S. Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов I Ю.А. Шахмурадов. - М. : Высшая школа, 1997. - 1S9 с.
9. Martell, W.A. Greco-Roman wrestling I W.A. Martell. - Illinois, Champaing : Human Kinetics Publishers, 1993. - 166 p.
10. Mirzaei, B. Physiological profile of a world wrestling champion I B. Mirzaei II Annual Review of Wrestling Research (Curby EdD). - Illinois, LaGrange, 2010. - P. 42-47.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ
ГПС МЧС РОССИИ
Ярослава Михайловна Чапская, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
Алексеевка
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по обоснованию педагогической технологии формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России и результаты педагогического эксперимента по проверке ее эффективности. Разработанная педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России показала высокую эффективность и может быть рекомендована для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки данной категории специалистов.
Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная направленность; вузы ГПС МЧС России.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION AMONG THE TRAINED IN HIGHER SCHOOLS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Yaroslava Mihajlovna Chapskaya, the competitor,
Alekseevka branch of the Belgorod State University
Annotation
The article presents the materials of author’s researches on the substantiation of pedagogical technology of formation of the professional orientation among trained at higher schools of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia and results of pedagogical experiment on check of its efficiency. The developed pedagogical technology for formation of the professional orientation among studing at the universities of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia has shown high efficiency and can be recommended for wide introduction in process of vocational training of the given professional category.
Keywords: pedagogical technology, professional orientation, higher schools of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia.
Практика службы в пожарных частях ГПС МЧС России требует решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высоким уровнем профессиональной направленности. Основным источником комплектования кадров для государственной противопожарной службы являются вузы ГПС МЧС России. Анализ системы профессиональной подготовки курсантов и студентов в вузах ГПС МЧС России свидетельствует о недостаточной эффективности образовательного процесса. Многие из выпускников вузов ГПС МЧС России не могут самостоятельно принимать правильные решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает
потребность в повышении эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов в вузах ГПС МЧС России.
Служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России не только знаний, но и проявления личностных качеств, без которых невозможна эффективная профессиональная деятельность. Уровень развития этих качеств характеризует устойчивость профессиональной направленности личности [1-3].
Педагогическая практика в вузах ГПС МЧС России показывает, что преподаватели и командиры учебных подразделений основные успехи в развитии личности обучаемых связывают лишь с высокими результатами в учебе и выполнении служебных обязанностей.
Крайне редко в процессе учебной деятельности курсантов, студентов ставятся задачи, направленные на формирование навыков коллективного труда и сотрудничества, совместного преодоления трудностей и переживания радости от успешно проделанной работы. Это, безусловно, замедляет процесс формирования профессиональной направленности у курсантов и студентов вузов ГПС МЧС России в ходе учебной деятельности.
Такое состояние педагогической практики обуславливается тем, что и в теории профессионального образования проблема формирования профессиональной направленности личности будущего сотрудника ГПС МЧС России недостаточно разработана.
В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением и созданием педагогических условий для эффективного формирования профессиональной направленности у будущих сотрудников ГПС МЧС России. Слабо изучены специфические особенности самого процесса формирования профессиональной направленности.
В процессе предварительного исследования выявлялись уровни развития профессиональной направленности у обучающихся в Белгородском государственном технологическом институте им. В.Г. Шухова по специальности «Пожарная безопасность» (Объем выборки 168 чел. - 1-4 курсы). Установлено, что «низкий» уровень, характеризуется отсутствием осознания значимости для обучаемого взаимопонимания, знания отрывочны, доминирует негативная установка (5,3% обучаемых);
- уровень «ниже среднего», характеризуется наличием у обучаемых ограниченных знаний, слабой мотивации к обучению, ситуативной зависимости поведения от внешних обстоятельств (11,2% обучаемых);
- «средний» уровень, характеризуется осознанным отношением к будущей профессиональной деятельности, согласованностью в проявлениях мыслей, чувств, поведения, достаточной мотивацией к обучению (54,5% обучаемых);
- уровень «выше среднего», характеризуется появлением согласованности мыслей, чувств, поступков в отношении к окружающим людям, недостаточной устойчивостью поведения, умением отстоять свою точку зрения и высокой мотивацией к учебе (27,2% обучаемых);
- «высокий» (эталонный) уровень, характеризуется гармонией и устойчивостью согласованности мыслей, чувств и действий. Обучаемым присущи основательность знаний, самостоятельность, активность, сопереживание, содействие окружающим людям (1,8% обучаемых).
