^ Косинова Е. П., Белов В. Г., Парфёнов Ю. А.,
0 Спирина Ю. В., Гибова И. М.
1 Мотивация педагогов высшего учебного заведения о как фактор их социально-психологической
со ■ V*
^ профессиональной адаптации
ш
з
^ Косинова Елена Петровна
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
Старший преподаватель кафедры экономики и права
Белов Василий Георгиевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры управления персоналом и психологии Доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор [email protected]
Парфёнов Юрий Александрович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры управления персоналом и психологии Доктор медицинских наук, профессор [email protected]
Спирина Юлия Валерьевна
Санкт-Петербургский академический университет управления и экономики (Санкт-Петербург)
Аспирант
Гибова Ива Михайловна
Санкт-Петербургский академический университет управления и экономики (Санкт-Петербург) Аспирант
[email protected] РЕФЕРАТ
В статье освещаются результаты проведенного в Санкт-Петербурге и Дудинке исследования мотивации педагогов высшего учебного заведения как одного из ведущих факторов их социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности. Показано, что мотивационная сфера личности играет одну из ведущих ролей на протяжении всего процесса социально-психологической профессиональной адаптации преподавателя. Правильное понимание принципов и направлений мотивации эффективного труда педагогов высшего учебного заведения невозможно без учета их психологических особенностей. На основании результатов исследования доказывается положение о том, что на уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей высших учебных заведений оказывают существенное влияние высокий уровень мотивации на успех, удовлетворенность работой, а также сочетание указанных факторов.
Авторами подробно описаны цели исследования мотивационной сферы преподавателей, объем и характеристика выборки испытуемых, исследовательская база; сформулированы направления исследовательской работы, приведены использованные методики и методы статистической обработки данных, полученных в процессе исследования; раскрыты и проанализированы результаты количественной и качественной обработки полученных данных, на основании которых сформулированы выводы, представляющие значительный научно-практический интерес.
Результаты исследования, проведенного с позиций психолого-педагогического и ак-меологического подходов, убедительно показывают высокую значимость уровня сфор-мированности мотивации на успех и уровня удовлетворенности работой преподавателей высших учебных заведений, а также сочетание этих факторов для успешной социально-
психологической профессиональной адаптации, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на эффективность учебно-образовательной деятельности педагогов вузов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
высшее учебное заведение, преподаватель, мотивация, социально-психологическая адаптация
Kosinova E. P., Belov V. G., Parfyonov Y. A., Spirina U. V., Gibova I. M.
Motivation of Higher Education Teachers as a Factor in Their Social and Psychological Professional Adaptation
о
ш
ш
О
Kosinova Elena Petrovna
Pushkin Leningrad State University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Assistant Professor of the Chair of Economy and Law [email protected]
Belov Vasily Georgievich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Professor of the Chair of Personnel Management and Psychology
Doctor of Science (Psychology, Medicine), Professor
Parfenov Yury Aleksandrovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Professor of the Chair of Personnel Management and Psychology
Doctor of Science (Medicine), Professor
Spirina Yulia Valerievna
Saint Petersburg Academic University of Management and Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Graduate student
Gibova Iva Mikhailovna
Saint Petersburg Academic University of Management and Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Graduate student
ABSTRACT
In article results carried out in St. Petersburg and Dudinka researches of higher educational teachers motivation as one of leading factors of their social and psychological adaptation to professional activity.
It is shown that the motivational sphere of personality plays a leading role throughout the process of socio-psychological adaptation of professional academics. Proper understanding of the principles and directions of effective motivation of teachers of higher education is not possible without taking into account their psychological characteristics. Based on the results of the study proved the proposition that the level of socio-psychological adaptation of vocational high school teachers have a significant impact high level of motivation for success, job satisfaction, and the combination of these factors.
The authors detail the research objectives of the motivational sphere of university professors, the volume and characteristics of the sample tested, the research base, formulated the direction of research, given the methods used and the statistical treatment of data obtained during the study revealed and analyzed the results of quantitative and qualitative data processing on which formulated the conclusions are of considerable scientific and practical interest.
The results of research carried out from the positions of psychological and acmeological approaches, convincingly demonstrates the high importance of the level of formation of motivation for success and job satisfaction of teachers of higher educational institutions, as well as the combination of these factors for successful social-psychological and professional adaptation, which, in turn, has a direct influence on the effectiveness of the teaching-educational activity of teachers of higher educational institutions.
