до 75%, эти учащиеся отказались от предложения ещё год посещать детский сад, отказались от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются, предпочли школы с определёнными правилами, ориентированные на обучение в классе, группе. Несформированность социальных позиций школьников была отмечена у 38% учащихся, но после проведения опытно-педагогической работы понизился до 24%, эти учащиеся ответили, что лучше бы учительница приходила к ним домой и обучала их чтению, письму, математике, а также выбрали вместо пятёрки шоколадку и школу, где только уроки рисования, пения, танцев.
Таким образом, проанализировав все данные диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников классов коррекции, мы можем констатировать, что основная масса - 62% учеников 2«А» класса характеризуется наличием высокой мотивацией учения - 5 учеников. Отсутствие мотивации учебной деятельности выявлено у 3 человек (38%). Это позволяет сделать вывод о том, что предложенная нами программа по развитию эмоциональной сферы помогает повысить уровень мотивации ребёнка к обучению в школе.
Сравнивая результаты констатирующего этапа с контрольным, можно отметить незначительный прогресс детей. Это изменение объясняется тем, что при использовании на уроках приёмов и способов создания и подкрепления мотива-ционный состояний учащихся, дети стали больше проявлять интерес к учебному материалу и охотнее включаться в выполнение заданий.
Перед проведением опытно-педагогической работы деятельность почти всех учащихся не отличалась целенаправленностью и заинтересованностью в выполнении заданий. Фиксировались обостренная реакция на успех или неудачу и неадекватность их проявлений. Наблюдалась высокая степень зависимости от взрослых и ориентация на них, неумение самостоятельно работать, следовать инструкции, осуществлять самостоятельный контроль над процессом выполнения заданий. Необходимо отметить такие особенности детей, как признаки рас-торможенности, импульсивности, негативизма, упрямства, неустойчивости собственной мотивации.
На использование приёмов и способов создания и подкрепления мотива-ционных состояний учащиеся реагировали неординарно. Например, детям было интересно отвечать на поставленные учителем проблемные вопросы, вопросы, связанные с жизненными наблюдениями. На уроке охотно использовали карточки с образцами решения или алгоритмами действий и с дозированной помощью. Очень вовлекались в работу на уроке, когда информация подавалась с помощью ТСО и подобных средств. При создании проблемных ситуаций старались уклоняться от её решения и избегали столкновения различных мнений при выдвижении гипотез в процессе поиска решений. Когда работа велась с источниками (энциклопедии, словари), только немногие дети проявляли инициативу в их
Библиографический список
использовании. На уроке постоянно присутствовала ситуация успеха, что очень положительно влияло на активность на уроке. Когда проводились занимательные формы организации занятий (игры, конкурсы), активно принимали участие. Учащимся было неинтересно слушать общественное мнение коллектива, но, несмотря на это, дети оказывали помощь друг другу в выполнении разнообразных заданий (написать сочинение, нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению, пересказать текст, разделить по признакам слова в два столбика, исправить ошибку).
В результате использования специальных приемов и способов формирования мотивации учения у детей младших школьников обучающихся в системе кор-рекционно-развивающего образования развиваются следующие мотивационные состояния: сосредоточенность внимания, включённость в работу; стремление к самостоятельной постановке целей предстоящей деятельности; стремление к достижению поставленных целей; проявление внимания к изученному материалу; стремление к полному выполнению задания; увлечённость процессом учения; выявление положительных эмоций, связанных с учением; выражение огорчения в связи с отвлечением от учения (звонок с урока, нарушения дисциплины и т.п.); стремление к самостоятельным видам работы; влечение к теории изучаемых вопросов (обобщение, обоснование и подобное); стремление полностью выполнить требования, предъявляемые к выполнению задания; стремление выполнить письменное задание с выдумкой, старательно и т.п.; самостоятельное (без принуждений) ведение записей, конспектов при чтении, слушании, наблюдениях и т.п.; обращение к учителю с вопросами; стремление выдвигать гипотезы, предложения; доброжелательное отношение к помощи учителя, его советам, оценкам; добросовестное выполнение домашних заданий.
