Научная статья на тему 'Применение метода проектов в процессе организации иноязычной подготовки студентов-медиков'

Применение метода проектов в процессе организации иноязычной подготовки студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-медики / проектный метод / преподавание / формирование профессиональной иноязычной лексики / medical students / project method / teaching / formation of professional foreign language vocabulary

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З М. Саламова, П М. Рамазанова, А Э. Азизханова

В статье рассмотрена методика реализации метода проектов в процессе организации иноязычной подготовки студентов-медиков. Для будущего специалиста-медика знание иностранных языков в сочетании с проектной деятельностью оказываются основополагающими. В процессе реализации проектной деятельности студенты эффективно формировали иноязычную профессиональную лексику, навыки поиска и представления информации на иностранном языке. Авторы делают вывод о том, что идея использовать метод проектов в процессе иноязычной подготовки студентов-медиков оправдала себя и доказала свою эффективность. Это даёт нам основание рекомендовать эту форму работы для активного использования в процессе преподавания иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З М. Саламова, П М. Рамазанова, А Э. Азизханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PROJECT METHOD IN THE PROCESS OF ORGANIZING FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF MEDICAL STUDENTS

The article considers the method of implementing the project method in the process of organizing foreign-language training of medical students. For a future medical specialist, knowledge of foreign languages in combination with project activities is fundamental. High-quality language training of students is impossible without the use of modern educational technologists. During the implementation of project activities, students effectively formed a foreign language professional vocabulary, formed skills for searching and presenting information in a foreign language. The authors conclude that the idea of using the project method in the process of foreign-language training of medical students has justified itself and proved its effectiveness. This gives reason to recommend this form of work for active use in the process of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Применение метода проектов в процессе организации иноязычной подготовки студентов-медиков»

4. Volkova E.V. Istoriko-kul'turnoe razvitie predmetnogo soderzhaniya himii v svete obschego universal'nogo zakona razvitiya i predstavleniya o kognitivnyh strukturah, skladyvayuschihsya v processe poznaniya mira. Doklady uchastnikov kruglogo stola. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2009: 29 - 44.

5. Erygin D.P., Shishkin E.A. Metodika resheniya zadach po himii: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov po biologicheskim i himicheskim special'nostyam. Moskva: Prosveschenie, 1989.

6. Poshehonov I.S. Logiko-matematicheskij bazis kak osnova klassifikacii raschetnyh zadach v shkol'nom kurse himii. Nauka ishkola. 2017; № 5: 207 - 212.

7. Podd'yakov A.N. Tipy sootnoshenij integracii i differencial v razvivayuschihsya sistemah. Doklady uchastnikov kruglogo stola. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2009: 91 - 102.

8. Aronov A.M. Stanovlenie matematicheskogo myshleniya uchaschihsya osnovnoj shkoly. Voprosy obrazovaniya. 2007: 146 - 159.

9. Davydov V.N. Obuchenie shkol'nikov resheniyu raschetnyh zadach po himii na osnove sistemno-strukturnogo podhoda: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 1999.

Статья поступила в редакцию 12.02.20

УДК 378

Salamova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]

Ramazanova P.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]

APPLICATION OF THE PROJECT METHOD IN THE PROCESS OF ORGANIZING FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF MEDICAL STUDENTS. The article considers the method of implementing the project method in the process of organizing foreign-language training of medical students. For a future medical specialist, knowledge of foreign languages in combination with project activities is fundamental. High-quality language training of students is impossible without the use of modern educational technologists. During the implementation of project activities, students effectively formed a foreign language professional vocabulary, formed skills for searching and presenting information in a foreign language. The authors conclude that the idea of using the project method in the process of foreign-language training of medical students has justified itself and proved its effectiveness. This gives reason to recommend this form of work for active use in the process of teaching a foreign language.

Key words: medical students, project method, teaching, formation of professional foreign language vocabulary.

З.М. Саламоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

П.М. Рамазаноеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В статье рассмотрена методика реализации метода проектов в процессе организации иноязычной подготовки студентов-медиков. Для будущего специалиста-медика знание иностранных языков в сочетании с проектной деятельностью оказываются основополагающими. В процессе реализации проектной деятельности студенты эффективно формировали иноязычную профессиональную лексику, навыки поиска и представления информации на иностранном языке. Авторы делают вывод о том, что идея использовать метод проектов в процессе иноязычной подготовки студентов-медиков оправдала себя и доказала свою эффективность. Это даёт нам основание рекомендовать эту форму работы для активного использования в процессе преподавания иностранного языка.

