Рубцова Елена Викторовна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
УДК 37:002
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
© 2018
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: rubcova2@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматривается целесообразность использования метода проекта как одного из видов самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного. Автор проводит анализ различных подходов к проблеме самостоятельной работы. В исследовании выделяются основные мотивационные ориентации при изучении русского языка как иностранного, где доминирующим признается ориентация на процесс учебной деятельности. При этом автор отмечает, что именно самостоятельная работа позволяет реализовать ориентацию на процесс учебной деятельности, так как в процессе выполнения самостоятельной работы студенты имеют возможность преодолевать трудности и сознательно овладевать способами учебной работы. Автор анализирует один из перспективных методов организации самостоятельной работы, такой как метод проектов. Проектная работа показывает объективный результат, получаемый самим учащимся, а это важный признак деятельности, активизирующей основной компонент мотивационной сферы учащегося - мотивацию достижения. Проектная работа способствует развитию качеств, объединенных в понятие «эффективная самостоятельность». Приводится пример реализации одного из проектов, проводимого на базе Курского государственного медицинского университета («Я живу и учусь в Курске»).
Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивационные ориентации, метод проектов, учебная деятельность, русский язык как иностранный, объективный результат, проектное задание, познавательная деятельность.
PECULIARITIES OF THE STUDENTS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION IN THE STUDY OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (USING THE EXAMPLE OF THE PROJECT METHOD)
© 2018
Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the department
of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: rubcova2@mail.ru) Abstract. The article considers the expediency of using the project method as a type of students' independent work in the study of Russian as a foreign language. The author analyzes various approaches to the problem of independent work. Research identifies the main motivational orientations in the study of the Russian language as a foreign language, where the orientation toward the process of learning activity is recognized as the dominant one. At the same time, the author notes that students' independent work makes it possible to realize the orientation to the process of educational activity, since in the process of performing independent work students have the opportunity to overcome difficulties and consciously master the methods of educational work. The author analyzes one of the perspective methods of organizing independent work, such as the method of projects. Project work shows an objective result obtained by the student himself, and this is an important feature of the activity that activates the main component of the learner's motivational sphere - the motivation for achievement. Project work contributes to the development of quality, united in the concept of "effective independence." An example of the implementation of one of the projects carried out at the Kursk State University ("I live and study in Kursk") is given in article.
Keywords: independent work, motivational orientations, project method, educational activity, Russian as a foreign language, objective result, project assignment, cognitive activity.
В процессе обучения русскому языку как иностранному преподаватель руководствуется прежде всего основополагающим принципом дидактики, где главным является «исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». [1] Коммуникативная функция языка требует в процессе обучения при организации усвоения максимального включения личности того, кто учится. Процесс преподавания русского языка как иностранного должен быть организован так, чтобы помочь личности обучаемого раскрыть все свои способности и функциональные возможности.
Одним из факторов успешного обучения языкам является интенсивная самостоятельная работа.
Существует множество подходов к проблеме самостоятельной работы у отечественных ученых (С.И. Архангельский, М.Г. Гарунов, И.И. Ильясов, Б.Г. Иоганзен, В.Я. Ляудис, А.Г. Молибог, Р.А. Низамов, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый и др.) [2-17]. Наиболее емким представляется определение, выработанное Б.П. Есиповым, он называет самостоятельной работой тот вид деятельности, который «выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время» [18]. При выполнении работы «учащиеся сознательно стремятся к поставленной в задании цели». Таким образом, признаками самостоятельной работы оказываются:
- комплекс определенных заданий преподавателя;
- определенное время для их выполнения;
- сознанное приложение усилий для достижения конкретной цели;
- получение результата в виде устных ответов или письменных работ.
