чилось на 47,9%. В четвертой четверти средняя спастика составила 7,6 единиц до занятий и 5,8 после занятий. За учебный год спастичность мышц уменьшилась на 64,4%.
ВЫВОДЫ
Таким образом, применение тренажера МйоММ в комплексной программе реабилитации детей с диагнозом ДЦП показало свою эффективность. Тренажер помог уменьшить негативные последствия, возникшие из-за вынужденной гиподинамии, увеличил подвижность суставов верхних и нижних конечностей, значительно уменьшил спастич-ность мышц, увеличил скорость, время и расстояние в активном режиме. Так же тренажер позволил проводить постоянный контроль различных показателей и их динамики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гросс, Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. канд. пед. наук / Гросс Ю. А. - М., 1998. - 24 с.
2. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общ. ред. Н.А. Гросс. - М. : Советский спорт,
2005. - 235 с. : ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
3. Миронов, В.Л. МОТОмед. Больше, чем тренажер // Жизнь с ДЦП: проблемы и решения. - 2009. - № 3. - С. 38-39.
4. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом / К.А. Семенова. - М. : ИД «Закон и порядок», 2007. - 616 с. - (Серия «Великая Россия. Наследие»).
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Татьяна Владимировна Масаева, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности. Автор отмечает, что современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей. Результатом проведенного педагогического эксперимента автор подтверждает высокую эффективность обоснованных психологопедагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; профессионально-коммуникативная деятельность; коммуникативный потенциал; руководители ГПС МЧС России; коммуникативные способности.
PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR PREPARATION OF HEADS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA FOR PROFESSIONALLY COMMUNICATIVE ACTIVITY
Tatyana Vladimirovna Masaeva, the competitor,
St.-Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia
Annotation
The article presents the materials of researches of the author on substantiation of the psychology-pedagogical conditions necessary for preparation of heads of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia to professional-communicative activity. The author notices that the modern leader of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia should be moral, professionally competent, should take independently critical solutions in choice situation, predict their possible consequences, and be capable to constructive cooperation. Constructive cooperation is impossible without effective professionally communicative activity. Efficiency of professionally communicative activity of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia is in many respects defined by a level of development of communicative abilities. The author confirms by the result of the carried out pedagogical experiment the high efficiency of the well-founded psychology-pedagogical conditions necessary for preparation of heads of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia to the professionally-communicative activity.
Keywords: psychology-pedagogical conditions, professionally communicative activity, communicative potential, heads of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia, communicative abilities.
Неотъемлемым компонентом деятельности руководителей ГПС МЧС России является профессионально-коммуникативная деятельность, направленная на обеспечение пожарной безопасности граждан. Используя профессионально-коммуникативную деятельность, руководители ГПС МЧС России осуществляют управление пожарными подразделениями не только в повседневной жизни, но и во время ликвидации пожаров. От их умений грамотно осуществлять профессионально-коммуникативную деятельность по управлению личным составом пожарных расчетов во многом зависит в целом успех при ликвидации пожаров на объектах.
В этой связи перед руководителями ГПС МЧС России ставится принципиально новая задача целенаправленного совершенствования всех элементов профессиональной подготовки по всем направлениям деятельности, в том числе, и по вопросам, связанным с продуктивной организацией коммуникативной деятельности, в интересах обеспечения пожарной безопасности различных объектов России.
Решение этой проблемы охватывает основные направления деятельности руководителей ГПС МЧС России и определяется, успешностью разработки теории совершенствования их подготовки к коммуникативной деятельности. Это связано с тем, что, во-первых, условия деятельности руководителей ГПС МЧС России при ликвидации пожаров объективно требуют от них высокого уровня коммуникативной подготовленности для управления действиями подчиненных, в том числе и в нестандартной обстановке; во-вторых, совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников должно адекватно реагировать на новации, с учетом профессиональной специфики.
В этих условиях, очевидно, становится императивной необходимость анализа сущности профессионально-коммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России, обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для их подготовки к такой деятельности.
Современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффек-
тивной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей [1-4].
Формирование коммуникативных способностей является длительным, целостным процессом развития личности, а профессиональное становление руководителей ГПС МЧС России индивидуально, своеобразно и неповторимо, как неповторимы индивидуальные особенности, способности, интересы и свойства личности [4]. Профессионально зрелая личность руководителя ГПС МЧС России - всегда неповторимая индивидуальность, а индивидуальность определяется основными ее сферами, одной из которых является коммуникативная сфера.
Развитие коммуникативных способностей личности является одной из важнейших задач для руководителей ГПС МЧС России, т.к. это позволяет эффективнее решать профессиональные задачи при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных мероприятий.
Создать условия, необходимые для развития коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России - является главной задачей.
