Научная статья на тему 'Мотивационные характеристики и ценностные ориентации профессорско-преподавательского состава вуза'

Мотивационные характеристики и ценностные ориентации профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КАНДИДАТ НАУК / ДОЦЕНТ / ДОКТОР НАУК / ПРОФЕССОР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нехвядович Эдуард Антонович, Косинова Елена Петровна, Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Коротенкова Румия Галимжановна

В данной статье приведены результаты исследования особенностей мотивации и ценностных ориентаций профессорско-преподавательского состава вуза в связи с оценкой эффективности педагогической деятельности данного контингента. В качестве психолого-педагогического инструментария для сбора первичных данных в рамках данного исследования были использованы методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потёмкина); методика мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана. Поставлена задача проведения анализа мотивационных характеристик профессорско-преподавательского состава с целью разработки комплексной программы оптимизации профессиональной деятельности преподавателей вуза, включающей критерии и методику оценки эффективности труда, эмпирическую психолого-педагогическую модель развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза и технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей повышение эффективности их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нехвядович Эдуард Антонович, Косинова Елена Петровна, Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Коротенкова Румия Галимжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational characteristics and value orientation of the faculty staff of the university

This article presents the results of research of the actual problems of the motivation and value orientations of the faculty staff of the University in connection with the evaluation of the effectiveness of the pedagogical activity of the employees of the University. Special methods have been used as psychological-pedagogical tools for the primary data collection in this study. It is following the technique of diagnostics for the real structure of value orientations of the person (S.S. Bubnova), the technique of diagnostics of the socio-psychological attitudes of the person in need-motivational sphere (F.O. Potemkina), the methods of motivation of the professional activity by K. Zamfir in modification of A.A. Rean. The task has been determined to analyze the motivational characteristics of the teaching staff with the aim of developing the comprehensive programs to optimize the professional activity of the teachers of the university, including the criteria and method of evaluation performance, the empirical psycho-pedagogical model of motivation of the professional work of teachers of the university and technologies for the psycho-pedagogical accompaniment to enhance the effectiveness of their professional activity.

Текст научной работы на тему «Мотивационные характеристики и ценностные ориентации профессорско-преподавательского состава вуза»

чивающей повышение эффективности их профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная степень проработанности проблемы развития мотивации профессиональной деятельности ППС вуза объясняет важность обоснования направлений развития мотивации такого контингента в процессе психолого-педагогического сопровождения.

2. Обобщение результатов исследования показало, что профессиональная мотивация ППС независимо от их возраста, должности и ученой степени обусловлена, прежде всего, интересом к профессии, желанием исполнять духовную миссию («помощь и милосердие к другим людям»), стремлением реализовать педагогическое призвание и свой потенциал.

3. Результаты исследования показали, что общая структура четырех групп компонентов эффективности педагогической деятельности характеризуется равномерной и синфазной сформированностью этих компонентов в группах профессоров, доцентов и преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагоги-ческой подготовки учителя / Н.В. Кузьмина, В.И. Геницинский // Советская педагогика. - 1969. - № 3. - С. 63-66.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, A.A. Реан. - СПб. : Изд-во Междунар. ассоциации академий наук, 1993. - 121 с.

REFERENCES

1. Kuzmina, N.V. and Genitsinskiy, V.I. (1969), "Actual problems of professional educators cal training of the teacher", Soviet pedagogy, no 3, pp. 63-66.

2. Kuzmina, N.V. and Rean, A.A. (1993), The professionalism of teaching, publishing house MAAN, St. Petersburg.

Контактная информация: sziu@sziu.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2015.

УДК 378:159.9

МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

Эдуард Антонович Нехвядович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Елена Петровна Косинова, преподаватель, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских

наук, профессор, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург; Румия Галимжанов-на Коротенкова, кандидат психологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ

РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье приведены результаты исследования особенностей мотивации и ценностных ориентаций профессорско-преподавательского состава вуза в связи с оценкой эффективности педагогической деятельности данного контингента. В качестве психолого-педагогического ин-

