Научная статья на тему 'Технология управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов'

Технология управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / MANAGEMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / STUDENTS / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочковская Виктория Леонидовна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии управления профессиональным развитием студентов педагогического вуза. Раскрыты особенности, основные направления и факторы, определяющие эффективность управления профессиональным развитием студентов в педагогическом вузе. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочковская Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS

In the article the results of carried out research on development of technology of management by professional development of students of pedagogical high school are presented. Features, the basic directions and the factors defining a management efficiency by professional development of students in pedagogical high school are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Технология управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов»

при повторном тестировании, что повышает диагностическую ценность данного показателя.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что для диагностики чувства темпа и одновременности ассоциированных с внутренним счетом движений у спортсменок в синхронном плавании в разрабатываемом тесте-тренажере могут быть использованы следующие показатели: 1) относительная и абсолютная групповая асинхрония моментов начала и окончания периодов внутреннего счета (нажатий на клавишу) каждой спортсменкой; 2) частота внутреннего счета, а также относительное и абсолютное групповое различие индивидуальных длительностей между двумя последовательными ударами по клавише клавиатуры; 3) степень устойчивости (воспроизводимости при повторном тестировании) временной структуры внутреннего счета у каждой спортсменки. Некоторые из этих показателей могут сообщаться спортсменкам в качестве психологической обратной связи при одновременном выполнении ими данного теста с использованием музыкальной композиции в полном формате.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Виктория Леонидовна Бочковская, соискатель,

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,

(РГПУ им. А.И.Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии управления профессиональным развитием студентов педагогического вуза. Раскрыты особенности, основные направления и факторы, определяющие эффективность управления профессиональным развитием студентов в педагогическом вузе. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: управление; профессиональное развитие; студенты; педагогический

вуз.

THE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS

Viktoriya Leonidovna Bochkovskaya, the competitor The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St.-Petersburg

Abstract

In the article the results of carried out research on development of technology of management by professional development of students of pedagogical high school are presented. Features, the basic directions and the factors defining a management efficiency by professional development of students in pedagogical high school are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.

Keywords: management; professional development; students; pedagogical high school.

Современный этап реформирования системы высшего профессионального образования возлагает на выпускников педагогических вузов серьезную ответственность по обучению и воспитанию подрастающей молодежи России.

Анализ научных исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует, что качество профессионального развития студентов педагогических вузов тесно связано с системой управления этим процессом (Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын, 2001; Э.Ф. Зеер, 2007; А.С. Горшков, 2000; Л. А. Холодкова, 2005 и

др.). Эффективность профессионального развития студентов педагогических вузов

определяется правильной постановкой целей образовательного процесса, точным выстраиванием иерархии решаемых задач, рациональным использованием внутренних ресурсов и контролем за образовательным процессом.

Однако практика показывает наличие ряда нерешенных задач, стоящих перед управлением профессиональным развитием студентов педагогических вузов. По данным Н.В. Валуйских (2008), около 30% выпускников педагогических вузов не в полной мере готовы к осуществлению эффективной педагогической деятельности. К числу основных психолого-педагогических причин такого положения дел в этой области относятся: неразвитые у выпускников мотивы к поиску новых наиболее эффективных способов решения педагогических задач; отсутствие целевых установок на осуществление педагогической деятельности; недостаточный уровень подготовленности к эффективному осуществлению педагогических действий; неуверенность в возможности найти что-то новое, оригинальное в будущей профессиональной деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о низкой эффективности существующей системы управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов, поэтому требуется поиск новых средств, методов, форм и технологий управления этим процессом.

Как показали проведенные исследования, многие недостатки в подготовке молодых педагогов проистекают именно из-за неумения управлять, сосредоточения внимания на второстепенных вопросах, принятия запоздалых, формальных решений по вопросам их профессионального развития.

Теоретический анализ методологических подходов к проблеме совершенствования системы управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов показал, что наряду с формальными и ситуационными подходами, должны получить всемерное развитие поведенческие, так они характеризуют творческий характер педагогической деятельности будущих педагогов.

