мест заняв пятое место, один юноша стал седьмым. Уровень различия между ЭГ-1 и КГ составил Р-Уа1ие = 0,01.
Так же необходимо отметить успешное выступление дзюдоистов этой группы на первенстве России до 17 лет, которое проходило в Астрахани с 09.02.2011 по 11.02.2011 г. Двое спортсменов Багаутдинов Виль и Патоков Павел завоевали первые места, Гусева Наталия заняла второе место, Хлобыстин Дмитрий остановился на третьей позиции в итоговом протоколе, Ершов Павел стал пятым. Все перечисленные выше ребята попали в сборную команду страны.
Показатели выступления дзюдоистов экспериментальной группы №2 на первенстве Санкт-Петербурга и первенстве России подтверждают на практике убежденность основателя Дзигаро Кано [2] о том, что для понимания борьбы дзюдо и успешного выступления на соревнованиях необходимо помимо совершенствования личного техникотактического арсенала, развития физических и психологических качеств, разучивать и отрабатывать ката.
Так же необходимо отметить эффективность разработанной программы подготовки по ката для дзюдоистов 15-16 лет. Об этом свидетельствует успешное выступление юношей экспериментальной группы №1 на соревновании по ката. Данные результаты важны для популяризации дзюдо в мире, так как занятия ката менее травматичны и не требуют специальной физической подготовленности, такой, какая необходима для участия в соревнованиях по дзюдо.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзюдо : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Акопян А.О. [и др.]. - М. : Советский спорт, 2008. - 96 с.
2. Отаки, Т. Техника дзюдо / Тадао Отаки, Донн Ф. Дрэгер ; пер. с англ. Е. Гупало. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 592 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС
РОССИИ
Татьяна Евгеньевна Илюшина, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
Алексеевка
Аннотация
В статье автор рассматривает структурно-функциональную модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России. Показана взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России и степени развития у них коммуникативных способностей. Обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России. Разработанная модель предусматривает формирование необходимых профессиональных умений с помощью определенных средств и методических приемов развития коммуникативных способностей. Результатом развития этих способностей являются: коммуникативные знания, умения и навыки; коммуникативный потенциал; коммуникативная харизма; коммуникабельность. В работе представлены результаты педагогического эксперимента, которые свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России.
Ключевые слова: сотрудники ГПС МЧС России; коммуникативные способности; структурно-функциональная модель; профессиональная подготовка.
STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES AMONG THE EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Tatyana Evgenevna Ilyushina, the competitor,
Alekseevka branch of the Belgorod State University
Annotation
The author considers in article the structurally functional model of development of communicative abilities among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The interrelation of efficiency of professional work of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia and degree of development among them of communicative abilities have been shown. The psychology-pedagogical conditions necessary for development of communicative abilities among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia have been proved. The developed model provides formation of necessary professional abilities by means of certain means and methodical modes of development of communicative abilities. Results of development of these abilities are the following: communicative knowledge, skills; communicative potential; communicative charisma; skill to communicate. The work presents the results of pedagogical experiment which testifies to high efficiency of the developed model of development of communicative abilities among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Keywords: employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia, communicative abilities, structurally functional model, vocational training.
Современный специалист ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без коммуникативной деятельности. Эффективность коммуникативной и профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей [1]. В этом аспекте развитие коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки в пожарных частях рассматривается как средство и условие формирования у сотрудника ГПС МЧС России интегративного мышления, понимания сущностных основ профессии и необходимого для ее реализации деятельностного инструментария - способов, методов, моделей профессиональной деятельности в различных условиях, в том числе и в чрезвычайных ситуациях. Такой подход обеспечивает коммуникативную компетентность, мобильность и профессиональную готовность сотрудника ГПС МЧС России, его соответствие современным и перспективным требованиям. В педагогической и психологической науке разрабатываются целостные концепции профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России [2-6]. Наиболее важным достижением этих концепций является признание факта, что формирование коммуникативных способностей обеспечивает профессиональное развитие сотрудника ГПС МЧС России. Формирование коммуникативных способностей является длительным, целостным процессом развития личности, а профессиональное становление в пожарных частях индивидуально, своеобразно и неповторимо, как неповторимы индивидуальные особенности, способности, интересы и свойства личности [5]. Профессионально зрелая личность - всегда неповторимая индивидуальность [6], а индивидуальность определяется основными ее сферами, одной из которых является интеллектуальная сфера, определяемая степенью развития коммуникативных способностей.
Как отмечает Министр МЧС России С.К.Шойгу, развитие коммуникативных способностей личности является одной из важнейших задач для ГПС МЧС России, т.к. высокий интеллектуальный потенциал сотрудников ведомства позволяет эффективнее решать профессиональные задачи при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных мероприятий. Между тем, как отмечает в своем исследовании А.В. Белозерских [2], в последние годы наметилась устойчивая тен-
денция снижения интеллектуального потенциала сотрудников ГПС МЧС России. По ее мнению основными причинами низкого уровня интеллектуализации сотрудников ГПС МЧС России являются:
- отсутствие педагогической теории формирования аналитического мышления на основе развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки в учебных центрах и пожарных частях;
- низкий уровень культуры творческого и критического мышления;
- слабость мотивации по развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей.