Таким образом, анализ результатов опытно-педагогической работы показал, что в мотивации учебной деятельности школьников произошли определенные изменения. Однако следует отметить, что формирование мотивационной сферы учащихся классов коррекции нуждается в более длительном подкреплении. Участие детей в коррекционно-развивающей программе приводит к прогрессивному изменению у них уровня развития эмоциональной сферы как средства мотивации учебной деятельности, что проявляется также и в волевом поведении, и в адекватности самооценки, и в уровне общения детей со сверстниками и взрослыми. В нашем исследовании мы стремились показать, что при последовательном осуществлении программы со стороны педагогов развитие эмоциональной сферы как средства формирования мотивации учения происходит более успешно. Данная программа организации развития эмоциональной сферы как средства формирования учебной мотивации младших школьников классов коррекции более эффективна только при полноценном ее использовании.
1. Асмолов А.Г Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Москва: Издательство МГУ 1990.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Москва: Просвещение, 1971.
3. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. Москва: Педагогика, 1983.
4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. Москва: Педагогика, 1984.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург, 2008.
6. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Москва: Просвещение, 1966.
7. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. Москва, 1991.
8. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
9. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5 - 10 лет. Ярославль: Академия развития, 2005.
References
1. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti. Principy obschepsihologicheskogo analiza. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1990.
2. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy, 'emocii. Moskva: Prosveschenie, 1971.
3. Markova A.K., Orlov A.B., Fridman L.M. Motivaciya ucheniya iee vospitanie u shkol'nikov. Moskva: Pedagogika, 1983.
4. Matyuhina M.V. Motivaciya ucheniya mladshih shkol'nikov. Moskva: Pedagogika, 1984.
5. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg, 2008.
6. Yakobson P.M. 'Emocional'nayazhizn'shkol'nika. Moskva: Prosveschenie, 1966.
7. Elfimova N.V. Diagnostika i korrekciya motivacii ucheniya u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. Moskva, 1991.
8. Istratova O.N., 'Eksakusto T.V. Spravochnikpsihologa nachal'nojshkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
9. Karelina I.O. 'Emocional'noerazvitie detej5 - 10 let. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2005.
Статья поступила в редакцию 19.05.20
УДК 371
Muhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Dagestan State Institute of National Economy
(Makhachkala, Russia), E-mail: muhidinov59@mail.ru
Magomedov A.M., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Head of Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia)
Magomedov G.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Natural Sciences, Dagestan State University of National Economy
(Makhachkala, Russia)
TECHNOLOGY FOR IMPLEMENTING THE PROJECT APPROACH. The article substantiates topicality of the use of active teaching methods in the field of education that contribute to the formation of skills to independently acquire new knowledge. The project approach is able to develop communication skills through design tasks in small training groups. Organizing a group form of student activity during the project allows participants to realize that the task is achieved only by the joint efforts of all participants. The article discusses the need to organize a group form of educational activity of students in the process of project implementation as the most effective form of obtaining the necessary result. The project methodology is considered as an integrative approach that allows to use optimal combination of group and individual forms of training organization.
Key words: FSES, project approach, project technologies, project, planned results, student's project model, innovative approach, project skills.
М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: muhidinov59@mail.ru
А.М. Магомедов, д-р биол. наук, проф., зав. каф. медбиологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала
Г.А. Магомедов, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
В статье обосновывается актуализация использования в сфере образования активных методов обучения, способствующих формированию умений самостоятельно добывать новые знания. При реализации проектного подхода появляется возможность формировать коммуникационные навыки через решение проектных задач в малых учебных группах. Организация групповой формы учебной деятельности студентов в процессе реализации проекта позволяет его участникам осознать, что цель достигается только совместными усилиями всех участников. В статье обосновывается необходимость организации групповой формы учебной деятельности студентов в процессе реализации проекта как наиболее эффективный метод получения необходимого результата. Проектная методология рассматривается как интегративный подход, позволяющий реализовать оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм организации обучения.