Важным признаком самостоятельной работы А.В. Конышева справедливо считает также текущий и (частично) итоговый самоконтроль [19]. У С.И. Архангельского [2] важным критерием является самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач. Для А.Г. Молибог [8] самостоятельная работа - это многоаспектная деятельность, которая состоит из различных элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ и т.д. Р.А. Низамов рассматривает различные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя [9]. Для Б.Г. Иоганзен лидирующим является воспитание таких черт личности, как активности и самостоятельности при выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию [6]. М.Г. Гарунов подразумевает под самостоятельной работой различные виды деятельности необходимых для «усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и про-
Rubtsova Elena Viktorovna pedagogical
PECULIARITIES ... sciences
фессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства» [3]. «Новые подходы к организации самостоятельной работы предполагают, что студенты разбирают не только искусственные ситуации, но и реальные практические задачи; учатся не только у преподавателя, но и друг у друга («обучающееся сообщество»); работают с различными базами информации; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения; формируют собственную профессиональную позицию» [20].
Особенности учебной мотивации студентов вуза при усвоении русского языка как иностранного таковы, что наиболее полно мотивационные ориентации реализуются именно в самостоятельной работе. Так, например, на начальном этапе, во время адаптации студентов, которые приехали для обучения в Россию, важной мотиваци-онной составляющей является умение общаться в жизненно-необходимых ситуациях: в магазине, в аптеке, в такси, в кафе.
Исследованием Н.М. Симоновой выделены мотива-ционные ориентации на процесс учебной деятельности, на результат учебной деятельности, на оценку преподавателем, на избегание неприятностей. Под мотивацион-ной ориентацией автор понимает комплекс побудителей, объединенных общей направленностью на какой-либо момент учебной деятельности, обладающей относительной устойчивостью [21].
Эти комплексы побудителей включают в себя следующие мотивационные образования:
1. Ориентация на процесс учебной деятельности: удовлетворение, испытываемое в связи с процессом усвоения языка, вызываемое, в частности, положительными эмоциональными состояниями, возникающими при преодолении каких-либо трудностей; осознание значимости усилий, затраченных на выполнение учебных действий; стремление овладеть способами работы с учебным материалом.
2. Ориентация на результат учебной деятельности: дальние и ближние цели обучения, интерес к получению какого-либо частного результат учебной деятельности, усвоение определенной суммы знаний и т.д.
3. Ориентация на оценку преподавателем: стремление студента к общению с преподавателем, желание получить хорошую оценку и одобрение преподавателя.
4. Ориентация на «избегание неприятностей»: стремление избежать санкций со стороны преподавателя, избежать плохой оценки.
Исследованием установлено, что большинство студентов имеют в качестве доминирующих ориентации на процесс или результат учебной деятельности. Наиболее плотно с успеваемостью студентов связана ориентация на процесс учебной деятельности. На втором месте по плотности находятся ориентации на оценку преподавателем и результат учебной деятельности. Наименее плотно связана с успеваемостью студентов ориентация на избегание неприятностей.
Нетрудно заметить, что самостоятельная работа в понимании Б.П. Есипова как раз и позволяет реализовать ориентацию на процесс учебной деятельности, так как в процессе выполнения самостоятельной работы студенты имеют возможность преодолевать трудности и сознательно овладевать способами учебной работы. Налицо также ориентация на результат и на оценку учителем, поскольку самостоятельная работа предполагает наличие некоего письменного или устного продукта, представляемого учащимися и оцениваемого учителем.
К условиям создания положительной мотивации при изучении языка относят также:
1. Обеспечение ориентации студентов на способы учебных действий на осознание своего стиля деятельности.
2. Организация активных действий студентов с учебным материалом.
3. Обеспечение обратной связи - регулярный контроль и оценка. Формирование на их основе самоконтроля и самооценки.
4. Организация ситуаций общения [22].
Именно эти условия обеспечивают такой перспективный метод организации самостоятельной работы как метод проектов. Разработчик данного метода У. Килпатрик считает проектом всякий случай целевой активности, при которой «господствующее намерение устанавливает цель действия, руководит его процессом, обосновывает его направление, его внутреннюю мотивировку». [Цит. по 19. С.131]
Проект представляется в виде задания (исследовательского - собрать материалы по какой-то проблеме; творческого - воплотить некую проблему в литературном или изобразительном жанрах; ролево-игрового; практико-ориентированного). Учащиеся самостоятельно или с некоторой долей помощи преподавателя разрабатывают план выполнения проекта, разбивают его на небольшие задания, за каждое задание отвечает определенный член группы. На выходе должен быть конкретный результат (этап презентации) - коллаж, доклад с использованием наглядных материалов, презентация ролевой игры, описание результатов интервью и т.д.
