Университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 68-72.
4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь. - 2004. - 388 с.
5. Никифоров, Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь. - 2013. - 950 с.
6. Солтык, А.А. Психология профессиональной надежности преподавателя физического воспитания: стратегия и пути ее реализации / А.А. Солтык // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 162-167.
7. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. — СПб. : Питер; М.
: Смысл. - 2003. - 860 с.
REFERENCES
1. Belov, V.G. (2007), "Health as a basis for social and psychological adaptation person", journal "Proceedings of SPbGIPSR", Issue 1, Vol. 1, pp. 44-48.
2. Ilyn, EP. (2003), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
3. Kuznetsova, N.V. and Fedorova, E.G. (2009), "The analysis of the motivational aspects of the improvement in the vocational training of the managerial personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 68-72.
4. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, Speech, St. Petersburg.
5. Nikiforov, G.S. (2013), Health diagnosis. Psychological workshop, Speech, St. Petersburg.
6. Soltyk, A.A. (2014), "Psychology of the professional reliability of the physical education teacher: strategies and ways of its realization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 162-167.
7. Hekkhauzen, Kh. (2003), Motivation and activity, 2nd ed., Peter, St. Petersburg, Sense, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2014.
УДК 159.9
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Василий Георгиевич Белов, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор, Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Елена Петровна Косинова, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Рафкатович Хайрутдинов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Ива Михайловна Гибова, аспирант, Санкт-Петербургский академический университет управления и экономики
Аннотация
Рассмотрен вопрос повышения мотивации профессорско-преподавательского состава вуза посредством новых субъект-субъектно-ориентированных психолого-педагогических технологий, нацеленных на развитие преподавателем вуза привычки к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации. Поставлена цель разработать технологии психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Выявлены структурные компоненты, уровни и формы оптимизации мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшего учебного заведения. В процессе
реализации комплексной целевой программы психолого-педагогического сопровождения с целью оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения были предложены следующие основные технологии ее обеспечения: технология информационно-методического обеспечения участников процесса оптимизации мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза, технология психологического обеспечения профессорско-преподавательского состава вуза, технология обеспечения организации комплексно-целевой программы и технология использования обратной связи. Доказана эффективность предложенной комплексной целевой программы психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского вуза.
Ключевые слова: программа мотивация профессиональной деятельности, преподаватель, высшее учебное заведение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p28-34
TECHNOLOGIES OF THE PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT ON OPTIMIZATION OF MOTIVATION OF THE HIGHER-EDUCATION TEACHING
PERSONNEL
Vasiliy Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, doctor of Psychological sciences, professor, Yuriy Alexandrovich Parfenov, the doctor of medical sciences, professor, Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Elena Petrovna Kosinova, the post-graduate student, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg; Dmitriy Rafkatovich Khairutdinov, the post-graduate student, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work; Iva Mikhailovna Gibova, the post-graduate student, St. Petersburg Academic University of Management and Economics
Annotation
The question of increasing the motivation of the higher-education teaching personnel has been examined. These technologies are aimed at developing the habits of the higher schoolteachers to work systematically on themselves, reflexive relationship to self, forming pre-actualization. The goal is set to develop technologies of the psycho-pedagogical support to optimize motivation to the professional activity of the higher-education teaching personnel. The structural components, levels and forms of the motivation optimization to the professional activity of teachers of higher education have been detected. The following core technologies were offered in the process of implementing a comprehensive program of targeted psychological and pedagogical support to optimize the motivation to the professional activity of the staff of the higher educational institutions: the technology of information and methodological support of the participants of the optimization process for motivation to the professional activities of university teachers, technology of the psychological support for the higher-education teaching personnel, technology to ensure the organization of complex target program and the technology of the feedback application. The efficiency of the proposed complex target program for the psycho-pedagogical support to optimize the motivation of the higher-education teaching personnel to the professional activity has been proven.
Keywords: motivation program for professional activities, teacher, college.
Мотивация профессиональной деятельности психолого-педагогического состава (ППС) вуза связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. В связи с этим поиск новых субъект-субъектно-ориентированных психолого-педагогических технологий, нацеленных на развитие преподавателем вуза привычки к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации, является сегодня перспективным направлением системы психолого-педагогического образования, которое должно выступать пространством развития мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза [1, 2, 3, б,
7].
