Научная статья на тему 'Технология руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов'

Технология руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / MANAGEMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / STUDENTS / PEDAGOGIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Елена Михайловна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии руководства профессиональным развитием студентов педагогического вуза. Раскрыты основные направления и факторы, определяющие эффективность руководства профессиональным развитием студентов в педагогическом вузе. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF PEDAGOGIC UNIVERSITIES` STUDENTS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The study presents the results of performed research on development of pedagogic universities` students' management technology. The basic directions and factors defining the effectiveness of student's professional development managing technology are shown. The high efficiency of developed technology confirmed by experiments.

Текст научной работы на тему «Технология руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов»

психологии труда I под ред. А.А. Крылова. - Л., 1983. - С. 11G-116.

3. Муртазина, Г.Х. Этика связей с общественностью и культура управления : учеб. пособие I Г.Х. Муртазина ; СПбГИЭУ. - СПб., 2GG5. - С. 5.

4. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века I Г.Г. Почеп-цов. - М. : Рефл-бук ; Ваклер, 2GG2. - 352 с.

5. Практикум по психологии профессиональной деятельности I под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2GGG. - 448 с.

6. Шишкина, М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления I М. А. Шишкина.. - СПб. : СПбГУ, 1999. - 442 с.

ТЕХНОЛОГИЯ РУКОВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Елена Михайловна Николаева, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,

г. Белгород

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии руководства профессиональным развитием студентов педагогического вуза. Раскрыты основные направления и факторы, определяющие эффективность руководства профессиональным развитием студентов в педагогическом вузе. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: руководство; профессиональное развитие; студенты; педагогический

вуз.

THE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF PEDAGOGIC UNIVERSITIES' STUDENTS PROFESSIONAL DEVELOPMENT Elena Mihajlovna Nikolaeva, competitor,

Alekseevsky Branch of the Belgorod State University,

Belgorod

Annotation

The study presents the results of performed research on development of pedagogic universities' students’ management technology. The basic directions and factors defining the effectiveness of student’s professional development managing technology are shown. The high efficiency of developed technology confirmed by experiments.

Keywords: management; professional development; students; pedagogic university.

Эффективность профессионального развития студентов педагогических вузов определяется правильной постановкой целей образовательного процесса, точным выстраиванием иерархии решаемых задач, рациональным использованием внутренних ресурсов и контролем за образовательным процессом.

В этих условиях совершенствование системы руководства профессиональным развитием студентов приобретает первостепенное значение. Однако практика показывает, что остается нерешенным ряд задач, стоящих перед процессом руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов. К числу основных психо-лого-педагогических причин такого положения дел в этой области относятся:

- неразвитые мотивы у выпускников к поиску новых, наиболее эффективных способов решения педагогических задач;

- отсутствие целевых установок на осуществление педагогической деятельности; недостаточный уровень подготовленности к эффективному осуществлению педагогических действий;

- неуверенность в возможности найти что-то новое, оригинальное в будущей профессиональной деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о низкой эффективности существующей

системы руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов, поэтому требуется поиск новых средств, методов, форм и технологий руководства этим процессом.

Как показали проведенные исследования, многие недостатки в подготовке молодых педагогов проистекают именно из-за неумения управлять, сосредоточения внимания на второстепенных вопросах, принятия запоздалых, формальных решений, касающихся их профессионального развития.

Теоретический анализ методологических подходов к проблеме совершенствования системы руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов показал, что наряду с формальными и ситуационными подходами, должны получить всемерное развитие поведенческие, так они характеризуют творческий характер педагогической деятельности будущих педагогов.

Как показал опрос специалистов, основными компонентами профессионального развития студентов, необходимыми для их готовности к эффективной педагогической деятельности, являются: устойчивая мотивация к педагогической деятельности; постоянная нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач; уровень развития профессиональных знаний, умений и навыков; уверенность в своих силах и способностях к педагогической деятельности; сообразительность при решении педагогических задач.

Проведенные исследования свидетельствуют, что существуют различные организационные, методические, технологические факторы, влияющие на эффективность руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов, оценка которых получила в последние годы достаточно широкое распространение при аттестации и аккредитации вуза.

Проведенный опрос специалистов-управленцев в сфере высшего образования и профессорско-преподавательского состава позволил выявить факторы, определяющие высокую эффективность руководства профессиональным развитием студентов в педагогических вузах (табл. 1).