Ключевые слова: ФГОС, проектный подход, проектные технологии, проект, планируемые результаты, проектная модель студента, инновационный подход, проектные навыки.
Доминирующей парадигмой системы профессионального образования в период развития информационного общества является компетентностный подход, который позволяет формировать профессионала, способного эффективно решить профессиональные задачи. Такой подход позволяет придать содержанию профессиональной компетентности специалиста более конкретные очертания в процессе разработки образовательной модели, отвечающей современным потребностям социума [1 - 5].
Важной задачей системы высшего профессионального образования является формирование творческого специалиста, который способен на самодостаточную инновационную деятельность не только путем трансляции статических знаний от преподавателя к студенту Студент как будущий специалист не должен быть роботом, который послушно выполняет команды программы, он должен быть активным, динамичным потребителем и творцом знаний, готовый:
• формулировать, находить и решать проблему;
• подвергать анализу оптимальные алгоритмы решения профессиональных задач;
• находить эффективное управленческое решение актуализированной задачи;
• доказывать верность своего выбора.
В современных условиях реформирования высшего профессионального образования актуализированы образовательные стандарты третьего поколения, определяющие переход от парадигмы обучения к парадигме образования. Поэтому в системе образования актуализируются новые задачи, которые связаны с формированием мобильной и самодостаточной личности, способной к непрерывному образованию. Это накладывает на задачи ограничительные рамки образовательной деятельности, основа которых определяется основными положениями идеи личностного развития личности студента.
Современные реалии общественного развития и внутренние проблемы в сфере образования определяют необходимость применять в обучении приемы и методы, которые:
• формируют умения самостоятельно добывать новые знания;
• ориентируют на информационную активность и готовность;
• способствуют выдвижению гипотез;
• формируют умения делать выводы и умозаключения.
Такой подход может обеспечить общую дидактику и частные методики новыми организационными формами проведения учебных занятий, в рамках которых можно решать проблему формирования у студентов умений и навыков саморазвития. Это способствует их готовности к поиску новых методов обучения и развитию содержания образования в сторону усиления вектора познания.
Для решения этих задач необходимо построить образовательную модель, в которой учебная деятельность студента организована таким образом, что преподаватель лишь направляет, стимулирует, заставляя мыслить, а будущий специалист выдвигать свои идеи, гипотезы и аргументирует их.
Все это актуализирует поиск новых, эффективных средств обучения и вынуждает учителей к пониманию того, что современным вузам и школам нужны игровые, практико-ориентированные, проблемные и проектные методы обучения. Доминирующее место среди востребованных сегодня методов в мировой и отечественной образовательной практике занимает метод проектов, хотя он не является принципиально новым в мировой педагогике. Его возникновение как разработчику приписывают американскому философу и педагогу Джону Дьюи и его ученику В.Х. Килпатрику, которые предлагали реализовывать активное обучение через актуализацию деятельности ученика с опорой на его личный опыт, интерес и цели.
Метод проектов - это интегративная педагогическая технология, которая может включать в себя набор специфических дидактических форм, приемов и методов, позволяющих развивать творческий, исследовательский интерес и аналитические формы образовательной деятельности будущих специалистов. При
этом помимо самой идеи необходимо разработать и спроектировать условия ее реализации и результат.
Для достижения планируемого результата необходимо провести достаточно объемную подготовительную работу с участниками этого процесса (создание проекта), а именно подготовить обучаемых:
• самостоятельно актуализировать мыслительную деятельность;
• формулировать, отыскивать и решать вопросы с целью реализации целей;
• уметь предсказывать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.