Исходя из этого цель работы следующая: разработать технологии психологопедагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения (на примере таймырского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Было обследовано 120 преподавателей в возрасте от 25 до 60 лет; средний возраст 37,7±8,2 года; 1 группа (50 человек - ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели); 2 группа (48 человек - кандидаты наук и доценты); 3 группа (22 человека - доктора наук). Были использованы следующие методы [4, 5]: беседа и анкетирование для выявления возраста и стажа профессиональной деятельности; экспертная оценка в 5-балльной шкале по оценке эффективности профессиональной деятельности ППС вуза (учитывались учебная, научная, методическая работа преподавателя, работа со студентами и их достижения).
Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математикостатистической обработке построением дисперсионной модели по оценке эффективности реализации технологии психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В основе психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза лежит разработанная нами комплексная целевая программа, представляющая собой взаимосвязь структурно-функциональных элементов, реализующих информационно-методическое и организационно-психологическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза, что подчиненно целям повышения эффективности их профессиональной деятельности.
В качестве структурных элементов комплексной целевой программы выделяются: цели, психолого-педагогическая информация; организация процесса психологопедагогического сопровождения ППС вуза; формы, методы, способы психокоррекции мотивации профессиональной деятельности ППС вуза с учетом психологических особенностей; деятельность психологов и руководителей вуза; контроль и самоконтроль в процессе оптимизации мотивации профессиональной деятельности. Важным элементом программы является психолого-педагогическая поддержка всех участников процесса оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза.
Также в качестве важных элементов в процессе работы дополнительно были определены: мероприятия, необходимые для работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза; самообразование и самовоспитание ППС вуза; анализ и оценка результатов их деятельности, а также применение средств психокоррекции в виде психологического консультирования и групповых психолого-педагогических тренингов ППС вуза.
В ходе реализации комплексной целевой программы психолого-педагогического сопровождения оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза предложены следующие основные технологии ее обеспечения:
- технология информационно-методического обеспечения участников процесса оптимизации мотивации профессиональной деятельности, включая информирование руководителей о ценностных ориентациях и интересах ППС вуза, условиях их деятельности, личностных особенностях, а также информирование ППС вуза об условиях профессиональной деятельности, формах и методах взаимодействия ППС вуза и непосредственных руководителей. Также эта технология включает в качестве элементов комплексно-
целевой программы следующее методическое обеспечение: методика психологического консультирования, методика проведения психолого-педагогических тренингов и игр, методика телесно-ориентированной терапии), информирование непосредственных руководителей по особенностям и методике работы с ППС вуза, а также полный охват информационным обеспечением участников психолого-педагогического процесса на этапах реализации программы;
- технология психологического обеспечения, которая включает психодиагностику типа агрессивного поведения, психологическое консультирование, психологопедагогические тренинги; занятия по повышению уровня профессионального мастерства ППС вуза; индивидуальную воспитательную работу с ППС вуза;
- технология обеспечения организации комплексно-целевой программы, включающая разработку организационных решений (приказов, распоряжений, директив, инструкций) по реализации комплексно-целевой программы, оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза и контролю ее эффективности;
- технология использования обратной связи, которая обеспечивает возможность оперативного получения необходимой информации о результатах психологопедагогического воздействия и эффективности оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза и предоставляет возможность своевременно корректировать формы и способы этого воздействия.
Успешность процесса социально-психологической адаптации зависит во многом от самого преподавателя вуза, от его стремления быть принятым и понятым окружающими, занять достойное положение в нем, проявить свою индивидуальность, достичь социальной зрелости и профессионального мастерства.
Выделенные нами структурные компоненты, уровни и формы оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза взяты за основу построения модели психолого-педагогической работы с ними.
Построение модели психолого-педагогической работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза предполагает выполнение следующей последовательности проектных действий: выявление цели; выделение основных структурных компонентов, этапов и уровней мотивации ППС вуза; выделение психологопедагогических условий, при которых данный процесс будет протекать наиболее успешно; определение содержательной деятельности ППС вуза; разработка методов, форм и средств, при помощи которых может осуществляться процесс социальнопсихологической адаптации и оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза.
В настоящее время важно шире использовать психологические знания при организации профилактической работы по мотивации профессиональной деятельности ППС вуза.
