Научная статья на тему 'Опыт проведения учебной студенческой практики на базе горноспасательного отряда'

Опыт проведения учебной студенческой практики на базе горноспасательного отряда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ / УЧЕБНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / STUDYING STUDENT PRACTICE / ГОРНОСПАСАТЕЛЬ / АВАРИЯ / ACCIDENT / ПОДЗЕМНЫЙ ПОЖАР / UNDERGROUND FIRE / ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО / MINE-RESCUE WORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MINE-RESCUE SQUAD / MINING RESCUER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшов Станислав Вячеславович, Фомин Анатолий Валентинович

Одной из основных проблем преподавания профильных дисциплин для студентов специальности «Горное дело» направления подготовки «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в российских вузах является сложность в организации и проведении полноценной учебной практики на базе реального горноспасательного отряда. На данный момент все ВГСЧ подчиняются МЧС, что существенно усложняет вопрос организации работы студентов (за исключением вузов, подчиненных МЧС) на таких объектах. Однако без реальной практики ни один студент не способен стать полноценным специалистом в своей области. В 2014 г. в Горном университете данную проблему решить удалось. За период учебной практики на базе филиала Военизированного горноспасательного отряда в г. Шахты студенты овладели все основными навыками и приемами горноспасательного дела (тушение подземных пожаров, спасение людей под завалами горной массы, спасение людей при затоплении горных выработок, диспетчеризация в горноспасательных отделениях, подготовка к работе горноспасательного оборудования), изучили планы ликвидации аварии шахт Восточного Донбасса, осуществили экспериментальные отборы проб шахтного воздуха с дальнейшим его анализом, посетили шахту Замчаловскую и две обогатительные фабрики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшов Станислав Вячеславович, Фомин Анатолий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OFTRAININGSTUDENTSPRACTICEBASEDMINE RESCUE TEAM

One of the main problems of study process in education specialty «Technological safety and mining rescue work» in Russian universities is the difficulty in organizing and conducting a full-fledged educational practices based on real-mine-rescue squad. At the moment all mine-rescue squads obey the Ministry of Emergency Situations. However, without actual practice, no student is able to become a full-fledged expert in his field. In 2014, at the Mining University managed to solve this problem. During the period of practical training on the basis of paramilitary Shahtinskii mine rescue squad students have mastered all the basic skills and techniques of mine rescue work (extinguishing underground fires, rescue people under the rubble of the rock mass, rescue people in case of mine workings flooding, dispatching a rescue departments, preparation for work of mine rescue equipment), studied the emergency response plans of the Eastern Donbass mines, carried out experimental samplings mine air with its further analysis, visited the mine Zamchalovskaya and two processing plants. An internship student group BTS-11 on the basis of the real action, one of the largest in the Russian rescue teams, have significantly enriched their new useful information and qualitatively improved their level of knowledge in core academic subjects.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения учебной студенческой практики на базе горноспасательного отряда»

© C.B. Ковшов, A.B. Фомин, 2015

УДК 795

C.B. Ковшов, А.В. Фомин

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА БАЗЕ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА

Одной из основных проблем преподавания профильных дисциплин для студентов специальности «Горное дело» направления подготовки «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в российских вузах является сложность в организации и проведении полноценной учебной практики на базе реального горноспасательного отряда. На данный момент все ВГСЧ подчиняются МЧС, что существенно усложняет вопрос организации работы студентов (за исключением вузов, подчиненных МЧС) на таких объектах. Однако без реальной практики ни один студент не способен стать полноценным специалистом в своей области. В 2014 г. в Горном университете данную проблему решить удалось. За период учебной практики на базе филиала Военизированного горноспасательного отряда в г. Шахты студенты овладели все основными навыками и приемами горноспасательного дела (тушение подземных пожаров, спасение людей под завалами горной массы, спасение людей при затоплении горных выработок, диспетчеризация в горноспасательных отделениях, подготовка к работе горноспасательного оборудования), изучили планы ликвидации аварии шахт Восточного Донбасса, осуществили экспериментальные отборы проб шахтного воздуха с дальнейшим его анализом, посетили шахту Замчаловскую и две обогатительные фабрики.

