Саитова Н.А., Демидова С.Ю. Использование проектной технологии на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. -URL http://e-joumal.omgau.ni/images/issues/2018/1/00525.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147:81'243
Саитова Наталья Алексеевна
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск lachanceainbox. ru
Демидова Светлана Юрьевна
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск sveta 19 68a,mail. ru
Использование проектной технологии на занятиях по иностранному языку в
неязыковом вузе
Аннотация: В статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Авторы представляют проектную технологию как технологию, способствующую развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Даны рекомендации поэтапного выполнения проекта «Омск - мой любимый город» на иностранном языке. Авторы называют возможные трудности, возникающие в ходе работы над проектом, и отмечают преимущества данной технологии при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: метод проектов, проектная технология, иноязычная коммуникативная компетенция, интерактивные формы обучения, Омский аграрный университет, этапы подготовки.
Современный рынок труда предлагает работу выпускникам вузов, умеющим применять полученные в вузе знания на практике и владеющим профессиональными навыками. Владение коммуникативной иноязычной компетенцией дает ему ощутимое преимущество при трудоустройстве. Общекультурные и профессиональные компетенции помогают сформировать: преподавательский состав учебного заведения, предложенные обучающемуся дисциплины обучения, практика, которую обязательно проходит студент и сам обучающийся, со своим желанием приобрести предложенные ему знания. Научить студента применять их в профессиональной деятельности - задача, стоящая перед современными образовательными учреждениями.
«В рамках ФГОС ВО реализация основных образовательных программ подготовки бакалавров определяет необходимость компетентностной ориентации всего образовательного процесса: его целей и результатов, содержания и технологий обучения [1, с. 1]. Целью дисциплины «иностранный язык» в неязыковом вузе является «овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально - коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнёрами, а
также для дальнейшего самообразования» [2, с. 5]. Следовательно, развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся является основной задачей преподавателей вуза.
Сформировать в выпускнике вуза творческую личность, способную к самообразованию, саморазвитию и инновационной деятельности невозможно, передавая знания только в готовом виде: от преподавателя к студенту. Инертность обучаемых необходимо исключить. Поскольку прежняя классическая система обучения больше не дает результатов в овладении требуемыми знаниями, умениями и навыками, приходится искать наиболее эффективные методики технологии обучения, которые бы позволили сформировать и развить мобильную, саморазвивающуюся личность, способную обучаться самостоятельно на протяжении всей последующей профессиональной деятельности. «По нашему мнению, студенты должны быть мотивированы на познание, образование, получение удовольствия от постижения нового знания, так как познавательный интерес является одним из мотивов учения» [3, с. 104]. Преподаватель должен, усиливая мотивацию к познавательной деятельности, найти верные формы и методы обучения. Методы, посредством которых преподаватель направляет студента на самостоятельную мыслительную деятельность, а студент выдвигает свои гипотезы и аргументирует их, являются предпочтительными. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов - это не ноу-хау сегодняшнего дня. Он и используется давно. В вопросе места и времени его возникновения есть расхождения. Такие ученые, как Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова считают, что он впервые был применен американским философом и педагогом Джоном Дьюном (1859-1952гг.). В то время как Б.М. Назаренко считает основоположником метода В.Х. Килпатрика [4, с. 83].
К началу XX века метод проектов распространился по всему миру. Применение этого метода имеет довольно неоднозначную историю. В нашей стране интерес к нему возник у таких педагогов как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. Они считали, что метод проектов развивает личностные качества, а именно, активность, самостоятельность, творчество, коллективизм. Но в 30-х годах XX века этот метод был запрещен. Слабая квалификация педагогов и недостаточная разработка методики проектной деятельности послужили причиной снижения качества обучения, что и привело к запрету метода проектов. Но с конца 60-х годов XX века интерес к проектной методике вновь возрос.