Деятельность ППС вуза протекает во взаимодействии с коллегами и студентами и имеет эмоциональный насыщенный характер. Это определяет необходимость постоянного совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения ППС вуза в целях профилактики отклонений поведения, коррекции социально-нежелательных мотиваций у ППС вуза, а также формирования навыков оптимального взаимодействия в группах ППС вуза и предупреждения профессионального выгорания у данного контингента.
Психолого-педагогическое сопровождение по оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза - это система мероприятий, направленных формирование высокой профессиональной работоспособности и эффективности у данного контингента, а также оценку индивидуально-психологических особенностей и педагогических характеристик у них в целях предупреждения развития дезадаптивных расстройств и продления профессионального долголетия.
Процедура психолого-педагогического сопровождения оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза состоит из социально-психологического изучения и психолого-педагогического обследования ППС вуза и включает: 1) оценку уровня развития познавательных психических процессов, адаптационных способностей личности (уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, коммуникативные способности, принятие норм поведения и требований трудового коллектива); 2) оценку социально-психологических характеристик, профессиональной направленности и мотивационных установок; 3) изучение дополнительных характеристик, определяемых специфическими особенностями учебно-воспитательной и профессиональной деятельности ППС вуза (стаж деятельности, отзывы коллег и студентов).
Задачами психолого-педагогического сопровождения оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза являются:
1) установление индивидуально-психологических особенностей личности ППС вуза, уровня их когнитивного развития, наличия у них определенных качеств (повышенные тревожность, внушаемость, импульсивность, агрессивность и т.д.), которые могут существенно влиять на их поведение (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в ситуациях повышенной сложности, при стрессе;
2) диагностика тревожности, страха, стресса, аффекта, послуживших причиной формирования недопустимых функциональных состояний;
3) исследование мотивационной сферы личности ППС вуза;
4) определение оптимальных алгоритмов занятий на основании индивидуальнопсихологических особенностей в целях быстрейшего формирования навыков оптимальной мотивации за счет формирования индивидуального стиля деятельности для оптимизации функционального состояния ППС вуза;
5) рациональное распределение ППС вуза по участкам и направлениям профессиональной деятельности;
6) углубленное психологическое изучение ППС вуза с признаками затрудненной адаптации к учебно-воспитательному процессу и профессиональной деятельности в целях разработки предложений руководству по проведению индивидуальной коррекционной работы;
7) участие в комплектовании групп ППС вуза с учетом психологической совместимости;
8) выявление преподавателей вуза с нервно-психической неустойчивостью, которые имеют повышенную склонность к нервному срыву в стрессовых ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза проводится в период поступления на работу, а также в процессе дальнейшей профессиональной деятельности (аттестация, переподготовка, распределение работы и нагрузки).
В рамках психолого-педагогического сопровождения оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза отдельно и целенаправленно реализуются мероприятия социально-психологического характера, такие как:
1) социально-психологическое изучение и педагогическая характеристика ППС
вуза;
2) выявление преподавателей вуза, с эмоциональной нестабильностью и склонных к нервным срывам;
3) исследование внутригрупповых процессов среди ППС вуза и разработка мероприятий по их социально-психологической коррекции;
4) разработка рекомендаций руководству (заведующие кафедрой, деканы, проректора) по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышения эффективности профессиональной деятельности ППС вуза.
Психолого-педагогическое сопровождение оптимизации мотивации профессиональной деятельности ППС вуза - это система организационно-психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование, коррекцию и реабилитацию функционального состояния организма и работоспособности данного контингента.
Для оценки влияния предложенной нами программы по развитию мотивации профессиональной деятельности у ППС вуза на эффективность их профессиональной деятельности нами рассчитывался х2-Пирсона по четырехпольной таблице, позволяющий оценить значимость различий частот наблюдения ППС вуза в выделенных группах - с высокой и низкой эффективностью профессиональной деятельности.
Полученные нами данные позволили выявить следующие особенности (табл.1.)