Ключевые слова: военизированная горноспасательная часть, учебная студенческая практика, горноспасатель, авария, подземный пожар, горноспасательное дело, образовательная технология.

В Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» с 2011 года ведется подготовка студентов специальности «Горное дело» направления подготовки «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Одной из основных проблем преподавания профильных дисциплин (безопасность ведения горных работ и горноспасательное де-

ло, пожарная безопасность и др.) для студентов этой специальности в российских вузах является сложность в организации и проведении полноценной учебной практики на базе реального горноспасательного отряда. На данный момент все ВГСЧ подчиняются МЧС, что существенно усложняет вопрос организации работы студентов (за исключением вузов, подчиненных МЧС) на таких объектах. Однако без реальной практики ни один студент не способен стать полноценным специалистом в своей области, а его знания, в основном, остаются только теоретическими.

В соответствии с учебным планом и государственным образовательным стандартом на базе кафедры безопасности производств была разработана программа учебной практики на ВГСЧ.

Целью данной учебной практики является непосредственное, в условиях военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) и горнодобывающих предприятий, ознакомление студентов со специализацией «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» и задачами, решаемыми горными инженерами этой специализации на производстве.

Задачи данной учебной практики:

— формирование у студентов полного представления о выбранной специальности горноспасателя;

— закрепление полученных на специальных учебных дисциплинах (ноксология, надзор и контроль в сфере безопасности и др.) теоретических знаний;

— ознакомление студентов с работой военизированной горноспасательной части (ВГСЧ);

— прохождение студентами спецкурса подготовки членов вспомогательной горноспасательной команды;

— ознакомление студентов с работой отделов производственной безопасности горнодобывающих предприятий.

В результате прохождения учебной практики на базе ВГСЧ студент должен:

Знать:

— устройство и принципы работы основного горноспасательного оборудования;

— порядок работы и ВГСЧ;

— нормы содержания вредных примесей в воздухе горных выработок;

— методики определения физической работоспособности человека;

— принципы тушения подземных пожаров;

— нормативные документы для расследования несчастных случаев.

Уметь:

— отбирать пробы воздуха с анализом содержания метания и углекислого газа;

— составлять акты расследования несчастных случаев по форме Н-1;

— заполнять и вести журналы по технике безопасности

— проводить инструктажи по технике безопасности.

Владеть:

— навыками работы с основным горноспасательным оборудованием

— навыками тушения пожаров первичными средствами;

— навыками спасения человека при завалах и обрушениях;

— навыками работы с планом ликвидации аварии.

Форма проведения практики - выездная учебно-

ознакомительная на базе специализированного предприятия. Для выполнения предлагаемых на практике заданий формируются 2-3 бригады в зависимости от гендерного состава группы и состояния здоровья студентов, а также от их общего количества.

Занятия в рамках практики проходили на базе филиала военизированной горноспасательной части в г. Шахты и производственных объектов Ростовской обл.

Время проведения практики: июль-месяц. Ее продолжительность - 3-3 недели (180 часов).

Содержание разделов практики включает следующие основные пункты (табл. 1).

Практика была организована на самом высоком уровне благодаря всемерному содействию со стороны руководства Шахтинского филиала ВГСЧ (командир ВГСО - Пелих С.Г.), высокопрофессиональной подготовке студентов на базе учебного взвода отряда (командир - Илиев Г.М.), а также значительной организационной помощи со стороны руководителя Шахтинского представительства Национального минерально-сырьевого университета Голода В.А.

Таблица 1

Содержание студенческой учебной практики на базе военизированной горноспасательной части

Наименование этапа Вид учебной работы Содержание этапа Трудоемкость (час.)

