педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ...
УДК 372.881.161.1 +378
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ - МЕДИКОВ
© 2018
Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе. Это информационные технологии, игровые и коммуникативные методы, метод обучения как учебного исследования, Case-study, а также метод проектов. Данные методы способствуют приобретению опыта самостоятельного решения различных задач: личностного и профессионального характера. Автор подробно рассматривает возможности применения проектной методики в процессе обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе. В статье выделены и подробно изучены основные признаки и принципы проектно-ори-ентированного обучения. Автором представлены теоретические и практические основы работы над проектами при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков, а также детально рассмотрены этапы работы над проектом и раскрыто их содержание. В результате исследования автор делает вывод, что применение проектной методики в процессе обучения русскому языку предоставляет иностранным студентам-медикам возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, а также активность и самостоятельность. Материал исследования может найти применение в практике преподавания не только русского языка как иностранного, но и других иностранных языков.
Ключевые слова: русский язык как иностранный (РКИ), студенты-медики, метод проектов, проект, проектная деятельность, паспорт проекта, информационные технологии, деловые игры, метод Case-study, презентации, Power Point, iSpring.
USE OF THE PROJECT METHOD IN TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN
MEDICAL STUDENTS
© 2018
Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)
Abstract. The article considers the most effective methods of teaching Russian as foreign in medical university. These are information technologies, game and communicative methods, teaching method as educational research, Case-study, as well as the method of projects. These methods contribute to the acquisition of experience in the independent solution of various tasks: personal and professional. The author examines in detail the possibilities of applying the project methodology in the process of teaching Russian as foreign language in medical university. The article highlights and studies in detail the main features and principles of project-oriented learning. The author presents the theoretical and practical bases of work on projects during teaching Russian to foreign medical students, as well as details of work's stages on the project and their content. As a result of the research, the author concludes that the use of the project methodology in the process of teaching Russian gives foreign medical students the opportunity to reveal their creative potential, to demonstrate their research abilities, as well as their activity and independence. The material of the research can find application in the practice of teaching not only Russian as foreign, but also other foreign languages.
Keywords: Russian as foreign, medical students, project method, project, project activity, project passport, information technology, business games, Case-study method, presentations, Power Point, iSpring.
Одна из основных проблем современной методики преподавания иностранных языков заключается в поиске наиболее совершенных способов передачи знаний, а также эффективных методов и приёмов, повышающих качество обучения и ускоряющих данный процесс.
В образовательном процессе медицинского вуза наиболее эффективными являются такие методы обучения, которые способствуют приобретению опыта самостоятельного решения различных задач. К ним относятся информационные технологии, игровые методы, коммуникативные методы, метод обучения как учебного исследования, метод Case-study и проекты [1, 2].
Обратимся к рассмотрению каждого из этих методов и их применения в процессе обучения русскому языку как иностранному студентов-медиков. Информационные технологии заключаются в использовании компьютерных средств в процессе обучения на занятии и при выполнении самостоятельной работы иностранными учащимися [3-9].
В рамках игровых методов студенты принимают участие в деловых, ролевых и имитационных играх, которые моделируют профессиональные проблемы и задачи. В процессе игры студенты реализуют роли и выполняют функции, адекватные социальному контексту их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, будущие врачи приобретают опыт решения профессиональных, социальных и личностных задач [10].
Коммуникативные методы включают в себя актив-
ные формы деятельности и методы, направленные на сотрудничество, организацию работы в группе. Они формируют у студентов универсальные умения, связанные с принятием решения и осмыслением, самопрезентацией, культурой доказательства собственных суждений, оценкой разных точек зрения и т. д. Приведём примеры данных методов: пресс-конференция, дискуссия, учебные дебаты спор-диалог, мозговой штурм и т. д. [11 -20].
В процессе применения метода обучения как учебного исследования студенты осуществляют различные виды деятельности. Представим их в виде цепочки: постановка проблемы, сбор имеющихся данных, их «верификация», экспериментирование, составление плана исследования, формулировка выводов, рефлексия результатов.
Метод Case-study представляет собой анализ определённых ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности студентов.
В настоящее время наиболее популярным является метод проектов. Он заключается в выполнении студентами в процессе обучения русскому языку как иностранному проектной деятельности. Отметим, что проекты должны носить прикладной, междисциплинарный характер. То есть содержание и способы их выполнения должны соответствовать содержанию и технологиям профессиональной деятельности будущих врачей. Рассмотрим подробнее данный метод и особенности его
использования при обучении русскому языку как иностранному [21-25].
Известно, что любая деятельность человека, в том числе профессиональная, представляет собой ряд выполняемых проектов. Под понятиями «проект» и «проектирование», как процесс создания проекта, подразумевают поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Отметим, что сам выбор целей часто является важной частью проекта. Проектирование представляет собой неотъемлемую составляющую любой сферы деятельности людей.