С целью обоснования психолого-педагогические условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности проводился опрос опытных специалистов в сфере пожарной безопасности. Всего в опросе принимали участие 77 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице
1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной __________________________деятельности (п=77)__________________________
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Максимально эффективное использование преимуществ общения в процессе профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС 19,7
2 Умение руководителя занятий располагать обучаемых к общению 17,5
3 Моделирование профессиональных контактов, которые являются определяющими при ликвидации пожаров 15,8
4 Прогнозирование развития межличностных отношений в процессе коммуникативного взаимодействия руководителей с сотрудниками ГПС МЧС России 14,1
5 Использование всего многообразия форм общения с обучаемыми в процессе их профессиональной подготовки 10,9
6 Органическое сочетание коммуникативного и профессионального взаимодействия 9,2
7 Соблюдение психолого-педагогического такта в процессе профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС 7,5
8 Организация сотрудничества в процессе общения 5,3
Проведенное исследование позволило определить сущность понятия «коммуникативные способности» руководителя ГПС МЧС России. Коммуникативные способности руководителя ГПС МЧС России - это сочетание необходимых свойств личности, детерминирующих эффективность его профессиональной деятельности и поведения в коллективе, а также в чрезвычайных ситуациях при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей.
Проведенный анализ профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС России свидетельствует о значимой роли высокого уровня развития коммуникативных
способностей для эффективных действий при тушении пожаров. Эта роль выражается: в способности управлять пожарными расчетами в чрезвычайных ситуациях; в способности вести беседу в рамках определенной сферы общения, а также в типичной профориенти-рованной коммуникативной ситуации; в способности к креативности в процессе профессиональной деятельности.
В процессе дальнейшего исследования экспериментально проверялась эффективность выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России Красноярского края.
В качестве целей развития профессионально важных коммуникативных способностей сотрудника ГПС МЧС России, были определены следующие:
- развитие навыков общения, восприятия, воображения;
- развитие готовности к принятию необычной информации, внутреннего оперирования информацией и оперативности переработки ее содержания, самостоятельности в отборе информации и решении проблем;
- развитие умения осуществлять коммуникативное взаимодействие при ликвидации пожаров;
- развитие профессионально важных свойств памяти (объема оперативной и долговременной памяти, быстроты припоминания и воспроизведения необходимых коммуникативных умений);
- развитие умений выстраивать деловое общение разрабатывать планы, программы действий; применять методы анализа, синтеза и оптимизации процессов коммуникативного взаимодействия при проведении противопожарных мероприятий.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Распределение опытных групп по критериям готовности руководителей ГПС МЧС
России к профессионально-коммуникативной деятельности, _________в конце педагогического эксперимента, %______
Критерии сформированности готовности Группы респондентов
КГ ЭГ
Уровень профессиональной мотивации высокий 27,6 53,5
средний 36,3 40,0
низкий 36,1 6,5
Уровень профессиональнокоммуникативной компетентности высокий 21,3 73,3
средний 37,5 13,3
низкий 41,2 13,4
Профессионально важные коммуникативные качества развиты отлично 22,5 56,6
развиты достаточно 47,5 33,3
не развиты (развиты недостаточно) 30,0 10,1
Объективным показателем высокой эффективности установленных психологопедагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России явились результаты, раскрывающие коммуникативный потенциал испытуемых. Так, по окончании педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ показатели, характеризующие коммуникативные знания, умения и навыки были развиты в среднем лучше на 18-20%, по сравнению с испытуемыми КГ.
Вывод. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для разви-
тия коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России. Полученные данные позволяют рекомендовать ее для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин, Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -
2006. - № 4 (15). - С. 35-38.
2. Илюшина, Т.Е. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 75-80.
3. Капустина, Е.Г. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД / Е.Г. Капустина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С.60-64.
4. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.323
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПОРТИВНОГО СУДЬИ ПО БАСКЕТБОЛУ
Антон Павлович Махлин, соискатель, Заслуженный мастер спорта, арбитр ФИБА, Школа молодого арбитра Коллегии баскетбольных арбитров, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье предлагается разработанная автором компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи (на примере баскетбола).
Ключевые слова: компетентностная модель, компетенции, профессиональная подготовка, спортивный судья по баскетболу.
COMPETENCE MODEL OF SPORT JUDGE ON THE BASKETBALL
Anton Pavlovich Makhlin, the competitor, Honored master of sports, arbitrator FIBA, School of the young arbiter of the Board of basketball arbiters, Saint Petersburg
Annotation
The article proposed the developed by the author competence model of the professional activity of sport judge (based on the example of basketball).
Keywords: competence model, competence, professional preparation, sport judge on the basketball.
Компетентностный подход широко обсуждается на страницах педагогической печати. В частности обсуждается набор так называемых ключевых компетенций (познавательных, информационных, общественных и др.) как основы для построения учебных планов и программ общего и профессионального образования. Задачей нашего исследования является изучение профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, в частности спортивных судей по баскетболу.
В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту включает систему общих и специальных знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности; экономикоуправленческую и правовую подготовку, сформированное целостное профессиональное