Подготовительный этап практики Аудиторная 1. Установочные лекции: цели и задачи практики, краткий обзор предстоящих работ, учебные пособия и инструменты, необходимые в ходе прохождения практики. 2. Организационные мероприятия: формирование учебных бригад, инструктаж по технике безопасности. 8

Самостоя-тельная 3. Подготовка первичной информации об объектах проведения практик 8

Выездной этап практики Внеау-дитор-ная Выездной этап практики включает в себя учебные занятия на базе ВГСЧ, а также посещение производственных объектов: В состав учебных занятий входят: — тушение пожаров; — спасение людей под завалами горной массы; — спасение людей при затоплении горных выработок; — диспетчеризация в горноспасательных отделениях; — изучение устройства и принципов работы основного горноспасательного оборудования; — подготовка к работе горноспасательного оборудования; — включение в работу основного горноспасательного оборудования (респираторов, самоспосателей и др.); — изучение планов ликвидации аварии; — отбор проб воздуха с анализом содержания метания и углекислого газа; — составления актов расследования несчастных случаев по форме Н-1; — ведение журналов и проведение инструктажей по технике безопасности. 108

Окончание табл. 1

Наименование этапа Вид учебной работы Содержание этапа Трудоемкость (час.)

— определение физической работоспособности горнорабочего; — оказание первой доврачебной медицинской помощи; — специальная физическая подготовка.

Камеральный этап практики Самостоятельная 1. Работа с литературой. 2. Составление отчета. З.Оформление графических материалов. 52

Аудиторная 4. Защита отчета по практике. 4

Немаловажным аспектом успешности проведения подобной практики явилось наличие в территориальной доступности сразу нескольких шахт. Так, в течение прохождения практики, студенты Горного университета посетили шахту Замчаловскую, ее обогатительную фабрику, а также обогатительную фабрику шахты Обуховской. Посещение этих объектов позволило дополнительно закрепить студентами знания, полученные во время подготовки в учебном взводе (например, в рамках анализа плана ликвидации аварии).

Таким образом, опыт проведения учебной практики на базе ВГСО г. Шахты можно признать успешным, чему свидетельствуют положительные отклики от всех заинтересованных сторон - студенты, преподаватели Горного университета, руководство и сотрудники ВГСО г. Шахты.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобров И.А. Необходимое изменение стратегии обеспечения безопасности труда - переход к управлению риском / И.А. Бобров // Безопасность труда в промышленности. - 1998. - № 1. - С. 46.

2. Бульбашев А.П. Рациональная организация добычи полезных ископаемых в карьерах со сложными условиями труда горнорабочих / А.П. Бульбашев, Н.А. Гаспарьян, С.В. Ковшов, А.Н. Никулин, Ю.Д. Смирнов, Ю.В. Шувалов. - СПб: МАНЭБ. - 2009. - 464 с.

3. Ефимов В.И. Социальные последствия проявлений опасности на угольных шахтах / В.И. Ефимов // Безопасность труда в промышленности. -2012. - № 2. - С. 27-28.

4. Ковшов С.В. Управление риском производственного травматизма на шахтах ОАО «СУЭК-Кузбасс» на основе комплексного статистического анализа факторов производственной среды / С.В. Ковшов, Е.Г. Булдакова, Р.С. Истомин // Безопасность жизнедеятельности. — 2012. — № 10. — С. 47-51.

5. Скударнов С.М. Снижение производственного травматизма как следствие повышения культуры промышленной безопасности (на примере ОАО «СУЭК») / С.М. Скударнов, Г.И. Коршунов, С.В. Ковшов, И.В. Курта // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2012. — Т.5. — С. 48-53.

6. Соболев Г.Г. Горноспасательное дело / Г.Г. Соболев. - М.: Недра, 1979. - 432 с.

7. Ушаков К.З. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учебник / К.З. Ушаков, Н.О. Каледина, Б.Ф. Кирин. — М.: МГГУ,

2008. — 487 с. S2S

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Ковшов Станислав Вячеславович — кандидат технических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», kovshovsv@mail.ru, Фомин Анатолий Валентинович — кандидат социологических наук, советник директора по персоналу, ОАО «СУЭК», FominAV@suek.ru.

