позиции соперничества и сотрудничества между занимающимися, а также учитываются их индивидуальные особенности. Это позволяет сделать вывод о том, что у дезадаптированных учащихся, занимающихся данными видами физической рекреации, формируется развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, осознание собственных чувств и приобретается групповой опыт эффективного взаимодействия с различными социальными группами. Эффективность данной методики заключается в том, что в течение учебного года у испытуемых происходит устойчивое увеличение энергетических резервов и социальных контактов, а также готовности к их реализации. У дезадаптированных учащихся формируются реакции на определенные стандартные и нестандартные ситуации; контроль над своими действиями; способность справляться с неадекватным поведением; устойчивость психических процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация детей школьного возраста к физической нагрузке // Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н.А. Фомина ; Челябинский гос. пед. ин-т. -Челябинск, 1981. - 126 с.
2. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб. : Питер, 2002 - 256 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Виноградов, Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями / Г.П. Виноградов ; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1997. - 163 с.
5. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Вы-дрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 2-3.
6. Костюков, В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста / В. В. Костюков // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 7-11.
7. Шитикова, Г.Ф. Теоретико-методические основы физической рекреации школьников / Г.Ф. Шитикова // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры как учебной дисциплины. - Л., 1986. - 59 с.
8. Иванов, В.С. Теннис на столе / В.С. Иванов. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 154 с.
9. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - 463 с.
10. Назарова, А.Г. Игровой Стретчинг : методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Назарова. - М. : [б.и.], 1997. - 36 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА САМООБРАЗОВАНИЕМ КОМАНДИРОВ КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА
А.Н. Дудус
Изучение специальной литературы позволило выявить сущность самообразования командиров курсантских подразделений вуза железнодорожных войск в сфере физической подготовки и спорта как целенаправленную систематическую познавательную деятельность.
Самообразование протекает на основе самодеятельности личности офицера в соответствии с её индивидуальными возможностями, особенностями организации и проведения физической подготовки, спортивных мероприятий с курсантами вузов железнодорожных войск.
Проведённый анализ самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки и спорта свидетельствует, что педагогическое руководство этим процессом должно быть направлено на развитие у курсовых офицеров внутренних мотивов к самообразованию; формирование цели самообразовательной деятельности; определение основных способов самообучения и самостоятельной подготовки; развитие уверенности в своих силах и способностях в процессе самообразования.
Наиболее высокая корреляционная связь установлена между устойчивой мотивацией к самообразованию у курсовых офицеров в сфере физической подготовки и эффективностью проведения ими спортивных мероприятий с курсантами (таблица 1).
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности с
основными компонентами готовности к самообразованию командиров курсантских подразделений вуза железнодорожных войск в сфере физической ___________________________подготовки и спорта___________________________
№ п/п Компоненты готовности к самообразованию в сфере физической подготовки Эффективность профессиональной деятельности командиров
1 Устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере физической подготовки +0,65
2 Нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач в сфере физической подготовки +0,59
3 Уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке +0,43
4 Уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования +0,41
В процессе исследования и проведённого анализа самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки и спорта установлена структура готовности к самообразованию.
Данная структура состоит из трёх уровней. На первом уровне формируется готовность к копирующей деятельности, у офицеров преобладает внешняя мотивация к самообразованию и низкий уровень саморегуляции. Офицеры лишь осмысленно подражают, копируют действия преподавателей кафедры физической подготовки вуза при проведении спортивных мероприятий с курсантами.
На втором уровне формируется готовность к воспроизводящей деятельности при сохранении преобладания внешней мотивации. На данном уровне офицеры в состоянии самостоятельно воспроизвести усвоенный совместно с преподавателем кафедры физической подготовки методический приём и использовать его в аналогичных условиях деятельности при обучении курсантов физическим упражнениям.
На третьем уровне формируется готовность к собственно самообразовательной деятельности. Данный уровень готовности характеризуется наличием у офицеров внутренней мотивации к самообразованию и высокого уровня саморегуляции.
С целью определения условий, необходимых для улучшения качества педагогического руководства самообразованием курсовых офицеров, был проведён специальный опрос преподавателей и командиров курсантских подразделений (71 человек).
Проведённое исследование позволило обосновать и проранжировать педагогические условия, необходимые для улучшения качества педагогического руководства самообразованием командиров курсантских подразделений вуза железнодорожных войск в сфере физической подготовки и спорта (таблица 2).
Затем была научно обоснована и разработана педагогическая технология руководства самообразованием командиров курсантских подразделений вуза железнодорожных войск в сфере физической подготовки и спорта, состоящая из четырёх этапов: «подготовительного»; «организационного»; «деятельностного»; «аналитического».