Добиваясь результативности знаний по иностранному языку, преподаватели кафедры иностранных языков Омского аграрного университета на своих занятиях используют современные технологии преподавания. Учебные планы различных направлений обучения содержат определенное количество интерактивных форм обучения. Наряду с мозговым штурмом, ролевыми играми, дискуссией, круглым столом, преподаватели применяют и метод проектов. «Проектная методика, базирующаяся на самостоятельной деятельности обучающегося и использовании им интернет - ресурсов, играет важную роль в формировании у будущего профессионала способности к самообучению и самообразованию. Данная технология ставит обучающегося перед необходимостью сотрудничества, лежащего в основе учебной деятельности» [5, с.51].
Следующее определение данного метода обучения является для нас предпочтительным. Метод проектов - это инновационная технология обучения, при которой обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки в процессе поэтапной самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности в сопровождении преподавателя. Бесспорным преимуществом проектной технологии является мотивированная, познавательная работа обучающихся. Кроме того, при работе над темой проекта задействованы все языковые аспекты: слушание, говорение, чтение и письмо. Но нужно учитывать, что задания должны быть реальными и посильными. Для достижения конечной цели - готового продукта, студентам необходимо пройти несколько этапов выполнения творческого задания.
К этапам подготовки и осуществления проекта следует отнести:
• подготовительный этап;
• этап выполнения проекта;
• этап предварительной презентации проекта;
• этап презентации проекта;
• рефлексия;
• итоговый проект.
На организационно - подготовительном этапе преподаватель предлагает сформировать творческие группы, ставит перед ними проблему. Группы должны быть сформированы самостоятельно по степени заинтересованности темой, по успеваемости, в силу владения конкретными навыками (рисование, креативность, редактирование и т.д.). Ведь слабо знающие язык студенты могут в совершенстве владеть техническими навыками или иметь художественные способности. Такое сотрудничество может дать хороший результат. Преподаватель помогает в распределении и выборе тематики, а также поощряет слабых студентов и усиливает их настрой на успех. Главное, чтобы при создании проекта были вовлечены все обучающиеся. Работа над созданием проекта способствует налаживанию взаимоотношений внутри группы, развитию партнёрства и чувства ответственности.
При прохождении раздела «Я и мой мир» обучающимся аграрного университета предлагается подготовить проект по теме «Омск - мой любимый город». Сначала преподаватель ставит проблему и предлагает на выбор свои темы. Среди них:
• история города;
• символы Омска;
• памятные места города;
• исторические и культурные памятники;
• музеи и театры города;
• заповедники города;
• образовательные учреждения Омска;
• места отдыха омичей.
Затем студенты обсуждают предложенные преподавателем темы, предлагают свои и выбирают интересующую их тему проекта. Для снятия языковых трудностей преподаватель заранее готовит перечень клише, устойчивых словосочетаний, фраз, лексический минимум и грамматические установки. Студентам, имеющим слабые знания в языке, можно предложить перечень вопросов или краткий план сообщения.
На втором этапе студенты собирают материал, обозначив цель проекта. Систематизируют накопленный материал, обсуждают и предлагают варианты микро-тем, выбирая одну из них. Работают с текстом, анализируя, систематизируя и обобщая. Выбирают стиль, жанр и тип речи. На данном этапе важно не только назвать факты, но и привести примеры. Обучающиеся составляют конспект выступления и делают презентацию. Задача преподавателя - направить, проконсультировать студентов. Это самый трудный этап для обучающихся. Трудность заключается в том, что найденный материал необходимо перевести на иностранный язык. Не все студенты могут с этим успешно справиться. Кроме того, зачастую обучающиеся боятся перешагнуть через психологический барьер и наделать ошибок. Работа наставника, преподавателя - поддержать участников и помочь справиться с составлением иноязычного текста.