струментария для сбора первичных данных в рамках данного исследования были использованы методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потёмкина); методика мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана. Поставлена задача проведения анализа мотивационных характеристик профессорско-преподавательского состава с целью разработки комплексной программы оптимизации профессиональной деятельности преподавателей вуза, включающей критерии и методику оценки эффективности труда, эмпирическую психолого-педагогическую модель развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза и технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей повышение эффективности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, ценностные ориентации, преподаватель, кандидат наук, доцент, доктор наук, профессор, психолого-педагогические методики.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p236-241

MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS AND VALUE ORIENTATION OF THE FACULTY STAFF OF THE UNIVERSITY Eduard Antonovich Nekhvyadovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, North-West Institute of Management of Russian Academy of national economy and public administration, St. Petersburg; Elena Petrovna Kosinova, the teacher, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg; Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, doctor ofpsychological sciences, professor, North-West Institute of Management Russian Academy of national economy and public administration, St. Petersburg; Yuri Alexandrovich Parfenov, the doctor of medical sciences, professor, Mechnikov North-Western State Medical University, St. Petersburg; Rumiya Galimzhanovna Korotenkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management ofRussian Academy of national economy and public administration, St. Petersburg

Annotation

This article presents the results of research of the actual problems of the motivation and value orientations of the faculty staff of the University in connection with the evaluation of the effectiveness of the pedagogical activity of the employees of the University. Special methods have been used as psychological-pedagogical tools for the primary data collection in this study. It is following the technique of diagnostics for the real structure of value orientations of the person (S.S. Bubnova), the technique of diagnostics of the socio-psychological attitudes of the person in need-motivational sphere (F.O. Potemkina), the methods of motivation of the professional activity by K. Zamfir in modification of A.A. Rean. The task has been determined to analyze the motivational characteristics of the teaching staff with the aim of developing the comprehensive programs to optimize the professional activity of the teachers of the university, including the criteria and method of evaluation performance, the empirical psycho-pedagogical model of motivation of the professional work of teachers of the university and technologies for the psycho-pedagogical accompaniment to enhance the effectiveness of their professional activity.

Keywords: professional motivation, value orientation, lecturer, candidate of sciences, associate Professor, Ph. D., Professor, psychological and pedagogical methods.

ВВЕДЕНИЕ

Высокая мотивация профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава (I II 1С) вуза - важнейшее условие развития образовательного учреждения [2, 3, 4, б]. Ни одно образовательное учреждение не может быть эффективным без установок ППС вуза на работу с высокой отдачей, без заинтересованности кадров в конечных результатах, без их стремлений внести свой вклад в достижение намеченных целей вуза [4, 5, 7].

Высшая школа оказалась мало приспособлена к функционированию в условиях рыночной экономики. В этих условиях растёт вопрос повышения конкурентоспособности вузов, поиск основных факторов, её определяющих, среди которых важнейшее место от-

водится квалиметрической оценке основных компонентов профессиональной деятельности и мотивации ППС вуза. При этом в современных условиях в сфере высшего образования проблема оценки педагогической деятельности, особенностей мотивации и стимулирования ППС вуза обостряется, что свидетельствует о ее несомненной актуальности. Цель исследования: выявление мотивационных характеристик и ценностных ориентаций ППС вуза.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования был проведен анализ мотивационных характеристик и ценностных ориентаций ППС вуза.

В исследовании приняли участие три группы преподавателей разных подразделений вуза в количестве 225 человек, из которых группа молодежи (преподаватели, старшие преподаватели без ученой степени в возрасте 25-39 лет) в составе 80 человек (30,30%); группа представителей среднего возраста (кандидаты наук и доценты в возрасте от 40 до 55 лет) в составе 75 человек (36,36%) и группа преподавателей пенсионного возраста (доктора наук и профессора в возрасте от 55 до 60 лет) в количестве 70 человек (33,34%). Для психологического обследования респондентов были взяты следующие методики:

- методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова), направленная на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности [1];

- методика диагностики социально-психологических установок личности в мо-тивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потёмкина) [1];

- методика мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. А. Реана [1].

