REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1991), About of dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow.
2. Gaverdovsky, Yu.K. (2007), Training in sports exercises: biomechanics, methodology, didactics, Physical culture and sport, Moscow.
3. Moskatova, A.K. (2007), Sports physiology: educational and methodical grant, publishing house "RIO RGUFK", Moscow.
4. Lyakh, V.I. (1988), "The most important for different types of sport coordination abilities and their importance in technical and technical and tactical improvement", Theory and practice of physical culture, 1988, No. 2, pp. 57-59.
5. Rodionov, A.V. (2004), Psychology of physical culture and sport: the textbook for higher education institutions, Academic project, Moscow.
6. Yakovlev, B. P. (2014), Motivation and emotions in sports activity: manual, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: Katy_Koch@mailru
Статья поступила в редакцию 10.06.2015.
УДК 378
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФИЛИАЛОВ ВУЗОВ РОССИИ
Инна Васильевна Лаухина, кандидат педагогических наук, Анжелика Валерьевна Белозерских, кандидат педагогических наук, Елена Михайловна Николаева, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Алексеевский филиал
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию требований, предъявляемых к образовательной среде филиалов вузов России. Авторы отмечают, что эффективность профессиональной подготовки студентов в филиалах вузов России зависит от целого комплекса возможностей образовательной среды. К ним относятся: возможности образовательной среды удовлетворить потребности студентов, обеспечить приоритет максимальной практической реализации индивидуальности в процессе их обучения, а также обеспечить эффективное самостоятельное саморазвитие студентов. Сюда же авторы относят: возможности образовательной среды филиалов вуза по обеспечению студентов разносторонней научной и учебной информацией, а также по учету их индивидуальных интересов. Кроме того, большое значение, для профессиональной подготовки студентов имеют возможности образовательной среды филиалов вуза по формированию ценностных ориентаций и высокой мотивации у студентов при освоении профессии, а также по формированию у них убеждений и установок в правильности выбора профессии.
Ключевые слова: требования; филиалы вузов России; образовательная среда.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p124-127
REQUIREMENTS IMPOSED TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF BRANCHES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA
Inna Vasilyevna Laukhina, the candidate of pedagogical sciences, Anjelica Valeryevna Belozerskikh, the candidate of pedagogical sciences, Elena Mikhaelovna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod State National Research University, Alekseevka branch
Annotation
The article presents the results of researches on justification of requirements imposed to the educational environment of the branches of higher education institutions of Russia are presented. Authors note that efficiency of the vocational training of students in branches of higher education institutions of Russia
depends on the whole complex of opportunities of the educational environment. They include the following: the possibilities of the educational environment to satisfy needs of students, to provide the priority of the maximum practical realization of identity in the course of their training, and also to provide the effective independent self-development of students. The authors put here the following: the possibilities of the educational environment of branches of higher education institution at providing the students with versatile scientific and educational information, and also according to the accounting of their individual interests. Besides, there is great value for the vocational training of the students in possibilities of the educational environment of branches of higher education institution at formation of valuable orientations and high motivation among the students for the profession mastering, and also formation among them of belief and settings in correctness of choice of the profession.
Keywords: requirements, branches of higher education institutions of Russia, educational environment.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что образовательная среда филиалов вуза должна быть конкурентно способной относительно головных вузов и обеспечивать широкие возможности для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Иными словами она должна создавать условия для саморазвития не только учащихся, но и педагогов филиалов вуза. [1-5]. Исходя из этого, возможности образовательной среды филиалов вуза предполагают активную роль самой личности в освоении ее развивающих ресурсов.
В соответствии с данным подходом к предназначению образовательной среды строится и ее структура. Структура образовательной среды в филиалах вузов России включает:
- субъекты и объекты образовательного процесса вуза;
- социальный компонент образовательного процесса;
- пространственно-предметный компонент вуза (здание и помещения для занятий студентов и вспомогательных служб, спортивные объекты, прилегающая территория и т. п.);
- дидактический компонент (содержание, средства, формы и методы обучения, обусловленные целями образовательного процесса в вузе).
Основными характеристиками образовательной среды в филиалах вузов России являются: интенсивность, модальность, устойчивость, эмоциональность, обобщенность образовательного процесса, а также его принципиальность и активность.
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность большого количества возможностей для обучения, воспитания и развития личности студентов. Необходимым условием для развития студентов является их участие в совместной деятельности, разделенной с другими участниками образовательного процесса и предполагающей обязательное общение. Поэтому образовательная среда понимается как сложившаяся педагогическая система, в которой осуществляется прямое и косвенное воздействие на студентов с целью их обучения и воспитания. При этом следует понимать, что образовательная среда представляет собой особую форму коммуникативного взаимодействия, которое перерастает в сотрудничество между самими студентами, а также между ними и педагогами. В рамках образовательной среды филиалов вузов России формируются: социально-психологическая структура коллектива, соответствующий психологический климат, организация передачи знаний студентам [1, 4, 5].
