Научная статья на тему 'Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза'

Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФИЛИАЛЫ ВУЗА / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL MANAGEMENT / VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS / BRANCHES OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валуйских Нина Валентиновна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза. Раскрыты особенности, основные направления и факторы, определяющие эффективность психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валуйских Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF PSYHOLOGY-PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF VOCATIONAL EDUCATIONS OF STUDENTS IN BRANCHES OF HIGH SCHOOL

The results of the research on development of technology of psyhologo-pedagogical management by vocational educations of students in branches of high school are presented. Features, the basic directions and the factors defining efficiency of psyhologo-pedagogical management by vocational educations of students in branches of high school are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза»

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ В ФИЛИАЛАХ ВУЗА

Нина Валентиновна Валуйских, преподаватель Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,

г. Алексеевка

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза. Раскрыты особенности, основные направления и факторы, определяющие эффективность психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: психолого-педагогическое управление; профессиональная подготовка студентов; филиалы вуза.

THE TECHNOLOGY OF PSYHOLOGY-PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF VOCATIONAL EDUCATIONS OF STUDENTS IN BRANCHES OF HIGH SCHOOL

Nina Valentinovna Valujskih, the teacher Alekseevsky branch of the Belgorod state university,

Alekseevka

Abstract

The results of the research on development of technology of psyhologo-pedagogical management by vocational educations of students in branches of high school are presented. Features, the basic directions and the factors defining efficiency of psyhologo-pedagogical management by vocational educations of students in branches of high school are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.

Keywords: psychology-pedagogical management; vocational training of students; branches of high school.

Современные направления развития высшего образования требуют поиска новых подходов к совершенствованию системы управления профессиональной подготовкой специалистов в филиалах вузов России (В .Г.Афанасьев, 2001; Г.А.Бордовский, 2001; А.Э.Болотин, 2003).

Это тем более важно, что в сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию 1999 года и тем самым взяла на себя обязательство по вхождению в единое образовательное пространство Европы. Декларация предусматривает полную гармонизацию систем образования стран континента, что обусловит ее конкурентную способность и привлекательность на мировом рынке.

Другими словами, необходимо перейти от фактологической педагогики передачи знаний к педагогике методологической, способной не только научить, но и, прежде всего, привить навыки самостоятельного освоения материала, необходимого для профессиональной деятельности. Нужно обеспечить максимальное развитие творческого потенциала людей, формирование личности, способной наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в дело свой талант. И если при решении задач классического образования педагоги опираются на фундаментально разработанные теоретические положения, применяют прошедшие апробацию методики, используют многовековой опыт, то проблема воспитания таланта, развития творческих способностей до сих пор остается нерешенной и спорной (Л.А.Холодкова, 2005).

Основой новой парадигмы управления образовательным процессом в филиалах вузов становится переход от концепции управления потреблением знаний, необходимых для деятельности в определенных стандартных условиях, к концепции управления, развивающего личность студента. Основная цель такого основания - «разбудить» в человеке творца, развить заложенный в нем творческий потенциал, воспитать смелость мыслей, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые

нестандартные идеи.

Такая цель требует от системы управления образовательным процессом в филиалах вузов:

• обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных понимать сущность возникающих в обществе противоречий и находить нетрадиционные пути их разрешения;

• формирования у педагогов и обучающихся особых психологопедагогических знаний и навыков;

• создания условий для участия всех субъектов системы профессионального образования в управленческих процессах.

Это обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования психологопедагогической составляющей управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вузов на основе учета концептуальных положений теории управления, поведенческих подходов и закономерностей образовательного процесса.

Как показывают наши исследования, многие недостатки в организации образовательного процесса в филиалах вузов проистекают именно из-за неумения управлять, сосредоточения внимания на второстепенных вопросах, принятия запоздалых, формальных решений.

С целью определения основных направлений совершенствования системы управления профессиональной подготовкой студентов Алексеевского филиала Белгородского государственного университета был проведен опрос субъектов управления разного уровня. В опросе приняли участие 73 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Направления совершенствования системы психолого-педагогического управле-

ния профессиональной подготовкой студентов в филиалах вузов

Значимость (ранговое место) Направленность системы управления на: Ранговый показатель (в %)

1 Ускорение социально-психологической адаптации коллектива филиала к изменяющимся условиям рыночной экономики 18,3

2 Создание в филиале организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области высшего профессионального образования 16,7

3 Реализация мер по внедрению Европейской системы в программы двухуровневого обучения (в рамках Болонского процесса) 15,9

4 Осуществление выпуска специалистов в соответствии с потребностями рынка труда в регионе и прогнозом на перспективу 14,1

5 Всестороннее обеспечение нового уровня психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава филиала вуза 14,0

6 Качественное обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов 11,2

7 Укрепление и модернизация материально-технической базы филиала вуза в целях использования ее для эффективного решения образовательных и научных задач 9,8

Как показало проведенное исследование, поведенческие подходы развивают идею сотрудничества руководства филиала вуза с нанятым персоналом, профессорско-преподавательского состава с обучаемыми; учитывают в большей степени психологопедагогические факторы их деятельности.