В ходе выполнения проекта студенты учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной деятельности. Каждый учащийся несет ответственность за результат как член проектной группы. Учащиеся сами определяют содержание проекта и форму его презентации.
Проектная работа учитывает такое специфическое отличие от других видов деятельности, как комплексность, ведь язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойства которой являются предметом изучения других различных дисциплин. Язык в этом смысле «беспредметен». Особенность русского языка как иностранного заключается также в его «беспредельности и безразмерности», многоаспект-ности, и эта особенность также находит отражение в проектной работе [23]
Для примера из нашего преподавательского опыта можно привести в качестве самостоятельной работы проектное задание «Курск глазами иностранных студентов». Необходимо было выполнить задание - провести опрос среди друзей по следующим критериям: любимое место в городе, знаете ли вы достопримечательности города, какие памятники и кому есть в городе, что вы знаете об истории города. Студенты могли сами определить размер и состав выборки, сформулировать вопросы, решить, в какой форме представить результаты. Участники проекта в процессе самостоятельной работы вышли за пределы учебной аудитории и ликвидировали разрыв между изучаемым языком и языком повседневного общения. Они опрашивали своих сверстников, прохожих, преподавателей других кафедр, обращались к источникам в интернете, к работникам музеев, а затем полученная информация должна была быть представлена на изучаемом языке как результат самостоятельной исследовательской работы. Формой отчета по данной самостоятельной работе стал конкурс.
Еще в сентябре, накануне ежегодного празднования Дня города, на кафедре русского языка и культуры речи был объявлен конкурс студенческих проектов на тему «Я живу и учусь в Курске». Более 15 групп представили свои проекты. Этот конкурс включал в себя фотопрезентацию и устную защиту проекта. Все представленные работы по-своему интересны и перед преподавателями кафедры стояла трудная задача - из лучших выбрать лучшие. В итоге оказалось, что наш старый и в то же время всегда молодой Курск любят не только куряне, но и иностранцы находят в нем много для себя интересного. Красочные газеты разнообразной формы, которые украшали конференц-зал, стали одним из результатов исследовательской работы. Проекты оценивались по че-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
Рубцова Елена Викторовна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
тырем критериям:
1. Оформление.
2. Соответствие тематике.
3. Язык и грамотность.
4. Устная защита проектов.
Студенты удивили нестандартными формами защиты проектов. Так у одной группы (русскоязычных студентов) была написана поэма в стихах о своей жизни и учебе в Курске.
Фотогазета студентов из Малайзии поразила всех нетрадиционным оформлением - это окно в город. На фотографиях нашли отражение знаменательные события Курска. Неравнодушный взгляд студентов запечатлел крестный ход с иконой Божьей матери «Знамение». Студенты из Индии в своем проекте «Время есть в Курске» в занимательной форме диалога и беседы с залом рассказали о тех местах в городе, в которых обедают иностранные студенты. Молодёжь из разных стран мира запечатлела на фото не только архитектурные стили Курска, но и свое участие в его жизни: прогулки, практику в больницах, моменты учебной жизни в медицинском университете. Студенты были награждены дипломами и почетными грамотами.
Проектная работа способствует развитию качеств, объединенных О.А. Конопкиным и Г.С. Прыгиным в понятие «эффективная самостоятельность». Сюда входит: умение, без систематического контроля, самостоятельно работать в аудитории, дома, в библиотеке, умение организовать себя, правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, собранность, настойчивость в достижении этой цели, чувство ответственности за выполняемую работу и стремление сделать ее хорошо, уверенность в себе и правильности выполняемой работы, адекватная самооценка, привычка и умение анализировать причины успеха и неудачи в работе [24].
Проектная работа показывает объективный результат, получаемый самим учащимся, а это важный признак деятельности, активизирующей основной компонент мотивационной сферы учащегося - мотивацию достижения. Другими важными признаками деятельности достижения является желанность деятельности для субъекта и наличие принятых им критериев оценки [25]. При планировании проекта имеет смысл позаботиться об исполнении этих условий, ибо активизация мотивации достижения является мощным стимулом эффективности учебной деятельности.