В образовательной среде филиалов вузов России осуществляется совместная деятельность субъектов образовательного процесса. На основе этого в образовательной среде формируются механизмы для эффективного развития студентов. Этим определяется целевое и функциональное назначение образовательной среды в филиалах вузов России. Личность студента в образовательной среде филиала вуза рассматривается с системных позиций. Основным системным фактором личностной структуры является направленность личности. Направленность личности студента включает: потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, а также вытекающие из них мотивы и установки.
Для получения качественных характеристик всех этих личностных образований следует использовать соотношения между материальными и духовными потребностями студентов, а также между потребительским и созидательным отношением к будущей профессиональной деятельности в их сознании [1, 4, 6, 7].
Фундаментальной научной предпосылкой оценки качества образовательной среды является выявление показателей, определяющих высокую эффективность профессиональной подготовки студентов. На основе влияния этих показателей на эффективность профессиональной подготовки студентов в филиалах вузов России можно выявить требования, предъявляемые к образовательной среде.
С целью выявления требований, предъявляемых к образовательной среде в филиалах вузов России, был проведен корреляционный анализ влияния отдельных ее возможностей на эффективность профессиональной подготовки студентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица
Анализ корреляционной связи эффективности профессионального обучения,
с основными показателями образовательной среды ( шлиалов вуза
Ранг Показатели образовательной среды филиалов вузов Эффективность профессионального обучения
1 Возможности образовательной среды филиалов вуза удовлетворить потребности студентов +0,72
2 Возможности по обеспечению приоритета максимальной практической реализации индивидуальности в процессе обучения +0,65
3 Возможности по обеспечению эффективного самостоятельного саморазвития студентов +0,57
4 Возможности образовательной среды филиалов вуза по обеспечению разносторонней научной и учебной информацией студентов +0,43
5 Возможности образовательной среды филиалов вуза учитывать индивидуальные интересы студентов +0,38
6 Возможности образовательной среды филиалов вуза по формированию ценностных ориентаций и высокой мотивации студентов при освоении профессии +0,35
7 Возможности образовательной среды филиалов вуза по формированию убеждений и установок у студентов в правильности выбора профессии +0,27
В ходе исследования было установлено, что эффективность профессиональной подготовки студентов в филиалах вузов России зависит от целого комплекса возможностей образовательной среды. К ним относятся: возможности образовательной среды удовлетворить потребности студентов, обеспечить приоритет максимальной практической реализации индивидуальности в процессе их обучения, а также обеспечить эффективное самостоятельное саморазвитие студентов. Сюда же респонденты относят: возможности образовательной среды филиалов вуза по обеспечению студентов разносторонней научной и учебной информацией, а также по учету их индивидуальных интересов. Кроме того, большое значение, для профессиональной подготовки студентов имеют возможности образовательной среды филиалов вуза по формированию ценностных ориентаций и высокой мотивации у студентов при освоении профессии, а также по формированию у них убеждений и установок в правильности выбора профессии.
Таким образом, образовательная среда в филиалах вузов России рассматривается в качестве пространства, в котором моделируются условия для реализации потребностей студентов как субъектов познания, с учетом их индивидуальных характеристик. Современная образовательная среда в филиалах вузов России основана на концепции личност-но-ориентированного образования. Она базируется на понимании роли дифференциации и индивидуализации образования студентов, которая в современных условиях постоянно возрастает.
ВЫВОД. Проведенные исследования позволили выявить требования, предъявляемые к образовательной среде в филиалах вузов России. Данные требования определяют
направленность образовательной среды и способствуют оптимизации процесса профессиональной подготовки студентов в филиалах вузов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России /
A.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А.Щеголев,
B.В. Бакаев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.
3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 35-39.
4. Болотин, А. Э. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.Э. Болотин, А.В. Караван // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 15-19.
5. Кряж, А.В. Технология управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза / А.В. Кряж // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (29). - С. 83-89.
6. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
7. Chistyakov V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistya-kov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
2. Bolotin, A.E. and Shchegolev V. A., Bakayev V. V. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-20.
3. Bolotin, A.E. and Strelnikovа N. L. (2014), "Requirements imposed to development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 35-39.
4. Bolotin, A.E. and Karavan, A.V. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 15-19.
5. Kryg, A.V. (2007), "Technology of management of professional activity of the faculty in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 29, No. 3, pp. 83-89.
6. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Prigoda, G.A. (2005), "Process of marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 91-100.
7. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: Laukhina2000@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.06.2015.