиях и в темное время суток.
Результатом овладения комплексом таких упражнений формируют такие волевые качества курсанта, как смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, упорство, терпимость, выносливость, выдержка, надежность, самоконтроль, терпеливость, инициативность.
Анализ практики формирования волевых качеств у курсантов военных вузов в ходе физической подготовки позволил выявить противоречия данного процесса. К числу наиболее значимых противоречий относятся следующие: между необходимостью формирования волевых качеств у курсантов в ходе физической подготовки в соответствии с требованиями и реальными возможностями;
между требованиями, предъявляемыми к проводимой учебной деятельности курсантов, и реальной деятельностью педагогов по формированию волевых качеств; между содержательными возможностями каждого проводимого учебного занятия по физической подготовке и методикой его реализации; между целями и задачами процесса формирования волевых качеств у курсантов и конкретными путями их реализации и достижения желаемого результата и т.д.
Одной из научных задач в процессе решения названной проблемы необходимо обоснование и применение на практике критериев и показателей по оценке эффективности применяемых мер, направленных на совершенствование процесса формирования волевых качеств у курсантов. Для всесторонней и объективной оценки уровня сформированности волевых качеств у курсантов целесообразно использовать следующие критерии: мотивационно-ценностный, познавательнодеятельностный и личностно-поведенческий (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии и показатели определения уровня сформированности волевых качеств у курсантов вузов
Критерии
Показатели
Я 35
= 3
I ?
я и
ев о
5 я я я
Н
о Я
- нацеленность курсанта на совершенствование у себя волевых качеств;
- осознанность важности формирования волевых качеств в процессе учебы;
-устойчивое проявление интереса к своему саморазвитию;
-активность, настойчивость в проявлении интереса к ценностным ориентациям будущей военно-профессиональной деятельности;
- проявление устойчивого интереса к самоакгуализации, нацеленность на постоянное саморазвитие:
- активная заинтересованность преподавателя в жизни учебного коллектива
*1
з й
с? Я
со £
05 Ч
:Я
Я
2
5"
Я
-четкое представление о волевых качествах и их роли в будущей военно-профессиональной деятельности офицера;
- целеустремленность и настойчивость в своем повседневном поведении;
- проявление устойчивого интереса к овладению учебными знаниями, умениями и навыками, постоянная активность на всех видах учебных занятий и в общественной жизни;
-активная познавательная деятельность в учебе, общественной жизни;
- самокритичность в оценке результатов своей учебной и служебной деятельности;
- познавательная активность не только в учебной деятельности, но и в социально-политической сфере;
-постоянная работа над своим самообразованием и самовоспитанием
- направленность поведения курсанта в соответствии со сформированными волевыми качествами:
- проявление активной позиции в учебно-воспитательном процессе, в повседневной жизни;
- степень проявления, ответственное отношение к исполнению служебных обязанностей; -активно-социальная направленность личности;
-повседневное проявление активной жизненной позиции;
- принципиальная позиция по утверждению нравственных норм, как в личном поведении, так и в учебной группе, на курсе, факультете;
-проявление самостоятельности, инициативы и активности;
- постоянное отстаивание чести, достоинства и благородства в вузе и за его пределами; -постоянная работа над своим самосовершенствованием
В результате исследования автором было установлено, что основными условиями повышения эффективности формирования волевых качеств у курсантов в ходе физической подготовки при реализации триединых направлений являются:
— во-первых, индивидуальный и дифференцированный подход, постановка учебновоспитательных целей в плане каждого проводимого занятия по физической подготовке; активизация учебной деятельности курсантов на занятиях по физической подготовке; повышение воспитательного воздействия всех видов учебных занятий по физической подготовке; устойчивое взаимодействие педагога и курсанта; опора на эмоционально-чувственную сферу личности и коллектива курсантов; последовательное и постепенное вовлечение курсантов в активные и систематические занятия физической подготовкой и спортом;
— во-вторых, развитие мотивации у преподавателей к самосовершенствованию в области учебновоспитательной деятельности вообще и формирования волевых качеств у обучаемых в частности; повышение чувства ответственности преподавателя за обучение и воспитание курсантов, что во многом будет способствовать развитию психолого-педагогической подготовки педагогов; активное участие преподавателей кафедр физической подготовки и спорта военно-учебных заведений в воспитательной работе; критическое отношение педагогов к результатам своей деятельности; постоянный поиск новых способов формирования волевых качеств; придание содержанию психолого-педагогической подготовки педагогов теоретико-практической направленности в целях решения задач военно-профессионального воспитания; создание системы повышения психолого-педагогической подготовки на уровне передовых вузов МО РФ и систематическое обучение преподавателей кафедр физической подготовки и спорта основам педагогики и психологии; нацеленность преподавателей на поиск нетрадиционных, инновационных и творческих форм и методов работы по формированию волевых качеств у обучаемых; активное привлечение преподавателей кафедр физической подготовки и спорта к научно-
