Научная статья на тему 'Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку'

Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ) / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES / MODELING / PEDAGOGICAL MODEL / FOREIGN STUDENTS / RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE / PROJECT METHOD / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / HIGHER EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Статья посвящена вопросу организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку. Известно, что метод проектов относится к современным технологиям личностно-ориентированного обучения, направленного на повышение качества высшего образования. В статье представлена разработанная автором педагогическая модель организации проектной деятельности студентов, изучающих русский язык как иностранный. По мнению автора, использование данной модели при обучении РКИ позволит сделать процесс работы над проектами более целенаправленным, управляемым и эффективным. Представленная модель имеет достаточно сложную структуру, состоящую из четырёх блоков: целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного. В данной работе детально раскрыто содержание каждого из этих блоков. Результатом реализации разработанной модели является развитие познавательных навыков иностранных студентов, умений самостоятельно применять на практике знания, полученные на занятиях по РКИ и ориентироваться в информационном пространстве. В результате данного исследования автор делает вывод, что оптимальное сочетание методов, средств, педагогических условий и алгоритма действий из разработанной модели организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку позволяет достичь поставленной цели, то есть сформировать всесторонне развитую личность будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF ORGANIZATION OF FOREIGN STUDENTS PROJECT ACTIVITY WHEN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

The article is devoted to the organization of foreign students` project activity in the process of teaching Russian. It is known that the project method is related to modern technologies of personality-oriented education aimed at improving the quality of higher education. The article presents the author's pedagogical model of the organization of students` project activities studying Russian as foreign. According to the author, the use of this model in teaching Russian as foreign will make the process of working on projects more focused, manageable and effective. The presented model has a rather complex structure consisting of four blocks: target, theoretical, technological and evaluation-effective. In this paper, the content of each of these blocks is described in detail. The result of the implementation of the developed model is the development of foreign students` cognitive skills, the ability to independently apply in practice the knowledge gained in the lessons on Russian as foreign and to orient in the information space. As a result of this study, the author concludes that the optimal combination of methods, tools, pedagogical conditions and algorithm of actions from the developed model of organization of foreign students` project activities in the process of teaching Russian language allows to achieve the goal, that is to form a comprehensively developed personality of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку»

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ...

УДК 372.881.161.1 +378

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0009

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© 2019

Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена вопросу организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку. Известно, что метод проектов относится к современным технологиям личностно-ориентированного обучения, направленного на повышение качества высшего образования. В статье представлена разработанная автором педагогическая модель организации проектной деятельности студентов, изучающих русский язык как иностранный. По мнению автора, использование данной модели при обучении РКИ позволит сделать процесс работы над проектами более целенаправленным, управляемым и эффективным. Представленная модель имеет достаточно сложную структуру, состоящую из четырёх блоков: целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного. В данной работе детально раскрыто содержание каждого из этих блоков. Результатом реализации разработанной модели является развитие познавательных навыков иностранных студентов, умений самостоятельно применять на практике знания, полученные на занятиях по РКИ и ориентироваться в информационном пространстве. В результате данного исследования автор делает вывод, что оптимальное сочетание методов, средств, педагогических условий и алгоритма действий из разработанной модели организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку позволяет достичь поставленной цели, то есть сформировать всесторонне развитую личность будущего специалиста.

Ключевые слова: организация проектной деятельности, моделирование, педагогическая модель, иностранные студенты, русский язык как иностранный (РКИ), метод проектов, личностно-ориентированный подход, система высшего образования, учебный проект.

