Научная статья на тему 'Модель системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России'

Модель системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ФИЛИАЛЫ ВУЗА ГПС МЧС РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / MODEL / A CONTROL SYSTEM / BRANCHES OF HIGH SCHOOL OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA / PROFESSIONAL WORK / THE FACULTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северин Николай Николаевич, Масаев Виктор Николаевич

В работе представлены результаты исследований по обоснованию модели системы управления профессиональной деятельностью преподавателей в филиалах вуза ГПС МЧС России и педагогических условий, необходимых для ее реализации. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Северин Николай Николаевич, Масаев Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the control system of faculty professional work in branches of high school of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia

In work results of researches on a substantiation of model of a control system by professional work of teachers in branches of high school, State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia and the pedagogical conditions necessary for its realization are presented. High efficiency of the developed model is experimentally confirmed.

Текст научной работы на тему «Модель системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России»

рость преодоления дистанций различной протяжённости в ходе матча выявлена у линейных игроков (1,34^1,40 м/с);

- опыт применения дифференцированного подхода в рамках тренировочных занятий по совершенствованию скоростных способностей высококвалифицированных гандболистов разных игровых амплуа является обоснованным и необходимым для включения в практику подготовки отечественных команд;

- суммарное количество преодолеваемой дистанции игроками разных амплуа в тренировочном дне на общеподготовительном этапе годичной подготовки высококвалифицированных гандболистов должно составлять не менее 150% от соревновательной для роста специальной выносливости, варьируя в ходе мезоцикла от 100% до 200% в занятиях с ударным характером нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева, В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного ма-стрества / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М. : Физическая культура, 2005. - 276 с.

2. Сахарова, М.В. Методики совершенствования скоростной выносливости гандболистов высокой квалификации в подготовительном периоде / М.В. Сахарова, С. А. Си-дорчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 141-144.

3. Acsinte, E. Physical condition in high performance team handball / E. Acsinte, A. Alexsandru // European handball periodical. - Austria, Vien, 2007. - P. 2-12.

4. AI-Lail, Abu Ahmed. A Motion Analysis of Work-Rate & Heart Rate of Elite Kuwaiti Handball Players / A.A. AI-Lail // Asian handball federation periodical. - Kuwait, 1996. -P. 7-8.

5. Bon, M. ^mputer vision system for tracking handball players during the match / M. Bon // Coaches’ Seminar during the 2004 Men’s European Championship in Slovenia. 22 of January - 1 of February. - Austria : EHF, Vienna, 2004. - P. 1-8.

6. Sibila, M. Position-related differences in volume and intensity of large-scale cyclic movements of male players in handball / M. Sibila, D. Vuleta, P. Pori // Kinesiology. - Zagreb, Croatia, 2004. - № 36. - P. 51-59.

Контактная информация: stiv-omel@rambler.ru

УДК 796.07

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ФИЛИАЛАХ ВУЗА ГПС МЧС РОССИИ

Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Виктор Николаевич Масаев, соискатель,

Сибирский филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,

г. Красноярск

Аннотация

В работе представлены результаты исследований по обоснованию модели системы управления профессиональной деятельностью преподавателей в филиалах вуза ГПС МЧС России и педагогических условий, необходимых для ее реализации. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели.

Ключевые слова: модель, система управления, филиалы вуза ГПС МЧС России, профессиональная деятельность, профессорско-преподавательский состав.

MODEL OF THE CONTROL SYSTEM OF FACULTY PROFESSIONAL WORK IN BRANCHES OF HIGH SCHOOL OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA

Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University,

Victor Nikolaevich Masaev, the competitor,

Siberian branch of the St. -Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia,

Krasnoyarsk

Annotation

In work results of researches on a substantiation of model of a control system by professional work of teachers in branches of high school, State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia and the pedagogical conditions necessary for its realization are presented. High efficiency of the developed model is experimentally confirmed.

Keywords: model, a control system, branches of high school of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia, professional work, the faculty.

В настоящее время обучение в филиалах вузов ГПС МЧС России рассматривается как важный фактор повышения эффективности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов пожарной безопасности в провинциальных городах России.

Практика организации образовательного процесса в филиалах вузов ГПС МЧС России, свидетельствует о нерешенности задач, связанных с совершенствованием системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава.

Основная цель совершенствования системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России

- это постоянный мониторинг и учет мнения педагогов по ее изменению. Необходимой представляется и обратная связь, имеющая отношение к результатам, которую следует установить с выпускниками филиала вуза [3].

