Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка'

Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT ACTIVITY / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY / CULTURE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрашева Роза Раисовна, Коток Светлана Алексеевна

Важнейшие тенденции образования на современном этапе предполагают ориентацию педагогического процесса на развитие самостоятельности обучающихся, формирование у них умений непрекращающегося профессионального самосовершенствования. Значимую роль в развитии самостоятельности может сыграть иноязычная подготовка студентов СПО к профессиональной деятельности. Используемые в организации самостоятельной работы методы направлены на реализацию комплекса задач, одной из которых является приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе необходимо использование разнообразных инновационных методов, одним из которых является метод проектов. Работа над проектом имеет огромное воспитательное значение, поскольку формирует у студентов активную жизненную позицию и воспитывает любовь и уважение к своей будущей профессии. Кроме того, использование проектной методики дает возможность студентам развивать навыки исследовательской работы, творчества, самостоятельности, повышает их мотивацию к изучению английского языка. Но наиболее значимым является его образовательное значение, поскольку подготовка проектов расширяет кругозор, учит работать в сотрудничестве и углубляет знания в таких областях как педагогика, психология и методика преподавания иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрашева Роза Раисовна, Коток Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY AS A MEANS OF ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE STUDYING

The most important tendencies in education at the modern stage presuppose orientation of the pedagogical process at the development of students' independence, forming their skills of uninterrupted professional self-improving. The foreign language preparation of students for the future professional activity can play a significant role in their independence development. Methods used in independent activity organization are aimed at realization of a set of goals, one of which is drawing the students into the culture of the target language country. For increasing the effectiveness of the educational process in institutions at the modern stage it is necessary to use different innovated methods, one of which is a project method. Project work has a great educational effect because it forms students' active life position and teaches them love and respect to their future profession. Moreover, using of the project method gives students an opportunity to develop their research work skills, creative activity, independence; it increases motivation for the English language studying. But the most significant is its educational effect because project preparation broadens an outlook, teaches co-working and improves knowledge of Pedagogics, Psychology and Methods of Foreign Language Teaching.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка»

Байрашева Роза Раисовна, Коток Светлана Алексеевна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ..

УДК 37.04:811.111

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2016

Байрашева Роза Раисовна, учитель английского языка Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.КЩедрина, Тольятти (Россия) Коток Светлана Алексеевна, учитель английского языка Тольяттинский социально-педагогический колледж, Тольятти (Россия)

Аннотация. Важнейшие тенденции образования на современном этапе предполагают ориентацию педагогического процесса на развитие самостоятельности обучающихся, формирование у них умений непрекращающегося профессионального самосовершенствования. Значимую роль в развитии самостоятельности может сыграть иноязычная подготовка студентов СПО к профессиональной деятельности. Используемые в организации самостоятельной работы методы направлены на реализацию комплекса задач, одной из которых является приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе необходимо использование разнообразных инновационных методов, одним из которых является метод проектов. Работа над проектом имеет огромное воспитательное значение, поскольку формирует у студентов активную жизненную позицию и воспитывает любовь и уважение к своей будущей профессии. Кроме того, использование проектной методики дает возможность студентам развивать навыки исследовательской работы, творчества, самостоятельности, повышает их мотивацию к изучению английского языка. Но наиболее значимым является его образовательное значение, поскольку подготовка проектов расширяет кругозор, учит работать в сотрудничестве и углубляет знания в таких областях как педагогика, психология и методика преподавания иностранного языка.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, самостоятельность, мотивация, внеучебная деятельность, межкультурная компетенция, социокультурная компетенция, иностранный язык, культура, диалог культур, педагогическая система, метод проектов.

OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY AS A MEANS OF ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE STUDYING

© 2016

Bairasheva Roza Raisovna, English teacher

Togliatti College of Music named after R.K Shchedrin, Togliatti, (Russia) Kotok Svetlana Alekseevna, English teacher Togliatti College of Sociopedagogics, Togliatti, (Russia)

Abstract. The most important tendencies in education at the modern stage presuppose orientation of the pedagogical process at the development of students' independence, forming their skills of uninterrupted professional self-improving. The foreign language preparation of students for the future professional activity can play a significant role in their independence development. Methods used in independent activity organization are aimed at realization of a set of goals, one of which is drawing the students into the culture of the target language country. For increasing the effectiveness of the educational process in institutions at the modern stage it is necessary to use different innovated methods, one of which is a project method. Project work has a great educational effect because it forms students' active life position and teaches them love and respect to their future profession. Moreover, using of the project method gives students an opportunity to develop their research work skills, creative activity, independence; it increases motivation for the English language studying. But the most significant is its educational effect because project preparation broadens an outlook, teaches co-working and improves knowledge of Pedagogics, Psychology and Methods of Foreign Language Teaching.