KEYWORDS
institution of higher education, teacher, motivation, social and psychological adaptation
Психолого-педагогические и акмеологические исследования показывают, что важным резервом повышения эффективности учебно-образовательной деятельности является обращение к мотивационной сфере личности преподавателя высшего учебного заведения.
Модернизация системы высшего образования диктует новые требования к профессиональной деятельности преподавателей вузов; при этом профессиональная деятельность преподавателя интенсивно развивается под влиянием новых форм обучения, изменения процессов в системе образования и, следовательно, становится все более содержательной и творческой.
Исследования в области повышения эффективности осуществления профессиональной деятельности и успешности социально-психологической адаптации преподавателя в высшем учебном заведении можно признать постоянно актуальными. В новых условиях руководители вуза и его подразделений должны признать возрастающую роль каждого преподавателя в обеспечении роста результативности деятельности образовательного учреждения, так как именно он непосредственно осуществляет подготовку будущего специалиста и определяет направления научных исследований вуза [1; 3; 4].
Вот почему сегодня все больше заявляет о себе необходимость формирования такой профессиональной деятельности, которая способствовала бы как сбалансированному удовлетворению потребностей личности преподавателя, так и реализации целей вуза, что требует учета мотивационных характеристик преподавателя.
В настоящее время является общепризнанным положение, что мотивация, удовлетворенность работой и социальная зрелость оказывают существенное влияние на успешность профессиональной деятельности преподавателей вуза, и, таким образом, косвенно способствуют их более успешной адаптации [2; 4].
Целью исследования исходя из актуальности данной тематики, являлось изучение влияния мотивации, уровня субъективного контроля и удовлетворенности работой преподавателей на успешность их социально-психологической профессиональной адаптации.
Материалы и методы. Общий объем собственного исследования составили 120 преподавателей высшего учебного заведения в возрасте от 30 до 45 лет, из них 75 преподавателей с высоким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации (1-я группа — контрольная) и 55 преподавателей с низким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации (2-я группа — опытная). База исследования — высшие учебные заведения г. Дудинки и г. Санкт-Петербурга. Исследование проводилось по следующим направлениям [5; 6]:
1) Беседа (сбор анамнеза), наблюдение.
2) Методика оценки мотивации к успеху Т. Элерса.
3) Методика оценки удовлетворенности работой В. Розанова.
4) Методика оценки уровня субъективного контроля Д. Роттера.
5) Методика оценки социально-психологической профессиональной адаптации Г. С. Никифорова.
о
ш
3
Экспериментальные материалы, полученные в ходе исследования, подвергались з статистической обработке по стандартным программам для персональных компью- cl теров («SPSS», «Statistica-6»). ©
ш
Результаты и их обсуждение s
о
С целью определения информативности показателей, по которым отличаются пре- о подаватели вузов с различным уровнем социально-психологической профессиональ- g ной адаптации к профессиональной деятельности, нами проводился расчет парамет- ш ров вариации показателей методик для оценки мотивации на успех (Т. Элерса), для оценки удовлетворенности работой (В. Розанова) и уровня субъективного контроля как интегральной характеристики социальной зрелости (Д. Роттера) с вычислением средних арифметических значений и стандартной ошибки среднего значения с последующим анализом значимости различий между ними по [/-критерию Манна— Уитни. При этом были получены следующие данные (табл. 1).
Оказалось, что в группе преподавателей с относительно высокой мотивацией успеха было следующее их процентное распределение по успешности социально-психологической профессиональной адаптации: высокий уровень — 27,3%, выше среднего — 45,5%, средний — 13,6%, ниже среднего — 9,1%, дезадаптация — 4,5%. В группе же преподавателей с относительно низкой мотивацией успеха было следующее распределение по этому же показателю: высокий уровень социально-психологической профессиональной адаптации — 11,1%, выше среднего — 27,8%, средний — 16,7%, ниже среднего — 27,8%, дезадаптация — 11,1%. Указанные данные со всей очевидностью свидетельствуют о существенном влиянии мотивации на успех у преподавателей вуза, на успешность их адаптации к профессиональной деятельности. Это может быть связано, на наш взгляд, с тем, что сам успех достижения цели обладает стресспротекторным свойством и сопровождается получением вознаграждения, что влияет на самочувствие, профессиональную работоспособность и здоровье преподавателей в целом.
Оценка уровня субъективного контроля в группах преподавателей с различными уровнями социально-психологической профессиональной адаптации показала следующее (табл. 2).