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
исследовательской деятельности по вопросам формирования волевых качеств у курсантов; целенаправленное проведение на высоком теоретико-методическом уровне сборов и семинаров с преподавателями кафедр физической подготовки и спорта; осуществление руководства становлением молодых педагогов; вовлечение преподавателей кафедр физической подготовки и спорта в работу по постоянному изучению и обобщению передового опыта организации и проведения мероприятий по вопросам формирования волевых качеств у курсантов и др.;
— в-третьих, развитие и упрочение сознательного и эмоционально-устойчивого интереса к работе над собой; вовлечение курсантов в разработку программ, направленный на совершенствование физической подготовки и спорта в военно-учебном заведении; формирование сознательной мотивационной установки, определенного психологического настроя у курсантов на самовоспитание волевых качеств; повышение эффективности руководства самовоспитанием волевых качеств курсантов за счёт дифференцированного и индивидуального подхода педагогов к данному процессу; индивидуализация стимулирования процесса самовоспитания; формирование адекватной самооценки у курсантов.
Таким образом, исследование формирования волевых качеств у курсантов в ходе физической подготовки предполагает единство целеполагания, учебно-воспитательных задач, педагогических средств, форм и методов с учетом вышвленнык противоречий, объектно-субъектных связей, принципов, закономерностей и результатов, выраженных в военно-профессиональной направленности курсантов, и уровня сформированности у них профессионально важных качеств, важнейшим из которых является физическая выносливость.
Физическая выносливость представляет собой самое ценное качество, потому что одно усердие, как и желание упорно служить, немногого стоит, если слабый организм не способен отвечать этому желанию.
Список литерятуры1
1. Антониковский, В. О. Организация и стимулирование физической подготовки курсантов в вузе МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2005.
2. Джамгаров, Т. Т. Воспитание боевых качеств (решительности и смелости) у советских воинов средствами физической подготовки : дис. ... канд. пед. наук. — 1954.
3. Собиш, В. А Соотношение общеразвивающих и военно-прикладных упражнений в процессе физической подготовки мотострелков на этапе раздельного обучения : дис. ... канд. пед. наук. — Л.: ВИФК, 1986.
4. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М.: ГИПЛ, 1947.
УДК 378
М. П. Стародубцев*
Значение педагогических идей Екатерины II для образования современной России
Отечественное образование, вступившее в новый этап своего развития — модернизацию, нацелено на создание механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с современными требованиями, социальными и экономическими потребностями времени, общества и личности. Современная педагогическая наука ищет ответы на волнующие ее вопросы в прошлом. Значительную помощь в решении этих задач может оказать обращение к непреходящим ценностям и традициям мировой системы образования, культурно-педагогическому наследию выдающегося государственного деятеля России императрицы Екатерины Великой.
Ключевые слова: педагогика сотрудничества, образовательная система, творческие способности, глобальный характер, педагогическое наследие, феномен культуры.
M.P. Starodubtsev*. The significance of pedagogical ideas of Catherine the Great for education in contemporary Russia. Russian education, which has entered into a new stage of its development — modernization, is aimed at the creation of the mechanism of steady development of educational system in accordance with modern demands, social and economic requirements of time, society and individual. Modern pedagogical science is searching for the answers disturbing it in the past. Resorting to the values and traditions of the world education system, cultural and pedagogical heritage of outstanding Russian statesperson and Empress Catherine the Great can help significantly in solving these tasks.
Keywords: pedagogics of cooperation, educational system, creativity, global, phenomenon of culture, pedagogical heritage.
* Стародубцев, Михаил Павлович, преподаватель кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. ЗЗ.
* Starodubtsev, Mikhail Pavlovich, teacher of chair of special actions and special techniques. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the address: Russia, 188510, St.-Petersburg, Petrodvorets, street Avrova, ЗЗ.
© Стародубцев М.П., 2012