Таблица 1
Реализация программы по развитию мотивации профессиональной деятельности у
ППС вуза и эффективность профессиональной деятельности ППС вуза
Программа Эффективность профессиональной деятельности ППС вуза Всего наблюдений
Низкая Высокая
Проводилась А - 12 В - 54 А + В = 66
Не проводилась С - 38 Д - 16 С + Д = 54
А + С = 50 В + Д = 70 Итого = 120
х2 = 33,28 (р<0,05)
Ниже приведены критерии оценки значимости различий эффективности профессиональной деятельности ППС вуза в зависимости от реализации программы по развитию мотивации профессиональной деятельности (табл.2, 3) и критерии оценки силы связи между фактором реализации программы и эффективностью профессиональной деятельности ППС вуза.
Таблица 2
Критерии оценки значимости различий эффективности профессиональной деятельности ППС вуза в зависимости от реализации программы по развитию ___________мотивации профессиональной деятельности у ППС вуза____________
Наименование критерия Значение критерия Уровень значимости
Критерий х2 33,281 р<0,05
Критерий х2 с поправкой Йейтса 31,169 р<0,05
Критерий х2 с поправкой на правдоподобие 34,789 р<0,05
Точный критерий Фишера (двусторонний) 0,00000 р<0,05
Таблица 3
Критерии оценки силы связи между фактором реализации программы и ______эффективностью профессиональной деятельности ППС вуза_________________
Наименование критерия Значение критерия Сила связи
Критерий Ф Критерий V Крамера Критерий К Чупрова 0,527 относительно сильная
Коэффициент сопряженности Пирсона (С) 0,466 относительно сильная
Нормированное значение коэффициента Пирсона (С) 0,659 сильная
Выяснилось, что на эффективность профессиональной деятельности ППС вуза существенное влияние оказывает реализация предложенной нами программы по развитию мотивации профессиональной деятельности у ППС вуза, о чем свидетельствуют достоверные различия частоты эффективности профессиональной деятельности в группах ППС вуза, с которыми проводилась и не проводилась программа (р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов, В.Г. Здоровье как основа социально-психологической адаптации человека / В.Г. Белов // Журнал «Ученые записки СПбГИПСР». - СПб. - 2007. - Выпуск 1, Том 1. - С. 44-48.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. - 2003. - 512 с.
3. Кузнецова, Н.В. Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров / Н.В. Кузнецова, Е.Г. Федорова // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 68-72.
4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь. - 2004. - 388 с.
5. Никифоров, Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С. Никифоров.
- СПб. : Речь. - 2013. - 950 с.
6. Савченко, Т.В. Повышение эффективности психолого-педагогического управления деятельностью профессорско-преподавательского состава / Т.В. Савченко // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 79-83.
7. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб. : Питер; М. : Смысл. - 2003. - 860 с.
REFERENCES
1. Belov, V.G. (2007), "Health as a basis for social and psychological adaptation person", journal "Proceedings of SPbGIPSR", Issue 1, Vol. 1, pp. 44-48.
2. Ilyn, EP. (2003), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
3. Kuznetsova, N.V. and Fedorova, E.G. (2009), "The analysis of the motivational aspects of the improvement in the vocational training of the managerial personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 68-72.
4. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, Speech, St. Petersburg.
5. Nikiforov, G.S. (2013), Health diagnosis. Psychological workshop, Speech, St. Petersburg.
6. Savchenko, T.V. (2007), "Improving the efficiency of psycho-pedagogical management of the faculty", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 26, No. 4, pp. 79-83.
7. Hekkhauzen, Kh. (2003), Motivation and activity, 2nd ed., Peter, St. Petersburg, Sense, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2014.
УДК 796.56
ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОРГАНА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОЯРСКОМ
КРАЕ
Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России,
Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск
Аннотация
В статье представлена разработанная и внедренная структура регионального управленческого органа - Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края.
Вопросы совершенствования системы управления за последние 20 лет постоянно находятся в поле зрения федерального и региональных Правительств. Целью данного исследования стали поиск направлений усиления роли государственного управления физкультурно-спортивной отраслью и установление более тесной взаимосвязи для эффективного участия в этом процессе системы общественных спортивных организаций.
Проведенные исследования указывают на актуальность выделения в региональном государственном аппарате двух самостоятельных отделов: курирующего и координирующего на межму-ниципальном уровне спортивно-массовую работу региона; управляющего краевыми и муниципальными учреждениями по подготовке спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства.
Для повышения эффективности профильной деятельности на муниципальном уровне необходимо создавать самостоятельные органы управления физической культурой и спортом, несмотря на право представительных органов муниципального образования утверждать любую структуру