летнего возраста в процессе школьного физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Силаева Н.А. - Москва, 2009. - 253 с.
4. Тамошин, Ю.М. Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты / Ю. М. Тамошин // Директор школы. - 2001. - № 8. - С. 21-28.
REFERENCES
1. Konovalov, I.E. (2012), Structure and program and substantial providing system of modern physical training of students of musical average special educational institutions, dissertation, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.
2. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 1996 N 696 (Д) "About the adoption of provision on Suvorov military, Nakhimov Naval colleges and musical military schools", Legal acts of the Russian Federation. Site zaki.ru - Laws and the right, available at: http:// www.zaki.ru/pagesnew.php?id=3104&page=1.
3. Silayeva, N.A. (2009), Formation of a rational motive mode ofpupils 10-12 summer ages in the course of school physical training, dissertation, Moscow.
4. Tamoshin, Yu.M. (2001), “After-hour educational work: measurable and concrete results”, Principal, No. 8, pp. 21-28.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2013.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент,
Илья Александрович Панченко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих высокий уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей. В качестве основных факторов, определяющих высокий уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений, к выполнению профессиональных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению людей, респонденты отметили наличие хорошего индивидуального здоровья, определяемого генетическими показателями и другими природными данными, а также высокий уровень адаптации организма горноспасателей к профессиональным нагрузкам и неблагоприятным факторам среды. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как психофизиологическая подготовленность горноспасателей к деятельности в экстремальных ситуациях, а также высокий уровень развития общей и силовой выносливость, силы, а также быстроты в действиях, необходимых для спасения людей. Большое значение в обеспечении физической готовности личного состава горноспасательных подразделений имеют наличие хорошо развитых навыков и умений, необходимых горноспасателям для профессиональных действий по спасению людей, а также Устойчивость организма горноспасателей к воздействию высоких температур. Важными факторами являются умение горноспасателей длительное время работать в дыхательных аппаратах, без снижения работоспособности; Умение переносить тяжелые профессиональные нагрузки без признаков утомления, высокая степень восстанавливаемости организма после таких нагрузок.
Ключевые слова: факторы; профессиональная работоспособность; горноспасательные подразделения; личный состав; физическая готовность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p27-31 FACTORS DEFINING THE PHYSICAL READINESS OF THE MINE-RESCUE DIVISION’S STAFF
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Gennady Viktorovich Rudenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Ilia Aleksandrovich Panchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Mineral and Raw University "Gorny", St. Petersburg
Annotation
Results of the author researches on identification of the factors defining the high level of physical readiness of mine-rescue divisions’ staff to carry out the professional tasks in people's rescuing have been presented in article. As the major factors defining the high level of physical readiness of mine-rescue divisions' staff to fulfill the professional tasks in eliminating the emergency situations and people's rescuing, the respondents noted the existence of the good individual health determined by the genetic indicators and other natural factors, and also high level of adaptation of the organism of mine rescuers to professional loads and adverse factors of the environment. Respondents have also paid attention to such factors as psy-chophysiological readiness of mine rescuers to activity in extreme situations, and high level of development of the general and power endurance, forces, and speed in the actions necessary for rescue of people. Great value is given in ensuring the physical readiness of staff of mine-rescue divisions to the well-developed skills and abilities necessary for mine rescuers' professional actions aimed at people's rescuing, and Resistance of the organism of mine rescuers to influence of high temperatures. Among the important factors are the ability of mine rescuers to work for a long time in the respiratory devices, without decrease in working capacity; ability to overcome the hard professional loadings without exhaustion signs, high degree of restorability of the organism after such loadings.
Keywords: factors, professional working capacity, mine-rescue divisions, staff, physical readiness.
Уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей определяется многими факторами и выражается хорошей работоспособностью при проведении аварийноспасательных работ. Физически тренированные спасатели могут длительное время сохранять высокий уровень работоспособности, легче переносят как мышечное напряжение, так и колебания температуры. [1-11].
Использование физических упражнений способствует неспецифической устойчивости к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности горноспасателей. Наряду с повышением неспецифической устойчивости, физические упражнения решают и целый ряд других задач, способствующих совершенствованию в организме горноспасателей двигательных и вегетативных функций, определяющих высокий уровень физической готовности. [2-4, 10-11]. Использование физических упражнений способствует повышению уровня всех жизненных функций, повышает мышечный тонус, облегчает мышечное движение, усиливает нервные функции. При соответствующей тренировке на выносливость происходит улучшение процессов терморегуляции. В результате работоспособность горноспасателей существенно возрастает. [2-4, 10-11].