Оказалось, что в группе преподавателей с высоким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации, по сравнению с группой преподавателей с низким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации, отмечаются более высокие значимо различающиеся показатели мотивации к успеху (p < 0,05). Также значимо более высокими были шкалы общей интернальности (p < 0,05), интернальности в области достижений (p < 0,05), интернальности в области неудач (p < 0,05), интернальности в области семейных (p < 0,05) и производственных отношений (p < 0,05). По шкалам интернальности в области межличностных отношений, а также в области здоровья отмечались тенденции к превышению этих показателей в группе преподавателей с более высоким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации к профессиональной деятельности (p > 0,05).
То есть по мере нарастания стремления к успеху, нарастанию практически всех показателей шкал интернальности, свидетельствующих о высокой ответственности за выполняемое дело, а также социальной зрелости индивида улучшается социально-психологическая профессиональная адаптация преподавателей вуза.
При этом преподавателей с высоким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации отличают следующие качества:
• ориентация на успех и достижение высоких показателей;
• высокая ответственность за все события, которые происходят с ними;
Социально-психологическая адаптация у преподавателей вуза с различными уровнями мотивации успеха
Социально-психологическая профессиональная адаптация Мотивация успеха, %
Высокая (П = 75) Низкая (П = 55)
Высокий уровень 27,3 11,1
Выше среднего 45,5 27,8
Средний 13,6 16,7
Ниже среднего 9,1 27,8
Дезадаптация 4,5 11,1
ИТОГО 100 100
Таблица 2
Мотивация к успеху у преподавателей вуза с различными уровнями социально-психологической профессиональной адаптации
Показатель Низкая адаптация (х ± т) Высокая адаптация (х ± т) Достоверность различий (р)
Мотивация к успеху 15,1 ± 1,3 20,0 ± 0,9 < 0,05
Уровень субъективного контроля Ио 3,1 ± 0,6 5,2 ± 0,5 < 0,05
Ид 3,6 ± 0,7 5,1 ± 0,5 < 0,05
Ин 3,6 ± 0,5 5,0 ± 0,7 < 0,05
Ис 2,8 ± 0,5 4,3 ± 0,6 < 0,05
Ип 3,8 ± 0,3 5,1 ± 0,6 < 0,05
Им 5,1 ± 0,5 5,8 ± 0,4 > 0,05
Из 3,4 ± 0,6 4,6 ± 0,7 > 0,05
Примечание: х — среднее арифметическое значение; т — стандартное отклонение; Ио — интернальность общая; Ид — интернальность в области достижений; Ин — интернальность в области неудач; Ис — интернальность в области семейных отношений; Ип — интернальность в области производственных отношений; Им — интернальность в области межличностных отношений; Из — интернальность в отношении здоровья и болезни.
• способность с успехом преследовать свои цели в будущем;
• обладание развитым чувством субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях;
• ответственность за события, происходящие в их семейной жизни;
• ответственность за свое здоровье;
• способность контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
Преподаватели с низким уровнем социально-психологической профессиональной адаптации характеризуются следующими чертами:
• ориентацией на избегание неудач;
• отсутствием способности видеть связь между своими действиями и значимыми з для них событиями в жизни; сь
• приписыванием своих успехов, достижений и радости внешним обстоятель- © ствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей; £
• склонностью приписывать ответственность за подобные события другим людям ^ или считать эти события результатом невезения; °
• склонностью считать не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, о возникающих в их семье; ^
• приписыванием большего значения внешним обстоятельствам — руководству, ш товарищам по работе, везению/невезению;
• отсутствием желания и стремления активно формировать свой круг общения, склонностью считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров;
• верой в то, что здоровье и болезнь являются результатом случая, и надеждой на то, что выздоровление придет в результате действий других людей: прежде всего, врачей.
Для оценки номинального вклада каких-либо параметров в изучаемое явление широко используется дисперсионный анализ. Его мы и использовали в данной работе для уточнения весового вклада мотивации на успех и удовлетворенности работой на уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза.
Дисперсионный анализ — это метод математической статистики, предназначенный для моделирования количественного выходного параметра-отклика на воздействующие входные факторы, уровни которых оцениваются качественно, по номинальной шкале.
Сущность дисперсионного анализа заключается в разложении дисперсии параметра Х на составляющие:
• дисперсию вследствие влияния контролируемых факторов;
• дисперсию, вызываемую действием неконтролируемых, случайных факторов и ошибками измерения.
По доле дисперсии, обусловленной контролируемыми факторами, определяются степень и значимость влияния входных факторов на параметр Х.
По средним значениям параметра Х на различных уровнях факторов изучается характер изменения параметра при изменении уровней воздействующих факторов, дается прогноз ожидаемым значениям параметра при заданных уровнях факторов.
