Научная статья на тему 'Формирование психологической устойчивости обучающихся при проведении практической подготовки на полигонах и учебных шахтах'

Формирование психологической устойчивости обучающихся при проведении практической подготовки на полигонах и учебных шахтах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая устойчивость / стресс / практическая подготовка / тренировка / psychological stability / stress / practical training / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пихконен Леонид Валентинович, Балобанов Андрей Александрович, Заступов Данила Евгеньевич

Рассмотрен процесс формирования психологической устойчивости обучающихся при проведении тренировок на полигонах и учебных шахтах военизированных горноспасательных частей на примере подготовки студентов специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Приведены фрагменты тренировочного процесса студентов в учебной шахте учебного центра на базе филиала ФГУП ВГСЧ «ВГСО Печорского бассейна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пихконен Леонид Валентинович, Балобанов Андрей Александрович, Заступов Данила Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF STUDENTS IN CONDUCTING THE PRACTICAL TRAINING ON THE RANGES AND TRAINING MINES

The process of formation of psychological stability of students in the process of training at the training grounds and mines the paramilitary mine rescue units on the example of training of students majoring in «Mining» specialization «Technological safety and mine rescue». Fragments of the training process of students in the training mine training center on the basis of the branch of FSUE MRB «PMRS Pechora basin».

Текст научной работы на тему «Формирование психологической устойчивости обучающихся при проведении практической подготовки на полигонах и учебных шахтах»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОЛИГОНАХ И УЧЕБНЫХ ШАХТАХ

Л.В. Пихконен, кандидат технических наук; А.А. Балобанов; Д.Е. Заступов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрен процесс формирования психологической устойчивости обучающихся при проведении тренировок на полигонах и учебных шахтах военизированных горноспасательных частей на примере подготовки студентов специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Приведены фрагменты тренировочного процесса студентов в учебной шахте учебного центра на базе филиала ФГУП ВГСЧ «ВГСО Печорского бассейна».

Ключевые слова: психологическая устойчивость, стресс, практическая подготовка, тренировка

THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF STUDENTS IN CONDUCTING THE PRACTICAL TRAINING ON THE RANGES AND TRAINING MINES

L.V. Pikhkonen; A.A. Balobanov; D.E. Zastupov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The process of formation of psychological stability of students in the process of training at the training grounds and mines the paramilitary mine rescue units on the example of training of students majoring in «Mining» specialization «Technological safety and mine rescue». Fragments of the training process of students in the training mine training center on the basis of the branch of FSUE MRB «PMRS Pechora basin».

Keywords: psychological stability, stress, practical training, training

Одной из наиболее важных проблем подготовки спасателей в образовательных организациях помимо теоретических и практических знаний является усиленная физическая и психологическая подготовка, учитывающая профессиональную деятельность будущего специалиста.

Физической подготовке спасателей уделяется достаточно много внимания, например, в образовательных организациях МЧС России физическая подготовка является частью составляющей структуры всей профессиональной подготовки и направлена на выработку необходимых в деятельности спасателя физических качеств. Что касается подготовки спасателей к психологическим нагрузкам, оценки в учебном процессе психологической составляющей профессии, психофизиологического потенциала организма - всё это ещё требует исследований и разработки соответствующих методик [1-4].

Рассмотрим процесс формирования психологической устойчивости обучающихся на примере подготовки студентов специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».

Профессиональную подготовку горноспасателей коллегия МЧС России поручила Санкт-Петербургскому университету Государственной противопожарной службы МЧС России. Университет в настоящее время является единственным учреждением, готовящим специалистов всех направлений спасательных служб от наземных до подземных.

Несмотря на специфику работ под, землёй задачи, выполняемые подразделениями ВГСЧ, во-многом аналогичны задачам противопожарной службы и многие психофизиологические аспекты подготовки могут рассматриваться и для других специализаций спасателей [2, 5].

С 2012 г. на подразделения ВГСЧ возложена обязанность тушения наземных пожаров поверхностного комплекса горнодобывающих предприятий и даже ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий. Подготовка горноспасателей во-многом совпадает с подготовкой специалистов пожарной безопасности. Это тоже спасатели, только горные, которые могут работать под землёй в шахтах и рудниках, а также на разрезах и карьерах, а при необходимости работать и как наземные спасатели.

Однако в работе горноспасательных подразделений есть особенности, связанные с повышенной психологической нагрузкой на организм - это ведение работ в стеснённых условиях под землёй, зачастую на большой глубине, отсутствие пригодной для дыхания атмосферы, ограниченное время подземных спасательных работ, обусловленное ёмкостью дыхательного аппарата, поиск и транспортировка пострадавших при отсутствии средств доставки и пр.