MODELING OF THE PROCESS OF ORGANIZATION OF FOREIGN STUDENTS PROJECT ACTIVITY WHEN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

© 2019

Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the organization of foreign students' project activity in the process of teaching Russian. It is known that the project method is related to modern technologies of personality-oriented education aimed at improving the quality of higher education. The article presents the author's pedagogical model of the organization of students' project activities studying Russian as foreign. According to the author, the use of this model in teaching Russian as foreign will make the process of working on projects more focused, manageable and effective. The presented model has a rather complex structure consisting of four blocks: target, theoretical, technological and evaluation-effective. In this paper, the content of each of these blocks is described in detail. The result of the implementation of the developed model is the development of foreign students' cognitive skills, the ability to independently apply in practice the knowledge gained in the lessons on Russian as foreign and to orient in the information space. As a result of this study, the author concludes that the optimal combination of methods, tools, pedagogical conditions and algorithm of actions from the developed model of organization of foreign students' project activities in the process of teaching Russian language allows to achieve the goal, that is to form a comprehensively developed personality of the future specialist.

Keywords: organization of project activities, modeling, pedagogical model, foreign students, Russian as foreign language, project method, personality-oriented approach, higher education system, educational project.

В современном обществе востребованы высокоинтеллектуальные специалисты, обладающие способностями к самообразованию и саморазвитию. Выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками и способностями самостоятельно осуществлять различные виды деятельности в рамках своей профессии, но и обладать ценностными ориентациями и современными информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Данный факт обусловливает необходимость использования личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, направленного на повышение качества высшего образования. К одной из наиболее актуальных современных технологий личностно-ориентированного обучения педагоги и методисты относят метод проектов. Таким образом, корректное использование данного метода в системе высшего образования позволяет сделать процесс обучения в вузе более эффективным [1,2].

В данном исследовании рассмотрим вопрос организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку. Прежде всего, обратимся к рассмотрению понятия «учебный проект» относительно процесса обучения РКИ в вузе. В рамках данного исследования под учебным проектом будем понимать

специально организованный преподавателем русского языка как иностранного и самостоятельно выполняемый иностранными учащимися комплекс различных действий для решения значимой проблемы. Данный комплекс содержит исследовательские, поисковые, творческие и иные действия, в результате которых создаётся продукт [3].

Отметим, что существуют различные классификации проектных работ. Итак, выделяют следующие типы проектов:

- исследовательский;

- творческий;

- игровой;

- информационно-поисковый.

В зависимости от предметно-содержательной области можно выделить такие проекты как:

- культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический);

- естественнонаучный;

- экологический;

-спортивный;

- исторический;

- географический.

В процессе изучения русского языка как иностранного актуально выполнение исследовательских, твор-

Dmitrieva Darya Dmitrievna pedagogical

MODELING OF THE PROCESS ... sciences

ческих и информационно-поисковых проектов культурологического характера. По количеству участников проектные работы разделяются на личностные (индивидуальные), парные и групповые. В зависимости от характера контактов они могут осуществляться в рамках студенческой группы, факультета, университета, а также на уровне области, страны или же иметь международный характер. Существуют разнообразные формы представления проектов [4-13]. Например: презентация Power Point, фотопрезентация, информационная брошюра, буклет, постер, альбом, видеофильм, реферат, макет и т.д.

Известно, что применение проектной деятельности в процессе обучения иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному, способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, а также способностей к самообразованию и саморазвитию. В ходе выполнения проектов на русском языке иностранные студенты имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, активизировать аналитическое мышление, применяя при этом знания, умения и навыки, полученные на занятиях по РКИ [14,15].

Корректная организация проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку требует разработки особой модели. Её создание позволит сделать процесс работы над проектами более целенаправленным, управляемым и эффективным. На рисунке 1 представлена педагогическая модель организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку. Итак, данная модель имеет достаточно сложную структуру, состоящую из четырёх блоков: целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного.

Основная цель организации проектной работы студентов в процессе обучения РКИ заключается в формировании всесторонне развитой личности будущего специалиста, готового к межкультурной коммуникации на русском языке в социальной и профессиональной сферах деятельности. Кроме этого применение метода проектов направлено также на адаптацию иностранных студентов к обучению в России, созданию у них мотивации к изучению русского языка, познанию фактов российской культуры и самообразованию.