С научной и практической точки зрения существует ряд требований, на которых основывается проектирование. Рассмотрим основные из них. Во-первых, необходимо анализировать все элементы проблемы, ситуации перед принятием решения. При этом метод «проб и ошибок» не является рациональным. Во-вторых, следует делить каждый вопрос на части для облегчения его решения. В-третьих, нужно стараться установить закономерности даже в тех случаях, когда последовательность не очевидна. Последнее требование заключается в том, что следует подходить к решению любого вопроса или проблемы системно и разносторонне. Необходимо учитывать, что среди разнообразных решений существуют те, которые в большей степени соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта [26].
Использование проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному позволяет сделать учебный процесс личностно значимым для студента. Отметим, что работа над проектами может осуществляться как на занятиях по РКИ, так и во внеаудиторное время. Например, на заседаниях международных студенческих клубов или студенческого научного кружка [27-29].
Выполняя проекты, иностранные студенты получают возможность применить на практике знания, полученные на занятиях по РКИ, а также раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, активность, креативность и самостоятельность. В процессе проектной работы при изучении русского языка как иностранного студенты самостоятельно планируют и реализуют свою деятельность [30-32].
Отметим, что данный вид работы может выполняться как отдельными студентами, так и совместно несколькими учащимися, то есть проектной группой. В обоих случаях ответственность за обучение возлагается на самого обучающегося как индивида и как члена проектной группы.
Однако на успешность проекта большое влияние оказывает личность преподавателя, обладающего умениями создавать определённые условия для осуществления проектной деятельности. Данные условия должны стимулировать формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных и организационно-дея-тельностных умений студентов.
Проанализировав работы российских и зарубежных педагогов по проектно-ориентированному обучению, можно выделить следующие основные признаки данной технологии:
- соотнесённость с объективной реальной действительностью;
- ориентация на продукт деятельности;
- соотнесённость с субъектом деятельности;
- методическая соотнесённость.
Рассмотрим детально каждый из этих признаков. Соотнесённость с объективной реальной действительностью заключается в наличии личностно и социально значимой проблемы, для решения которой необходимы интегрированные знания. На занятиях по русскому языку как иностранному в процессе изучения новой темы, в ходе обсуждения прочитанного текста или каких-либо актуальных событий студенты часто испытывают дефицит знаний и не могут решить возникшую задачу. 26
В результате сложившейся ситуации у них возникает желание подробнее исследовать какую-либо проблему. Данный факт лежит в основе проектной деятельности.
Относительно ориентации проектной работы на продукт деятельности мнения исследователей разделяются. Многие педагоги считают важным, чтобы проект был ориентирован на результат, то есть на продукт деятельности. Согласно им результат работы над проектом, то есть презентация созданного продукта имеет основное значение. Другие исследователи считают, что основа проектной работы при изучении русского языка как иностранного заключается в коммуникации, включённой в другие виды деятельности. Таким образом, в проектной деятельности процесс важнее, чем продукт. Существует также третья точка зрения. В соответствии с ней и процесс, и результат работы над проектом одинаково важны.
Под соотнесённостью с субъектом деятельности подразумевается ориентация на интересы студентов, их ответственность и самоорганизацию. При выборе темы проекта необходимо, чтобы инициатива исходила от самих студентов. Они должны попытаться решить поставленную задачу используя имеющиеся знания и опыт.
Методическая соотнесённость проекта предполагает учёт уровня знаний, умений и навыков, полученных студентами при изучении русского языка как иностранного, а также других дисциплин. Для успешной реализации проекта необходимо, чтобы все члены проектной группы осознавали его цель.
Отметим, что исследователи выделяют следующие принципы проектной работы при обучении русскому языку как иностранному: решение проблем, вариативность, обучение с интересом, когнитивный подход к грамматике, личностный фактор, адаптация знаний. Определим содержание данных принципов.
Процесс изучения русского языка иностранными студентами становится эффективнее, если они используют данный язык для решения каких-либо проблем или профессионально-значимых задач.
Вариативность деятельности на занятиях заключается в индивидуальной парной и групповой формах работы. Студентам должны быть предложены различные варианты тем, видов работы и типов упражнений.
Для того чтобы процесс обучения русскому языку был успешным, нужно заинтересовать иностранных студентов.
Многие обучающиеся с трудом усваивают грамматические правила и структуры. Таким образом, необходимо предоставить им возможность применить изученные грамматические структуры и явления на практике.
Личностный фактор работы над проектами заключается в том, что при данном виде деятельности иностранные студенты получают возможность говорить о себе, своей жизни, интересах и т.д. Этот факт способствует интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному.
