УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗАХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Наталья Викторовна Журавская, соискатель, Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, г. Алексеевка,
Альбина Викторовна Круглий, соискатель,
Ухтинский государственный технический университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психологопедагогических условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли. Авторы отмечают, что оптимальное сочетание возможностей конкретного студента, условий, в которых он находится, и целенаправленной активности в определенной сфере создает для него наиболее благоприятную сферу. В такой сфере будущий специалист пожарной безопасности может получить максимальное развитие. В этой связи перед руководством нефтегазового вуза и педагогами стоит проблема создания соответствующей среды, оптимальной для профессионального развития каждого студента. Для этого необходимо знать его индивидуальные возможности, уметь создавать для него адекватные условия и добиваться того, чтобы он проявил необходимую активность в самореализации своего «Я». Такое возможно только на основе индивидуальнодифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности. В ходе педагогического эксперимента авторы подтвердили высокую эффективность выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для реализации индивидуальнодифференцированного подхода к обучению.
Ключевые слова: индивидуально-дифференцированный подход; профессиональная подготовка; вузы нефтегазовой отрасли; специалисты пожарной безопасности.
PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF THE INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED APPROACH TO PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF FIRE SAFETY IN HIGHER SCHOOLS OF OIL AND
GAS BRANCH
Natalia Viktorovna Zhuravskaya, the competitor,
Alexeevka branch of Belgorod State University,
Albina Viktorovna Krugly, the competitor,
Ukhta State Technical University
Annotation
The article presents the results of author’s researches on substantiation of psychology-pedagogical conditions of realization of the individually differentiated approach to process of vocational training of experts of fire safety in higher schools of oil and gas branch. Author’s notice that optimum combination of possibilities of the concrete student, conditions in which he is, and purposeful activity in certain sphere create for him the optimum sphere. In such sphere, the future expert of fire safety can have the maximum development. Thereupon, before the management of oil and gas higher school and teachers there is a problem of creation of the corresponding environment, optimum for professional development of each student. For this purpose, it is necessary to know his individual possibilities, be able to create for him the adequate conditions and achieve him to show necessary activity in self-realization of his "I". The following is possible only based on the individually differentiated approach to vocational training of experts of fire safety. During pedagogical experiment, authors have confirmed high efficiency of the revealed psychology-pedagogical conditions necessary for realization of the individually differentiated approach to training.
Keywords: individually differentiated approach, vocational training, higher schools of oil and gas branch, experts of fire safety.
Укрепление противопожарной защиты объектов нефтегазовой отрасли требует от специалистов пожарной безопасности высокой организованности, умелого применения техники и средств тушения пожаров, выдержки, психологической устойчивости, полного напряжения всех моральных и физических сил. Пожары и взрывы на объектах нефтегазовой отрасли наносят непоправимый вред экологии, большие материальные убытки, а порой сопровождаются и человеческими жертвами. Недавние события в Мексиканском заливе - взрыв на нефтегазовом комплексе весной 2010 года и многомесячная ликвидация последствий разлива нефти, свидетельствуют о том, что разработка нефтегазовых месторождений в будущем потребует создания качественно новых противопожарных систем. А это, в свою очередь, повышает требования к уровню профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности нефтегазовой отрасли.
Большая ответственность по подготовке данной категории специалистов возлагается на вузы нефтегазовой отрасли. Перед руководством вузов и профессорско-преподавательским составом стоит задача создания соответствующей среды, оптимальной для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников. Теорией и практикой профессионального образования установлено, что только с учетом индивидуальных характеристик каждого обучаемого, можно добиться максимального результата в реализации его возможностей в обучении [2]. Так, для качественного решения этой задачи необходимо использование индивидуально-дифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли [1-3].
Между тем, несмотря на очевидную необходимость использования индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли, мы не нашли в научной литературе работ, посвященных полноценному обоснованию путей решения данной проблемы. В исследованиях не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием психологопедагогических условий и установлением содержания индивидуальнодифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли.
Современной наукой признано, что уникальность человека заключается, прежде всего, в его индивидуальном потенциале. Получая от природы индивидуальный потенциал: генетический, биологический, интеллектуальный, психологический, человек во взаимодействии с окружающей средой реализует свои возможности.
Теорией и практикой установлено, что, познавая будущего специалиста пожарной безопасности, закономерности его развития, факты, влияющие на динамику данного процесса, можно способствовать созданию таких условий, которые обеспечивали бы их целенаправленность профессиональной подготовки в вузах нефтегазовой отрасли [3].