Для обеспечения речевого уровня проектной работы необходима большая предварительная работа. Учащиеся должны владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, уметь работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск информации), делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами (включая Интернет-ресурсы).
Умение работать в команде и генерировать идеи тоже является необходимым компонентом, но эти умения как раз формируются в ходе работы над проектом. Востребованы (а значит, и развиваются) умения сотрудничать, принимать решения, брать на себя ведущие роли, открытость в общении, доброжелательность [26].
Проектная работа предъявляет большие требования к преподавателю и не только к его методическим знаниям, но и к личностным качествам. Среди них можно назвать такие специфические, как способность нивелировать разницу в социальных ступенях, избегать чрезмерного налета академичности. При обучении методом проектов оценивающий педагог превращается в слушателя своих студентов и учится у них. По словам К. Рождерса «для учебного процесса такого типа нужен учитель, который сам постоянно растет» [27].
Таким образом, не вызывает сомнений целесообразность использования метода проекта как одного из видов самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного, что в конечном итоге сделает процесс формирования коммуникативной Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
компетенции студентов разносторонним, интересным и эффективным, включающим в себя все виды учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. М.: Просвещение, 1982. Т.1. 326 с.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа.1980. 368 с.
3. Гарунов М.Г. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Материалы всесоюзного совещания-семинара. Пермь: Изд-во ПГУ, 1979. 298 с.
4. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. 44 с.
5. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. М.: Изд-во Московского университета. 1986. 200 с.
6. Иоганзен Б.Г. Контроль как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении. М., 2005. 215 с.
7. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М: УРАО, 2000. 236 с.
8. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975. 226 с.
9. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. 302 с.
10. Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М: Педагогическое общество России, 2000. 229 с.
11. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.
12. Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 79-83.
13. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
14. Микрюкова Е.Ю. Технология организации самостоятельной работы студентов международного факультета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 145-148.
15. Морозова И.М. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического модуля «профессиональная педагогика» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 209215.
16. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.
17. Бакленева С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.
18. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз. 1981. 287 с.
19. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб.: КАРО, 2005. 208 с.
20. Савельева М.Г. Виды самостоятельной работы студентов в двухуровневой системе профессиональной педагогической подготовки. Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / Под ред. к.п.н., доц. М.Г. Савельевой. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет». 2009. 256 с.
21. Симонова Н.М. Мотивация учения при усвоении иностранного языка в языковом вузе // Совершенствование языковой и профессиональной подготовки студентов на факультетах иностранных языков:
Rubtsova Elena Viktorovna PECULIARITIES ...
pedagogical sciences
Межвуз. сб-к науч. Трудов. Т.246. Куйбышев. 1981. С. 3-13.
22. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1981. №2. С.41-45.
23. Дмитриева Д.Д., Рубцова Е.В. Критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки студентов-медиков при обучении русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=19722 (дата обращения: 27.02.2018).
24. Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психоло-ии. 1984. №3. С.42-52.
25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл. 2003. 860 с.
26. Чиркова В.М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике : дис. канд. пед. наук. Курск, 2011. 233 с.
27. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл. 2002. 528 с.
Статья поступила в редакцию 11.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018
Петровский Александр Михайлович, Смирнова Жанна Венедиктовна, Кутепов Максим Михайлович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина, 24), e-mail: pposdf@mail.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Технологий сервиса и технологического образования» Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Аннотация. Внедрение в образовательный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов обусловило появление компетентностного подхода, который заставляет профессиональные учебные заведения искать наиболее продуктивные средства для формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций. Одним из самых эффективных средств выступает проектная деятельность, которая легко осуществляется в рамах компетентностного подхода. В статье рассматривается определение проектной деятельности, выделяются главные ее компоненты. Акцент при этом делается на то, что современное образование направлено на формирование самостоятельного выпускника, поэтому применение метода проектов в рамках компетентностного подхода является одним из самых продуктивных вариантов. Компетентностный подход имеет несколько существенных черт, которые отличают его от других подходов, поэтому в статье они были отмечены и подробно рассмотрены. Используя проектные технологии в рамках компетентностного подхода, преподаватель добивается результатов, которые повышают качество образования в целом, сюда относятся: повышение уровня активности студентов; интеграция между дисциплинами из разных образовательных областей; поддержка непрерывной обратной связи. Для формирования профессиональных компетенций, к проекту должны предъявляться определенные требования. В статье рассмотрены не только требования к проекту, но и этапы его реализации. Отмечены четыре этапа формирования профессиональной компетенции и ее элементы. Выстроена типология метода проектов: по предметно-содержательным областям; по характеру контактов; по количеству участников; по продолжительности выполнения проектов; доминирующей в проекте деятельности.
