Научная статья на тему 'Мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения'

Мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Косинова Елена Петровна, Гибова Ива Михайловна

Рассмотрен вопрос повышения производительности и качества труда профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Поставлена цель выявить мотивационные характеристики профессорско-преподавательского состава вуза. Осуществлен анализ структуры мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшего учебного заведения. Выявлены высокие показатели социально-психологических установок на альтруизм и процесс у преподавателей вуза. Показано, что для большинства преподавателей вуза характерна внутренняя мотивация трудовой деятельности, ориентация на ее общественную и личностную значимость. Однако мотивация профессиональной деятельности преподавательского состава вуза имеет определенную специфику: ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели более склонны отдавать предпочтение высокому материальному благосостоянию, чем представители группы кандидатов и докторов наук. Полученные результаты исследования следует использовать при организации и проведении психолого-педагогического сопровождения профессорско-преподавательского состава вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Косинова Елена Петровна, Гибова Ива Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational characteristics of the higher-education teaching personnel

The question of increasing the productivity and quality of work of the higher-education teaching personnel has been considered. The goal is set to identify the motivational characteristics of the teaching staff of the university. The analysis of the structure of the motivation of professional activity of teachers of the higher education has been realized. The high levels of social attitudes to altruism and process have been detected for high school teachers. It has been shown that the majority of the higher school teachers is characterized by the internal work motivation; focus on its social and personal significance. However, the motivation of professional activity of teaching staff of the university has certain specifics: assistants, teachers, senior teachers are more likely to prefer higher material well-being than those in-group PhDs. The obtained results of the study should be used in the organization and conduct of psycho-pedagogical support of the faculty of the university.

Текст научной работы на тему «Мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения»

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССОРСКОГО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Василий Георгиевич Белов, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор, Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Елена Петровна Косинова, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Ива Михайловна Гибова, аспирант, Санкт-Петербургский академический университет управления и экономики

Аннотация

Рассмотрен вопрос повышения производительности и качества труда профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Поставлена цель выявить мотивационные характеристики профессорско-преподавательского состава вуза. Осуществлен анализ структуры мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшего учебного заведения. Выявлены высокие показатели социально-психологических установок на альтруизм и процесс у преподавателей вуза. Показано, что для большинства преподавателей вуза характерна внутренняя мотивация трудовой деятельности, ориентация на ее общественную и личностную значимость. Однако мотивация профессиональной деятельности преподавательского состава вуза имеет определенную специфику: ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели более склонны отдавать предпочтение высокому материальному благосостоянию, чем представители группы кандидатов и докторов наук. Полученные результаты исследования следует использовать при организации и проведении психолого-педагогического сопровождения профессорско-преподавательского состава вуза.

Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности, преподаватель, высшее учебное заведение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p24-28

MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF THE HIGHER-EDUCATION TEACHING PERSONNEL

Vasiliy Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, doctor ofpsychological sciences, professor, Yuriy Alexandrovich Parfenov, the doctor of medical sciences, professor, Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Elena Petrovna Kosinova, the post-graduate student, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg; Iva Mikhailovna Gibova, the post-graduate student, St. Petersburg Academic University of Management and

Economics

Annotation

The question of increasing the productivity and quality of work of the higher-education teaching personnel has been considered. The goal is set to identify the motivational characteristics of the teaching staff of the university. The analysis of the structure of the motivation of professional activity of teachers of the higher education has been realized. The high levels of social attitudes to altruism and process have been detected for high school teachers. It has been shown that the majority of the higher schoolteachers is characterized by the internal work motivation; focus on its social and personal significance. However, the motivation of professional activity of teaching staff of the university has certain specifics: assistants, teachers, senior teachers are more likely to prefer higher material well-being than those in-group PhDs. The obtained results of the study should be used in the organization and conduct of psycho-pedagogical support of the faculty of the university.

Keywords: motivation of professional activities, teacher, college.

Для решения проблем страны в системе высшего профессионального образования необходимо поднять производительность труда профессорско-преподавательского соста-

ва вуза (ППС вуза), улучшить его качество. Это зависит от множества факторов, в числе которых одно из важнейших мест занимает мотивация труда ППС вуза [1, 2, 7].

В то же время руководители и работники кадровых служб отмечают снижение интереса ППС вуза к самореализации в сфере профессиональной деятельности. В то же время отмечается необходимость повышения мотивации профессиональной деятельности, заостряется внимание на том, что только заинтересованный в работе преподаватель вуза может трудиться эффективно и приносить пользу образовательному учреждению. Все это свидетельствует о необходимости активизации поиска эффективных методов совершенствования системы мотивации ППС вуза [3, 6].

