Научная статья на тему 'Анализ и оптимизация профессиональной мотивации профессорско-преподавательского состава вуза'

Анализ и оптимизация профессиональной мотивации профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ПЕДАГОГИКА / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нехвядович Эдуард Антонович, Кирсанова Анна Борисовна, Косинова Елена Петровна, Парфенов Юрий Александрович, Коротенкова Румия Галимжановна

В данной статье рассматривается исследование актуальных проблем оценки эффективности труда преподавателей вуза, проведен анализ и оптимизация профессиональной мотивации профессорско-преподавательского состава, а также, выделены основные педагогические компоненты эффективности деятельности педагогов. В рамках настоящего исследования была также проведена оценка распределения преподавателей вузов, реализующих гуманитарные образовательные программы (дисциплины), по уровню эффективности педагогической деятельности и профессионально-педагогической направленности. Выполненный в ходе исследования контент анализ научных публикаций, диссертационных работ и нормативных документов по проблеме оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов вуза позволил сформировать список наиболее важных психолого-педагогических компонентов. Поставлена задача проведения анализа мотивационных характеристик профессорско-преподавательского состава, разработки комплексной программы оптимизации профессиональной деятельности преподавателей вуза, включающей критерии и методику оценки эффективности труда, эмпирическую психолого-педагогическую модель развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза и технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей повышение эффективности их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нехвядович Эдуард Антонович, Кирсанова Анна Борисовна, Косинова Елена Петровна, Парфенов Юрий Александрович, Коротенкова Румия Галимжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and optimization of the professional motivation of teaching staff of the university

This article describes the research of actual problems of performance evaluation of the university teachers, the analysis and optimization of the professional motivation of the teaching staff, as well as it identified the main components of the pedagogical effectiveness of teachers. In the present study assessment the authors also made the distribution of the university teachers, implementing humanitarian and educational programs (disciplines), the level of the efficiency of pedagogical activity and professional-pedagogical orientation. Executed during the study content analysis of the scientific publications, dissertations and normative documents on the problem of the evaluation of the effectiveness of the professional activity of teachers of the university has allowed to generate the list of the most important psychological and pedagogical components. The task has been presented to analyze the motivational characteristics of the teaching staff, to develop the comprehensive programs to optimize the professional activity of teachers of the university, including the criteria and methods of the evaluation performance, the empirical psycho-pedagogical model of motivation of the professional work of teachers of the university and technologies of psycho-pedagogical accompaniment to enhance the effectiveness of their professional activity.

Текст научной работы на тему «Анализ и оптимизация профессиональной мотивации профессорско-преподавательского состава вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева ; Московский гос. ун-т. - М. ; Издательство МГУ, 19б8. - 312 с. - ISBN 978-5-91908-011-4.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. i Питер, 2008. - 110 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - М. i Аспект-Пресс, 2007. -245 с. - ISBN 5-305-00171-4.

4. Щедрова, И.А. Личностные качества руководителя как фактор социального управления психологическим климатом в организации i автореф. дис. ... канд. социол. наук / Щедрова Ирина Алексеевна. - М., 2005. - 27 с.

5. Маркетинг спорта / под редакцией Джон Битч, Саймон Чедвик. - М. i Альпина Паблишер, 2010. - 70б с. - ISBN 978-5-9б14-5124-5.

REFERENCES

1. Buyeva, L.P. (19б8), Social environment and consciousness of personality, MSU publishing house, Moscow, ISBN 978-5-91908-011-4.

2. Ilin, E.P. (2008), Psychology of sport, Peter, St. Petersburg.

3. Andreyeva, G.M. (2007), Social psychology, Aspect-Press, Moscow, ISBN 5-305-00171-4.

4. Shchedrova, I.A. (2005), Personal qualities of the head as a factor of social management of psychological climate in the organization, dissertation, Moscow.

5. Ed. John Bitch, Simon Chedvik (2010), Sport marketing, Alpina Pablisher, Moscow, ISBN 978-5-9б14-5124-5.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.05.2015.

УДК 378

АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

Эдуард Антонович Нехвядович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Анна Борисовна Кирсанова, специалист кафедры, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Елена Петровна Косинова, преподаватель,

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург; Румия Галимжановна Коротенкова, кандидат психологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-

Петербург

Аннотация

В данной статье рассматривается исследование актуальных проблем оценки эффективности труда преподавателей вуза, проведен анализ и оптимизация профессиональной мотивации профессорско-преподавательского состава, а также, выделены основные педагогические компоненты эффективности деятельности педагогов. В рамках настоящего исследования была также проведена оценка распределения преподавателей вузов, реализующих гуманитарные образовательные программы (дисциплины), по уровню эффективности педагогической деятельности и профессионально-педагогической направленности. Выполненный в ходе исследования контент анализ научных публикаций, диссертационных работ и нормативных документов по проблеме оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов вуза позволил сформировать список наиболее важных психолого-педагогических компонентов. Поставлена задача проведения анализа мотивацион-ных характеристик профессорско-преподавательского состава, разработки комплексной программы оптимизации профессиональной деятельности преподавателей вуза, включающей критерии и методику оценки эффективности труда, эмпирическую психолого-педагогическую модель развития

мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза и технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей повышение эффективности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: оптимизация профессиональной мотивации, анализ, профессиональная деятельность, преподаватель, оценка эффективности, психолого-педагогические методики, педагогика, комплексная программа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p232-236

ANALYSIS AND OPTIMIZATION OF THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF TEACHING STAFF OF THE UNIVERSITY

Eduard Antonovich Nekhvyadovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Anna Borisovna Kirsanova, the specialist of the Department, North-West Institute of Management of Russian Academy of national economy and public administration, St. Petersburg; Elena Petrovna Kosinova, the teacher, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg; Yuri Aleksandrovich Parfenov, the doctor of medical sciences, professor, Mechni-

kov North-Western State Medical University, St. Petersburg; Rumiya Galimzhanovna Korotenkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management of Russian Academy of national economy and public administration, St. Petersburg

Annotation

This article describes the research of actual problems of performance evaluation of the university teachers, the analysis and optimization of the professional motivation of the teaching staff, as well as it identified the main components of the pedagogical effectiveness of teachers. In the present study assessment the authors also made the distribution of the university teachers, implementing humanitarian and educational programs (disciplines), the level of the efficiency of pedagogical activity and professional-pedagogical orientation. Executed during the study content analysis of the scientific publications, dissertations and normative documents on the problem of the evaluation of the effectiveness of the professional activity of teachers of the university has allowed to generate the list of the most important psychological and pedagogical components. The task has been presented to analyze the motivational characteristics of the teaching staff, to develop the comprehensive programs to optimize the professional activity of teachers of the university, including the criteria and methods of the evaluation performance, the empirical psycho-pedagogical model of motivation of the professional work of teachers of the university and technologies of psycho-pedagogical accompaniment to enhance the effectiveness of their professional activity.

Keywords: optimization of professional motivation, analysis, professional activity, teacher, evaluation, psychological and pedagogical methods, pedagogy, comprehensive program.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных областей применения профессиональных компетенций высококвалифицированного ППС вуза является его научно-преподавательская деятельность в системе вузовской действительности, которая традиционно занимала значительнейшее место в жизни российского социума. Исследование актуальных проблем мотивации труда профессорско-преподавательского состава и оценки эффективности труда работников вуза в настоящее время оказывает существенную помощь при решении стратегических целей и тактических положений относительно совершенствования подготовки в высшей школе высококомпетентных специалистов и креативных высококультурных личностей, готовых успешно учиться на протяжении всей своей жизни.

Цель исследования: проведение исследования системы оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава, а также, проведение эмпирической оценки эффективности комплексно-целевой программы психолого-педагогического сопровождения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выделения наиболее значимых компонентов понятия «эффективность педагогической деятельности ППС вуза», была сформирована экспертная группа, включающая 20 специалистов.

Критериями отбора в экспертную группу стали:

- стаж педагогической работы в вузе - более 10 лет;

- наличие не менее 5 научных или методических публикаций или работ по проблеме оценки профессионализма педагогической деятельности, качества обучения в высшей школе;

- активная жизненная позиция, участие во внеучебной работе в вузе.

В рамках настоящего исследования была также проведена оценка распределения преподавателей вузов, реализующих гуманитарные образовательные программы (дисциплины), по уровню эффективности педагогической деятельности и профессионально-педагогической направленности, которые оценивались методом компетентных судей у 254 педагогов. Для этого использовались обоснованные Н.В. Кузьминой [1, 2] пять уровней педагогической деятельности (репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий знания учащихся, системно-моделирующий знания учащихся, системно-моделирующий деятельность и поведение).

На следующем этапе исследования был проведен анализ мотивационных характеристик ППС. В качестве респондентов выбраны три группы работников разных подразделений вуза в количестве 225 человек, из которых группа молодежи (преподаватели, старшие преподаватели без ученой степени в возрасте 25-39 лет) в составе 80 человек (30,30%); группа представителей среднего возраста (кандидаты наук и доценты в возрасте от 40 до 55 лет) в составе 75 человек (36,36%) и группа преподавателей пенсионного возраста (доктора наук и профессора в возрасте от 55 до 60 лет) в количестве 70 человек (33,34%) (в данной группе для оценки эффективности профессиональной деятельности нами были выделены доктора наук и профессора).

Исследование включало диагностику структуры ценностных ориентаций личности работников трех возрастных групп, представленных выше, в реальных условиях жизнедеятельности; анализ полученных результатов.

Диагностика ценностных ориентаций личности работников принципиально не отличается от общей психодиагностики личности (работающих, либо неработающих) и также осуществляется основными диагностическими методами - наблюдением, опросом, беседой и т.д. в индивидуальной и групповой формах психодиагностического исследования.