Ключевые слова: студенты, профессиональная деятельность, проектная деятельность, компетентностный подход, компетентность, компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, выпускники, специалисты, самостоятельная деятельность, личностно-ориентированный подход, образовательный процесс.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF PROJECT ACTIVITY
© 2018
Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin st., 24, e-mail: pposdf@mail.ru) Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Abstract. The introduction of new federal state educational standards into the educational process has led to the emergence of a competence approach that makes vocational schools look for the most productive means for forming the necessary professional competencies for students. One of the most effective means is the project activity, which is easily implemented in the frames of the competence approach. The article considers the definition of project activity, its main components are identified. The emphasis is on the fact that modern education is aimed at the formation of an independent graduate, so the application of the project method within the competence approach is one of the most productive options. The competence approach has several essential features that distinguish it from other approaches, therefore in the article they were noted and discussed in detail. Using project technologies in the framework of a competence approach, the teacher achieves results that improve the quality of education in general, this includes: increasing student activity; integration between disciplines from different educational fields; Continuous feedback support. To form professional competencies, certain requirements must be made to the project. The article considers not only the requirements for the project, but also the stages of its implementation. Four stages of the formation of professional competence and its elements have been noted. A typology of the project method is built: on subject-matter domains; by the nature of contacts; by number of participants; on the duration of project implementation; dominating in the project activities.
Keywords: students, professional activity, project activity, competence approach, competence, competence, federal state educational standard, graduates, specialists, independent activity, personality-oriented approach, educational process.
Динамичное развитие и изменение многих сфер жизни российского общества обусловили изменения в системе образования. На сегодняшний день современному выпускнику недостаточно просто владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, ему необходимо уметь применять их на практике самостоятельно и творчески. То есть, государство посредством введения федеральных государственных образовательных стандартов нового образца стремится к получению высококвалифицированного специалиста, владеющего необходимыми знаниями, готового применить их в любой,
в том числе и нестандартной, ситуации. Теперь задача высшего профессионального образования заключается в создании условий для проявления студентами творческой инициативы, для максимального погружения обучающихся в будущую профессиональную деятельность. Такое обучение будет способствовать наиболее быстрой адаптации студентов к реальной профессиональной сфере после окончания обучения. Современное образование действует на основе компетентностного подхода, ведь именно благодаря ему создаются необходимые, указанные нами выше, условия.
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Smirnova Zhanna Venediktovna, Kutepov Maxim Mikhailovich pedagogical
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS ... sciences
Компетентностный подход гарантирует качественную продуктивную деятельность будущего специалиста.
Как мы уже говорили, главным становится не полученный объем знаний, а личность специалиста, его компетентность. Следовательно, традиционная система обучения теряет свою актуальность [1]. Преподаватель в современных условиях берет на себя роль советника, который только направляет студента в определённое русло, дает ему возможность мыслить самостоятельно, добывать необходимую информацию, обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия [2].
Одним из наилучших способов реализации компе-тентностного подхода является проектная деятельность, которая дает студентам свободу мысли и творчества и позволяет максимально подготовить обучающегося к будущим профессиональным условиям, поэтому рассматриваемая тема актуальна для рассмотрения [3].
В этой связи целью статьи является рассмотрение аспектов использования метода проектов в формировании профессиональных компетенций.
Многие ученые определяют компетентностный подход как совокупность неких общих принципов, на основе которых определяются цели образования, идет отбор содержания образования, организация образовательного процесса и оценка образовательных результатов [4].