В современных условиях, большое значение приобретает проблема формирования высокого уровня физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей.
Решение этих задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих высокий уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению людей. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 72 респондентов, имеющих опыт работы в горнодобывающей отрасли более 15 лет. Резуль-
таты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокий уровень физической готов__________ности личного состава горноспасательных подразделений (п=72)_____________
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Наличие хорошего индивидуального здоровья, определяемого генетическими показателями и другими природными данными 18,3
2 Высокий уровень адаптации организма горноспасателей к профессиональным нагрузкам и неблагоприятным факторам среды 17,4
3 Психофизиологическая подготовленность горноспасателей к деятельности в экстремальных ситуациях 15,7
4 Высокий уровень развития общей и силовой выносливость, силы, а также быстроты в действиях, необходимых для спасения людей 14,8
5 Наличие хорошо развитых навыков и умений, необходимых горноспасателям для профессиональных действий по спасению людей 10,2
6 Устойчивость организма горноспасателей к воздействию высоких температур 9,3
7 Умение горноспасателей длительное время работать в дыхательных аппаратах, без снижения работоспособности 7,6
8 Умение переносить тяжелые профессиональные нагрузки без признаков утомления, высокая степень восстанавливаемости организма после таких нагрузок 6,7
В качестве основных факторов, определяющих высокий уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений, к выполнению профессиональных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению людей, респонденты отметили наличие хорошего индивидуального здоровья, определяемого генетическими показателями и другими природными данными, а также высокий уровень адаптации организма горноспасателей к профессиональным нагрузкам и неблагоприятным факторам среды. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как психофизиологическая подготовленность горноспасателей к деятельности в экстремальных ситуациях, а также высокий уровень развития общей и силовой выносливость, силы, а также быстроты в действиях, необходимых для спасения людей. Большое значение в обеспечении физической готовности личного состава горноспасательных подразделений имеют наличие хорошо развитых навыков и умений, необходимых горноспасателям для профессиональных действий по спасению людей, а также Устойчивость организма горноспасателей к воздействию высоких температур. Важными факторами являются умение горноспасателей длительное время работать в дыхательных аппаратах, без снижения работоспособности; Умение переносить тяжелые профессиональные нагрузки без признаков утомления, высокая степень восстанавливаемости организма после таких нагрузок.
Таким образом, выявленные факторы определяют высокий уровень физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей. Учет этих факторов позволяет в значительной степени повысить уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности по спасению людей в экстремальной ситуации.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов, для обеспечения высокого уровня физической и психологической готовности горноспасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях и при спасении людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А. Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.
5. Болотин, А. Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А. Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
8. Болотин, А.Е. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Е. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
9. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
10. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
11. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,
Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
9. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011), "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
10. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
11. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2013.
УДК 159.9: 331.446.4
СТИЛЕВЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮМОРА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Анастасия Геннадьевна Буенок, соискатель
Регина Анатольевна Березовская, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
Стилевые и эмоциональные особенности юмора рассматриваются в контексте проблемы психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение взаимосвязи между критериями профессионального здоровья (выгоранием и увлеченностью) и используемыми менеджерами стилями юмора, а также паттернами эмоционального реагирования. Подтверждена гипотеза о том, что использование дезадаптивных стилей юмора (агрессивного и самоуничижительного), а также высокая выраженность паттернов эмоционального реагирования (гелтофобия, гелотофилия, катагеластицизм) негативно влияют на профессиональное здоровье менеджеров. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ ранней профилактики и коррекции профессионального здоровья менеджеров в рамках программ психологического обеспечения профессиональной деятельности, в которых юмор рассматривается как важный компонент и ресурс профессионально-личностного саморазвития.
Ключевые слова: профессиональное здоровье, стили юмора, паттерны эмоционального реагирования на юмор, менеджер.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p31-35 HUMOR STYLES AND EMOTIONAL PATTERNS AS FACTOR OF VOCATIONAL HEALTH AMONG THE MANAGERS
Anastasia Gennadyevna Buenok, the competitor,
Regina Anatolyevna Berezovskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
Saint-Petersburg State University
Annotation
Humor stylish and emotional reactions patterns have been considered in the context of problems of psychological support of managers' vocational health. The article analyzes the results of empirical research of correlation between the criteria of occupational health (burnout and engagement) and styles of humor and patterns of emotional reaction of the managers. The hypothesis upon the use of maladaptive styles of humor (aggressive and self-defeating), and high expression of the patterns of emotional reaction (gelotophoby, gelotophily, katagelasticism) negatively influencing on the occupational health of managers