Как показал опрос специалистов, основными компонентами профессионального развития студентов, необходимыми для их готовности к эффективной педагогической деятельности, являются: устойчивая мотивация к педагогической деятельности; постоянная нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач; уровень развития профессиональных знаний, умений и навыков; уверенность в своих силах и способностях к педагогической деятельности; сообразительность при решении педагогических задач.

Проведенный опрос специалистов-управленцев в сфере высшего образования и профессорско-преподавательского состава позволил выявить факторы, определяющие высокую эффективность управления профессиональным развитием студентов в педагогических вузах (табл. 1).

Управлять профессиональным развитием студентов педагогического вуза - это, прежде всего, согласовывать усилия руководства вуза, кафедр, всех преподавателей по целям, задачам, содержанию, формам, методам, средствам, времени и функциям деятельности для обеспечения эффективного роста и уровня квалификации обучаемых. Управление профессиональным развитием студентов сводится к руководству людьми, коллективами обучаемых, и, с этой точки зрения, оно есть управление социальными отношениями обучаемых, отношениями внутри коллективов и между ними. Отсюда следует, что при управлении профессиональным развитием студентов вероятностные характеристики имеют преобладающее значение.

Анализ факторов, определяющих высокую эффективность управления профессиональным развитием студентов в педагогических вузах, позволил научно обосновать и разработать соответствующую технологию.

Разработанная в результате проведенного исследования педагогическая технология управления профессиональным развитием студентов включает в себя четыре этапа: «целеполагания», «программирования», «деятельности» и «коррекции» (рис. 1).

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность управления профессиональным развитием студентов педагогического вуза (п=78)

Ранговое место (значимость) Факторы, определяющие эффективность управления профессиональным развитием будущих педагогов Ранговый показатель, %

1 Наличие научно обоснованной технологии управления профессиональным развитием студентов 17,1

2 Наличие цели и приоритетных направлений деятельности по профессиональному развитию студентов как будущих педагогов 15,3

3 Создание системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по профессиональному развитию студентов 14,1

4 Учет особенностей индивидуального формирования личностных и профессионально значимых качеств, необходимых будущему педагогу 12,7

5 Методическое мастерство преподавателей по развитию у студентов качеств, необходимых педагогу 11,2

6 Учет способностей студентов к педагогической деятельности 9,2

7 Взаимосвязь и точная последовательность проведения комплекса мероприятий по профессиональному развитию будущих педагогов 8,3

8 Проведение работы по повышению мотивации студентов к овладению профессией педагога 7,1

9 Согласованность действий всех субъектов управления по профессиональному развитию студентов 5,0

Каждый из перечисленных этапов разработанной технологии управления содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение задач по улучшению профессионального развития студентов педагогического вуза.

Данная педагогическая технология прошла успешную проверку в процессе педагогического эксперимента. Изменения показателей, характеризующих профессиональное развитие студентов педагогического вуза, за период проведения педагогического эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Изменения показателей, характеризующих профессиональное развитие студентов ________педагогического вуза, за опытный период (по 4-балльной шкале)__________

№ п/п Наименование показателей Средние значения показателей, балл (х ±т) Р

До эксперимента После эксперимента

1. Педагогическая направленность 3,05 ± 0,18 3,70 ± 0,11 <0,05

2. Мотивация к освоению профессии педагога 3,11 ± 0,15 3,45 ± 0,14 <0,05

3. Волевые качества 3,04 ± 0,21 3,18 ± 0,17 >0,05

4. Дисциплинированность 3,51 ± 0,13 3,57 ± 0,14 >0,05

5. Ответственность 3,34 ± 0,11 3,41 ± 0,13 >0,05

6. Исполнительность 3,27 ± 0,12 3,33 ± 0,11 >0,05

7. Нравственность 3,18 ± 0,14 3,25 ± 0,12 >0,05

8. Педагогическая культура 3,21 ± 0,17 3,58 ± 0,14 <0,05

9. Профессиональная подготовленность 3,17 ± 0,09 3,52 ± 0,12 <0,05

10. Интеллект 3,21 ± 0,15 3,37 ± 0,14 >0,05

11. Честность 3,27 ± 0,14 3,41 ± 0,17 >0,05

12. Творческие способности 3,18 ± 0,10 3,57 ± 0,11 <0,05

I этап ""^1 «Целеполагания»