Так как основе проектного метода была заложена идея о направленности учебной познавательной деятельности будущего специалиста на результат, который можно получить, решая конкретную практическую или теоретическую задачу, то необходимо в рамках проектной деятельности решать реальные задачи, которые могут быть использованы в обществе. При реализации проектного подхода появляется возможность формировать коммуникационные навыки через решение проектных задач в малых учебных группах. Организация групповой формы учебной деятельности студентов в процессе реализации проекта позволяет его участникам осознать, что цель достигается только совместными усилиями всех участников и, следовательно, необходимо формировать у себя умения:
• договариваться (коммуникативные умения);
• вырабатывать общий вектор для достижения целевых установок;
• делегировать и распределять между собой наличные полномочия;
• осуществлять взаимовыручку и помощь и т.д.
Такая технология организации образовательной деятельности в процессе решение проектных проблем будет способствовать формированию чувства ответственности и умения общаться, договариваться и более внимательно относиться друг к другу. Преподаватель в такой схеме выступает как организатор образовательной деятельности своих студентов, консультирует и помогает, в результате чего обучаемый ведёт себя более раскрепощённо в образовательной среде, и преподаватель имеет возможность реализовать индивидуальный подход.
Для того чтобы студент мог успешно реализовать собственный проект, необходимо наличие некоторых условий:
• актуализация практической или теоретической проблемы, для решения которой необходимо интегрирование знаний и исследовательский поиск;
• предполагаемые результаты должны иметь практическую, теоретическую или познавательную значимость;
• участники реализации проекта должны максимально проявить самостоятельность;
• реализацию содержательной части проекта необходимо расписать в виде поэтапного алгоритма;
• оптимизировать работу со сбором информации;
• оформление конечных результатов в виде публичной презентации;
• обсуждение, рефлексия, выводы и корректировка.
Соблюдение этих условий в реализации проектного метод позволяет будущим специалистам обеспечить:
• умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно добывать необходимую информацию;
• возможность построения структурированной системы знаний;
• умение рационально подходить к процессу познания;
• навыки непрерывного обучения и общения;
• готовность к сотрудничеству с людьми в различных видах деятельности;
• развитие универсальных учебных действий;
• построение бесконфликтной педагогики; возможность творчества;
• комфортную образовательную среду вместо принудиловки.
Содержание работы преподавателя при реализации проекта студентами
можно определить так:
• помогает студенту в формулировке цели;
• дает рекомендации по методике работы с источниками информации;
• поддерживает и консультирует работу студентов на всех этапах реализации проекта;
• помогает преодолеть трудности в тупиковых или конфликтных ситуациях;
• моделирует условия проявления активности студентов;
• управляет и корректирует процесс создания проекта;
• оценивает полученный продукт; анализирует результаты процесса создания проекта.
Преподаватель, который реализует проектное обучение, должен обладать набором качеств, которые формируются за счет системы специфических умения: находить и ставить перед студентами реальные исследовательские задачи; увлечь студентов, используя личностный мотив при решении задачи; выполнять функции координатора при реализации проекта; быть терпимым к ошибкам и готовым к помощи.
Необходимо остановиться на тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются студенты в процессе реализации проектной деятельности, а именно:
• формулировка глобальных и локальных целей и задач;
• поиск оптимальных путей их решения задач;
• выбор альтернатив; корректировка результата;
• анализ результатов;
• аргументация выбора;
• оценка самой деятельности.
Планируя реализацию проектного метода в образовательной практике, преподавателю необходимо учесть потенциал учебных дисциплин, способности и возможности студентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация проектной деятельности или решение проектных задач не является еще одной дидактической техникой, которую можно легко адаптировать к существующей модели обучения. Проектные схемы, адаптированные в учебный процесс, кардинально изменяют существующие учебные компоненты, а именно:
• модель отношений между студентом и преподавателем;
• систему оценок;
• отбор содержания учебного материала;
• модель учителя;
• модель студента.