К числу существенных черт рассматриваемого подхода относят следующие положения:
- вся сущность образования сводится к развитию у студентов самостоятельности для решения проблем в различных сферах деятельности с помощью социального опыта, в который входит и собственный опыт обучающихся;
- содержание образования является дидактически адаптированным социальным опытом решения различного рода проблем (политических, познавательных, мировоззренческих и иных);
- организация образовательного процесса сводится к созданию условий для решения различных проблем, с помощью которых студенты нарабатывают самостоятельный опыт. Это условия, максимально приближенные к реальным профессиональным условиям;
- происходит развитие продуктивного мышления обучающихся и навыков его практического применения;
- развитие чувства ответственности за свои действия
[5].
Компетентностью считают степень овладения знаниями и необходимым опытом и способностью применить их в решении профессиональных проблем [6]. Профессиональной компетенцией мы будем считать особый вид компетенции, который представляет собой комплексную индивидуально-личностную характеристику студента, его знания, умения и профессиональные навыки, а также выбор ценностных ориентаций, профессионально и социально значимых личностных качеств, необходимых для полного включения в профессиональную среду будущего специалиста [7].
Высшее образование стало более осмысленным и приобрело большую практическую значимость. Студенты не являются пассивными слушателями, они выступают активными субъектами деятельности.
Компетентностный подход находится во взаимодействии со многими другими образовательными технологиями [8]. Среди них можно выделить личностно-дея-тельностный подход, который проявляется в процессе проектной деятельности [9-14].
Для реализации проектной деятельности важно соблюдение одного из главных условий. Это сформулированные изначально представления о том, каков будет конечный продукт деятельности, а также спланированные этапы реализации проекта, включая будущую рефлексию результатов [15].
Преподаватели, применяющие проектные технологии добиваются следующих результатов:
- повышается уровень активности студентов и каче-
ство знаний;
- происходит интеграция между дисциплинами из разных областей;
- поддерживается непрерывная обратная связь [16].
Одним из важнейших моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации, процесса постановки задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Преподаватель должен помочь увидеть студентам некое противоречие и на его основе выявить проблему и решить ее. Выясняя эту проблему, каждый участник включается в процесс, и каждый мотивирован на достижение значимого для всех результата. Реализуя цели проектного обучения, создаются необходимые педагогические условия для формирования профессиональных компетенций.
Как мы уже говорили, на сегодняшний день происходит смещение учебной нагрузки в сторону самостоятельной работы. Поэтому специфика выполнения современных проектов заключается в том, что работа осуществляется по большей части внеаудиторно, что дает дополнительную нагрузку студентам, требует дополнительных усилий и занимает достаточно много времени
[17].
Проектная деятельность - это педагогическая технология, включающая в себя учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность студентов, которую сопровождают исследовательские, поисковые, проблемные методы [18].
К этапам формирования профессиональной компетенции студентов относят:
- начальный этап (формирование мотивационного компонента);
- адаптивный этап (развитие мотивационного компонента);
- когнитивный этап (накопление знаний);
- этап рефлексии (актуализация потребности в самообразовании и продолжение развития когнитивного компонента компетенции) [19].
Многие ученые считают, что можно выделить такие компоненты компетенции как знаниевый (изучение норм, методов и требований); ориентировочный (формирование способностей ставить задачи и определять требования); операциональный компонент (формирование умения применять знания); опыт [20].
Для того чтобы сформировать у студентов профессиональные компетенции, к проекту должен предъявляться ряд требований:
- кроме целей и задач проект должен содержать этапы, конкретные сроки их реализации, видимые результаты;
- соблюдение логики построения частей проекта;
- жизнеспособность проекта, определение перспектив его дальнейшего развития и реализации в других условиях [21].
Для формирования профессиональной компетенции проект должен быть ориентирован на будущую профессиональную сферу деятельности студента [22].
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проект должен строиться в несколько этапов:
- постановка цели, выявление проблемы и формулировка задач;
- выбор методов исследования;
- актуализация знаний и самообразования при помощи консультативной поддержки преподавателя;
- составление программы исследования;
- проведение исследования;
- обобщение результатов, выводы;
- реализация проекта;
- проведение рефлексии, определение успехов и недочетов [23].