V

II этап «Программировани

V

III этап « Деятельностный»

и

еь

V

IV этап «Коррекции»

Определение приоритетных направлений деятельности по профессиональному развитию студентов как будущих педагогов;

❖ Определение целей профессионального развития студентов на каждом курсе;

❖ Создание системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава по профессиональному развитию студентов - будущих педагогов;

❖ Оценка индивидуальных возможностей студентов по освоению профессии педагога;

❖ Проведение пропагандистской деятельности среди поступающих в педагогический вуз;

❖ Оценка возможностей вуза, профессорско-

преподавательского состава, материальной базы по подготовке будущих педагогов.

с?

Планирование профессионального развития студентов на каждом курсе;

❖ Разработка программы действий поэтапного профессионального развития студентов педагогического вуза;

❖ Организация взаимодействия всех структурных подразделений вуза в интересах целенаправленного поэтапного профессионального развития студентов;

❖ Разработка мер стимулирования профессорско-

преподавательского состава и студентов к повышению эффективности профессионального развития.

с?

Организация и проведение процесса профессионального развития студентов по курсам обучения;

❖ Организация деятельности профессорско-

преподавательского состава по руководству профессиональным развитием студентов в процессе обучения;

❖ Координация и регулирование деятельности всех субъектов управления профессиональным развитием будущих педагогов;

❖ Проведение комплекса мероприятий по повышению активизации деятельности и мотивации к освоению профессии педагога, как среди студентов, так и преподавателей.

с?

Анализ полученных результатов по профессиональному развитию студентов и сравнение их с планируемыми;

❖ Выявление и устранение причин недостаточно высокой эффективности управления профессиональным развитием будущих педагогов;

❖ Организация контроля за профессиональным развитием студентов на каждом курсе;

❖ Выявление малоэффективных средств, методов и форм управления профессиональным развитием студентов;

❖ Переработка информации, полученной по каналу «обратной связи», внесение изменений в программу действий по управлению профессиональным развитием студентов.

Рис. 1. Педагогическая технология управления профессиональным развитием студентов педагогического вуза

ВЫВОДЫ

Результаты, полученные в ходе проведенного педагогического эксперимента, свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии управления профессиональным развитием студентов педагогического вуза. У студентов достоверно возросли показатели педагогической направленности, педагогической культуры, мотивации к освоению профессии педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

2. Валуйских, Н.В. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза / Н.В. Валуйских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 27-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Горшков, А. С. Десятилетие реформ и высшая школа / А.С. Горшков // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. - 2000. - № 2. - С. 13-18.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2007. - 240 с.

5. Серегина, Г. А. Модельные представления о личности выпускника педагогического вуза / Г.А. Серегина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 1. - С. 51.

6. Соловьев, В.П. Компетентностная модель выпускника / В.П. Соловьев // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - С. 76.

7. Холодкова, Л.А. Инновационная культура субъектов профессионального образования : условия формирования / Л.А. Холодкова // Инновации. - 2005. - № 4. -С. 16-18.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Александр Иванович Волков, кандидат экономических наук, профессор,

Ольга Александровна Сатаненко, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени

П.Ф. Лесгафта

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. Выявлены причины их не жизнеспособности и предложен комплекс мероприятий по преодолению кризисных явлений в их деятельности.

Ключевые слова: особые экономические зоны, проблемы, законодательная база, федеральные целевые программы.

SPECIAL ECONOMIC ZONES: PROSPECTS AND PROBLEMS OF

FUNCTIONING

Alexander Ivanovich Volkov, candidate of economical sciences, the professor,

Olga Aleksandrovna Satanenko, candidate of economical sciences, senior teacher, Alexander Vladimirovich Tajmazov, candidate of economical sciences, senior teacher, St.-Petersburg state university ofphysical culture of a name of P.F.Lesgaft

Abstract

In the article the questions of creation and functioning of special economic zones in the Russian Federation are considered. Their reasons of not viability are revealed and the complex of actions on overcoming the crisis phenomena in their activity is offered.

Keywords: special economic zones, problems, legislative base, federal target programs.

Анализ функционирования свободных экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение - быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов. Одна из причин связана, на наш взгляд, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.