Научная статья на тему 'Обоснование показателей, определяющих готовность курсовых офицеров вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта'

Обоснование показателей, определяющих готовность курсовых офицеров вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивак А. Н., Сыромятников О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование показателей, определяющих готовность курсовых офицеров вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта»

С целью выявления педагогических условий, необходимых дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления был проведен опрос опытных офицеров, имеющих стаж службы 15 и более лет. Всего в опросе приняло участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в табл. 1.

В качестве основного организационно-педагогического условия, необходимого дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления, отмечается необходимость обоснования и разработки структурнофункциональной педагогической модели воспитания у них личностных качеств. Кроме того, к числу важных условий респонденты отнесли постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров; активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств; разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках.

Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия жизненно необходимы дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления. Создание этих условий позволит в значительной степени улучшить процесс воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания педагогических условий, необходимых дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.

Сивак А.Н., Сыромятников О. В.

ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К САМООБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, ъйй^тЬох. ги , Саратовский военный институт внутренних войск МВД России

В статье показано, что основными показателями готовности командиров курсантских подразделений, к самообразовательной деятельности, в сфере физической подготовки являются: устойчивая мотивация к самообразовательной

деятельности в сфере физической подготовки; уровень развития навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке; уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования. Кроме того, важным показателем готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности является нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач в сфере физической подготовки. Это позволяет определить направленность педагогического руководства самообразовательной деятельностью командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки.

В связи с изменяющейся парадигмой военного образования и усилением акцента на самообразовательной деятельности, неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности офицера становится компетентность и в сфере физической подготовки. Формирование самообразовательной компетентности офицерских кадров в сфере физической подготовки - задача чрезвычайно важная. Однако работ, посвящённых проблеме самообразования офицеров, в сфере физической подготовки нам обнаружить не удалось. Между тем, самообразовательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД России, в сфере физической подготовки и спорта имеет огромное значение для повышения уровня физической подготовленности курсантов. В отличие от большинства вузов Министерства обороны Российской Федерации, где проведение основных форм физической подготовки возлагается на преподавателей соответствующей кафедры, в вузах внутренних войск МВД России эти обязанности возлагаются на командиров курсантских подразделений. Командиры курсантских подразделений участвуют и в проведении учебных занятий с курсантами, а также в организации спортивных мероприятий [1-4].

Проведённые исследования показывают, что готовность к самообразованию курсовых офицеров в сфере физической подготовки непосредственно связано с формированием у них готовности к поиску новых подходов к осуществлению профессиональной деятельности. Под готовностью командиров курсантских подразделений к эффективной самообразовательной деятельности понимается особое функциональное состояние их психики, характеризующееся мобилизованностью всех необходимых для поиска новых и эффективных педагогических решений задач в сфере физической подготовки и спорта.

Практика показывает, что офицеры, владеющие навыками самостоятельной работы, более эффективно участвуют в творческом поиске новых приёмов, методов проведения и организации учебных занятий, вносят более существенные и значимые предложения в обновление учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию курсантов.

Изучение специальной литературы позволило выявить сущность самообразования

284

командиров курсантских подразделений вуза внутренних войск, в сфере физической подготовки и спорта, как целенаправленную систематическую познавательную деятельность. Самообразование протекает на основе самодеятельности личности офицера в соответствии с её индивидуальными возможностями, особенностями организации и проведения физической подготовки, спортивных мероприятий с курсантами вузов внутренних войск МВД России.

Анализ самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки и спорта свидетельствует о наличии высоких требований предъявляемых к этой деятельности. Наиболее высокая корреляционная связь установлена между устойчивой мотивацией к самообразованию у курсовых офицеров в сфере физической подготовки и эффективностью проведения ими спортивных мероприятий с курсантами (табл. 1). В процессе проведенных исследований было установлено, что наибольшие затруднения у курсовых офицеров вызывают действия, связанные:

- с диагностикой индивидуально-психологических особенностей курсантов и прогнозированием их возможного развития в процессе занятий физической подготовкой и спортом;

- с анализом сложившейся педагогической ситуации в процессе организации и проведения физической подготовкой;

- с выбором оптимальных способов педагогического воздействия на курсантов для эффективного их физического развития;

Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности с основными компонентами готовности к самообразованию командиров курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД России в сфере физической подготовки и спорта.

- с установлением педагогически целесообразной системы отношений между собой и курсантами, умением выбрать правильный тон в общении с ними;

- с умением опираться на воспитательные возможности педагогического коллектива кафедры физической подготовки;

- с умением организовывать интенсивную и плодотворную деятельность каждого курсанта в течение всего времени, отводимого на тренировку, учебное занятие по физической подготовке.

именно на преодоление этих трудностей и следует направлять самостоятельную работу курсовых офицеров.

Таблица 1

№ п/п Показатели готовности к самообразованию в сфере физической подготовки Эффективность профессиональной деятельности командиров

1 Устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере физической подготовки +0,67

2 Нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения задач в сфере физической подготовки +0,53

3 Уровень развития навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке +0,42

4 Умения выбирать оптимальные способы педагогического воздействия на курсантов для эффективного их физического развития +0,37

5 Умения опираться на воспитательные возможности педагогического коллектива кафедры физической подготовки +0,32

6 Умения организовывать интенсивную и плодотворную деятельность каждого курсанта в течение всего времени, отводимого на тренировку +0,31

7 Умения выбирать правильный тон в общении с курсантами на занятиях по физической подготовке +0,28

ВЫВОД. Основными показателями готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности, в сфере физической подготовки являются: устойчивая мотивация к самообразовательной

деятельности в сфере физической подготовки; уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке; уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования. Кроме того, важным показателем готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности является нацеленность на поиск новых, более

эффективных способов решения профессиональных задач в сфере физической подготовки. Это позволяет определить направленность педагогического руководства самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки.

Сивак А.Н.

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,

$йй@тЬох. ги

В статье представлены результаты исследований по выявлению требований, предъявляемых к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач. Автором установлено, что профессионально подготовленные офицеры - являются главной силой внутренних войск МВД России. Опыт боевого применения подразделений внутренних войск МВД России в современных условиях показал, что они должны постоянно находиться в состоянии боевой готовности к выполнению поставленных задач.

Проведенный анализ служебно-боевой деятельности офицеров внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что к их профессиональной подготовленности предъявляются высокие требования. Особенно высоки эти требования к умению управлять подразделением в ходе боя, к уровню развития общей, скоростной, силовой выносливости и силе; аналитическим способностям; долговременной, оперативной, зрительной памяти; умению быстро принимать правильные решения; собранности; гибкости; хорошо сформированным навыкам ориентирования на местности.

В современных условиях задача повышения уровня профессиональной подготовленности офицерских кадров для внутренних войск МВД России приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню индивидуальной подготовленности офицера внутренних войск МВД России. Усложнившийся характер обучения и воспитания подчиненного личного состава в обстановке резкого снижения качества призывного контингента требует целенаправленного профессионального развития личности курсанта при обучении в вузах внутренних войск МВД России. Кроме того, повышение ответственности при принятии решений в процессе руководства личным составом в сложных условиях службы в горячих точках, необходимость овладения новыми методами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.