Учитывая принцип адаптации заданий, необходимо предлагать студентам упражнения, которые они могут выполнить. Следует использовать задания, соответствующие уровню знаний и умений обучающихся. Итак, работа над проектами на занятиях по русскому языку как иностранному может быть использована на любом этапе обучения, однако следует учитывать при этом уровень знаний и интересы студентов [33, 34].
Изучив теоретические основы работы над проектами при обучении русскому языку как иностранному в медицинском вузе, перейдём к рассмотрению её практической реализации. В общем виде работу по разработке проектов можно представить следующим образом:
- анализ имеющихся данных и постановка проблемы;
- составление плана деятельности по разрешению поставленной проблемы;
- реализация проектной деятельности;
- рефлексия промежуточных результатов;_
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ...
- коррекция средств и способов достижения поставленных целей и получения результатов;
- рефлексия, проверка, оценка результатов [35].
Рассмотрим детально порядок выполнения проекта.
Следует отметить, что работа над проектом включает в себя подготовительный, основной и завершающий этапы.
На подготовительном этапе преподаватель должен предложить темы проектов в рамках программы и сформулировать проблему исследования. Затем иностранные студенты знакомятся с методикой работы над проектом, изучают необходимую лексику и грамматику, а также аутентичные материалы по выбранной теме. Если проектная работа осуществляется группой студентов, то преподавателю необходимо её сформировать и распределить задания.
Он должен также проверить подготовленные материалы и внести свои исправления и дополнения. На завершающем этапе работы студентами осуществляется оформление проектов в виде плаката, стенгазеты, презентации и других форм, а также их защита. После заключительного этапа преподаватель должен обсудить со студентами результаты работы и подвести итоги [26].
Отметим, что в процессе выполнения проектной деятельности студентам необходимо составить краткое описание проекта, то есть его паспорт. Он должен включать следующую информацию: название; цель; сведения об авторах, научном руководителе и консультантах; тип проекта и предметно-содержательной области; количество участников; время проведения; характер контактов; форму представления проекта; источники информации.
Обратимся к подробному рассмотрению содержания некоторых из данных пунктов. Относительно сведений о научном руководителе и консультантах, то необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность, звание, учёную степень. По типу проекты разделяют на игровые, творческие, исследовательские и информационно-поисковые. В процессе изучения русского языка как иностранного актуально выполнение проектов трёх последних типов, а именно информационно-поисковых, исследовательских и творческих. Что касается предметно-содержательной области, то здесь речь идёт о культурологических проектах: лингвистических или литературных.
По количеству участников различают личностные, парные и групповые проекты. Под характером контактов подразумевают уровень проведения: в рамках группы, факультета, университета, города, региона или страны. Возможно проведение проектов на международном уровне. Существуют различные формы оформления проектов. Это могут быть постеры, видеофильмы, рефераты, презентации и т.д.
По нашему мнению для использования проектной методики при обучении РКИ, следует разработать практическое пособие. Цель данного пособия заключается в формировании самостоятельности иностранных студентов, способности к самообразованию и саморазвитию. Следует научить студентов видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Примерное содержание данного пособия представлено в таблице 1.
В результате нашего исследования можно сделать вывод, что применение проектной методики в процессе обучения русскому языку иностранных студентов-медиков является достаточно эффективным. Создавая проекты, иностранные студенты-медики раскрывают свой творческий потенциал, проявляют исследовательские способности, а также активность и самостоятельность. Работа над проектами повышает их интерес к изучению русского языка, создавая при этом внутреннюю мотивацию. Материал исследования может применяться как в практике преподавания русского языка как иностранного, так и других иностранных языков.
Таблица 1 - Содержание практического пособия по подготовке и организации проектной деятельности студентов при изучении русского языка как иностранного
№ Тема занятия Цели и задачи Содержание
1 Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом Формирование умения представлять свои интересы, увлечения и достижения на русском языке. Освоение понятия этапов работы над проектом Беседа преподавателя с иностранными учащимися об их увлечениях. Работа с текстом. Этапы проекта: выявление проблемы, формулирование цели, описание ожидаемого результата, планирование работ, реализация плана, оформление письменной части, презентация. Объяснение содержания каждого этапа проекта.
2 Тема проекта. Цель. Подбор материала. Проблема и её решение Формирование умений создания собственных творческих замыслов и воплощение их в творческий продукт. Развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы её решения Беседа преподавателя со студентами. Ознакомление с особенностями выбора темы исследования. Выбор темы проекта и формулировка цели и задач. Деловая игра «Исследуй проблему и найди решение!»