Это инструментарий, благодаря которому возможно судить о различных аспектах системы управления филиалом вуза ГПС МЧС России, в том числе, о мере включенности в этот процесс педагогов, каналах коммуникации, идущих «снизу вверх» и обратно.

Новую систему управления профессиональной деятельностью преподавателей нельзя внедрить, полагая, что все пройдет гладко, без проблем; необходимо руководить этим процессом и оказывать поддержку. В частности, важно иметь инфраструктуру, способствующую коммуникации в рамках филиала вуза ГПС МЧС России.

Управление системами коммуникации обычно предполагает применение различных методов, хотя предпочтение отдается, скорее, высказываемым, чем письменно зафиксированным представлениям.

Одна из проблем, связанная с восходящими или нисходящими коммуникациями, заключается в том, что они являются преимущественно односторонними (то есть информация передается либо «снизу вверх», либо наоборот).

Об эффективности управления образовательным процессом свидетельствуют инновационное мышление педагогов, оптимистичность и индекс деятельности.

Фактор оптимистичности измеряет удовлетворенность работой и обязательства. Педагогов спрашивали о том, какие ощущения они испытывают или что они чувствуют по отношению к своему руководству, при этом речь шла о личной идентификации, включенности и лояльности. Важно было оценить степень удовлетворенности педагогов своей работой.

Индекс деятельности представляет собой показатель удовлетворенности системой

управления образовательным процессом. Он выводится из оценок шести главных аспектов: внутренней коммуникации, внешней коммуникации, личной оценки, проверки педагогической деятельности, планирования, цели и направления развития филиала вуза ГПС МЧС России [4].

Основываясь на данных положениях, нами была разработана технология управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России (рис.).

Решаемые задачи

I -----

• Поиск новых педагогов для филиала вуза ГП С МЧС России;

• Определение уровня психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава;

• Разработка программы по повышению уровня психолого -педагогической подготовленности преподавателей;

• Оценка индивидуальных возможностей преподавателей по улучшению качества образовательного процесса;

• Планирование профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава;

• Проведенж конкурса на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава;

• Определение целей по управлению профессиональной подготовкой преподавателей.

• Коордитция и регулирование деятельности руководящего состава филиала вуза ГПС МЧС России по управлению профессюнальной деятельностью прегодавателей;

• Организация взаимодействия структурных подразделений филиала вуза при управлении профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава;

• Проведенж мероприятий по повышению мотивациии активации профессиональюй деятельности прегодавателей;

• Разработка системы мер по стимулированию профессорско-преподавательского состава к повышению качества подготовки специалистов;

• Создание условий для самовыражения и самосовершенствования преподавателей;

• Определение показателей эффективно сти профессиональюй деятельности

преподавателей филиалов вузов ГПС МЧС России.______________________________________

• Оценка профессиональной деятельности каждого педагога;

• Организация контроля за качеством учебно-воспитательного процесса;

• Определение малоэффективных методов и средств управления профессиональной деятельностью педагогов;

• Оценка и учет мнения студентов о качестве профессиональной деятельности каждого педагога.

• Выявление и устранение причин недостаточю высокого уровня эффективности управления профессиональной деятельностью преподавателей;

• Сравнение полученных результатов с планируемыми;

• Переработка информации о профессиональной деятельности педагогов, полученной по каналу «обратюй связи»;

• Внесение изменений и дополнений в систему управления профессиональной деятельностью профессорско-прегодавательского состава филиала вуза ГПС МЧС России.

Рис. Модель управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России

Данные, полученные нами, свидетельствуют о большом влиянии эффективной системы коммуникаций на позицию педагогов. Но к определенным решениям могут подталкивать ощущения, которые возникают у части педагогов в связи с тем, что они не имеют достаточной информации о происходящем в филиале вуза ГПС МЧС России.

Это может послужить одной из причин возникновения проблем в системе коммуникаций. Педагоги могут воспринимать систему коммуникация, в качестве односторонней - не обеспечивающей их необходимой информацией или не предоставляющей право высказаться. Кроме того, педагоги могут осознавать сами себя в качестве не имеющих

права выбора или тех, с выбором которых не считаются. Эта точка зрения еще более укрепляется, если чрезмерен контроль руководителей филиала вуза над способами и содержанием коммуникации.

Мониторинг системы управления образовательным процессом должен соответствовать целям обучения в филиале вуза ГПС МЧС России. Возможно несколько уровней проводимого мониторинга. Существующие процедуры управления образовательным процессом могут быть отслежены с разных сторон.