На третьем этапе, предварительной презентации, преподаватель редактирует подготовленный материал, корректирует недочеты участников мини-проектов. Этот этап помогает преподавателю увидеть недочеты в знании пройденной грамматики и на аудиторном занятии устранить эти пробелы в знаниях. Сами участники в первый раз представляют свои проекты. Они также проводят анализ используемой литературы, которую подбирают самостоятельно. Важно отметить, что участники не пользуются учебниками. Это развивает их самостоятельность, умение работать с интернет источниками, способность работать в группе.
Четвертый этап - стадия презентации проекта, где обучающиеся представляют конечный результат своей работы. Преподаватель на этом этапе выступает в роли эксперта. Он оценивает представленную презентацию, выступление студентов, контролирует знания в форме теста, заполнения таблицы, ответов на вопросы по теме проекта.
Предпоследний, пятый этап - рефлексия. Обучающиеся анализируют свои выступления, а также сообщения остальных участников проекта. На этом этапе преподаватель помогает прокомментировать работы, подводит итоги студенческих проектов, помогает понять и принять удачи и неудачи.
Шестой этап, итоговый проект, заключается в том, что обучающиеся представляют оформленный продукт в виде тематического портфолио, видеоролика, текстового документа (эссе, научное сообщение, доклад). Позднее он может быть заслушан на научно-практической конференции, которую ежегодно проводят преподавателями кафедры иностранных языков. На последнем этапе очень важно участие в конкурсах разного уровня. На территории Омского аграрного университета проводятся ежегодные факультетские конкурсы мастерства на лучший ролик, стенную газету, постер и статью в университетскую газету «Кировец». В честь 100-летия университета объявлен конкурс «Мой любимый университет». Обучающиеся под руководством преподавателей работают в данном направлении и готовят свой творческий отчёт на иностранном языке.
Таким образом, проектная технология, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, представляется нам одной из наиболее продуктивных для развития коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся.
Ссылки на источники:
1. Куламихина И.В., Есмурзаева Ж.Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №4 (26). С. 107-112. - URL https://elibrary.ru/download/elibrary 27700703 48984658.pdf [08.03.2018]
2. Примерная программа «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов; под редакцией С. Г. Тер-Минасовой: одобрена на заседании НМС от 18 июня 2009 г. протокол № 5. - М., 2009. - 24 с.
3. Саитова Н.А., Тютерева И.В. Интернет-технологии обучения иностранному языку как фактор повышения качества образования // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 104-106.
4. Ю.С. Григорьева, Н.А. Зорина, Л.В. Коломийченко, Т.Э. Токаева, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, С.Б. Фадеев, Н.В. Бутенко Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л.В. Коломийченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Серия: Образовательный процесс). C. 83. - URL
https://books.google.ru/books?id=k 90DwAAQBAJ&pg=PA83&lpg=PA83&dq=%D0%91.%D0 %9C.+%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE &source=bl&ots=GnEbrkO72f& sig=fOcYGk2TOmCKC SU2yB gXU0h0yMo&hl=ru& sa=X&ved= 0ahUKEwi9v4D05jaAhXiKJoKHaEKCvUQ6AEIRDAF#v=onepage&q=%D0%91.%D0%9C.%20 %D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE&f=fals e [08.03.2018]
5. Демидова С.Ю., Марус М. Л., Пестова Е. В. Использование проектной технологии при обучении иностранному языку в аграрном вузе // Вестник научных конференций. 2017. № 2-4(18). Часть 4. С.51-52. - URL http://ucom.ru/conf.html [08.03.2018]
Natalia Saitova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Svetlana Demidova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
The Use of Project Technology in Foreign Language Classes at a Non-linguistic University
Abstract: The article examines the most effective methods of teaching a foreign language at a non-linguistic university. The authors represent the project technology as a technology promoting the development of a foreign communicative competence. Recommendations for the phased implementation of the project "Omsk - my favourite city" in a foreign language are given in this article. The authors mention possible difficulties arising during the project work and mark the advantages of this technology when teaching a foreign language.
Keywords: project method, project technology, foreign communicative competence, interactive forms of teaching, Omsk Agrarian University, stages of preparation.