По результатам моделирования множества выходных параметров дается оценка их информативности на воздействующие факторы, что имеет большое значение при оценке весомости параметров и выработке комплексной интегральной оценки состояния объекта исследования.
В нашем случае мы использовали двухфакторный дисперсионный анализ для проведения полнофакторного эксперимента. При этом контролируемыми факторами являлись следующие: фактор А — удовлетворенность работой (1 — низкий уровень и 2 — высокий уровень) и мотивация на успех на трех уровнях (1 — низкая, 2 — средняя и 3 — высокая). Моделируемым параметром-откликом (Х) являлся уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза, выражаемый в баллах.
В полном факторном эксперименте (далее — ПФЭ) с числом опытных точек р ■ q = 6 на каждом сочетании уровней факторов наблюдали 20 чел. (п = 20). Всего опытов проведено N = р ■ q ■ п = 120.
Параметром, характеризующим влияние факторов А и В, являлась социально-психологическая профессиональная адаптация X (в баллах).
Оценка степени влияния удовлетворенности работой (А) и мотивации на успех (В) на уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза
Факторы К;|, % (процент влияния) Р
А (удовлетворенность работой) 11,6 р < 0,05
В ( мотивация на успех) 47,6 р < 0,01
АВ 2,0 р > 0,01
Контролируемые факторы 61,2 p < 0,01
Неконтролируемые факторы и ошибки 38,8 —
Все факторы 100,0 —
Первичные данные подвергались обработки по модулю АЫОУА в программе «^а^в^са-б».
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Провести дисперсионный анализ параметра X и оценить степень влияния факторов А и В, их взаимодействия на дисперсию параметра Х.
2. Рассчитать средние значения и стандартные отклонения параметра X для всех уровней факторов А и В и их сочетаний.
3. Построить графики средних значений параметра X.
4. Оценить значимость различий средних значений параметра X попарно на уровнях факторов А и В и при их сочетании.
Результаты дисперсионного анализа параметра X в полном факторном эксперименте приведены ниже.
Степени влияния факторов (удовлетворенности работой и мотивации на успех) на параметр X (уровень социально-психологической профессиональной адаптации), рассчитанные по величине сумм квадратов, даны в табл. 3.
Из табл. 3 видно, что контролируемые факторы А — удовлетворенность работой и В — мотивация на успех и их взаимодействие объясняют дисперсию параметра X — уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза на 61,2%. Степень их влияния значима (р < 0,01; р < 0,05). Из контролируемых факторов наибольшее влияние оказывает фактор В — мотивация на успех (47,6%, р < 0,01) и в меньшем масштабе — фактор А — удовлетворенность работой (11,6%, р < 0,05). Степень влияния взаимодействия факторов А и В на дисперсию параметра X мала (2% с уровнем значимости р > 0,05). Доля ошибок в дисперсии параметра X (успешность адаптации) составляет 38,8%.
Средние значения и стандартные отклонения параметра X даны в табл. 4. Данные этой таблицы использованы для построения графиков средних значений параметра для всех уровней факторов А, В и их сочетаний.
Графики средних значений параметра X и 95%-ных доверительных интервалов на различных уровнях факторов и при их сочетаниях даны на рис. 1-3.
Оценка значимости различий средних значений параметра-отклика Х (социально-психологическая профессиональная адаптация преподавателей вуза) на различных уровнях факторов (удовлетворенность работой — А и мотивация на успех — В) представлена в табл. 5-7.
По данным таблиц и графиков видно, что достоверное влияние (р < 0,01) на уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподава-
Средние значения социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза (Х) на различных уровнях факторов А (удовлетворенность работой), В (мотивация на успех) и их сочетаниях
Эффекты Уровень фактора А Уровень фактора В N х а т х - 95% х+95%
Все набл. — — 120 52,5 19,1 3,9 44,4 60,5
А 1 — 75 46,1 13,2 3,8 37,7 54,5
А 2 — 75 58,8 22,4 6,5 44,6 73,1
В 1 — 55 37,6 7,7 2,7 31,2 44,0
В 2 — 55 50,6 15,4 5,4 37,8 63,5
В 3 — 55 69,1 18,3 6,5 53,8 84,5
АВ 1 1 30 34,8 8,1 4,0 21,9 47,6
АВ 1 2 30 43,8 6,0 3,0 34,3 53,2
АВ 1 3 30 59,8 10,7 5,4 42,7 76,8
АВ 2 1 30 40,5 7,0 3,5 29,4 51,6
АВ 2 2 30 57,5 19,8 9,9 26,1 88,9
АВ 2 3 30 78,5 20,9 10,4 45,3 111,7
Рис. 1. Средние значения социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза на различных уровнях фактора А (удовлетворенность работой)
телей вуза имеют удовлетворенность работой (фактор А на втором уровне — высокий) и мотивация на успех (фактор В на третьем уровне — высокий уровень мотивации на успех). Совместное действие факторов А и В оказывало также существенное влияние на уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза, повышая данный показатель с 34,8 до 78,5 баллов.