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность руково-

дства профессиональным развитием студентов педагогического вуза (п=78)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель, %

1 Определение приоритетных направлений профессионального развития студентов как будущих педагогов 17,2

2 Уровень мотивации у студентов к овладению профессией педагога 15,2

3 Наличие научно обоснованной технологии руководства профессиональным развитием студентов 14,2

4 Создание системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по профессиональному развитию студентов 13,2

5 Учет индивидуальных особенностей формирования личностных и профессионально значимых качеств, необходимых будущему педагогу 12,6

6 Учет способностей студентов к педагогической деятельности 12,1

7 Взаимосвязь и точная последовательность проведения комплекса мероприятий по профессиональному развитию будущих педагогов 11,4

8 Согласованность действий всех субъектов руководства, занимающихся профессиональным развитием студентов 10,3

Планирование профессионального развития студентов педагогического вуза напрямую зависит от того, как определяется сама деятельность по руководству этим процессом.

Руководить профессиональным развитием студентов педагогического вуза -это, прежде всего, согласовывать усилия руководства вуза, кафедр, всех преподавателей по целям, задачам, содержанию, формам, методам, средствам, времени и функциям деятельности для обеспечения эффективного роста и уровня квалификации обучаемых. Руководство профессиональным развитием студентов сводится к управлению людьми, коллективами обучаемых, и, с этой точки зрения, оно есть управление социальными отношениями обучаемых, отношениями внутри коллективов и между ними. Отсюда следует, что при руководстве профессиональным развитием студентов вероятностные характеристики имеют преобладающее значение.

о

в

о

а

©

:=

3 х н о о X А

4

о

н

к

о

5

Т

Л

Ч

Л

и

Л

з

и

СЦ

• Определение приоритетных направлений деятельности по [рофессиональному развитию студентов как будущих педагогов;

• Создание системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава по профессиональному развитию

студентов - будущих педагогов;

• Оценка инди видуальных возможностей студентов по освоению профессии педагога;

• Проведение пропагандистской деятельности среди поступающих в педагогический вуз;

• Планирование профессионального развития студентов на каждом курсе;

• Разработка программы действий поэтапного профессионального развития студентов педагогического вуза;

• Организация взаимодействия всех структурных подразделений вуза в интересах целенаправленного профессионального развития студентов;

• Разработка мер стимулирования профессорско-преподавательского состава и студентов по повышению

эффективности профессионального развития.

• Организация и осуществление процесса

профессионального развития студентов по курсам обучения;

• Организация деятельности профессорско-

преподавательского состава по руководству профессиональным развитием студентов в процессе обучения;

• Координация и регулирование деятельности всех убъектов управления профессиональным развитием будущих

педагогов;

• Проведение комплекса мероприятий по активизации деятельности и повышению мотивации в освоении профессии педагога, как среди студентов, так и среди преподавателей.

>5

С 3

я X н X

а £

• Анализ полученных результатов профессионального азвития студентов и сравнение их с планируемыми;

• Выявление и устранение причин недостаточно высокой ффективности руководства профессиональным развитием удущих педагогов;

• Организация контроля над профессиональным развитием тудентов на каждом курсе;

• Выявление малоэффективных средств, методов и форм уководства профессиональным развитием студентов;

• Переработка информации, полученной по каналу обратной связи», внесение изменений в программу действий по уководству профессиональным развитием студентов.

Рис. 1. Педагогическая технология руководства профессиональным развитием студентов педагогического вуза

Анализ факторов, определяющих высокую эффективность руководства профес-

сиональным развитием студентов в педагогических вузах, позволил научно обосновать и разработать соответствующую технологию.

Разработанная в результате проведенного исследования педагогическая технология руководства профессиональным развитием студентов включает в себя три этапа: «проектировочный», «деятельностный» и «оценочный» (рис. 1).

Каждый из перечисленных этапов разработанной технологии руководства содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение задач по улучшению профессионального развития студентов педагогического вуза.

Данная педагогическая технология прошла успешную проверку в процессе педагогического эксперимента. Изменение показателей, характеризующих профессиональное развитие студентов педагогического вуза, за период проведения педагогического эксперимента представлено в таблице 2.

