УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФИЛИАЛОВ ВУЗОВ РОССИИ
Инна Васильевна Лаухина, кандидат педагогических наук, Анжелика Валерьевна Белозерских, кандидат педагогических наук, Елена Михайловна Николаева, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Алексеевский филиал, Алексеевка
Аннотация
В ходе исследований установлено, что основными факторами, определяющими высокую эффективность образовательной среды филиалов вузов России, являются: наличие у выпускников филиала вуза знаний, умений и навыков для эффективной профессиональной деятельности. Необходимы: особая привлекательность образовательной среды в филиале вуза по сравнению с другими вузами региона для абитуриентов, а также активная позиция филиала вуза в вопросах повышения научного и педагогического потенциала преподавательского состава. Важными факторами являются: наличие высокого качества образования, не уступающего головному вузу; создание условий в филиале вуза для развития профессионально важных качеств у студентов; наличие Программы по подготовке специалистов в соответствии с потребностями рынка труда и особенностями региона; высокая мотивация абитуриентов к поступлению в филиалы вузов и учебе в своем регионе, а также наличие льгот за оказываемые образовательные услуги по сравнению с другими вузами.
Ключевые слова: факторы; филиалы вузов России; образовательная среда; профессиональная подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p126-129
THE FACTORS DEFINING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF BRANCHES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF
RUSSIA
Inna Vasilievna Laukhina, the candidate of pedagogical sciences, Anjelica Valeryevna Belozerskikh, the candidate of pedagogical sciences,
Elena Mikhailovna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod state national research university, Alekseevka branch, Alekseevka
Annotation
During researches it has been established that the major factors defining the high efficiency of the educational environment of branches of higher education institutions of Russia are the following: the existence at graduates of branch of higher education institution of knowledge, skills for effective professional activity. Among the necessary are the following: the special appeal of the educational environment in the branch of the higher education institution in comparison with other higher education institutions of the region for entrants, and also an active position of the branch of the higher education institution in questions relating to the increase of the scientific and pedagogical capacity of teaching structure. Important factors are: the high quality of the education which isn't conceding to head higher education institution; the creation of the conditions in the branch of the higher education institution for the development of the professionally important qualities at the students; the program for training of the specialists according to the requirements of the labor market and features of the region; the high motivation of the entrants to enter the branches of the higher education institutions and study in the region, and also the privileges for the rendered educational services in comparison with other higher education institutions.
Keywords: factors, branches of higher education institutions of Russia, educational environment, vocational training.
В настоящее время образовательная среда филиалов вуза должна быть конкурентно способной относительно головных вузов и обеспечивать широкие возможности для оказания образовательных услуг. Исходя из этого, возможности образовательной среды
филиалов вуза должны обеспечивать высокое качество подготовки специалистов, с учетом особенностей рынка труда региона [5, 6].
В соответствии с этим образовательная среда филиала вуза представляет собой систему, в которой происходит обучение студентов. В этой системе осуществляется взаимодействие студентов и преподавателей, а также управление образованием [1-10]. В качестве базового в данной системе используется понятие совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Поэтому основными параметрами образовательной среды в филиалах вуза являются: ресурсный потенциал и ее структурное построение, которые должны обеспечивать высокое качество образования [1-10].
С нашей точки зрения, образовательная среда в филиалах вуза должна быть ориентирована на развивающее обучение студентов. Причем она должна учитывать потребности, интересы, ценностные ориентации абитуриентов региона. Другими словами она должна обеспечивать высокое качество образования. Современная действительность требует от выпускников филиалов вузов профессиональной компетентности, активности и высокой мобильности, в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка труда. Поэтому формируемые умения, навыки, профессионально важные качества в образовательной среде филиалов вузов должны обеспечивать высокую эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников.
Вместе с тем, как свидетельствует практика, в последние годы наметилась тенденция сокращения филиалов вузов в России. Это связано со снижением качества образования в филиалах вузов, а также с недостаточной укомплектованностью филиалов вузов хорошо подготовленным профессорско-преподавательским составом. [5]. Для преодоления этих недостатков нужна новая система профессиональной подготовки студентов, основанная на выявлении факторов, определяющих высокую эффективность образовательной среды филиалов вузов России.
