Научная статья на тему 'Модель профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности действий'

Модель профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / MODEL / EXPERTS OF FIRE-PREVENTION SAFETY OF MINE-RESCUE DIVISIONS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Викторовна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке модели профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности действий. Автором установлена ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации методики развития надежности действий у будущих специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the vocational training of experts of fire-prevention safety of mine-rescue divisions in higher school on the basis of development of actions reliability

The work presents the results of the conducted research on the development of model of vocational training of experts of fire-prevention safety of mine-rescue divisions in higher school on the basis of development of actions reliability. The author establishes the rank structure of the psychological and pedagogical conditions necessary for effective realization of the methodology for development of reliability of actions among the future experts of fire-prevention safety of mine-rescue divisions.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности действий»

В этом режиме тренер может составить индивидуальную программу тренировки спортсмена, оперируя значениями скоростей принудительного педалирования на временной оси (рис. 6). Перетаскивая маркеры с помощью мыши, тренер может задавать график скорости принудительного педалирования с ускорениями и замедлениями на срок до 30 мин.

Начиная с июля 2010 года, на программно-аппаратном комплексе проходят ежедневные тренировки сборной команды России по велосипедному спорту (трек). (Рис.7)

Рис. 7. Тренировка на программно-аппаратном комплексе

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов, А.А. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка использования тренажерных средств в специальной подготовке велосипедистов высшей квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Кузнецов А.А. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1981. - 110 с.

2. Фомина, Л.Д. Велосипедный спорт : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 521900 физ. культура / Л. Д. Фомина ; С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 309 с. : ил. - 18БК 5-9651-0031-0.

3. Кузнецов, А.А. Планирование тренировочной нагрузки начинающих велосипедистов / А. А. Кузнецов ; Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгаф-та // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10. - С. 34-35.

4. Кузнецов, А.А. Поиск путей совершенствования системы подготовки велосипедистов высшей спортивной квалификации / А.А. Кузнецов ; Гос. ин-т физ. культуры им П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1982. - 25 с.

Контактная информация: lokosfinks@mail.ru

УДК 796.07

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ НАДЕЖНОСТИ

ДЕЙСТВИЙ

Елена Викторовна Кузнецова, соискатель, Санкт-петербургский государственный горный институт им. Е.В.Плеханова

(технический университет),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке модели профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности

горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности действий. Автором установлена ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации методики развития надежности действий у будущих специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений.

Ключевые слова: модель; специалисты противопожарной безопасности горноспасательных подразделений; профессиональная подготовка.

MODEL OF THE VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF FIRE-PREVENTION SAFETY OF MINE-RESCUE DIVISIONS IN HIGHER SCHOOL ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF ACTIONS RELIABILITY

Elena Viktorovna Kuznetsova, the competitor,

The St.-Petersburg state mining institute named after E.V. Plehanova (technical university),

St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the conducted research on the development of model of vocational training of experts of fire-prevention safety of mine-rescue divisions in higher school on the basis of development of actions reliability. The author establishes the rank structure of the psychological and pedagogical conditions necessary for effective realization of the methodology for development of reliability of actions among the future experts of fire-prevention safety of mine-rescue divisions.

Keywords: model, experts of fire-prevention safety of mine-rescue divisions, vocational training.

Современное количество аварий и техногенных катастроф, а также масштабы их последствий, становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера растет. Большую угрозу для социально-экономического развития страны представляют объекты топливно-энергетического комплекса. Многие потенциально опасные объекты топливно-энергетического комплекса (электроэнергетики, нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслей, трубопроводного транспорта, угольной промышленности) имеют выработку проектного ресурса на уровне 75-90%, что увеличивает риск возникновения на них чрезвычайных ситуаций. Аварии на угольных шахтах из-за взрывов метана, угольной пыли, самовозгораний, обвалов и обрушений породы и угля приводят к тяжелым последствиям, в том числе к гибели людей.

В структуре источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера, преобладают пожары в шахтах и на промышленных объектах, от которых гибнет наибольшее число людей. В этой связи, значительно возросла нагрузка на специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений по ликвидации аварий в шахтах и спасению людей. От их профессионального мастерства зависит количество спасенных жизней. Поэтому проблеме повышения качества профессиональной подготовки этих специалистов в горных вузах должно уделяться первостепенное значение.

Между тем, профессиональная подготовка специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в основном ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. Она недостаточно ориентирована на развитие надежности действий и личностных качеств, необходимых этим специалистам в повседневной профессиональной деятельности.

В связи с этим, особое место в профессиональной подготовке будущих специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений должны занимать средства развития надежности действий, которые позволяют более качественно готовить их для действий в чрезвычайных ситуациях.

Однако, несмотря на наличие большого количества работ, раскрывающих различные стороны профессиональной подготовки этих специалистов [1-4], нам не удалось обнаружить исследований, посвященных вопросам целенаправленного использо-

вания средств развития надежности действий в системе их профессиональной подготовки. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием и разработкой модели процесса профессиональной подготовки студентов в горном вузе для эффективного формирования надежности действий и профессиональных качеств, необходимых для этого. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что формирование надежности действий и личностных качеств у будущих специалистов противопожарной безопасности в вузе, является важным этапом на пути их становления как профессионалов.