Необходимо проанализировать содержание образовательного процесса, чтобы убедиться, соответствуют ли его цели требованиям «важных и подходящих» направлений. Если это не обнаруживается, то становится очевидным, что необходимо провести соответствующие коррекции; или же таким образом выявляется фундаментальный недостаток в действии системы управления.

Филиалы вузов ГПС МЧС России, для которых обычной практикой является мониторинг, станут оценивать сложившуюся ситуацию, а это первый шаг в совершенствовании системы управления образовательным процессом. Подобное обстоятельство укрепляет потребность воспринимать оценивание не только как окончание процесса, но, скорее, в качестве составной части управления педагогической деятельностью [1,2,5].

Система управления профессиональной деятельностью преподавателей охватывает многие конкретные процедуры и события, среди которых и анализ качества подготовки выпускников. Важным представляются и мнения педагогов относительно этого. Пересмотр задач и других аспектов педагогической деятельности - это главное в системе управления образовательным процессом в филиалах вуза ГПС МЧС России.

Мониторинг, который более сфокусирован на проблеме, может представлять диагностическую ценность. Среди методов, которые можно использовать для сбора информации: беседы с педагогами, групповые обсуждения и анкеты. Комбинация их более полезна, поскольку каждый способ в отдельности имеет свои преимущества и недостатки. Анкеты позволяют собрать количественные данные по ряду вопросов, однако их формат является ограниченным. Беседы, в свою очередь, предоставляют педагогам больше свободы для выражения своей точки зрения. Они, как и групповые обсуждения, могут играть важную роль в процессе разработки анкет. Однако если субъекты управления не подключены к составлению вопросов, велик риск, что анкеты не будут рассматриваться как инструменты двунаправленной коммуникации (табл.1).

Таблица 1

Оценка педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава

филиала вуза ГПС МЧС России (по каналу «обратной связи»)

№ п/п Вопросы

1. Были ли Вы предупреждены, что с Вами будут беседовать?

2. Достаточно ли было у Вас времени, чтобы подготовиться к обсуждению?

3. Затрагивал ли опрос какую-нибудь часть педагогической деятельности, которую Вы делаете особенно хорошо?

4. Упоминались, обсуждались ли слабые стороны Вашей педагогической деятельности?

5. Упоминались, обсуждались ли в беседе с Вами потребности в обучении и развитии?

6. Достигнуто ли согласие с заведующим кафедрой относительно того, каковы направления Вашей деятельности на следующий год?

7. Обсуждались ли факторы, которые находятся вне сферы Вашего контроля?

8. Прояснилось ли что-то для Вас после обсуждения относительно того, что Вы смогли бы улучшить в своей работе?

9. Высказывали ли Вы и обсуждали ли Ваши идеи с заведующим кафедрой во время беседы?

10. Что обсуждалось откровенно и открыто?

11. Получили ли Вы точную и полезную обратную связь о том, как Ваш заведующий кафедрой оценивает Ваши успехи, достигнутые в работе?

Специально приспособленные анкеты необходимо использовать ежегодно для регулярного мониторинга и диагностики качества управления образовательным процессом.

Выяснение мнений используется как инструмент индивидуальной обратной связи при оценке, которая направлена «снизу вверх». В данном же контексте нас интересует улучшение аспектов работы всей системы управления в целом. В этом случае необходимо огласить и обсудить полученные результаты.

Осуществление управления образовательным процессом предполагает изменения, которые касаются множества аспектов и занимают много времени, поэтому его совершенствование необходимо подвергнуть мониторингу, чтобы скорректировать действия [6]. Осуществление управления педагогической деятельностью предполагает использование системы коммуникации. Необходимо предусмотреть все возможное, чтобы структуры коммуникации и организационные процессы оказались двунаправленными [4].

Как правило, управление образовательным процессом в филиалах вуза представляется циклом действий, в котором особо значимая роль отводится заведующему кафедрой. В этом случае, система управления педагогической деятельностью профессорско-преподавательского состава рассматривается как то, что принадлежит заведующему кафедрой и управляется им [3,7].

В ходе проведенного опроса профессорско-преподавательского состава Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России были установлены показатели эффективной работы системы управления профессиональной деятельностью преподавателей. Основными показателями эффективной работы системы управления профессиональной деятельностью преподавателей, являются:

- эффективная система коммуникации (33,7% из числа опрошенных педагогов);

- постоянная обратная связь (29,8%);

- улучшение показателей педагогической деятельности и планирования (20,0%);

- участие всех субъектов управления в постановке целей и задач (10,2%);

- различные способы поощрения педагогов (6,3%).