Резюмируя сказанное выше, в рамках нашего исследования мы выделяем следующие этапы проектной технологии:
• построение детального плана построения проекта;
• процесс реализации самого проекта;
Библиографический список
• публичное презентирование результатов проектной деятельности;
• анализ и самоанализ полученного проекта;
• корректировка модели по итогам анализа.
На первом этапе изначально формулируется глобальная проблема, которая затем уточняется и актуализируется в обобщенную задачу, предлагается схема реализации проекта и делегируются полномочия всех участников.
Второй этап - это разработка детального плана построения проекта, в рамках которого участники решают локальные и глобальные задачи. На каждом из промежуточных этапов проводят анализ своей деятельности, выявляют промежуточные цели, которые не должны противоречить главной цели и держать нужный вектор процесса. С учетом этого результатом данного этапа является дорожная карта проектной деятельности всех участников этого процесса.
Третий этап - это этап публичного презентирования результатов проектной деятельности. Он не менее важен, чем второй и первый, так как от этого зависит его прикладной аспект. В реальных проектах участниками этого этапа являются и спонсоры, которые могут вложить в этот проект, а могут признать его неудачным, поэтому успех оценки результатов проектной деятельности во многом определяется на данном уровне.
Четвертый этап - это этап анализа и самоанализа полученного проекта, который перерастает в обсуждения и общую дискуссию, результатом чего становится набор уточнений, повышающий эффективность результатов проектной деятельности всего коллектива.
Пятым и последним этапом согласно нашей технологии является корректировка модели по итогам анализа, результатом чего является окончательный вариант проекта, который должен иметь оптимальные характеристики, возможные для этой модели.
Практический аспект нашей технологии позволил нам определить следующие критериальные характеристики оценки проектной деятельности:
• новизна и актуальность сформулированной проблемы;
• полнота раскрытия проблемы;
• объем информационных источников и многообразие способов действия;
• адаптация проблемы в личностную модель участника;
• значимость результатов проектной деятельности для социума;
• возможность использования опыта в других практиках;
• соответствие содержания и структуры;
• доступный пользовательский алфавит;
• ясность и доступность изложения;
• умение формулировать вопросы и отвечать на них;
• понимание перспективы проекта.
1. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении. Школьные технологии. 2002; № 5: 116 - 120.
2. Магомедов А.М. и др. Возможности проектного метода в развитии творческой личности. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-3: 150 - 153.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008.
4. Проекты федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Available at: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
5. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж. Дьюи в чикагский период. Педагогика. 2004; № 5: 90 - 96.
References
1. Lebedeva L.I., Ivanova E.V. Metod proektov v produktivnom obuchenii. Shkol'nye tehnologii. 2002; № 5: 116 - 120.
2. Magomedov A.M. i dr. Vozmozhnosti proektnogo metoda v razvitii tvorcheskoj lichnosti. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2020; № 66-3: 150 - 153.
3. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2008.
4. Proekty federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
5. Rogacheva E.Yu. Pedagogicheskoe tvorchestvo Dzh. D'yui v chikagskij period. Pedagogika. 2004; № 5: 90 - 96.
Статья поступила в редакцию 26.05.20
УДК 371.486
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: abdullina_lb321@mail.ru
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: maxksu@rambler.ru
Suleymanova F.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: maxksu@rambler.ru
Koscova S.A., senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: koscova.sa@mail.ru
FORMS AND METHODS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF ELEMENTARY SCHOOL. The article touches on the current issue - the formation of a harmonious, developed personality of the child in the educational process. Considerable attention is paid to the topic of the formation of artistic and aesthetic qualities in children of primary school age. The most favorable period for solving the problems of aesthetic education is elementary school. Younger school age is one of the main stages of artistic and creative development, instilling a love of art, acquiring an artistic and aesthetic taste and methods of working in art, creating creative works. The presented material allows us to conclude that the use of various forms and methods in artistic and aesthetic education contributes to the formation of the creative personality of a child of primary school age.
Key words: artistic and aesthetic education, visual arts, technology lesson, teacher, elementary school, primary school children.