Как показали проведенные нами исследования, проблема формирования профессиональной надежности у будущего специалиста горноспасательных подразделений в своей эволюции прошла путь от осознания необходимости постепенного, систематического формирования отдельных качеств до принятия модели процесса профессиональной подготовки студентов, на основе развития у них надежности действий как педагогической тенденции в подготовке профессионалов горноспасательной отрасли. Формирование профессиональной надежности у студентов всецело зависит от учета реальных и постоянно углубляющихся изменений в горнодобывающей отрасли, влияющих на специалиста факторов, всесторонних условий и обстоятельств.

Сущность формирования профессиональной надежности у студентов, можно представить как целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность руководства горного вуза, преподавательского состава и студентов по последовательному, систематическому, поэтапному переносу в их сознание профессиональных качеств, необходимых специалисту горноспасательных подразделений.

Педагогическая модель процесса профессиональной подготовки студента, основанная на развитии у него надежности действий обеспечивает систематизированное изучение его личности, целенаправленное управление профессиональным развитием, а также позволяет осуществлять анализ деятельности преподавателей и студентов в ходе формирования профессиональных качеств. Она включает следующие компоненты: объект и субъект обучения; цели и задачи формирования профессиональных качеств у студентов на каждом из этапов; основные виды деятельности педагогов и студентов; формы, методы и средства формирования профессиональной надежности; оценочнокорректировочную часть процесса профессионального развития личности; прямые и обратные связи между элементами процесса профессиональной подготовки будущих горных спасателей (рис.).

При выборе конкретных средств комплексной оценки эффективности процесса профессиональной подготовки, в интересах формирования профессиональной надежности у студентов, необходимо, в первую очередь, исходить из целей и содержания обучения. Объективную и достоверную оценку процесса формирования профессиональной надежности дает только такой измерительный подход, который располагает объективными показателями количественных и качественных оценок, взятых в единстве.

Целенаправленное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов горноспасательных подразделений формирования профессиональной надежности, включающего ряд педагогических мер, приводит к более интенсивному росту эффективности этого процесса. Выявлена зависимость между эффективностью процесса формирования профессиональной надежности у студентов и временем освоения выпускниками своих должностных обязанностей для работы в горноспасательных подразделениях. Чем выше уровень сформированности профессиональной надежности у студента, тем благоприятнее складывается карьера у молодого специалиста противопожарной безопасности горноспасательного подразделения. Основным критерием сформированности профессиональной надежности у студентов является готовность выпускников вуза исполнять свои должностные обязанности в горноспасательных подразделениях.

Цель профессиональной подготовки - повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов противопожарной службы

горноспасательных

Деятельность профессорско-преподавательского состава вуза по развитию надежности в действиях у студентов

Этап предварительной подготовки:

- отбор дидактических средств для развития надежности в действиях;

- подбор методических приемов и методов

Методика отбора | содержания учебного материала для | развития надежности в действиях

При проведении занятий:

управление развитием надежности в действиях у обучаемых;

- перенос профессиональных знаний, умений и навыков в ситуации профессиональной деятельности;

- оценка изменений в развитии надежности в действиях у обучаемых

Содержание методики развития надежности в действиях у обучаемых

Необходимые качества, характеризующие надежность действий и способы их формирования

Профессио нальные знания, умения, навыки, ответственность -формируются с помощью создания проблемных ситуаций в процессе профессиональной подготовки

Самообладание, выдержка, смелость, решительность, мужество - развиваются в процессе выполнения профессиональных приемов и действий во время учений на полигонах, в учебных

Профессионализм, опыт, настойчивость, дисциплинированность -совершенствуются в процессе разбора различных приемов и действий при ликвидации пожаров и спасении людей

Способность принимать правильные решения, определять характер деятельности в зависимости от ситуации

- развивается с использованием алгоритма действий в конкретной ситуации

Деятельность обучаемых

Восприятие и усвоение новых профессиональных знаний Формирование профессиональных навыков и умений Формирование новых способов профессиональной Самоконтроль за уровнем развития надежности в

> t

Результат профессиональной подготовки - высокий уровень развития надежности в действиях у специалистов противопожарной службы горноспасательных

Рис. Модель процесса профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности

действий

Одним из направлений улучшения процесса профессиональной подготовки студентов является оптимизация структуры образовательного процесса на всех этапах формирования профессиональной надежности. На это должна быть направлена методика развития надежности действий у будущих специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе.

В ходе дальнейшего исследования выявлялась ранговая структура психологопедагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной методики развития надежности действий у будущих специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе. Для этого проводился опрос опытных преподавателей и специалистов горноспасательных подразделений. Всего было опрошено 178 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Разработанная модель профессиональной подготовки студентов прошла проверку в ходе педагогического эксперимента. Как свидетельствуют результаты педаго-

гического эксперимента, студенты ЭГ превосходили своих товарищей из КГ практически по всем показателям морально-волевых, организаторских, психологических и других личностных, а также профессиональных качеств (табл.2).