На «подготовительном» этапе следует решать задачи по оценке исходного уровня подготовленности офицеров в сфере физической культуры, наличия осознанной потребности в самообразовательной деятельности и её мотивов; уровня сформи-рованности у офицеров навыков и умений к самостоятельной работе в сфере физической подготовки.
На «организационном» этапе необходимо решать задачи по планированию цели, содержания самостоятельной работы; определению сложности самостоятельных заданий, исходя из индивидуальных возможностей офицеров; проведению инструктажей перед выполнением самостоятельной работы.
Таблица 2
Ранговая структура условий, необходимых для улучшения качества педагогического руководства самообразованием командиров курсантских подразделений вузов железнодорожных войск в сфере _____________________физической подготовки и спорта (п=71)______________________
Значимость (ранговое место) Условия, необходимые для улучшения качества педагогического руководства самообразованием курсовых офицеров в сфере физической подготовки и спорта Ранговый показатель (в %)
1 Устойчивая внутренняя мотивация офицера к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта 18,7
2 Наличие необходимого времени для самообразования офицеров в сфере физической подготовки и спорта 11,3
3 Максимальная реализация индивидуальных возможностей офицеров в самообразовании 10.2
4 Положительное отношение и методическая помощь преподавателей кафедры физической подготовки в самосовершенствовании офицеров 9,8
5 Наставничество опытных педагогов кафедры физической подготовки по отношению к курсовым офицерам 8,8
6 Спортивные традиции вуза, распространение положительного опыта в проведении спортивных мероприятий с курсантами 8,7
7 Проявляемый интерес преподавателей кафедры физической подготовки к самообразованию курсовых офицеров и готовность к взаимодействию с ними 8,6
8 Наличие методических рекомендаций по проведению самообучения и самостоятельной работы для командиров курсантских подразделений 8,3
9 Высокий уровень овладения навыками проведения самостоятельной работы офицерами 8,2
10 Проведение мероприятий по выработке уверенности в своих силах у офицеров в процессе самообразовательной деятельности 7,4
На «деятельностном» этапе следует решать задачи по оказанию методической помощи офицерам при выполнении самостоятельных заданий и возникающих при этом затруднениях; своевременному принятию мер в ответ на предложения офицеров по улучшению качества проведения физической подготовки с курсантами.
На «аналитическом» этапе необходимо решать задачи по осуществлению контроля за самообразованием офицеров, внесению корректив в процесс самообразования, исходя из появления новых требований, изложенных в руководящих документах командующего железнодорожными войсками в сфере физической подготовки и спорта; анализу степени роста профессионального мастерства и достижения цели по самообразованию офицеров в сфере физической подготовки и спорта.
Данная технология была апробирована в ходе проведения педагогического эксперимента.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии педагогического руководства самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений вуза железнодорожных войск в сфере физической подготовки и спорта.
Динамика изменения уровня саморазвития командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки и спорта экспериментальной группы (ЭГ) была достоверно выше, чем в контрольной группе (КГ). Так, в конце педагогического эксперимента уровень саморазвития в ЭГ составил 3,98 балла (по 5-балльной шкале), а в КГ - 3,68 балла при Р<0,05 (рис. 1).
Сформированность общепедагогических умений и устойчивость самообразовательной деятельности при проведении физической подготовки с курсантами у курсовых офицеров ЭГ была достоверно выше, чем в КГ.
Рис. 1. Динамика изменения уровня саморазвития в экспериментальной и контрольной
группах
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что педагогическое руководство самообразованием офицеров представляет собой относительно длительный процесс, включающий в себя несколько этапов. Динамика этого процесса зависит от индивидуальных особенностей личности офицера, его профессиональнопедагогической подготовленности, развития мотивации, организации самостоятельной работы. В саморазвитии проявляется ряд особенностей и зависимостей, знание и учёт которых позволяет эффективнее использовать технологию педагогического руководства этим процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов для обучения специалистов по физической подготовке и спорту : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Болотин А.Э. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. 2001. - 47 с.
2. Марищук, В.Л. Принципы и методы обучения в физической подготовке /
В.Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1990. - 60 с.
3. Щёголев, В. А. Актуальные направления обучения и воспитания курсовых офицеров в сфере физической подготовки и спорта / В.А. Щеголев ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1999. - 117 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ
С.В. Елистратов
ВВЕДЕНИЕ
Парусный спорт - сложный технический вид спорта. Спортсмен поставлен в условия, когда, с одной стороны, существует реальная ветро-волновая обстановка и необходимо предвидеть ее изменение во время гонки, с другой стороны, необходимо