Таблица 2

Изменение показателей, характеризующих профессиональное развитие студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогического вуза, за опытный период __________(по 4-балльной шкале)___________

№ п/п Наименование показателей Средние значения показателей, балл (х ±т) Р

До эксперимента После эксперимента

1. Педагогическая направленность 3,08 ± 0,18 3,72 ± 0,11 <0,05

2. Мотивация к освоению профессии педагога 3,19 ± 0,15 3,48 ± 0,14 <0,05

3. Волевые качества 3,04 ± 0,21 3,18 ± 0,17 >0,05

4. Дисциплинированность 3,51 ± 0,13 3,57 ± 0,14 >0,05

5. Ответственность 3,34 ± 0,11 3,41 ± 0,13 >0,05

6. Исполнительность 3,27 ± 0,12 3,33 ± 0,11 >0,05

7. Нравственность 3,18 ± 0,14 3,25 ± 0,12 >0,05

8. Педагогическая культура 3,11 ± 0,17 3,59 ± 0,14 <0,05

9. Профессиональная подготовленность 3,17 ± 0,09 3,52 ± 0,12 <0,05

10. Интеллект 3,21 ± 0,15 3,37 ± 0,14 >0,05

11. Творческие способности 3,18 ± 0,10 3,57 ± 0,11 <0,05

ВЫВОД

Результаты, полученные в ходе проведенного педагогического эксперимента, свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии руководства профессиональным развитием студентов педагогического вуза. У студентов достоверно возросли показатели педагогической направленности; педагогической культуры; мотивации к освоению профессии педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб. : Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена, 2001. - 359 с.

2. Горшков, А.С. Десятилетие реформ и высшая школа / А.С. Горшков // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. - СПб., 2000. - № 2. - С. 13-18.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. Пособие / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2007. - 240 с.

4. Соловьев, В.П. Компетентностная модель выпускника / В.П. Соловьев // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - С.76.

5. Холодкова, Л.А. Инновационная культура субъектов профессионального образования : условия формирования // Инновации. - 2005. - № 4. - С. 16-18.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РОССИИ

Наталия Игоревна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель

директора ИПКиППК,

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(РГУФКСиТ), г. Москва

Аннотация

Структура кадрового состава рассматривается как обобщенный показатель качественного состояния научно-педагогических кадров. Измеряются и оцениваются следующие структурные характеристики: профессиональные (предметные), квалификационные, статусные, демографические. Среди показателей, которые фактически учитываются при оценке уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, наиболее распространены такие, как: ученая степень, ученое звание, должность, стаж педагогической работы, количество печатных работ, возраст и др.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, научная квалификация, квалификационная структура.

THE QUALIFICATION STRUCTURE OF FACULTY STAFF OF PHISICAL CULTURE UNIVERSITIES OF RUSSIA

Natalia Igorevna Nikolaeva, candidate of pedagogical science, senior lecturer, Deputy Director of' IPK and PPK,

The Russian State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Moscow

Annotation

The structure of staff is considered as a generalized indicator of qualitative condition of educational staff. The following structural characteristics are measured and assessed: professional (subject), qualification, status, demographic. Among the indicators that are actually taken into account during faculty staff qualification level’s assessment there are the following as: academic degree, academic title, position, length of pedagogical service, published works' quantity, age, etc.

Keywords: educational staff, scientific qualification, qualification structure.

ВВЕДЕНИЕ

В английском языке слово «рейтинг» (rating - англ.) означает «оценка уровня, отнесение к определенному разряду и классу, установление места в иерархии». Исходя из этого, можно сказать, что само по себе использование рейтинга не является чем-то новым, поскольку обществу свойственно выстраивание иерархии ценностей людей, предметов, явлений. Рейтинги используются в культуре, политике, экономике, спорте и многих других областях деятельности.

Мировая практика оценки качества и гарантий качества возникла как результат естественного развития рынка образовательных услуг на институциональном уровне, в национальном, международном, а теперь уже в глобальном образовательном пространстве.

Обеспечение качества образования - один из приоритетов сегодняшней российской образовательной политики. Наряду с существующей системой комплексной оценки деятельности вузов (лицензирование-аккредитация-аттестация), призванной обеспечить контроль за качеством предоставляемых образовательных услуг, образовательные учреждения все чаще пытаются строить собственные системы менеджмента качества в соответствии с нормами международных стандартов ISO.

Главной целью управления внутривузовской деятельностью, подчеркивает Н.А. Селезнева (2002), является повышение качества образования выпускаемых специалистов. Одной из главных задач этой деятельности является оптимизация кадрового со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.