В настоящее время не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением структуры коммуникативных способностей, необходимых сотрудникам ГПС МЧС России для эффективной профессиональной деятельности, практически отсутствуют исследования, связанные с обоснованием модели и психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки в пожарных частях. Все вышесказанное негативно влияет на уровень профессиональной подготовленности сотрудников ГПС МЧС России.
С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России, был проведен опрос опытных специалистов Государственной противопожарной службы. Всего в опросе приняли участие 73 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для
реализации модели развития коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России пожарных частей _______________________________________(п=73)_______________________________________
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Максимально эффективное использование преимуществ учебновоспитательного общения в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС 17,7
2 Умение руководителя занятий располагать обучаемых к общению 16,5
3 Создание условий для адекватного восприятия и понимания своеобразия личности каждого обучаемого 15,3
4 Прогнозирование развития межличностных отношений в процессе коммуникативного взаимодействия сотрудников ГПС МЧС 14,1
5 Умение руководителей занятий производить благоприятное впечатление на обучаемых 11,8
6 Использование всего многообразия форм общения с обучаемыми в процессе их профессиональной подготовки 8,2
7 Органическое сочетание коммуникативного и профессионального взаимодействия 5,9
8 Соблюдение психолого-педагогического такта в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС 4,7
9 Организация сотрудничества с обучаемыми, инициирование благоприятного климата общения 3,5
10 Гармонизация внутренних и внешних личностных проявлений руководителя занятий в процессе общения с обучаемыми 2,3
Анализ исследований и опыта обучения сотрудников ГПС МЧС России позволил установить, что разработка и внедрение принципов, структуры, технологий профессиональной подготовки, направленных на развитие коммуникативных способностей у спе-
циалистов осуществляется на основе проблемного подхода к процессу профессиональной подготовки. При этом в качестве факторов развития, совершенствования коммуникативных знаний и умений у сотрудников ГПС МЧС России выступают: структурирование и систематизация учебного материала; учет индивидуальных особенностей; самостоятельная работа; система контроля и оценки учебной деятельности; реализация обратной связи в виде передачи информационного и методического материала; функциональность содержания обучения. Опираясь на эти теоретические положения, была разработана структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России (рис.1).
Коммуникативные способности сотрудника ГПС МЧС России
Способность к креативности в процессе профессиональной деятельности
Способность Способность
выстраивать связное своевременно
высказывание своих обратиться к
мыслей в условиях коллегам за
- чрезвычайных - разъяснением -
ситуаций профессиональных
вопросов
Способность вести беседу в рамках типичной профориентиро-ванной сферы общения
Формирование необходимых умений
Умение Умение владеть Умение распознавать
анализировать коммуникативной незнакомые
коммуникативную деятельностью при пр офес сио нальные
деятельность, - не благо приятных - термины, -
определять основную факторах внешней устанавливать их
мысль среды значение
Умение следить за логикой рассуждений коллег по службе во время коммуникативного взаимодействия
I
Коммуникативные средства регуляции
Объективизация
состояния
профессиональной
деятельности
Объективная оценка чрезвычайно ситуации, определение главного в коммуникативной деятельности
Ролевая идентификация коммуникативных средств при решении профессиональных вопросов
Объективизация коммуникативной ситуации, правильное построение речи при высказывании своих мыслей
Методические приемы развития коммуникативных способностей
Определение и разъяснение главного в том или ином эпизоде профессиональной деятельности
Доказательство правомерности того или иного вида ко ммуникативной деятельности в чрезвычайной
Объяснение смысла, значения непонятных слов и фраз из содержания профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС
Отстаивание своих позиций с использованием неопровержимых аргументов
Результат развития коммуникативных способностей
Коммуникативные знания, умения и навыки
Коммуникативный
потенциал
Коммуникативная
харизма
Коммуникабельность
Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России пожарных частей
Для реализации этой модели в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, необходимо опираться на закономерности развития, профессионального становления человека, рассматриваемые в андрагогике и акмеологии. Суть этого становления в создании у сотрудников ГПС МЧС России коммуникативных знаний и умений, непосредственно приложенных в условиях профессиональной деятельности. При этом происходит раскрытие особенностей индивидуальных, субъектных и личностных проявлений вне учета конкретного типологического разнообразия, индивидуальных качеств человека.
Опора на положения педагогики позволяет обеспечить взаимосвязь обучения по содержанию, структуре и другим параметрам с особенностями развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России, проявляемыми в процессе профессиональной подготовки в учебных центрах и пожарных частях.