Ключевые слова: студенты-медики, проектный метод, преподавание, формирование профессиональной иноязычной лексики.

В современном вузе студенты должны быть подготовлены на основе качественного аутентичного учебного материала к сознательному использованию иностранного языка в дальнейшей жизни и работе. Большую роль иностранный язык играет в профессиональной подготовке студентов-медиков. Эффективные технологии образования должны подготовить студентов-медиков к будущей профессиональной деятельности, в процессе которой может возникнуть необходимость получения информации на иностранном языке, общение с зарубежными коллегами, необходимость доложить о своём опыте работы на зарубежном симпозиуме и т.д. Тем самым на вузы возлагается ответственность за качественное обеспечение студентов комплексом языковых знаний, умений, навыков, что требует от учебного заведения систематического создания условий для повышения квалификации своих педагогических работников, обеспечения заведение надлежащей материально-технической базой [1 - 6].

Проект является самостоятельно планируемой и реализуемой студентами работой, где объединяются речевое общение и интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Подготовка творческого проекта особенно эффективна на заключительном этапе в работе над развитием умений и навыков во всех видах речевой деятельности студентов-медиков.

На занятиях по иностранному языку студенты-медики были организованы в микрогруппы для выполнения проектов. Каждый проект должен быть оформлен в виде презентаций (программы PowerPoint, FrontPage и др.), содержащих текстовую информацию, слайды, фотографии и т.д. Обобщённо алгоритм реализации проекта включал прохождение студентами нескольких этапов (табл. 1).

С учётом вышеуказанного при комплектовании микрогрупп подбирается состав с учётом ролевых функций, которые необходимо будет выполнять в процессе выполнения проекта (табл. 2).

Таблица 1

Подготовительный

Выбор темы проекта в зависимости от личностных, научных интересов и предпочтений.

Информационно-поисковый

Поиск информации по заданной теме из различных книжных и некнижных носителей.

Этапы реализации технологии Операционно-действенный

Оформление собранной информации в виде компьютерной презентации

Демонстрационный

Демонстрация разработанного проекта на семинарском занятии, обсуждение со всей группой студентов и преподавателем содержания разработанных слайдов, их оформления.

Контролирующе-коррекционный

Рефлексия студентами-медиками своей проектно-по-знавательной деятельности. Исправление указанных недостатков: корректировка содержания проекта, способа его оформления.

Алгоритм реализации технологии проектирования

Таблица 2

Функционально-ролевые обязанности участников рабочей микрогруппы

Функции

Информатор Генератор идей Технический исполнитель Презентатор

Осуществление поиска необходимой информации по выбранной теме исследования. Творческий переработчик информации, генератор новых идей, составитель эскизов презентаций. Электронный набор собранного материала и изготовление слайдов на основе собранного материала. Презентация проекта на семинарском занятии, организация дискуссии с группой студентов в процессе представления проекта.

Таблица 3

Название Интернет-сайтов профилактической направленности и их краткое содержание

№ Адрес сайта в Интернете Характер информации, составляющей содержание сайта

1. http://www.narcom.ru/ Русский народный сервер против наркотиков содержит медицинскую информацию для больных и врачей, родителей, курс самопомощи, что говорят о наркотиках, в чем ошибаются, как с ними живут и как расстаются.

2. http://www.narconon-standard.ru/ Содержит форум, реальные истории, фотогалерею, информацию о наркотиках и профилактике наркозависимости, здесь также можно задать вопросы специалисту.

3. http://www.narkotikam.net/ Сайт общественного движения против наркотиков. Профилактика наркомании. Лечение наркоманов.

4. http://nosmokina.ru/ Это некоммерческий сайт, размещающий материалы, помогающие людям бороться с пагубной привычкой курения табака.

5. http://adic.ora.ua/nosmokina/ Ресурсный центр по контролю над табаком Tobacco control resource centre.

6. http://tfn9153.narod.ru/ Это персональный антиалкогольный сайт за трезвый и здоровый образ жизни. Содержит информацию о воздействии алкоголя на организм, антиалкогольные афоризмы, пословицы, поговорки, пить или жить, мифы об алкоголе, манифест трезвости, историю сухих законов, сведения о международной академии трезвости, о вреде пьянства и курения, об употреблении наркотиков, антиалкогольные стихи, историю пьянства на Руси, антиалкогольные рифмы и др.