Теоретический блок разработанной модели объединяет в себе основные подходы и принципы организации проектной деятельности иностранных студентов, изучающих русский язык, а также её содержание. В качестве ведущих выбраны следующие подходы: проблемный, личностно-ориентированный, деятельностный, системный, модульный, компетентностный. Отметим также, что эффективность организации проектной работы иностранных учащихся в процессе обучения РКИ зависит от соблюдения основных методических принципов. Приоритетным в предлагаемой модели является принцип проблемности. Он функционирует в единстве со следующими принципами: вариативности, сознательности и активности, индивидуализации, профессиональной направленности, систематичности и последовательности. Эти принципы взаимообусловлены и взаимосвязаны, составляя единую систему положений, определяющих стратегию обучения и развития иностранных студентов в ходе выполнения проектной деятельности на русском языке. Содержание проектной работы состоит из предметного, деятельностного и коммуникативного блоков [16-23].

Технологический блок состоит из методов, средств и педагогических условий организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе изучения РКИ. Приоритетными являются следующие методы: метод проектов, системно-деятельностный, коммуникативный, проблемного обучения, анализа и самоанализа, интерактивные, стимулирования и мотивации. К наиболее эффективным средствам организации проектной деятельности иностранных учащихся можно отнести: 44

печатные образовательные и информационные ресурсы, образовательные ресурсы интернета, научно-исследовательские работы и проекты, программы для создания электронных курсов и презентаций, такие как iSpring Suite, Microsoft PowerPoint.

Цель — формирс коммуникации на целевой блок ванне всесторонне развитой личности будущего специалиста, готового к межкультурной русском языке в социальной и профессиональной сферах деятельности

а

теоретический блок

Подходы: пробл мнын, личностно-ориентированный.деятельностный. системный, модульный,

Принципы: п >оо.темности. вариативности. сознательности и активности. индивидуализации, й направленности, систематичности и последовательности

содержание проектной деятельности: предметный, деятельностный и коммуникативный блоки

a

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК

Методы: Средства организации Педагогические условия:

метод проектов, проектной работы: - формирование мотивации к созданию

д еяг ельно стныи. ооразовательные и проекта,

коммуникативныи, информационные ресурсы; - наличие продуктивной, творческой

проблемного образовательные составляющей проектной деятельности.

р есур сы интернета; - определение и учет индивидуальных

анализа и научно- о с оо енно стен, спо со о но ст ей, потре о ноет ей и

самоанализа исследовательские работы н уровня знании студентов при выооретипа

инт ер активные, проекты; проекта,

стимулирования и мотивации программы для создания электронных курсов и организационных приемов, технологий и

презентации (iSpring Suite,

Microsoft PowerPoint) ино стр анных учащихся, - отношения сотрудничества между преподавателем РКИ и студентами - системаигаескш промежуточный и итоговый контроль

ЭТАПЫ

подготовительный завершающий

АЛГОРИТМ

выявление и анализпроо

формулирование цели пр

писание ожидаемого результата и [)ормы пр о екта;

осмысленное планирование прое* -тнои раооты;

выоор средств достижения цели, определение методов раооты;

реализация плана: поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оформление письменной часи i проекта;

оценка полученных результатов и выводов:

д

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ эффективное« организации проектной деятельности иностраннв IX студентов:

Содержание проекта: актуальность выоранн ои проблемы и глубина ее раскрытия, практичес кая ценность

проекта, ооьем проекта, ооосно анность выводов.

Форма проекта: композициош iaa строиност ; корректность и грамотность оформления; умение изложить

самый интересный н ценный материал, сочетав текст с иллюстрациями.

Иллюстрация: аккуратность н дизайн о форы тения, наглядность, информативность, отраженн результатов

исследования.