Таким образом, на уровень социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза оказывают существенное влияние высокий уровень мотивации на успех, удовлетворенность работой, а также сочетание указанных факторов.
Балл 90
о 80
©
й 50
40
о
30 20 10 0
Рис. 2. Средние значения социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза на различных уровнях фактора В (мотивация на успех)
Балл 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 Уровень фактора - мотивация на успех 3
----мотивация на успех 2
— ■ — мотивация на успех 1
Рис. 3. Средние значения социально-психологической профессиональной адаптации преподавателей вуза на различных сочетаниях уровней факторов А (удовлетворенность работой) и В (мотивация на успех)
Таблица 5
Основные эффекты фактора А (удовлетворенность работой)
А {1} 46,1 {2} 58,8
1 — 0,3
2 0,3 —
Основные эффекты фактора В (мотивация на успех)
В {1} 37,6 {2} 50,6 {3} 69,1
1 — 0,07 0,00
2 0,07 — 0,01
3 0,00 0,01 —
Основные эффекты взаимодействия факторов А (удовлетворенность) и В (мотивация на успех)
Таблица 7
о
ш
ш
О
А В {1} 34,8 {2} 43,8 {3} 59,8 {4} 40,5 {5} 57,5 {6} 78,5
1 1 — 0,36 0,02 0,55 0,03 0,00
1 2 0,36 — 0,11 0,74 0,17 0,00
1 3 0,02 0,11 — 0,06 0,82 0,06
2 1 0,55 0,74 0,06 — 0,09 0,00
2 2 0,03 0,17 0,82 0,09 — 0,04
2 3 0,00 0,00 0,06 0,00 0,04 —
Полученные данные важно учитывать при организации и проведении мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению преподавателей вуза.
Литература
1. Акулина Е. Е. Мотивационный потенциал профессиональной деятельности преподавателя в вузе / Е. Е. Акулина, Н. Б. Шмелева // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 4. С. 148-151.
2. Белов В. Г., Парфёнов Ю. А. Психология кризисных ситуаций : учеб. пособие / В. Г. Белов, Ю. А. Парфёнов. СПб., 2010. С. 175.
3. Коноваленко А. В. Мотивация будущих специалистов на начальном этапе профессионального образования : автореф. ... дис. канд. психол. наук. М., 2010. С. 23.
4. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Когда вся жизнь — школа : уч.-метод. пособие. СПб. : Элмор, 2013. С. 173.
5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. М. : Речь, 2004. С. 388.
6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : уч. / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : БахраХ-М, 2012. С. 672.
References
1. Akulina E. E. Motivational potential of professional activity of the teacher in higher education institution [Motivatsionnyi potentsial professional'noi deyatel'nosti prepodavatelya v vuze] / E. E. Akulina, N. B. Shmeleva // Messenger of the Kazan Technological University [Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta]. 2008. N 4. Pp. 148-151.
2. Belov V. G., Parfyonov Yu. A. Psychology of crisis situations [Psikhologiya krizisnykh situatsii] : tutorial / V. G. Belov, Yu. A. Parfenov. SPb., 2010. P. 175.
3 3. Konovalenko A. V. Motivation of future experts at the initial stage of professional education J [Motivatsiya budushchikh spetsialistov na nachal'nom etape professional'nogo obrazovaniya] : theo sis abstract. M., 2010. P. 23.
â 4. Kulganov V. A., Belov V. G., Parfenov Yu. A. When the hole life — school [Kogda vsya zhizn' —
^ shkola] : educational and methodical tutorial. SPb. : Elmore [Jelmor], 2013. P. 173.
^ 5. Nasledov A. D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of
co data [Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dan-
¡5 nykh]. M. : Speech [Rech'], 2004. P. 388.
^ 6. Raygorodsky D. Ya. Practical psychodiagnostics. Techniques and tests [Prakticheskaya psikho-
lq diagnostika. Metodiki i testy] : tutorial / under the editorship of D. Ya. Raygorodsky. Sama-
o ra : BakhraKh-M, 2012. P. 672.