В процессе работы над различными проектами студенты могли меняться ролями, но основные функции в группе сохраняются. В то же время данная дифференциация может быть и достаточно условной, так, например, осуществление поиска необходимой информации, её оформление в виде презентаций может осуществляться совместно несколькими участниками группы.

Тематика проектов для студентов-медиков могла быть разнообразной, один из проектов посвящён подготовке презентаций на английском языке на антинаркотическую и противоалкогольную тему. При этом задача студентов - собрать информацию не только с русскоязычных, но и с англоязычных сайтов и сделать презентацию на английском языке. В данном случае формируются компетенции, связанные с умением будущих врачей осуществлять профилактическую работу среди населения, в том числе используя опыт такой работы за рубежом.

При разработке проектов студенты-медики могут использовать следующие материалы:

• содержание НИРС по изучению влияния наркотических, никотиновых, алкогольных веществ на организм;

• информацию, полученную в процессе анализа психолого-педагогической литературы;

• информацию, полученную из Интернет-сайтов (табл. 3)

Представим содержание проектов, посвящённых антинаркотической и прочей профилактической работе.

Антинаркотическое направление:

• информация о видах наркотиков;

• о специфическом воздействии различных видов наркотиков на организм;

• о внешних признаках наркотического опьянения;

• фотографии младенцев-детей, чьи родители были наркоманами, имеющих физиологические уродства, не совместимые с жизнью (полученные при медицинской экспертизе);

• фотографии наркоманов с необратимыми физиологическими изменениями и др.

Антиалкогольное направление: история возникновения алкоголя; виды алкоголизма (альфа-, бета-, гамма-алкоголизм); стадии возникновения алкоголизма; специфика женского алкоголизма; пивного алкоголизма и их особенности воздействие на женский и мужской организм; фотографии органов алкоголиков (печень, головной мозг), полученные при медицинской экспертизе после смерти; фотографии младенцев-детей, чьи родители были алкоголиками, имеющих физиологические уродства, не совместимые с жизнью (полученные при медицинской экспертизе) и др.

Для изучения эффективности воздействий на студентов, полученных в результате демонстрации проектов, мы использовали анкетирование, в рамках которого слушателям предлагалось ответить на вопросы. Как следует из результатов опроса, особенно студентов поразила информация о женском и пивном алкоголизме, видах алкоголизма, воздействии на организм «лёгких» наркотиков и др.

Таблица 4

Результаты ответов студентов на вопрос «В процессе разработки проекта для меня было новым...» (в %)

Большая часть информации Часть информации Вся представленная информация мне известна

38 51 11

Таблица 5

Ответы студентов на вопрос: «Информация, полученная мной при подготовке проекта ...» (в %)

Будет мне очень полезна Будет принята к сведению Возможно, поможет в будущем для налаживания профессиональных связей с зарубежными коллегами

51 18 31

Таким образом, видно, что информация, полученная в процессе выполнения проектов, заинтересовала студентов и, безусловно, сама по себе будет оказывать воздействие на них и вносить свой вклад в формирование профессиональной компетентности студентов-медиков и конкретно - в иноязычную компетентность.

Как показал наш опыт организации проектной деятельности, данный метод способствовал формированию у студентов-медиков следующих умений:

- планировать свою работу в процессе выполнения проекта;

- участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его и др. (тренируется практика иностранной речи);

- вести поиск необходимой информации (в том числе по Интернету);

- делать презентацию по результатам проекта;

- представлять презентацию на занятиях.

Анализ сформированности проектных умений студентов позволил:

- повысить мотивацию к изучению иностранного языка;

- расширить профессионально-ориентированную лексику;

- целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

- при запуске следующего проекта выстраивать занятие, сделав акцент на формировании определённых проектных умений, которые были сформированы не в полной мере;

На основе анализа литературы [1 - 6], личного опыта, можно отметить следующее:

1. Проектная работа должна иметь конкретную цель, чтобы на занятии иностранный язык использовался как в устной, так и в письменной коммуникативной форме.

2. Проектная работа должна способствовать развитию межпредметных связей.