Педагогика индивидуальности рассматривает развитие и формирование коммуникативных способностей в рамках основных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциональной и сферы саморегуляции, характеризующих гармоничность индивидуальности и разносторонность сотрудника ГПС МЧС России. Все вышеперечисленные сферы в той или иной мере представлены в разработанной нами модели развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России.
Данная модель предусматривает формирование необходимых умений с помощью определенных средств и методических приемов развития коммуникативных способностей.
Результатом развития этих способностей являются: коммуникативные знания, умения и навыки; коммуникативный потенциал; коммуникативная харизма; коммуникабельность. Роль коммуникативных способностей в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Роль коммуникативных способностей в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России пожарных частей
Эффективность разработанной модели развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России проверялась в ходе педагогического эксперимента в одной из пожарных частей г.Алексеевки Белгородской области.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России пожарных частей в процессе их профессиональной подготовки.
Особое влияние разработанная модель оказала на развитие интеллектуальной сферы сотрудников ГПС МЧС России пожарных частей. По экспериментальным данным среднее значение ^ у испытуемых экспериментальной группы увеличилось на 21,7%, в то время как у испытуемых контрольной группы этот показатель увеличился лишь на 3,6%.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной модели развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России пожарных частей явились результаты, раскрывающие коммуникативный потенциал испытуемых. Так, по окончании педагогического эксперимента у испытуемых экспериментальной группы показатели, характеризующие коммуникативные знания, умения и навыки были развиты в среднем лучше на 20-22%, по сравнению с испытуемыми контрольной группы (табл. 2).
Таблица 2
Распределение обучаемых по уровням интеллектуального и коммуникативного
развития (конец эксперимента - 2010 г.)
Группы Уровни интеллектуального и коммуникативного развития, %
низкий нормальный высокий эталонный
I II III IV
Контрольная(п=14) 22,0 28,5 42,8 6,7
Экспериментальная (п=14) 2,7 22,6 44,4 30,3
ВЫВОД: Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной модели развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России. Полученные экспериментальные данные позволяют рекомендовать эту модель для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин, Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2006. - № 4 (15). - С. 35-38.
2. Белозерских, А. В. Модель блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей к профессиональной деятельности у будущих сотрудников ГПС МЧС России / А.В. Белозерских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 12-17.
3. Ванеева, Т.Б. Развитие профессиональных компетенций будущих инженеров пожарной безопасности в процессе обучения в вузе / Т.Б. Ванеева // III Межведомственная науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации». - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1. - С. 102-105.
4. Гапоненко, Л.Б. Роль институтов гражданского общества в обеспечении общественной безопасности / Л.Б. Гапоненко // III Межведомственная науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации». - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1. - С. 108-111.
5. Лаухина, И.В . Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях / И.В. Лаухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
6. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М. : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2002. - 160 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.947; 159.947.5:796.42:
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БЕГА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ КАК РЕЗЕРВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Сергеевич Копылов, аспирант,
Тюменский государственный университет, институт физической культуры
(ТюмГУ, ИФК)
Аннотация
В статье рассматривается проблема поиска резервов роста эффективности соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, в частности представителей бега на средние дистанции. Один из таких путей - психологическая подготовка спортсменов. Статья содержит результаты исследования, обосновано подтверждающие необходимость использования средств и методов психологической подготовки на примере данных о мотивационно-волевом компоненте.
Ключевые слова: мотивационная сфера, волевая сфера, представители бега на средние дистанции.
MOTIVATION COMPONENT OF MEDIUM DISTANCE RUNNERS AS A RESERVE OF EFFICIENCY OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY
Maxim Sergeevich Kopylov, the post-graduate student,
Tyumen State University, Institute of Physical Culture
Annotation
The article dwells upon the problem of search of the reserves for the efficiency growth of competitive and training activities of athletes, including the middle-distance runners. One of the ways is the psychological training of the sportsmen. The article contains the results of the research, reasonably approving the necessity in the use of the means and methods of psychological practice on the example of the data on motivation-volitional component.
Keywords: motivational sphere, volitional, representatives of middle-distance running.
ВВЕДЕНИЕ
Из всей совокупности психологических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов, одну из первостепенных ролей мы отдаем мотивационно-волевому компоненту. По мнению ряда авторов [1-5,9] данные качества во многом обуславливают эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности.
Основная цель представленной работы изучить связь между мотивационноволевым компонентом и функциональной готовностью спортсменов, выражающейся в показателях физической подготовленности.
МЕТОДИКА
Нами было организованно исследование мотивационно-волевого компонента у представителей бега на средние дистанции во взаимосвязи с особенностями их физической подготовленности. Это сделано по причине того, что именно показатели физической подготовленности, по сути, являются некой интегральной оценкой функционирования всего организма в целом, деятельности всех его функциональных систем в условиях