Дискуссия: эрудиция автора р о екта; уменн взаимодействовать с аудиториеи. коротко и ясн о отвечая на

вопросы: умение защищать с бок точку зрения.

РЕЗУЛЬТАТ

развитие познавательных иав лкоъ инострада гых студентов, умении самостоятельно применять а практике

знания, полученные на занятиях по рки и ориентироваться в информационном простран

Рисунок 1 - Модель организации проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку

Организация проектной деятельности студентов при изучении РКИ осуществляется в определённых педагогических условиях. К ним относятся: целенаправленность и систематичность работы над проектами; формирование у студентов мотивации к созданию проекта; наличие продуктивной и творческой составляющей проектной деятельности; учёт при выборе типа проекта особенностей, способностей и потребностей учащихся, а также уровня их знаний; использование специальных организационных приёмов, технологий и форм организации проектной деятельности; сотрудничество преподавателей РКИ со студентами и постоянный контроль со стороны преподавателя. Работа над учебным проектом состоит из подготовительного, основного и завершающего этапов. В разработанной модели представлен также алгоритм действий в ходе организации проектной деятельности на занятиях по РКИ.

Оценочно-результативный блок включает критерии и показатели эффективности организации проектной работы иностранных студентов в соответствии с данной моделью. Результатом реализации разработанной модели является развитие познавательных навыков иностранных студентов, умений самостоятельно применять на практике знания, полученные на занятиях по РКИ и ориентироваться в информационном пространстве [2430].

В результате данного исследования можно сделать вывод, что использование разработанной модели организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку способствует фор-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ...

мированию всесторонне развитой личности будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 268 с.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. - М.: АСТ: Астрель, 2009 —238с.

3. Конькова Е. А. Технология проектной деятельности как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 204-209. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76513.htm.

4. Ворошилова О. Э. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3966-3970. - URL: http://e-koncept. ru/2015/85794.htm

5. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

6. Гладких В.Г., Денисова О.В. Модель профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 29-33.

7. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

8. Романовская М.Б.Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 г, с.21.

9. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

10. Челнокова Т.А., Кадырова Х.Р. Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 239-242.

11. Метод проектов /Центр проблем развития образования. Вып. 2. - Минск: БГУ, 2003. - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., КутеповМ.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.

13. Саляева Е.Ю., Кутепова Л.И., Ваганова О.И. Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 217-219.

14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2000. - №2-3. - С. 18-27.

15. Чиркова В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. - 2017 - Т. 6 №4. - С. 95-98.

16. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса обучения русскому языку как иностранному в системе профессиональной подготовки студентов медицинских вузов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016 - № 11-6. - С. 1189-1193.

17. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».-Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. - С. 222-227.

18. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка //Иностр. языки в школе. - 2003. - №5. - С. 15-21.

19. Дмитриева Д.Д. Модель реализации принципа индивидуализации в процессе обучения РКИ студентов медицинского вуза// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012 - № 2 (22). - С. 221-226.

20. Итинсон К.С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. - 2015 - № 2-25. - С. 5666-5669; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=38484 (дата обращения: 03.01.2019).

21. Лазутова Л.А., Левина Е.А. Использование проектной деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 333-339.

22. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.

23. Рубцова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного (на примере метода проектов) //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 65-72.

24. Дмитриева Д.Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков// Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1(22). С. 25-28.

25. Апакина Л.В. Моделирование коммуникативно-творческой самостоятельности инофонов в электронной среде: уровень А1-А2:

дисс. ... канд. пед. наук — М., 2011 — 257 с.

26. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку //Иностр. языки в школе. — 1991. — №3. — С. 21-27.

27. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся и условиях проектного метода//Иностр. языки в школе. — 2005. — №8. — С. 9-13.

28. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. — Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. — 122 с.

29. Чаплыгина О.В., Рубцова Е.В. Развитие творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19877 (дата обращения: 03.01.2019).

30. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2005.

Статья поступила в редакцию 15.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.