Оптимальное сочетание возможностей конкретного студента, условий, в которых он находится, и целенаправленной активности в определенной сфере создает для него наиболее благоприятную сферу. В такой сфере будущий специалист пожарной безопасности может получить максимальное развитие. В этой связи перед руководством нефтегазового вуза и педагогами стоит проблема создания соответствующей среды, оптимальной для профессионального развития каждого студента. Для этого необходимо знать его индивидуальные возможности, уметь создавать для него адекватные условия и добиваться того, чтобы он проявил необходимую активность в самореализации своего «Я». Такое возможно только на основе индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности.
Основываясь на данных научных положениях, нами был проведен опрос профессорско-преподавательского состава вуза нефтегазовой отрасли с целью определения пси-холого-педагогических условий, необходимых для реализации индивидуальнодифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов
пожарной безопасности. Всего в опросе участвовало 73 респондента. Результаты данного опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффек-
тивной реализации индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности в вузах _______________________нефтегазовой отрасли (п=73)_____________________
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Постоянное изучение преподавателями индивидуальных возможностей каждого студента 19,3
2 Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза для улучшения индивидуальной работы со студентами 17,5
3 Учет уровня индивидуальной психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в сфере пожарной безопасности 14,7
4 Анализ поведения студентов на занятиях, их отношения к учебе 12,8
5 Повышение мотивации преподавателей к психолого-педагогическому совершенствованию по вопросам реализации индивидуальнодифференцированного подхода к обучению 12,2
6 Воздействие на положительные черты характера студентов в процессе индивидуальной работы 10,3
7 Определение психолого-педагогических требований к будущему специалисту пожарной безопасности нефтегазового профиля 7,5
8 Учет темперамента студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе нефтегазовой отрасли 5,7
При этом «индивидуально-дифференцированный подход к процессу профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности» понимается как педагогический принцип, который представляет систему целенаправленного изучения особенностей личности и обеспечения непосредственного и опосредованного педагогического взаимодействия с ним (воздействия на него) в интересах роста уровня его профессиональной подготовленности.
Проверка эффективности выявленных психолого-педагогических условий осуществлялась в ходе проведения основного педагогического эксперимента. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности обоснованных нами психолого-педагогических условий, необходимых для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли (табл. 2).
По мнению экспертов, у студентов ЭГ отмечалось более осознанное отношение ко всем аспектам будущей профессиональной деятельности по сравнению с испытуемыми КГ.
ВЫВОД. Таким образом, практическая реализация выявленных нами психологопедагогических условий показала высокую эффективность. Это способствовало повышению профессиональной подготовленности будущих специалистов пожарной безопасности нефтегазовой отрасли.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня профессиональной подготовленности испытуемых ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента (x ±m), в баллах
№ п/п Показатели профессиональной подготовленности В начале педагогического эксперимента Р В конце педагогического эксперимента Р
ЭГ КГ ЭГ КГ
1. Расчет необходимых сил и средств пожаротушения на объектах нефтегазового комплекса 3,7±0,18 3,7±0,19 >0,05 4,4±0,17 3,8±0,21 <0,05
2. Оценка принятия решения по борьбе с пожаров, с учетом имеющихся сил и средств 3,2±0,22 3,4±0,25 >0,05 4,3±0,27 3,7±0,31 <0,05
3. Расстановка сил и средств для тушения пожара на нефтегазовых объектах 3,3±0,14 3,4±0,12 >0,05 4,5±0,12 3,8±0,17 <0,05
4. Расчет линейной скорости распространения огня, скорости горения, характера и размеров пожара на нефтегазовых объектах 3,7±0,18 3,8±0,15 >0,05 4,3±0,11 3,9±0,12 <0,05
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорычев, А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Егорычев А.О. - Ярославль, 2005. - 54 с.
2. Круглий, А.В. Модель профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности с использованием индивидуально-дифференцированного подхода в вузах нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 101-105.
3. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ СПОРТСМЕНОВ
Станислав Олегович Закаморный, аспирант,
Валентина Николаевна Смоленцева, доктор психологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
В статье приводится теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Представлены результаты внедрения данной методики в процесс обучения студентов физкультурного вуза.
Ключевые слова: агрессия спортсменов, профессиональное образование, компетентность будущего тренера.