Экспериментальные материалы, полученные в ходе исследования, подвергались статистической обработке по стандартным программам для персональных компьютеров («SPSS» , «STATISTICA-6»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного опроса трех групп ППС вуза (преподаватели - 1 группа; кандидаты наук и доценты - 2 группа; профессора - 3 группа) по методике ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой выяснилось, что ведущими ценностными ори-ентациями преподавателей вуза являются «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», «любовь», «здоровье», «материальное благополучие», которые связаны со сниженным уровнем карьерного роста и непривлекательностью профессии и имеют специфику у различных групп ППС вуза. Степень значимости различных ценностных ориентаций всех групп преподавателей вуза отражена в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица средних показателей трех групп ППС (по методике С. С. Бубновой)

Шкала I II III IV V VI VII VIII IX X XI

I гр. 3,2 3,6 2,6 5,0 3,8 2,6 2,2 4,4 2,4 2,5 3,4

Место 6 4 7 1 3 7 10 2 9 8 5

II гр. 4,5 2,9 2,3 4,8 4,3 3,4 2,0 4,3 2,3 2,3 3,8

Место 2 6 7 1 3 5 8 3 7 7 4

III гр. 3,55 2,36 2,36 5,45 3,73 2,82 1,73 4,18 2,18 2,27 3,45

Место 4 7 7 1 3 6 10 2 9 8 5

Примечание: I. Приятное времяпрепровождение, отдых. II. Высокое материальное благосостояние. III. Поиск и наслаждение прекрасным. IV. Помощь и милосердие к другим людям. V. Любовь. VI. Познание нового в мире, природе, человеке. VII. Высокий социальный статус и управление людьми. VIII. Признание и уважение людей и влияние на окружающих. IX. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. X. Общение. XII. Здоровье._

Результаты исследования социально-психологических установок личности в моти-вационно-потребностной сфере ППС по методике О.Ф. Потемкиной показали, что моти-вационная сфера ППС вуза характеризуется установкой на альтруизм, значительной выраженностью дисгармоничного типа мотивации, процессуальной, а не результативной направленностью, доминированием в группе молодых преподавателей материальных ценностей и установок. Выраженность ориентаций в мотивационно-потребностной сфере в разных группах ППС представлены на рисунке 1.

Рис 1. Выраженность ориентаций в мотивационно-потребностной сфере в разных группах ППС вуза (по методике О.Ф. Потемкиной)

Выяснилось, что в 1 группе ППС преобладает ориентация в мотивационно-потребностной сфере по шкалам «деньги» и «процесс», во 2 группе - по шкале «труд», а в 3 группе - по шкалам «труд», «свобода», «результат», «альтруизм».

Результаты исследования мотивации ППС по методике К. Замфир в модификации А.Реана показали, что 42% ППС имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, ориентированы на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа, благодаря ее творческому характеру; возможность общения. 28% ППС имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения и одобрение коллектива. Отрицательная внешняя мотивация характерна для 30% ППС. В мотивационное ядро группы доцентов и кандидатов наук вошли такие мотивы, как «здоровье», «познание нового в мире, природе, человеке»; эта группа преподавателей характеризуется выраженной ориентацией на труд, они используют все время для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Преподавательский труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Выяснилось, что у ППС вуза всех групп одинаково важны высокая и достойная оценка руководителем выполненной работы, хорошие отношения с коллегами. В то же время для преподавателей из 1 группы максимально значимы высокая зарплата (4,8 балла) и возможность профессионального роста (4,1 балла). Для преподавателей 2 группы максимально значимы хорошие условия работы (4,5 балла), интересная работа (4,4 балла) хорошие отношения с коллегами (4,5 балла) и возможность профессионального роста (4,7 балла). Для преподавателей 3 группы максимально значимы интересная работа (4,8 балла), хорошие отношения с коллегами (4,6 балла), хорошие условия работы (4,4 балла) и возможность профессионального роста (4,9 балла).

Полученные данные свидетельствуют также о том, что у ППС вуза из 1 группы из-за высокой интенсивности профессиональной деятельности и нехватки времени и физических возможностей отмечается относительно низкий интерес к профессиональной деятельности.

Результаты опроса показали, что демотивация профессиональной деятельности (разочарование работой, стремление поменять место работы) отмечена у 16% профессорско-преподавательского состава вуза, из них 10% преподавателей, 5% доцентов и только

1% профессоров.

Таким образом, можно отметить, что для ППС вуза из 1 группы в первую очередь наиболее важно получать высокую зарплату, для ППС вуза из 2 группы наиболее важны хорошие условия работы, интересная работа и возможность профессионального роста, а для ППС вуза из 3 группы наиболее важны интересная работа и возможность профессионального роста; для этой группы ППС вуза важно быть лидерами в профессиональном сообществе, участвовать в принятии решений, быть информированными о результатах работы и ее целях.