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации методики развития надежности действий у будущих специалистов противопожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе

(п=178)

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Частность (ранговый показатель), %

1 Структурирование содержания специальных дисциплин в интересах развития надежности действий у обучаемых 21,1

2 Нацеленность процесса профессиональной подготовки на решение практических задач в условиях, требующих проявления эмоциональноволевой устойчивости 19,2

3 Создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуации 16,2

4 Моделирование элементов профессиональной деятельности на занятиях, требующих принятия правильных решений в сложных ситуациях 12,9

5 Использование методических приемов, направленных на подавление неуверенности у обучаемых 11,8

6 Создание обстановки на занятиях, требующей интенсивной мыслительной деятельности обучаемых в заданных интервалах времени 10,7

7 Учет индивидуальных возможностей и психолого-педагогических особенностей обучаемых при развитии надежности действий 8,1

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития профессиональных качеств X ± m , характеризующих степень надежности действий у испытуемых контрольной и экс_____периментальной групп в ходе педагогического эксперимента (в баллах)_

№ п/п Показатели В начале эксперимента Р В конце эксперимента Р

КГ ЭГ КГ ЭГ

1. Профессиональная направленность 3,87±0,11 3,85±0,10 - 4,01±0,12 4,78±0,11 0,05

2. Волевые качества 3,14±0,09 3,12±0,11 - 3,57±,011 4,38±0,13 0,05

3. Ответственность и исполнительность 3,17±0,08 3,15±0,14 - 3,81±0,13 4,55±0,12 0,05

4. Дисциплинированность 3,92±0,15 3,93±0,12 - 4,02±0,11 4,11±0,14 -

5. Организаторские качества 3,07±0,14 3,05±0,17 - 3,85±0,12 4,42±0,18 0,05

6. Моральные качества 3,97±0,18 4,01±0,19 - 4,12±0,17 4,27±0,15 -

7. Физические качества 3,15±0,12 3,14±0,15 - 3,72±0,13 4,28±0,11 0,05

8. Интеллект 3,71±0,15 3,70±0,17 - 4,17±0,22 4,25±0,21 -

9. Общая культура 4,02±0,19 4,01±0,21 - 4,17±0,22 4,25±0,21 -

10. Творческие способности 3,21±0,11 3,19±0,14 - 3,47±0,17 4,32±0,15 0,05

Объективной оценкой преимущества студентов ЭГ служили показатели эффективности профессиональной деятельности выпускников вуза в экстремальных ситуациях. По отзывам руководителей предприятий горнодобывающей отрасли, выпускники ЭГ в среднем на 20-22% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с выпускниками КГ,

ВЫВОД

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффек-

тивности разработанной педагогической модели профессиональной подготовки студентов горного вуза, основанной на развитии у них надежности действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арадахов, Ш.Г. Содержание и методика базовой подготовки в горном туризме : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Арадахов Ш.Г. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - 23 с.

2. Егорин, С.В. История спасательной службы в горах и её организация в современных условиях / С.В. Егорин, Б.Г.Лунев // Вестник безопасности. - 2009. - № 4. -С. 22-24.

3. Магомедов, А.М. Профессионально-прикладная подготовка специалистов горноспасательной службы МЧС России (на материале Дагестана) : учеб. пособие / А.М. Магомедов, Ш.Г. Арадахов. - Махачкала : [б.и.], 2008. - 160 с.

4. Моха, А. А. Модель процесса профессиональной подготовки горных спасателей в вузе с использованием средств физической культуры / А.А. Моха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 61-66.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru УДК 374.01

ШКОЛА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борис Викторович Куприянов, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой теории и истории педагогики,

Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова

Аннотация

Статья знакомит читателей с такой достаточно распространенной формой дополнительного образования детей как «школа». Автор анализирует специфику внешкольных школ, определяет их педагогические возможности и особенности образовательного процесса в них.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, спортивные, художественные, музыкальные школы, образовательные функции, образовательный процесс.

SCHOOL AS A FORM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Boris Viktorovich Kuprijanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, managing chair of the theory and stories ofpedagogic,

Kostroma the state university of N.A.Nekrasov

Annotation

The article introduces readers to a fairly common-term form of supplementary education for children as a "school". The author analyses specific extracurricular school determines their educational opportunities and features of the educational process in them.

Keywords: additional children's education, sports, art, music-local schools, educational functions, educational process.

Примерами дополнительного образования детей в форме «школа» являются три группы учреждений:

• художественные школы, ориентированные на восхождение к вершинам изобразительного искусства, музыкальные школы - музыкального, школы хореографии - хореографического и т.п.,

• спортивные школы, предназначенные для продвижения школьников к образцам физического совершенства,

• очно-заочные школы по различным предметам, обеспечивающие дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин, подготовку к поступлению на соответствующие факультеты вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.