Цель исследования. Выявить мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения (на примере таймырского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Было обследовано 120 преподавателей в возрасте от 25 до 60 лет; средний возраст 37,7±8,2 года; 1-я группа (50 человек - ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели); 2-я группа (48 человек - кандидаты наук и доценты); 3-я группа (22 человека -доктора наук). Были использованы следующие методы [4, 5]: беседа и анкетирование для выявления возраста и стажа профессиональной деятельности; методика О.Ф. Потемкиной "Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере"; методика мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана; методика С.С. Бубнова для диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности. Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке с расчетом параметров вариации признаков, и-критерия Манна-Уитни [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубнова у трех групп ППС вуза (ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели; кандидаты наук и доценты; доктора наук) позволила выявить следующие особенности.

В первой группе (ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели) наиболее выраженной ценностной ориентацией является "помощь и милосердие к другим людям" (IV шкала) - средний балл по группе составляет 5,0 баллов (14,0%). На втором месте по значимости - "признание и уважение людей и влияние на окружающих" (VIII шкала) со средним баллом - 4,4 (12,32%). Далее, по ниспадающей, средний балл - 3,8 (10,64%) по шкале "любовь" (V). На четвертом месте показатели шкалы "высокое материальное благосостояние" (II) со средним баллом 3,6 (10,08%). Шкала XI "здоровье" на пятом месте -со средним баллом 3,4 (9,52%). Средний балл 3,2 (8,96%) по шкале I "приятное времяпрепровождение, отдых" (на шестом месте). Равное количество баллов (седьмое место) -по 2,6 баллов (7,28%), приходится на две шкалы: "поиск и наслаждение прекрасным" (III) и "познание нового в мире, природе, человеке" (VI). На восьмом месте шкала X "общение" - средний балл 2,5 (7,0%). Средний балл 2,4 (6,72%) по шкале ценностных ориентаций IX "социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе" (девятое место). И наименьшее количество баллов - 2,2 (6,16%) - результат по шкале VII "высокий социальный статус и управление людьми".

Во второй группе - кандидатов наук - доцентов так же, как и в первой обследуемой группе ППС, наиболее выраженной ценностной ориентацией является "помощь и милосердие к другим людям" (IV шкала) - средний балл по группе составляет 4,8 баллов (12,87%). На втором месте по значимости - "приятное времяпрепровождение (шкала I) со средним баллом 4,5 (12,19%). Далее, по ниспадающей, средний балл 4,3 (11,51%) по

шкале "любовь" (V), также третий по значимости, как и в группе молодежи. На четвертом месте показатель шкалы XI "здоровье" - средний балл 3,8 (10,38%). "Познание нового в мире, природе, человеке" (шкала VI) на пятом месте - со средним баллом 3,4 (9,26%). На шестом месте по значимости "высокое материальное благосостояние" (шкала II) - средний балл равен 2,9 (7,9%).

На седьмом месте шкалы: "поиск и наслаждение прекрасным" (III), "социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе" (IX) и шкала X "общение" - равное количество средних баллов, по 2,3 (6,32%), сразу по трем ценностным показателям. И наименьшее количество баллов (восьмое место) с результатом 2,0 (5,42%) по шкале VII "высокий социальный статус и управление людьми".

В группе докторов наук (3 группа), также как и в двух предыдущих группах, наиболее выраженной ценностной ориентацией является "помощь и милосердие к другим людям" (IV шкала) - средний балл по группе составляет 5,45 баллов (16,0%). На втором месте по значимости - "признание и уважение людей, и влияние на окружающих" (VIII шкала) - средний балл 4,18 (12,27%). Далее, по ниспадающей, средний балл - 3,73 (10,9%) по шкале "любовь" (V), также третий по значимости, как и в двух предыдущих группах. На четвертом месте показатель шкалы I "приятное времяпрепровождение" -средний балл 3,55 (10,4%). "Здоровье" (шкала XI) на пятом месте - со средним баллом 3,45 (10,13%). На шестом месте по значимости "познание нового в мире, природе, человеке" (шкала VI) - средний балл равен 2,82 (8,27 %). Равные показатели - средний балл 2,36 (6,93%), с присвоением седьмого места, у двух других шкал: "высокое материальное благосостояние" (II) и "поиск и наслаждение прекрасным" (III). Очередная по значимости у работающих пенсионеров ценностная ориентация (восьмое место) - шкала X "общение". Средний балл 2,18 (6,4%) показатель шкалы "социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе" (IX). И наименьшее количество баллов (десятое место) с результатом 1,73 балла (5,07%) по шкале VII "высокий социальный статус и управление людьми".

