ственной управляемой информационной среды, обеспечивает повышение эффективности управления собственными двигательными действиями детей с нарушением слуха.
2. Использование разработанной методики, включающей применение комплекса физических упражнений в сочетании с параллельным аудиовизуальным воздействием, обеспечивает достоверное улучшение показателей общего соматического статуса детей страдающих нарушением слуха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белик, И. С. Музыка против глухоты : опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детских музыкальных школ / И. С. Белик. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 160 с.
2. Брагина, Т. Н. Роль музыки и танцев в коррекции гиперактивности у детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2005. - № 1. - С. 33-36.
3. Деке-Файгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г. Декер-Файгт. - СПб. : Питер, 2003. - 208 с.
4. Дорошенко, А. С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 1 класса : учеб. пособие / А. С. Дорошенко ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск : [б.и.], 2004. - 126 с.
5. Лях, В. И. Средства и методы развития координационных способностей // Физ. культура в школе. - 1997. - № 6. - С. 22-25.
6. Решетнёва, Г. А. Педагогические исследования в школе : метод. пособие / Г. А. Решетнёва, В. Г. Тютюков. - Хабаровск : Изд-во Хабаровского гос. ин-та физ. культуры, 1997. - 22 с.
7. Физическая реабилитация и спорт инвалидов : нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / автор-составитель А.В. Царик. - 2-е издание, доп. и испр. - М. : Советский спорт, 2003. - 573 с. - (Физ. культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
8. Цветков, В. Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В. Н. Цветков, В. И. Шапошникова // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 5. - С. 62-63.
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ФИЛИАЛАХ ВУЗА
Андрей Владимирович Кряж, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза. Раскрыты особенности, основные направления и факторы, определяющие эффективность управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: управление, профессиональная деятельность, профессорско-
преподавательский состав, филиалы вуза.
THE TECHNOLOGY OF PSYHOLOGO-PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE TEACHERS IN BRANCHES OF HIGH SCHOOL
Andrey Vladimirovich Kryazh, the competitor,
Alekseevsky branch of the Belgorod state university,
Alekseevka
Abstract
In work results of carried out research on development of technology of management by pro-
fessional work of the teachers in branches of high school are presented. Features, the basic directions and the factors defining a management efficiency by professional work of the teachers in branches of high school are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.
Keywords: management; professional work; the teachers of high school; branches of high
school.
Особая роль в повышении качества подготовки специалистов в филиалах вуза возлагается на профессорско-преподавательский состав, поскольку от уровня их профессиональной и психолого-педагогической подготовленности, мотивации к педагогической деятельности, дисциплинированности, во многом зависит качество всего образовательного процесса в филиалах вуза.
Выполнение этих требований возможно, если управление профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава будет осуществляться на основе научно обоснованной технологии (Г.А. Бордовский, 2001; Н.В. Валуйских, 2008; Т.В. Савченко, 2005). Это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования системы управления профессиональной деятельностью преподавателей в филиалах вузов.
Проведенное исследование свидетельствует, что основными особенностями профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в филиале вуза являются: направленность на поиск новых методов повышения мотивации студентов к учебе в своем регионе; повышение личной психолого-педагогической подготовленности; фокусировка внимания на повышении качества образования, чтобы его уровень не отставал от головного вуза; участие в проведении мероприятий по подготовке специалистов в соответствии с потребностями рынка труда в регионе; прогнозирование изменяющихся условий рыночной экономики в провинции; повышенная ответственность за укрепление и модернизацию материально-технической базы в филиале вуза; участие в разработке предложений по снижению материальных затрат студентов из сельской местности за оказываемые образовательные услуги.
Опрос специалистов показал, что главными компонентами профессиональной деятельности преподавателей, на которые должна быть направлена система управления в филиале вуза, являются: профессиональные знания, умения, навыки; проявляемые усилия и личная дисциплинированность.