Формированию профессиональных компетенций способствует самостоятельный поиск информации из различного рода источников; отбор из найденной информации, необходимой, для решения поставленных Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
Петровский Александр Михайлович, Смирнова Жанна Венедиктовна, Кутепов Максим Михайлович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...
задач; выявление проблем; применение различных методов, таких как наблюдение, сравнение, анализ, метод экспертных оценок; отработка навыка правильной презентации своих проектов [24-30].
Проанализировав опыт использования метода проектов можно выделить их типологию.
По предметно-содержательным областям это могут быть монопроекты и межпредметные.
По характеру контактов могут быть внутренними или региональными (в пределах одной страны) и международными.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, проходящие в рамках занятия; краткосрочные (в течение нескольких занятий); средней продолжительности (на его выполнение уходит времени от недели до месяца); долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).
По доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские проекты; творческие проекты; ролевые, игровые проекты; практико-ориентировочные [31].
Из всего выше сказанного, мы можем заключить, что проектная деятельность является хорошим инструментом для формирования профессиональных компетенций. В сочетании с компетентностным подходом она позволяет не только сформировать грамотного высококвалифицированного, самостоятельного и творческого специалиста, но и повысить качество обучения в целом. Благодаря проектной деятельности, теоретические знания преобразуются в профессиональный опыт, поскольку метод проектов предполагает создание условий, приближенных к будущей профессиональной сфере деятельности студента. Эти условия способствуют саморазвитию и самореализации личности, развивают творческий потенциал студента. Активно идет процесс самоопределения, итогом чего и являются сформированные профессиональные компетенции. А главным итогом является высокая конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций/Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.
2. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения//Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей/ О.Е. Нестерова . М.: Перо, 2016. С. 618-625.
3. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
4. Гущин А.В. Понятие и значение информационно-технологического обеспечения в развитии электронного обучения высшего педагогического образования// Фундаментальные исследования. -2014. -№ 12-9. -С. 2003-2008.
5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу
жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
8. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпуск-ников//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14
9. Филатова Е.В. Субъектно-деятельностный подход как основа профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 276-279.
10. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
11. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
12. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
13. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.
14. Лепешкина А.Б. Психолого-педагогические условия личностно-ориентированной подготовки студентов колледжа к профессиональной экономико-управленческой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 72-75.
15. 10Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 575. С. 201-207.
16. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в рФ»//Народное образование. -2016. -№ 9-10. -С. 43-51
17. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vin-nikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.
18. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. -186 с
19. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентиро-ванное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. -192 с.
20. Шобонов, Н. А. Управление школой: на словах и на деле/Н. А. Шобонов//Народное образование. -2014. -№ 9. -С. 87-91.
21. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий// Современные проблемы науки и образования. -2016. -№ 6.
22. Гущин А.В. Функции и направления применения информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования/А.В. Гущин// Приволжский научный журнал, № 1 (33) Периодическое
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Smirnova Zhanna Venediktovna, Kutepov Maxim Mikhailovich FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS ...
pedagogical sciences
научное издание. -Н. Новгород, ННГАСУ, 2015. -С. 208213.
23. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-дея-тельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 25.
24. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175-177.
25. Одарич И.Н., Коростелев А.А. Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 162-165.
26. Шамсутдинова Т.М. Управление формированием и оценкой профессиональных компетенций в электронных образовательных системах на основе когнитивных моделей // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 35-44.
27. Богдан Н.Н., Бушуева И.П., Масилова М.Г. Институциональные факторы формирования компетенций непрерывного профессионального развития у бакалавров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 17-20.
28. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.
29. Баркетова М.В. Специфика оценки профессиональных компетенций студента вуза: к постановке проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 19-22.
30. Мишова В.В., Огнева Э.Н. Трудовые функции специалиста в области библиотечно-информационной деятельности как основа формирования перечня профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 124-127.
31. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института (филиал) РЭУ ИМ. Г.В. Плеханова)// В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 33-36.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018