3. Проектная работа должна иметь профессиональную и практическую ориентацию, позволяющую увидеть связь «язык - практика», «язык - ситуация», соответствовать профессиональным интересам студентам-медикам.

4. Проектная работа должна быть ориентирована на результат, некий продукт, например, выполнение в форме PowerPoint презентаций, создание веб-сайта, коллажа и др.

5. Работа над проектом должная иметь социальную направленность, так как для достижения поставленных целей необходима совместная работа студентов, требующая развития многих социально важных качеств.

В то же время можно отметить и трудности при организации проектной деятельности:

Библиографический список

- «сложность планирования определенной серии занятий и консультаций по проекту, что связано с рядом операций и этапов работы, значительным количеством обрабатываемой информации и участников проектной деятельности, трудностями по установлению временных рамок и сроков;

- недостаточная подготовленность преподавателя к проектным формам работы, незнание основных требований по организации и проведению подобных мероприятий, принципов и характеристик данного метода и др.» [4].

Таким образом, для будущего специалиста знание иностранных языков в сочетании с проектной деятельностью оказывается основополагающим. Следовательно, необходимо пересмотреть процесс обучения иностранным языкам таким образом, чтобы студенты еще на младших курсах учились развивать компетенции, связанные с их будущей профессией. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что идея использовать метод проектов в процессе иноязычной подготовки студентов-медиков оправдала себя и доказала свою эффективность. Это даёт нам основание рекомендовать эту форму работы и в дальнейшем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. Самара, 2006.

2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. Москва: Глобус, 2007.

3. Худайберганова Э., Гулиметова Б.М. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе. Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV-й Международной научной конференции. Москва, 2016: 94 - 97.

4. Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искоркина А.А. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере Национально исследовательского Томского политехнического университета). Международный журнал экспериментального образования. 2015; № 2-3: 371 - 374. Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6618

5. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.

References

1. Kashina E.G. Tradiciii innovacii v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka. Samara, 2006.

2. Kopylova V.V. Metodika proektnojraboty na urokah anglijskogoyazyka. Moskva: Globus, 2007.

3. Hudajberganova 'E., Gulimetova B.M. Sovremennye metody i tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov v vysshej shkole. Filologiya i lingvistika v sovremennom obschestve: materialy IV-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2016: 94 - 97.

4. Bolsunovskaya L.M., Mironova V.E., Iskorkina A.A. Specifika proektnoj metodiki v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov mladshih kursov neyazykovyh vuzov (na primere Nacional'no issledovatel'skogo Tomskogo politehnicheskogo universiteta). Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; № 2-3: 371 - 374. Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6618

5. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.

Статья поступила в редакцию 12.02.20

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University, Moscow region;

Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: [email protected]

Sirotina S.A., teacher, Russian Air Force Military Educational and Scientific Center"Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky

and Yu. A. Gagarin" (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL CULTURE OF A PEDAGOGUE AS A FACTOR INIMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION. The article deals with development of professional culture in a modern teacher. The professional culture of a teacher is not created by itself. It manifests itself as the highest degree of professional competence development, complex system formation rep-resenting the totality of human values, professional values and personality traits, universal ways of cognition and technology teaching. In the modern sense the professional culture of teachers is one of socially significant indicators of literacy of a person, it reflects the totality of its spiritual and material values, the degree of creative self-realization and actualization. The authors conclude that the professional culture of the teacher is formed in the unity of all its components, which are always manifested holistically, incessantly from each other. As an essential characteristic and prerequisite for the effectiveness of pedagogical activities, the professional culture of the teacher contributes to the improvement of the educational process, increasing its efficiency and productivity.

Key words: professional culture, professional culture of teachers, professional identity, professionalism, effectiveness of professional activity of teacher.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,

проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

С.А. Сиротина, преп., Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры современного педагога. Профессиональная культура педагога не создается сама по себе, она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, как сложное системное образование, представляющее совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий педагогической деятельности. В современном понимании профессиональная культура педагога выступает одним из социально значимых показателей образованности преподавателя, отражает совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации. Авторы делают вывод о том, что профессиональная культура педагога формируется в единстве всех ее составляющих, которые всегда проявляются целостно, неотрывно друг от друга. Являясь важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности педагогической деятельности, профессиональная культура педагога способствует совершенствованию образовательного процесса, росту его эффективности и продуктивности.

Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура педагога, профессиональная личность, профессионализм, результативность профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.