Результаты исследования социально-психологических установок личности в моти-вационно-потребностной сфере ППС по методике О.Ф. Потемкиной показали, что наиболее выражены у большинства ППС ориентации на процесс и на альтруизм.

Высоко выраженная ориентация на процесс свидетельствует о том, что для преподавателей важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели они относительно мало задумываются. А уж если процесс стал им неинтересен, они могут и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Согласно описанию методики, люди более ориентированные на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Данный показатель характерен для 49% обследуемых из всех трех групп.

Для 60% преподавателей характерны высокие значения по шкале альтруизм, согласно описанию методики при больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Принято считать, что альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной и человек, обладающий ею - заслуживающим всяческого уважения.

Высокие значения у ППС вуза отмечались по следующим шкалам: по шкале результата (18% ППС), по шкале эгоизм (22% ППС), по шкале труд (18% ППС), по шкале деньги (36% ППС), по шкале свобода (12% ППС), по шкале власть (14% ППС). Дисгармоничный тип мотивации выражен у 29% ППС. Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности ППС по методике К. Замфир в модификации А. Реана показали следующее (рис 1).

28%

Рис. 1. Результаты исследования мотивации трудовой деятельности ППС.

42% обследуемых ППС имеют внутреннюю мотивацию (ВМ) трудовой деятельности. Данные сотрудники ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения и т.д. Данная мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.

28% обследуемых ППС имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию (ВПМ). Эти преподаватели в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.

Отрицательная внешняя мотивация характерна для 30% ППС, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и другие санкции негативного характера.

ВЫВОДЫ

1. Анализ результатов социально-психологических установок показал, что наиболее выражены у большинства преподавателей вуза ориентации на альтруизм и на процесс. Для 60% преподавателей характерны высокие значения по шкале альтруизм, следовательно большинство преподавателей имеют социальную установку, на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Высоко выраженная ориентация на процесс (49% респондентов), свидетельствует о том, что для преподавателей важно, чтобы само занятие было интересным.

2. 42% обследуемых преподавателей вуза имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Они ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения и т.д. 28% обследуемых преподавателей вуза имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование. Отрицательная внешняя мотивация характерна для 30% ППС, то есть мотивами их эффективной деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.

3. Результаты исследования, позволяющие уточнить структуру ценностномотивационных характеристик профессиональной деятельности ППС ВУЗа следует использовать при организации и проведении психолого-педагогического сопровождения данного контингента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов, В.Г. Здоровье как основа социально-психологической адаптации человека / В.Г. Белов // Журнал «Ученые записки СПбГИПСР». - СПб. - 2007. - Выпуск 1, Том 1. - С. 44-48.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. - 2003. - 512 с.

3. Кузнецова, Н.В. Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров / Н.В. Кузнецова, Е.Г. Федорова // Ученые записки

Университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 68-72.

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь. - 2004. - 388 с.

5. Никифоров, Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь. - 2013. - 950 с.

6. Солтык, А.А. Психология профессиональной надежности преподавателя физического воспитания: стратегия и пути ее реализации / А.А. Солтык // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 162-167.

7. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. — СПб. : Питер; М.

: Смысл. - 2003. - 860 с.

REFERENCES

1. Belov, V.G. (2007), "Health as a basis for social and psychological adaptation person", journal "Proceedings of SPbGIPSR", Issue 1, Vol. 1, pp. 44-48.

2. Ilyn, EP. (2003), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

3. Kuznetsova, N.V. and Fedorova, E.G. (2009), "The analysis of the motivational aspects of the improvement in the vocational training of the managerial personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 68-72.

4. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, Speech, St. Petersburg.

5. Nikiforov, G.S. (2013), Health diagnosis. Psychological workshop, Speech, St. Petersburg.

6. Soltyk, A.A. (2014), "Psychology of the professional reliability of the physical education teacher: strategies and ways of its realization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 162-167.

7. Hekkhauzen, Kh. (2003), Motivation and activity, 2nd ed., Peter, St. Petersburg, Sense, Moscow.

Контактная информация: sziu@sziu.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2014.

УДК 159.9

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Василий Георгиевич Белов, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор, Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Елена Петровна Косинова, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Рафкатович Хайрутдинов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Ива Михайловна Гибова, аспирант, Санкт-Петербургский академический университет управления и экономики

Аннотация

Рассмотрен вопрос повышения мотивации профессорско-преподавательского состава вуза посредством новых субъект-субъектно-ориентированных психолого-педагогических технологий, нацеленных на развитие преподавателем вуза привычки к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации. Поставлена цель разработать технологии психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Выявлены структурные компоненты, уровни и формы оптимизации мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшего учебного заведения. В процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.