Основными особенностями психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России являются:

• создание руководством филиала вуза социальных и психологических мотивов для эффективной деятельности профессорско-преподавательского состава и сту-

дентов;

• четкое определение миссии, которая доводится до каждого студента, преподавателя и других сотрудников филиала вуза;

• регулярная передача информации о ходе и эффективности образовательного процесса в филиале вуза;

• фокусировка внимания на уменьшении материальных затрат для получения образования из бюджета семей студентов;

• сосредоточение повышенного внимания на деятельности деканов факультетов и заведующих кафедр;

• выражение целей образовательной деятельности в виде количественных результатов, форм отчетности и задач обучения;

• постоянный поиск новых мотивов эффективной образовательной деятельности, улучшение взаимоотношений и обстановки в коллективе филиала;

• регулярное предъявление требований к повышению качества образовательного процесса ко всем его участникам с учетом региональных особенностей;

• создание достойной конкуренции коммерческим вузам по качеству образовательных услуг в провинции.

Психолого-педагогическое управление образовательным процессом в филиалах вузов предполагает, прежде всего, управление деятельностью профессорско-преподавательского состава, обучаемых и других лиц.

За многие годы появились различные методы, системы, сложились даже философские направления, которые касаются специфики управления деятельностью. Однако его суть остается неопределенной.

Как показали проведенные исследования, существуют различные организационные, методические, технологические факторы, влияющие на эффективность управления образовательным процессом, оценка которых получила в последние годы достаточно широкое распространение при аттестации и аккредитации вуза, а также его филиалов.

Проведенный опрос специалистов - управленцев в сфере высшего образования и также профессорско-преподавательского состава позволил выявить факторы, определяющие высокую эффективность функционирования системы управления образовательным процессом в филиалах вузов (табл. 2).

Таблица 2

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность управле-

ния образовательным процессом в филиалах Белгородского государственного ____________________________университета (n = 128)___________________________

Факторы, определяющие эффективность управления образовательным процессом Сумма рангов Место (значимость фактора)

1. Организация учебного процесса с использованием инноваций и новых информационных технологий (планирование, мероприятия по обучению педагогов и т.д.) 134 1

2. Методическое и творческое мастерство преподавателя, способность к инновационной деятельности 196 2

3. Профессиональная и психолого-педагогическая подготовленность преподавателя 372 3

4. Личностные качества педагога 644 4

5. Организация работы преподавателя 496 5

6. Личностные качества руководства филиала 767 6

7. Состояние учебно-материальной базы и финансирование филиала 890 7

8. Организация быта и отдыха студентов 1092 8

9. Организация самостоятельной работы обучаемых 1028 9

Как свидетельствуют результаты ранжирования, психолого-педагогическая со-

ставляющая является преобладающей в системе управления образовательным процессом. Это требует разработки соответствующей системы управления профессиональной подготовкой студентов в филиале вуза.

Проведенный педагогический анализ системы управления образовательным процессом в филиалах вузов свидетельствует, что в современных условиях высшее профессиональное образование должно решить проблему остановки «утечки» кадров из регионов и государства, выхода на новый уровень подготовки специалистов, их трудоустройства.

В условиях ожидающегося демографического кризиса необходимость модернизации системы управления образовательным процессом в филиалах вузов становится еще более актуальной.

Филиалы вузов должны искать новые пути организации работы не только с юношеством, но и со взрослым населением страны и региона для его профессионального роста и переквалификации.

Поэтому, на наш взгляд, доминирующей концепцией управления образовательным процессом в филиалах вуза является та, согласно которой управление, направленное на отдельного человека с целью улучшения его деятельности, должно привести к улучшению работы всего филиала вуза в целом. Сердцевиной такого управления является цикл действий, началом которого служат определение требований, предъявляемых к деятельности участников образовательного процесса, их поддержка, предоставление условий для саморазвития, контроль за эффективностью их деятельности и вознаграждение.

Все вышесказанное и легло в основу создания системы психологопедагогического управления профессиональной подготовкой специалистов в филиалах вузов (рис. 1).

Как показало проведенное исследование, психолого-педагогическое управление образовательным процессом в филиалах вуза осуществляется с целью качественного и своевременного решения задач по подготовке высококвалифицированных специалистов.

Эффективность разработанной системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вуза определяется качеством подготовки специалистов. По результатам профессиональной деятельности выпускников производится итоговая оценка качества подготовки специалистов.

Психолого-педагогическое управление образовательным процессом в филиалах вуза должно постоянно приближаться к высокому уровню целостности через разрешение противоречий между целостностью личности студента и специально организуемыми влияниями на него педагогов. Такое управление приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство самостоятельных процессов (компонентов): освоение, проектирование, конструирование содержания образования и учебноматериальной базы филиала вуза; профессионально-делового взаимодействия педагогов и студентов по содержанию образования; взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личностных взаимоотношений (неформальное общение); усвоение студентами содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как показали результаты педагогического эксперимента, практическая реализация разработанной технологии психолого-педагогического управления в филиалах Белгородского государственного университета позволила решить ряд проблем: сократить количество молодых людей, стремящихся уехать для обучения из региона; уменьшить материальные затраты на получение образования из бюджета семей провинциальных городов и сельской местности; повысить интеллектуальный потенциал молодежи в провинциальных регионах; повысить квалификацию специалистов среднего возраста; образовать новые рабочие места для преподавательского состава, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в малых городах; создать достой-

ную конкуренцию коммерческим вузам в регионе.