С целью выявления факторов, определяющих высокую эффективность образовательной среды филиалов вузов России, проводился опрос 87 респондентов. Респондентами являлся профессорско-преподавательский состав трех филиалов Белгородского государственного национального исследовательского университета. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица1
Ранговая структура факторов, определяющих эффективность
образовательной среды филиалов вузов России (п=87) _
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Наличие у выпускников филиала вуза знаний, умений и навыков для эффективной профессиональной деятельности 21,7
2 Наличие особой привлекательности образовательной среды в филиале вуза по сравнению с другими вузами региона для абитуриентов 20,1
3 Активная позиция филиала вуза в вопросах повышения научного и педагогического потенциала преподавательского состава 19,8
4 Наличие высокого качества образования, не уступающего головному вузу 14,3
5 Создание условий в филиале вуза для развития профессионально важных качеств у студентов 10,7
6 Наличие Программы по подготовке специалистов в соответствии с потребностями рынка труда и особенностями региона 5,2
7 Высокая мотивация абитуриентов к поступлению в филиалы вузов и учебе в своем регионе 4,9
8 Наличие льгот за оказываемые образовательные услуги по сравнению с другими вузами 3,3
В ходе исследований установлено, что основными факторами, определяющими высокую эффективность образовательной среды филиалов вузов России, являются: наличие у выпускников филиала вуза знаний, умений и навыков для эффективной профессио-
нальной деятельности. Необходимы: особая привлекательность образовательной среды в филиале вуза по сравнению с другими вузами региона для абитуриентов, а также активная позиция филиала вуза в вопросах повышения научного и педагогического потенциала преподавательского состава. Важными факторами являются: наличие высокого качества образования, не уступающего головному вузу; создание условий в филиале вуза для развития профессионально важных качеств у студентов; наличие Программы по подготовке специалистов в соответствии с потребностями рынка труда и особенностями региона; высокая мотивация абитуриентов к поступлению в филиалы вузов и учебе в своем регионе, а также наличие льгот за оказываемые образовательные услуги по сравнению с другими вузами.
В результате проведенного исследования установлено, что образовательная среда в филиалах вуза должна рассматриваться как особое образовательное пространство, в котором осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов, с учетом структуры местной образовательной системы, традиций и особенностей региона.
ВЫВОД. Проведенные исследования позволили выявить факторы, определяющие высокую эффективность образовательной среды филиалов вузов России. Данные факторы позволяют наметить комплекс мероприятий по совершенствованию образовательной среды в филиалах вузов России. Без учета выявленных факторов невозможно повысить качество профессиональной подготовки студентов в филиалах вузов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99).
- С. 16-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.
3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 35-39.
4. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.Э. Болотин, А.В. Караван // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9 - С. 15-19.
5. Кряж, А.В. Технология управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза / А.В. Кряж // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (29). - С. 83-89.
6. Лаухина, И.В. Требования, предъявляемые к образовательной среде филиалов вузов России / А.В. Белозерских, Е.М. Николаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 6 (124). - С. 124-127.
7. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
8. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
9. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Ко-стюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76).
- С. 159-164.
10. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180185.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
2. Bolotin, A.E. and Shchegolev V. A., Bakayev V. V. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-20.
3. Bolotin, A.E. and Strelnikova N. L. (2014), "Requirements imposed to development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 35-39.
4. Bolotin, A.E. and Karavan, A.V. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 15-19.
5. Kryazh, A.V. (2007), "Technology of management of professional activity of the faculty in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 29, No. 3, pp. 83-89.
6. Laukhina, I.V., Belozerskikh, A.V. and Nikolaeva, E.M. (2015), "Requirements imposed to the educational environment of branches of higher education institutions of Russia", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 124 -127.
7. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
8. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
9. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
10. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: Laukxina85@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 27.01.2016
УДК 796.011
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Кирилл Юрьевич Горин, старший преподаватель, Алексей Сергеевич Рукавишников, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты, характеризующие динамику физического развития и физической подготовленности курсантов и слушателей в процессе регламентированных занятий по физической подготовке на протяжении всего периода обучения в вузе системы МВД. Установлено улучшение показателей физического состояния обучающихся ко 2-3 курсам с дальнейшей их стабилизацией и снижением к выпускному курсу. Обосновывается коррекция процесса физической подготовки и спортивно-массовой работы с курсантами на основе мониторинга физического состояния.
Ключевые слова: физическое состояние, физическое развитие, физическая подготовленность, курсанты, слушатели, процесс обучения.