UDC 795

EXPERIENCE OFTRAININGSTUDENTSPRACTICEBASEDMINE RESCUE TEAM

Kovshov Stanislav Vyacheslavovich, Ph.D., associate professor of Safety department, National mineral resources university, kovshovsv@mail.ru, Russia,

Fomin Anatoliy Valentinovich, Adviser to the personnel director, candidate of sociological sciences, «SUEK», FominAV@suek.ru, Russia.

One of the main problems of study process in education specialty «Technological safety and mining rescue work» in Russian universities is the difficulty in organizing and conducting a full-fledged educational practices based on real-mine-rescue squad. At the moment all mine-rescue squads obey the Ministry of Emergency Situations. However, without actual practice, no student is able to become a full-fledged expert in his field. In 2014, at the Mining University managed to solve this problem. During the period of practical training on the basis of paramilitary Shahtinskii mine rescue squad students have mastered all the basic skills

and techniques of mine rescue work (extinguishing underground fires, rescue people under the rubble of the rock mass, rescue people in case of mine workings flooding, dispatching a rescue departments, preparation for work of mine rescue equipment), studied the emergency response plans of the Eastern Donbass mines, carried out experimental samplings mine air with its further analysis, visited the mine Zamchalovskaya and two processing plants. An internship student group BTS-11 on the basis of the real action, one of the largest in the Russian rescue teams, have significantly enriched their new useful information and qualitatively improved their level of knowledge in core academic subjects.

Key words: mine-rescue squad, studying student practice, mining rescuer, accident, underground fire, mine-rescue work, educational technology.

REFERENCES

1. Bobrov I.A. Neobhodimoe izmenenie strategii obespechenija bezopasnosti truda -perehod k upravleniju riskom (Necessary changestrategies to ensuresafety the transitionto risk management)/ I.A. Bobrov // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 1998. No 1. pp.

2. Bul'bashev A. P. Racional'naja organizacija dobychi poleznyh iskopaemyh v kar'erah so slozhnymi uslovijami truda gornorabochih (Rational organization of mining in quarries in the complex environment of miners) / A.P. Bul'bashev, N.A. Gaspar'jan, S.V. Kovshov, A.N. Nikulin, Ju.D. Smirnov, Ju.V. Shuvalov. SPb: MANJeB. 2009. 464 p.

3. Efimov V.l. Socialnye posledstvija projavlenij opasnosti na ugol'nyh shahtah (Social consequencesmanifestationshazardin coal mines) / V.l. Efimov // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2012. No 2. pp. 27-28.

4. Kovshov S.V. Upravlenie riskom proizvodstvennogo travmatizma na shahtah OAO «SUJeK-Kuzbass» na osnove kompleksnogo statisticheskogo analiza faktorov proiz-vodstvennoj sredy (Risk managementin the minesof JSC «SUEK-Kuzbass» based on a com-prehensivestatistical analysis ofproduction environmentfactors) / S.V. Kovshov, E.G. Buldakova, R.S. Istomin // Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. 2012. No 10. pp. 47-51.

5. Skudarnov S.M. Snizhenie proizvodstvennogo travmatizma kak sledstvie povyshenija kul'tury promyshlennoj bezopasnosti (na primere OAO «SUJeK») (Reductionof occupational injuriesas a resultimprove the culture ofindustrial safety(for example, JSC «SUEK»)) / S.M. Skudarnov, G.I. Korshunov, S.V. Kovshov, I.V. Kurta // Gornyj informa-cionno-analiticheskij bjulleten'. 2012. T.5. pp. 48-53.

6. Sobolev G.G. Gornospasatel'noe delo (Mine-rescue work) / G.G. Sobolev. Moscow: Nedra, 1979. 432 p.

7. Ushakov K.Z. Bezopasnost' vedenija gornyh rabot i gornospasatel'noe delo (Mining safety and mine-rescue work): Uchebnik / K.Z. Ushakov, N.O. Kaledina, B.F. Kirin. Moscow: MGGU, 2008. 487 p.

46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.