Для адаптации к будущей профессиональной деятельности обучающихся университетом совместно с Управлением военизированных горноспасательных частей МЧС России были разработаны программы выездных практик студентов, предусматривающие работу с приборами и оборудованием на полигонах и учебных шахтах при отрядах ВГСЧ. Во время практики обучающиеся знакомятся с новейшим оборудованием в области обеспечения безопасности горных производств и приобретают навыки по выработке и принятию управленческих решений в экстремальных ситуациях.

Поскольку учебная шахта оснащена оборудованием максимально приближённым к условиям действующего предприятия: тепловой и дымовой камерами, тренажёрами, имитирующими горные выработки, узкими проходами и различными видами завалов, то психологическая составляющая профессиональной деятельности, связанная с негативной стороной физиологических реакций организма на чрезвычайные ситуации, сразу проявляется при первых практических занятиях. Регулярные тренировки в таких условиях, анализ ситуаций, привыкание к стеснённым условиям и замкнутому пространству позволяют обучающемуся быстрее адаптироваться к работе в подземных условиях горного предприятия.

На рис. 1 , 2 показаны отдельные фрагменты тренировочного процесса студентов в учебной шахте учебного центра на базе филиала ФГУП ВГСЧ «ВГСО Печорского бассейна».

Рис. 1. Учебная шахта. Тренировка в стеснённых условиях

V г

Рис. 2. Учебная шахта. Тренировка в задымленной выработке с имитацией завала и выработка навыков работы с тепловизором для поиска людей в условиях почти нулевой видимости

Все тренировки проводились при максимальном приближении к реальным условиям, с использованием дыхательных аппаратов - респираторов, вспомогательном и спасательном оборудовании. Работа в респираторе необходима горноспасателям при ликвидации аварийных ситуациях в шахте, так как им приходится работать в непригодной для дыхания атмосфере в течение четырех часов, и выключится из аппарата не представляется возможным.

Одним из обязательных условий тренировок было спасение пострадавших в условиях шахты при имитации аварийной ситуации. Это также была тренировка на повышение психической устойчивости к воздействию сильных эмоциогенных факторов как одного из элементов стрессоустойчивости обучающихся.

Тренировки в таких приближенных к реальности условиях связаны с преодолением трудностей, позволяют выработать психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям, (эмоциональную стабильность и волевую регуляцию сотрудника) при определённых режимах профессиональной деятельности в экстремальных условиях с учётом специфики подготовки спасателей. Таким образом, обучающиеся при посещении действующих горных предприятий уже не испытывают потрясений при первых спусках под землю, быстрее приспосабливаются к практической работе на старших курсах.

Опросы студентов показали, что такая практика имеет большое значение для ознакомления с будущей профессией.

Литература

1. Шленков А.В., Зайкин Р.Г. Мониторинг формирования профессионально-важных качеств средствами профессионально-прикладной физической подготовки спасателей в образовательной организации МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 3 (39). С. 135-142.

2. Церфус Д.Н. Исследование нейродинамических характеристик курсантов Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

в группах с различной выраженностью когнитивных стилей // Проблемы управления рисками в техносфере. 2017. № 1 (39). С. 143-148.

3. Руденко Г.В., Хохлов С.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма: материалы VIII Междунар. горноспасат. конф. СПб.: С.-Петерб. горный ун-т, 2017.

4. Пихконен Л.В., Черечукин В.Г., Мироньчев A.B. Перспективы применения дополнительного профессионального образования для студентов направления подготовки «Горное дело» // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2017. С. 35-41.

5. Лобжа М.Т., Тыщенко Е.Г. Особенности методики поэтапного совершенствования уровня социальной устойчивости курсантов вуза Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе физической подготовки // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 3 (31). С. 147-155.

Referencis

2. Cerfus D.N. Issledovanie nejrodinamicheskih harakteristik kursantov Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii v gruppah s razlichnoj vyrazhennost'yu kognitivnyh stilej // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2017. № 1 (39). S. 143-148.

3. Rudenko G.V., Hohlov S.V. Metodika opredeleniya psihofiziologicheskogo potenciala organizma: materialy VIII Mezhdunar. gornospasat. konf. SPb.: S.-Peterb. gornyj un-t, 2017.

4. Pihkonen L.V., Cherechukin V.G., Miron'chev A.V. Perspektivy primeneniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya dlya studentov napravleniya podgotovki «Gornoe delo» // Podgotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij: sb. trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2017. S. 35-41.

5. Lobzha M.T., Tyshchenko E.G. Osobennosti metodiki poehtapnogo sovershenstvovaniya urovnya social'noj ustojchivosti kursantov vuza Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii v processe fizicheskoj podgotovki // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2014. № 3 (31). S. 147-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.