П этап

Г~Л «ОПЕРАТИВНЫЙ» Г~>

Ш этап

«ОБОБЩАЮЩИЙ»

□______□_______Q

Решаемые задачи:

- определение целей профессиональной подготовки студентов,

- оценка возможностей филиала вуза, профессор-с ко - пр е п о д ав ате ль с кого состава, материальной базы по качеству о буч е н ия студ е нтов;

- поиск н псиколого-педагогическая подготовка преподавательского состава;

- установление исходного состояния процесса профессиональной подготовки студентов в филиале вуза;

- разработка программы действий по повышению качества профессиональной подготовки студентов;

- планирование профес-

с и о н аль ной п о дготовки

студентов,

- проведение пропагандистской, рекламной и информационной Деятель н о сти ср е д и по сту-паклцих в филиал вуза.

- орган из ац ия о бр аз ов а-тельного процесса в филиале вуза;

- руководство профессиональным развитием студентов в процессе обучения;

- координация и

регулирование деятельности субъектов управления профессиональной подготовкой студентов;

- орган из ац ия вз аи мо-действия всех структурных подразделений филиала вуза в процессе профессиональной подготовки студентов,

- проведение комплекса мероприятий по повышению мотивации и активизации деятельности, как профессорско-преподавательского состава, так и студентов;

- разработка мер

стимулирования педагогов и студентов к повышению качества образовательного про-цессса в филиале вуза.

- организация контроля

за качеством профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нальной подготовки студентов;

- учет успеваемости студентов,

- выявление и устранение причин недостаточно высокой эффективности управления профессиональной подготовкой студентов,

- определение малоэффективных форм и средств управления образовательным процессом в филиале вуза;

- сравнение полученных результатов с планируемыми,

- переработка информации, полученной по каналу «обратной связи»;

- внесение изменений и дополнений в целевую программу профессиональной подготовки студентов.

Рис. 1. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вузов

Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов явились результаты трудоустройства и эффективной профессиональной деятельности выпускников после окончания Алексеевского филиала Белгородского государственного университета. Востребованность в выпускниках 2007 года возросла на 21,7% по сравнению с 2005 годом.

ВЫВОД. В ходе проведенного исследования разработанная технология психо-лого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов показала высокую эффективность, что позволило в значительной степени повысить уровень профессиональной подготовленности выпускников филиала вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Системность, общество и управление / В.Г. Афанасьев. -

М. : Академия, 2001. - 374 с.

2. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : монография / А.Э. Болотин. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 315 с.

3. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена, 2001. -359 с.

4. Холодкова, Л.А. Инновации в управлении образовательным процессом вуза : монография / Л.А. Холодкова. - СПб. : Изд-во ВУС, 2005. - 271 с.

5. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В.Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ ВУЗА

Виолетта Михайловна Вергунова, преподаватель легкой атлетики, Благовещенский Техникум Физической Культуры (БТФК) г. Благовещенск

Аннотация

Современный учебный процесс предъявляет к молодым людям требования, часто не соответствующие их индивидуальным возрастным, ментальным и физическим возможностям, что проявляется в ухудшении состояния здоровья и негативно сказывается на эффективности процесса обучения в вузе и приобретения профессиональных навыков. Для сохранения и оптимизации здоровья интеллектуального потенциала России необходим поиск новых оздоровительных технологий.

Ключевые слова: Центр здоровья, физкультурно-оздоровительная работа, студентки старших курсов вуза.

PHUSICAL CULTURE HEALTH-IMPROVEMENT WORK WITH STUDENTS IN THE CENTER OF HEALTH OF HIGHER SCHOOL

Violetta Mihailovna Vergunova, the teacher,

Blagovescnensk Technical School of Physical Culture,

Blagovescnensk

Abstract

Modem educational process often makes the demands on the young people uncorresponding their individual age, spiritual and physical possibility that appear itself in aggravation of health and tell negatively on the effectiveness of process of education at the higher school and acquirement of professional practical knowledge. It is necessary for search of the new health improvement technologies for maintaining and optimization health of intellectual potential of Russia.

Keywords: СєПєг of Health, physical culture health-improvement work, students of senior year of higher school.

Здоровье молодежи является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества [4].

Однако в последнее десятилетие отмечается прогрессирующая тенденция ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи. Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой и условиями проведения занятий предъявляет к молодым людям требования, часто не соответствующие их индивидуальным возрастным, ментальным и физическим возможностям. Такой дисбаланс в процессе обучения приводит к снижению уровня резервных систем организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей. Высокий уровень заболеваемости отмечается у студентов после 3-го курса [1, 9]. Состояние здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.