3 Гипотеза. Решение задачи Формирование умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез на русском языке Изучение слов и выражений, используемых для высказывания своего предположения, то есть выдвижения гипотезы на русском языке.
4 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта Формирования умений в составлении паспорта проекта на русском языке Ознакомление студентов со структурой паспорта проекта, то есть его кратким описанием. Составление иностранными студентами описаний проектов на русском языке
5 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование Ознакомление с видами вопросов для анкет; формирование умений в составлении вопросов для анкетирования Ознакомление студентов с видами вопросов в русском языке, их структурой. Выполнение тренировочных упражнений.
6 Стенгазета, постер (стендовый вариант представления проекта). Требования к их созданию Ознакомление с условиями размещения проектного материала на постере; формирование умений в создании постера Создание постера с ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами. Подготовка устных и письменных сообщений по теме проекта
7 Использование компьютерных программ для создания проектов в электронном виде Изучение и освоение программ Power Point, iSpring Знакомство с основами работы в Power Point, iSpring. Создание электронных презентаций и книг
8 Обработка информации. Подготовка проектной документации к выступлению (на конкурсе, конференции, олимпиаде) Развитие умения создавать папку проекта, выделять важную информацию; формирование умения брать интервью и создавать визитку проекта Подготовка к заключительному этапу проекта. Сбор и систематизация необходимой документации: паспорта проекта, полного объёма информации по теме проекта, текста выступления, визитки, черновиков при работе над проектом, зарисовок, анкет, распечатанных слайдов презентации.
9 Тестирование. Самоанализ. Рефлексия Формирование умения оценивать свою работу и видеть недостатки в ней, развитие самокритики Подведение итогов своей проектной деятельности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 268 с.
2. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвомето-дические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1983. - 172 с.
3. Итинсон К.С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5666-5669; URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=38484 (дата обращения: 03.01.2018).
4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2005.
5. Федорова Н.Ю. Дидактические принципы в процессе обучения иностранных слушателей с использованием мультимедиа-технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 158-161.
6. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 163-168.
7. Смирнова Е.В. Перспективы преподавания иностранного языка в условиях информационного поликультурного и мультилингвального общества России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 105-109.
8. Хохленкова Л.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.
9. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
10. Чиркова В.М., Рубцова Е.В. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. № 3(20). - С. 78-80.
11. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учеб.-методическое пособие. 2-е изд. - Минск, 2004. -336 с.
12. Жук О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-методический комплекс для ст-тов, получающих пед. специальность. -Минск: БГУ, 2002. - 129 с.
13. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Педагогика: Практикум на основе компетентностного подхода / под общ. ред.
0.Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2007. -192 с.
14. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
15. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.
16. Тронь Т.М. Взаимосвязь личностных черт «активных прокрастинаторов» и эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 296-298.
17. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т.
1. № 6 (28). С. 74-80.
18. Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.
19. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
20. Механтьева Л.Е., Склярова Т.П., Сапронов Г.И., Петрова А.В. Инновационные методы в обучении студентов кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 89-92.
21. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2000. - №2-3. - С. 18-27.
22. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе ин-тегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: автореф. ...канд. пед. наук. -Курск, 2012. - 26 с.
23. Лейфа И.И., Мавлеткулова В.В. Формирование положительного образа россии в процессе обучения русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). 28
С. 160-163.
24. Савин К.С. Проблемы и пути решения вопросов преподавания русского языка как иностранного в процессе изучения экономических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 179-180.
25. Новоселова Н.В., Родригес Новоселова Э.Н. Эмоциональное выгорание преподавателей русского языка как иностранного. психологические факторы и пути преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 284-287.
26. Симоненко В.Д. Технология: 10-11 кл.: базовый уровень: учебник для уч-ся общеобраз. организаций/ В.Д. Симоненко [и др.] - М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
27. Дмитриева Д.Д. Международный студенческий клуб профессиональной ориентации как форма внеаудиторной воспитательной работы в системе обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. №4. - С. 29-32.
28. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».-Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. - С. 222-227.
29. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся и условиях проектного метода// Иностр. языки в школе. - 2005. - №8. - С. 9-13.
30. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. - Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. - 122 с.
31. Чиркова В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. №4. - С. 95-98.
32. Чаплыгина О.В., Рубцова Е.В. Развитие творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: Шр:/^аепсе-education.ru/ru/article/view?id=19877 (дата обращения: 03.01.2018).
33. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностр. языки в школе.
- 1991. - №3. - С. 21-27.
34. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2003.
- №5. - С. 15-21.
35. Метод проектов / Центр проблем развития образования. Вып. 2. - Минск: БГУ, 2003. - 240 с.
Статья поступила в редакцию 25.12.2017
Статья принята к публикации 26.03.2018
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)