Анализ педагогической деятельности показывает, что преподаватели должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: морально-психологические, профессиональные, организаторские и педагогические. Все они образуют профессиональную структуру личности преподавателя филиала вуза и позволяют наиболее эффективно использовать ее возможности в интересах достижения педагогических целей.
Анализ образовательного процесса в филиалах вуза позволил выявить основные характеристики компетенции профессорско-преподавательского состава как главной составляющей их педагогической деятельности. Ранговая структура компетенции, необходимая для эффективной профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава филиала вуза представлена в таблице 1.
Преподавателю важно обладать способностью привлекать к себе людей, что достигается стремлением к постоянному общению со студентами, психологопедагогическим анализом поведения и поступков обучаемых, способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека и действовать за него, глубокой верой в каждого обучаемого. Преподаватель, обладающий такими качествами, систематически ведет учет деятельности и поведения обучаемых, постоянно анализирует ее, вносит необходимые коррективы.
Таблица 1
Ранговая структура компетенции, необходимая для эффективной профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава филиала вуза
(п=127)
Значимость (ранговое место) Компетенция Удельный вес, %
1 Вклад в выполняемую работу 15,7
2 Обучение других педагогов 14,3
3 Взаимопонимание в педагогическом коллективе 11,2
4 Уверенность в себе 8,8
5 Самоконтроль 7,7
6 Умение проводить профессиональную экспертизу деятельности других педагогов 5,8
7 Ориентация на высокое качество обучения студентов 5,7
8 Сотрудничество с коллегами по педагогической деятельности 5,3
9 Аналитическое мышление 5,2
10 Концептуальное мышление 5,2
11 Инициативность 5,1
12 Гибкость 5,0
13 Уверенность в своих силах 4,9
Поэтому, на наш взгляд, доминирующей концепцией управления образовательным процессом в филиалах вуза является та, согласно которой управление, направленное на отдельного педагога с целью улучшения его профессиональной деятельности, должно привести к улучшению работы всего филиала вуза в целом. Сердцевиной такого управления является цикл действий, началом которого служат определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, их поддержка, предоставление условий для саморазвития, контроль за эффективностью их деятельности и вознаграждение.
Как свидетельствуют проведенные исследования, управление педагогической деятельностью профессорско-преподавательского состава филиала вуза является центральным звеном в общей системе управления образовательным процессом.
В ходе опроса специалистов нами была установлена ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность руководства профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиале вуза. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Анализ факторов, определяющих высокую эффективность руководства профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиале вуза, позволил научно обосновать и разработать соответствующую технологию.
Разработанная, в результате проведенного исследования, технология управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава филиала вуза включает четыре этапа: «подготовительный», «реализационный», «оценочный» и «коррекционный» (рис.).
Каждый из перечисленных этапов, разработанной технологии управления, содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение задач по улучшению профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава филиала вуза.
Данная технология прошла успешную проверку в процессе педагогического эксперимента. Изменение показателей, характеризующих профессиональную деятельность профессорско-преподавательского состава Алексеевского филиала Белгородского государственного педагогического университета за период проведения педагогического эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 2
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность руководства профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского со__________________________става филиала вуза (п=71)________________________
Значимость (ранговое место) Факторы, определяющие высокую эффективность руководства профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава Ранговый показатель, %
1 Наличие научно обоснованной технологии управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава 20,4
2 Определение показателей эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава 19,6
3 Создание условий для самосовершенствования профессорско-преподавательского состава 12,3
4 Установление четких критериев оценки индивидуальных способностей преподавателей 11,5
5 Уровень профессиональной и психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава 10,5
6 Совершенствование системы профессионального отбора профессорско-преподавательского состава для филиала вуза 9,4
7 Постоянный поиск новых направлений совершенствования системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава 8,9
8 Создание эффективной системы контроля за профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава 7,4
ВЫВОД
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава. В результате чего значительно повысилась мотивация педагогов к своей профессиональной деятельности, активность, дисциплинированность; значительно возрос их уровень психолого-педагогических знаний, умений и навыков.