Таким образом, совершенствование системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза предполагает постоянное использование мониторинга в виде обратной связи, когда учитываются мнения педагогов и студентов относительно качества обучения.

В ходе дальнейшего исследования выявлялись педагогические условия, необходимые для реализации разработанной модели управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.

На заключительном этапе исследования экспериментально проверялась эффективность разработанной модели управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиале вуза ГПС МЧС России.

У преподавателей ЭГ достоверно улучшились показатели мотивации к высокоэффективной профессиональной деятельности; психолого-педагогической подготовленности; проявления творчества в профессиональной деятельности. У преподавателей КГ эти изменения не имели достоверного уровня значимости (табл.3).

Таблица 2

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для реализации разработанной модели управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вузов ГПС МЧС России (п=71)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Наличие научно обоснованной технологии управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава 20,6

2 Проведение мероприятий по повышению уровня профессиональной и психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава 19,5

3 Создание условий для самосовершенствования профессорско-преподавательского состава 14,3

4 Установление четких критериев оценки индивидуальных способностей преподавателей 12,8

5 Определение показателей эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава 12,2

6 Совершенствование системы профессионального отбора профессорско-преподавательского состава для филиала вуза 10,7

7 Постоянный поиск новых направлений совершенствования системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава 5,5

8 Создание эффективной системы контроля над профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава 4,4

Таблица 3

Изменение показателей, характеризующих профессиональную деятельность профессорско-преподавательского состава Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России за период проведения ______________педагогического эксперимента (по 4-балльной шкале)_________________

№ п/п Наименование показателей Средние значения показателей, балл (х ±т) Р

До эксперимента После эксперимента

1. Мотивация к высокоэффективной профессиональной деятельности КГ 3,18±0,12 3,27±0,15 >0,05

ЭГ 3,17±0,14 3,71±0,12 <0,05

2. Психолого-педагогическая подготовленность КГ 3,10±0,10 3,15±0,14 >0,05

ЭГ 3,08±0,11 3,59±0,15 <0,05

3. Проявляемые усилия в профессиональной деятельности КГ 3,28±0,17 3,29±0,15 >0,05

ЭГ 3,27±0,19 3,35±0,17 >0,05

4. Личная дисциплинированность КГ 3,34±0,17 3,37±0,12 >0,05

ЭГ 3,38±0,18 3,42±0,14 >0,05

5. Проявление творчества в профессиональной деятельности КГ 3,23±0,18 3,37±0,17 >0,05

ЭГ 3,21±0,19 3,58±0,15 <0,05

6. Стремление к самосовершенствованию КГ 3,08±0,11 3,12±0,12 >0,05

ЭГ 3,05±0,18 3,17±0,10 >0,05

7. Педагогическое мастерство КГ 3,11±0,14 3,14±0,19 >0,05

ЭГ 3,07±0,21 3,12±0,23 >0,05

Объективным показателем высокой эффективности разработанной модели управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России было улучшение качества профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы.

ВЫВОД: Разработанная модель управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России показала высокую эффективность и может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс филиалов вузов противопожарной службы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

2. Бордовский, Г.А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки / Г. А. Бордовский // Подготовка специалистов в области образования. Основные направления совершенствования. - СПб., 1996. - Вып. IV. - С. 14-18.

3. Валуйских, Н.В. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза / Н. В. Валуйских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 27-32.

4. Васильев, В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий / В.Н. Васильев ; Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск : [б.и.], 2000. - 237 с.

5. Горшков, А. С. Управление региональной системой высшего образования / А.С. Горшков ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 215 с.

6. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации: государственная политика и управление : учебное пособие / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. - М. : Академия, 2007. -192 с.

7. Савченко, Т.В. Научно-теоретические предпосылки совершенствования системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России : монография / Т.В. Савченко ; Белгородский гос. ун-т. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2005. - 89 с.

Контактная информация: masaev777@mail.ru

УДК 614.2 + 796/799

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П.

Павлова

Аннотация

Исследовано качество жизни студентов в зависимости от уровня двигательной активности. С помощью опросника SF-36 установлено, что уровень двигательной активности влияет не только на физическое функционирование, но и на другие составляющие качества жизни

Ключевые слова: качество жизни, двигательная активность, студент.

PHYSICAL ACTIVITY - THE BASIS OF QUALITY OF STUDENTS’ LIFE

Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University

Annotation

Quality of students’ life was investigated, depending on the level of physical activity. The questionnaire SF-36 revealed that the level of physical activity does not only affect physical functioning but also other components of quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.