Keywords: independent activity, independence, motivation, out-of-school activity, cross-cultural competence, sociocul-tural competence, foreign language, culture, culture communication, pedagogical system, project method.

К важнейшим тенденциям образования на современном этапе следует отнести ориентацию педагогического процесса на развитие самостоятельности обучающихся, формирование у них умений непрекращающегося профессионального самосовершенствования. Вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы об-учащихся, на протяжении последних лет становятся все более и более актуальными, что подтверждается многочисленными публикациями, посвященным разным аспектам формирования самостоятельности [1-8].

Значимую роль в развитии самостоятельности может сыграть иноязычная подготовка студентов СПО к профессиональной деятельности. Процесс обучения иностранным языкам отличается длительностью и трудоемкостью. Он требует активной работы как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателя. Активность формируется и проявляется в процессе взаимодействия обучающихся и преподавателя, при этом действия обучающихся направлены на достижение цели качественного обучения, а деятельность преподавателя - на качественное осуществление иноязычного обучения.

На современном этапе существуют различные методы обучения иностранному языку, среди которых наиболее известными являются «мозговой штурм», метод

дискуссий, метод проектов и которые направлены на повышение мотивации обучения и развитие у обучаемых инициированной речевой деятельности, личностных качеств, независимого мышления, способности к самоуправлению и самооценке. Все перечисленные методы могут эффективно использоваться не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности [9-12].

Используемые в организации самостоятельной работы методы имеют своей целью приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка. Межкультурная компетенция является одной из важнейших составляющих профессионального портрета выпускника учебного заведения. Соответственно, исследователи уделяют пристальное внимание изучению вопросов отражения национальной культуры и менталитета в языке [13-19], а взаимодействие представителей различных культур трактуется через призму диалога культур [20-24]. В связи с вышесказанным одним из наиболее интересных проектов видится международный проект «Диалог культур» [25]. Национальные недели, организованные в ходе этого проекта, проходят в тесном сотрудничестве обучаемых, преподавателей и родителей. Во время национальных недель на английском языке участники проекта получают возможность познакомиться с культурой другого

Байрашева Роза Раисовна, Коток Светлана Алексеевна ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ...

народа, увидеть её индивидуальность, неповторимость, а также поближе узнать национальные традиции и обычаи. В течение всей недели проводятся различные национальные конкурсы, соревнования и игры, организаторами которых становятся обучаемые старших классов, а непосредственными участниками - учащиеся младших классов. Данный проект нацелен на воспитание у обучаемых уважения к народным традициям и формирование культуры межличностных отношений [25].

Особую актуальность в связи с этим приобретают телекоммуникационные проекты, выводящие иноязычное общение за рамки аудиторного общения с ограниченным числом участников, на уровень поликультурного диалога с членами глобального сообщества. Учебные телекоммуникационные проекты могут осуществляться между обучаемыми как одного класса, так и между школами и различными образовательными учреждениями в пределах города, страны или организовываться на условиях международного сотрудничества с зарубежными партнерами и представителями других культур. Доминирующей формой взаимодействия участников в сетевом образовательном пространстве могут быть как он-лайн общение, переписка с помощью электронной почты, так и различные форумы, чаты, группы в социальных сетях, изучающие иностранный язык [26].

Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы для организации различных форм учебной и внеучебной работы [27-39]. Во внеурочной деятельности возможно применение ресурсов Интернет с целью создания творческих заданий, включая веб-проекты. Sideshare.net - социальный сервис, позволяющий конвертировать презентации PowerPoint в формат Flash и предназначенный для хранения и дальнейшего использования необходимых материалов на основе Интернет. Другой сервис - Present.me - дополняет презентацию видео и аудио записью. Таким образом, в условиях развития информационных технологий важнейшей особенностью педагогического процесса является направленность на самостоятельное, активное и автономное учение, которое начинает доминировать над обучением.

Одной из задач, стоящей перед преподавателем, является формирование у студентов рефлексивных умений, обучение их осуществлять рефлексию собственной самостоятельной учебной деятельности. Под рефлексией следует понимать «наблюдение ума, направленное на свою деятельность» (Дж. Локк). Рефлексия позволяет человеку сознательно резюмировать, контролировать свое мышление, как с точки зрения его содержания, так и его средства (Д. Дьюи).

По нашему мнению, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе необходимо использование разнообразных инновационных методов, одним из которых является метод проектов. Он позволяет поставить студента в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, а также полностью раскрыть его творческий потенциал, проявить его исследовательские способности.

В настоящей статье представлен опыт работы над проектом по теме «Иностранный язык в школе» по предмету «Введение в специальность».