Таблица 3
Изменение показателей, характеризующих профессиональную деятельность профессорско-преподавательского состава Алексеевского филиала Белгородского государственного университета за период проведения педагогического экспери-
мента (по 4-балльной шкале)
№ Наименование показателей Средние значения показателей, балл (х ±т) Р
п/п До эксперимента После эксперимента
1. Мотивация к высокоэффективной профессиональной деятельности 3,17 ± 0,14 3,71 ± 0,12 <0,05
2. Психолого-педагогическая подготовленность 3,08 ± 0,11 3,59 ± 0,15 <0,05
3. Проявляемые усилия в профессиональной деятельности 3,27 ± 0,19 3,35 ± 0,17 >0,05
4. Личная дисциплинированность 3,38 ± 0,18 3,42 ± 0,14 >0,05
5. Активность 3,11 ± 0,17 3,57 ± 0,11 <0,05
6. Проявление творчества в профессиональной деятельности 3,21 ± 0,19 3,58 ± 0,15 <0,05
7. Стремление к самосовершенствованию 3,05 ± 0,18 3,17 ± 0,10 >0,05
8. Педагогическое мастерство 3,07 ± 0,21 3,12 ± 0,23 >0,05
Рис. Технология управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2001. -359 с.
2. Валуйских, Н.В. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза / Н.В. Валуйских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 27-32.
3. Савченко, Т.В. Научно-теоретические предпосылки совершенствования
системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России : монография / Т.В. Савченко. - Белгород : Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2005. - 89 с.
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ АРАХНОИДАЛЬНЫХ КИСТАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Людмила Павловна Лассан, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ),
Санкт-Петербург
Аннотация
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом - у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Ключевые слова: психические функции, дети школьного возраста, арахноидальная киста, латерализация и локализация патологии, половые различия.
DISTURBANCE OF МENTAL FUNCTIONS OF SCHOOL AGE CHILDREN WITH
ARACHNOID CYSTS
Lyudmila Pavlovna Lassan, the candidate of psychological sciences, the senior scientific
employee, the senior lecturer,
The Russian state pedagogical university it. A.I.Gertsena,
St.-Petersburg
Abstract
The analysis of neuropsychological investigations of 142 patients from 7 to18 years old with arachnoids cysts (35 in the right hemisphere and 65 in the left one) and 119 successful study schoolchildren of 1-10 classes was carried out. Influence of the lateral’s and local factor pathologies on mental functions, and also dependence of this influence on sex difference and age is established.
Key words: mental, school age children, arachnoids cyst, the lateral’s and locals factor pathologies, sex difference.
Арахноидальная киста - это врожденное доброкачественное объемное экстра-церебральное образование, содержимым которого является цереброспинальная жидкость, а стенками - арахноидальная оболочка или ее отдельные листки [3,2]. По локализации выделяют две группы кист: а) кисты полушарий мозга, к которым относятся арахноидальные кисты боковой щели мозга, конвекситальной поверхности мозга и парасагиттальные арахноидальные кисты; б) срединно-базальные кисты, к которым относят супраселлярные и интраселлярные арахноидальные кисты, арахноидальные кисты четверохолмной цистерны, охватывающей цистерны, арахноидальные кисты мостомозжечкогового угла [1].
Характерным для кистозного поражения головного мозга у детей является наличие длительного периода бессимптомного течения, поэтому диагностика арахнои-дальных кист представляет известные сложности. До введения в клиническую практику компьютерной и магнитно-резонансной томографии в большинстве случаев диагноз ставился во время оперативного вмешательства или аутопсии. При появлении новых диагностических возможностей количество верифицированных арахноидальных кист у детей выросло в несколько раз. Зачастую это случайные находки во время комплексного исследования ребенка с жалобами на головную боль, снижение успешности обучения, появление эпилептических приступов после физических или психических нагрузок и т.п. У детей при отсутствии очаговой неврологической симптоматики и сим-