ВЫВОДЫ

1. Ведущими ценностными ориентациями преподавателей вуза являются «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», «любовь», «здоровье», «материальное благополучие», которые связаны со сниженным уровнем карьерного роста и непривлекательностью профессии и имеют специфику у различных групп ППС вуза.

2. Мотивационная сфера ППС вуза характеризуется установкой на альтруизм, значительной выраженностью дисгармоничного типа мотивации, процессуальной, а не результативной направленностью, доминированием в группе молодых преподавателей материальных ценностей и установок.

3. Демотивация профессиональной деятельности (разочарование работой, стремление поменять место работы) отмечена у 16% профессорско-преподавательского состава вуза, из них 10% преподавателей, 5% доцентов и только 1% профессоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2013. - 950 с.

2. Критерии оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, И.М. Гибова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 981-984.

3. Мотивационные характеристики профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, И.М. Гибова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 24-28.

4. Мотивация педагогов высшего учебного заведения как фактор их социально-психологической профессиональной адаптации / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, И.М. Гибова // Управленческое консультирование. - 2014. - № 7 (67). - С. 140-150.

5. Психологическое особенности педагогов высшего учебного заведения с различной стрессустойчивостью / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, Д.Р. Хайрутдинов, Ю.А. Васю-кова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. -№ 1. - С. 23-29.

6. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2002. - 432 с.

7. Технологии психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, Д.Р. Хайрутдинов, И.М. Гибова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 28-34.

REFERENCES

1. Ed. Nikiforov, G.S. (2013), Health diagnostics. Psychological workshop, Speech, St. Petersburg.

2. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Kosinova, E.P. and Gibova, I.M. (2014), "Criteria for performance evaluation of teaching staff", Basic Research, No. 8-4, pp. 981-984.

3. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Kosinova, E.P. and Gibova, I.M. (2014), "Motivational characteristics of the teaching staff of higher educational establishments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 24-28.

4. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Kosinova, E.P. and Gibova, I.M. (2014), "Motivating teachers higher education as a factor of their social and psychological adaptation", Professional Management Consulting, No.7 (67), pp.. 140-150.

5. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Kosinova, E.P., Khairutdinov, D.R. and Vasjukova, Y.A. (2014), "Psychological characteristics of teachers of higher education with different stress resistance", Actual problems ofphysical training and special security forces, No. 1, pp. 23-29.

6. Rean, A.A., Bordovskaya, N.V. and Rozum, S.I. (2002), Psychology and Pedagogy, Peter, St. Petersburg.

7. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Kosinova, E.P., Khairutdinov, D.R. and Gibova, I.M. (2014), "Technology psycho-pedagogical support to optimize the motivation of professional work of the faculty of higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 28-34.

Контактная информация: sziu@sziu.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2015.

УДК 796:159.9

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ

СПОРТЕ

Илья Александрович Панченко, кандидат педагогических наук, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Даниил Борисович Селюкин, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Формирование мотивации спортсмена является одной из центральных проблем современного студенческого спорта. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания тренировочного процесса, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. При этом данному психологическому фактору при подготовке студентов не уделяется должного внимания. Решению этой проблемы посвящена наша работа.

Ключевые слова: спортивная мотивация, общая физическая подготовленность, специальная физическая подготовленность, спортивная борьба, студенческий спорт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p241-244

INFLUENCE OF MOTIVATION FOR SPORTS ON THE LEVEL OF GENERAL AND SPECIAL PHISICAL PREPAREDNESS IN THE STUDENTS SPORTS

Ilya Alexandrovich Panchenko, the candidate of pedagogical sciences, National University of mineral resources "Gorny", St. Petersburg,

Daniel Borisovich Selyukin, the post- graduate student, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

Formation of motivation of the athlete is one of the central problems of the modern student sports. Its relevance is due to the update of the content of the training process, tasks setting for the students' self-knowledge acquisition techniques and cognitive interests, formation of their active life position. At the same time, these psychological factors in the preparation of the students have been neglected. Our work is devoted to the solution of this problem.

Keywords: sports motivation, general physical fitness, special physical fitness, wrestling, student

sports.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к разносторонней подготовленности студентов. С каждым годом повышаются требования к интеллектуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.