Выполненный в ходе исследования контент анализ научных публикаций, диссертационных работ и нормативных документов по проблеме оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов вуза позволил нам сформировать список из 9 психолого-педагогических компонентов (исключая близкие по смыслу или дублирующие друг друга компоненты) эффективности педагогической деятельности:

1. Лицензионный (методический) (методическая работа по разработке учебно-методических комплексов и их составных частей, участие в лицензировании и аккредитации новых образовательных программ);

2. Качество реализации образовательной деятельности (оценка преподавателя обучающимися; качество освоения знаний студентами по преподаваемым дисциплинам; проведение мастер-классов, открытых лекций, практических занятий, семинаров; применение современных педагогических технологий, авторских методик преподавания; оформление учебных классов, аудиторий, стендов, создание муляжей, тренажеров, совершенствование материально-технической базы кафедры или вуза).

3. Научная и публикационная результативность (участие в выполнение НИР, грантов, научных работ по плану вуза; публикации в сборниках конференций, материа-

лах сборов и т.п.; подготовка и издание монографий, учебных пособий, курсов лекций и т.п.; публикации в ведущих отечественных изданиях (РИНЦ, данные национальной электронной библиотеки) и др.; публикации в изданиях, входящих в ведущие зарубежные базы Web of Science, Scopus и др.).

4. Внеучебная деятельность (привлечение к научно-исследовательской работе обучающихся; организация факультативов, внеучебных занятий, секций и т.п.; участие в работе ГАК, ГЭК, приемной или экзаменационной комиссии; организация и проведение конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров; фиксированные выступления (доклады, лекции и т.п.) на конференциях, межкафедральных совещаниях, учебно-методических сборах, семинарах).

5. Аксиологический (нравственно-ценностная позиция личности педагога);

6. Творческий, когнитивный (стремление к инновациям, внедрение нового в педагогических процесс, учебную и внеучебную работу);

7. Мотивационно-ценностный (осознание ценности педагогической деятельности, педагогическая направленность);

8. Эмоционально-волевой (эмоционально окрашенное отношение к образовательному процессу).

При этом необходимо отметить, что, по мнению экспертов, достаточно высокую значимость в педагогической деятельности играет мотивационный компонент (0,67). В связи с тем, что он является психологическим, нами рассматривались и анализировались первые четыре ведущих компонента, являющиеся педагогическими, а мотивационный компонент был рассмотрен и проанализирован отдельно и для его оценки использовались психологические методики и тесты.

Следовательно, на основании проведенного контент анализа нами были выделены четыре основных педагогических компонента эффективности педагогической деятельно-

Рис. 1. Структура и содержание ведущих компонентов эффективности педагогической

деятельности ППС вуза

В рамках этой задачи исследования актуальной является проблема оценки надежности основных факторов, определяющих профессиональную составляющую деятельности ППС в зависимости от занимаемой должности. В связи с эти необходима разработка комплексной программы оптимизации профессиональной деятельности преподавателей вуза, включающей критерии и методику оценки эффективности труда, эмпирическую психолого-педагогическую модель развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза и технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспе-

чивающей повышение эффективности их профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная степень проработанности проблемы развития мотивации профессиональной деятельности ППС вуза объясняет важность обоснования направлений развития мотивации такого контингента в процессе психолого-педагогического сопровождения.

2. Обобщение результатов исследования показало, что профессиональная мотивация ППС независимо от их возраста, должности и ученой степени обусловлена, прежде всего, интересом к профессии, желанием исполнять духовную миссию («помощь и милосердие к другим людям»), стремлением реализовать педагогическое призвание и свой потенциал.

3. Результаты исследования показали, что общая структура четырех групп компонентов эффективности педагогической деятельности характеризуется равномерной и синфазной сформированностью этих компонентов в группах профессоров, доцентов и преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагоги-ческой подготовки учителя / Н.В. Кузьмина, В.И. Геницинский // Советская педагогика. - 1969. - № 3. - С. 63-66.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, A.A. Реан. - СПб. : Изд-во Междунар. ассоциации академий наук, 1993. - 121 с.

REFERENCES

1. Kuzmina, N.V. and Genitsinskiy, V.I. (1969), "Actual problems of professional educators cal training of the teacher", Soviet pedagogy, no 3, pp. 63-66.

2. Kuzmina, N.V. and Rean, A.A. (1993), The professionalism of teaching, publishing house MAAN, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2015.

УДК 378:159.9

МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

Эдуард Антонович Нехвядович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Елена Петровна Косинова, преподаватель, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург; Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург; Румия Галимжановна Ко-ротенкова, кандидат психологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ

РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье приведены результаты исследования особенностей мотивации и ценностных ориентаций профессорско-преподавательского состава вуза в связи с оценкой эффективности педагогической деятельности данного контингента. В качестве психолого-педагогического ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.