В ходе дальнейшего исследования выявлялись факторы, определяющие эффективность процесса формирования профессиональной направленности у будущих сотрудников ГПС МЧС России. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Наши исследования показали, что профессионализация студентов вуза должна осуществляться на основе использования вариативных учебных планов и программ, позволяющих организовывать эффективную профессиональную подготовку. Она будет успешной, если будет осуществляться поэтапно с ярко выраженной практической и профессиональной направленностью.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность процесса формирования профессиональной направленности ________________у обучающихся в вузах ГПС МЧС России (п=78)________________
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель, %
1 Тесная связь изучаемого материала с будущей служебной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России 19,6
2 Учет индивидуальных возможностей к обучению в процессе профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС России 17,2
3 Использование проблемно-деятельностного подхода к обучению 15,3
4 Наличие научно обоснованной системы диагностики, определяющей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России 14,2
5 Конструирование правильного взаимодействия педагогических систем «преподаватель - обучаемый» и «учебная группа - обучаемый» 10,8
6 Наличие объективных методик изучения личности обучаемого, его поведения, мыслей, чувств 9,7
7 Эмпатичность профессорско-преподавательского состава к проблемам обучающихся 7,8
8 Наличие научно обоснованной этапности процесса формирования профессиональной направленности у обучаемых со своими целями, задачами и содержанием 5,4
На завершающем этапе исследования обосновывались психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузе ГПС МЧС России и экспериментально проверялась их эффективность. Для этого проводился опрос профессорско-преподавательского состава и опытных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих стаж работы более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ранговая структура психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ___________________________ГПС МЧС России (п=78)______________________________
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Программно-целевая направленность образовательного процесса с активным использованием средств воспитания 19,2
2 Создание обстановки на занятиях для повышения познавательной активности обучаемых 18,8
3 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у обучающихся к занятиям и дальнейшей профессиональной деятельности 17,2
4 Стимулирование обучающихся к саморазвитию, обеспечивающему самоутверждение и самовыражение личности в разнообразных делах и поведении 14,1
5 Формирование у обучающихся познавательной самостоятельности в процессе профессиональной подготовки 10,7
6 Насыщенность процесса обучения активными формами профессиональной подготовки 8,0
7 Высоконравственное взаимодействие преподавателей и обучающихся, комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональноволевую, деятельностную сферы личности в ходе обучения 6,2
8 Выработка объективных критериев оценки уровня сформированности профессиональной направленности у обучающихся и контроль над ее развитием 5,8
Таким образом, изучение специальных дисциплин должно осуществляться в тесной взаимосвязи между собой. Основываясь на этих положениях, нами была разработана комплексная педагогическая технология формирования профессиональной направленности у будущих специалистов пожарной безопасности (рис. 1).
Рис. 1. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России.
Так, испытуемые экспериментальной группы имели значительно преимущество по сравнению с испытуемыми контрольной группы по параметрам характеризующим профессиональную направленность (табл. 3).
Таблица 3
Оценка развития компонентов профессиональной направленности у испытуемых экспериментальной и контрольной групп _______по окончании педагогического эксперимента (по 5-балльной шкале)_____
№ п/п Компоненты профессиональной направленности Экспертная оценка испытуемых ЭГ Самооценка испытуемых ЭГ Экспертная оценка испытуемых КГ Самооценка испытуемых КГ Р
ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл
1. Оценочный 4,67±0,05 4,81±0,06 4,18±0,07 4,07±0,04 <0,05
2. Эмоциональный 4,21±0,11 4,53±0,014 4,01±0,17 4,43±0,15 >0,05
3. Мотивационно- оценочный 4,29±0,05 4,34±0,04 4,06±0,06 4,14±0,07 >0,05
4. По качеству в целом 4,31±0,07 4,57±0,05 4,04±0,04 4,21±0,03 <0,05
Объективным критерием высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования профессиональной направленности у испытуемых служили отзывы на выпускников вуза ГПС МЧС России.
Выпускники ЭГ превосходили своих товарищей из КГ по всем показателям, характеризующим уровень развития профессиональной направленности. Особенно ощутимое преимущество было в таких показателях, как самостоятельность, ответственное отношение к любым поручениям, творчество в процессе служебной деятельности, увлеченность при решении профессиональных задач, взаимопонимание, положительное решение конфликтов и др.
Выпускники экспериментальной группы быстрее адаптировались к сложным условиям профессиональной деятельности, профессиональные навыки и умения у них были более прочными и долгосрочными по сравнению с выпускниками контрольной группы.
Вывод: Разработанная педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России показала высокую эффективность и может быть рекомендована для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки данной категории специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев, А.Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях / А.Н. Зайцев // III Межведомственная науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации» (17 апреля 2009 года). - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1. - С. 147-150.
2. Проходимова, Е.М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России / Е.М. Проходимова // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России : материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2005. - С. 85-94.
3. Стригельская, И.Ю. Психолого-педагогические условия интенсификация боевой и физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России / И.Ю. Стригельская // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - СПб., 2003. - С. 67-69.
Контактная информация: [email protected]