При выполнении проекта были выделены следующие этапы организации и проведения проектной работы:

I этап - планирование работы в классе (выбор темы, типа проекта, постановка целей и задач).

II этап - выполнение проекта за пределами класса, сбор информации).

III этап - координация действий между преподавателями и студентами (отчет студентов о проделанной работе, контроль и корректирование учителем).

IV этап - презентация проекта.

V этап - оценка и контроль._

В качестве критериев оценки были выбраны следующие параметры:

- содержание, информативность, актуальность выбранной темы;

- умение аргументировать собственную позицию;

- оформление проекта;

- объем высказывания;

- представление (защита на английском языке);

- активность участников проектной группы.

Данный тип проекта является информационно-исследовательским, долгосрочным. Проблема проекта была сформулирована следующим образом:

Чем привлекательна профессия учителя английского языка? Какие формы, методы и приемы работы используются учителем на уроках английского языка? Какой материал может использовать учитель, чтобы заинтересовать учащихся на уроке английского языка? Какова заслуга учителей новаторов, их вклад и практическая значимость?

После формулировки проблемы была выбрана форма работы. Студенты решили создать проект, используя групповую форму работы. Проект получил название «Иностранный язык в школе». Во время предварительного обсуждения было принято решение создать журнал, который представлял бы собой сборник-справочник для учителей английского языка.

Цели работы над проектом:

1. Познавательный аспект - создать условия для выполнения исследовательской работы.

2. Воспитательный аспект - создать условия для развития умений работать в группе (самостоятельность, трудолюбие, ответственность).

3. Развивающий аспект - создать условия для развития творческих способностей.

4. Учебный аспект - создать условия для развития речевых умений и навыков (писать и говорить на английском языке)

Задачи:

- поиск и сбор информации по проблеме;

- анализ и интерпретация отобранного материала;

- создание проекта с целью его практического применения.

Студенты работали над проектом в течение нескольких месяцев. Они посещали среднеобразовательные школы, библиотеки, знакомились с архивным материалом, анализировали, систематизировали, формулировали выводы. Работа осуществлялась в классе и за пределами класса.

Презентация проекта проходила на английском языке. Каждая группа студентов представляла свой выпуск журнала. На защите перед студентами стояла задача последовательно и логично обосновать выбор материала, представленного в журнале, рассказать о пользе этого материала для учителя английского языка. После презентации состоялась обсуждение результатов работы и была организована выставка журналов.

Подобного рода проект имеет огромное воспитательное значение, поскольку формирует у студентов активную жизненную позицию и воспитывает любовь и уважение к своей будущей профессии. Кроме того, использование проектной методики дает возможность студентам развивать навыки исследовательской работы, творчества, креативности, самостоятельности, повышает их мотивацию к изучению английского языка. Но наиболее значимым является его образовательное значение, поскольку подготовка проектов расширяет кругозор, учит работать в сотрудничестве и углубляет знания в таких областях как педагогика, психология и методика преподавания иностранного языка.

Безусловно, роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию

Байрашева Роза Раисовна, Коток Светлана Алексеевна педагогические

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ... науки

конструктивного критического мышления обучающихся, а также повышению их мотивации к учению в целом. Более того, данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, оказывая знаковое влияние на социализацию личности ученика.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся за пределами класса предполагает построение такой образовательной модели, которая была бы ориентирована на конкретного ученика с его индивидуальными способностями, особенностями восприятия, интересами и потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Валяев И. Г., Пайда Г. В. О значении и роли самостоятельной работы студентов в современном учебном процессе // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 1. С. 113-120.

2. Миронова Т. Н. Моделирование внеучебной деятельности в ссузе на основе студенческого самоуправления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 11-14.

3. Заводова Ю. В. Роль семьи и школы в формировании у школьников ориентаций на саморазвитие // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2010. Т. 77. № 2. С. 22-28.

4. Хохленкова Л. А. Роль личностно-развивающего потенциала обучения иностранным языкам в формировании межкультурной компетенции у будущих специалистов сферы сервиса экономического профиля // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 57-62.

5. Лебединская О. В. Самостоятельность: характеристики и этапы развития в условиях иноязычной самоподготовки курсантов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 244-247.

6. Хохленкова Л. А. Мотивация - важный элемент в подготовке будущих специалистов высшей квалификации для сферы сервиса // Наука - промышленности и сервису. 2012. № 7. С. 696-698.

7. Лебединская О. В. Организация самостоятельной иноязычной подготовки будущих военных специалистов: Автореф. дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2013.

8. Лебединская О. В. Рефлексия студента как одно из условий организации самостоятельной деятельности при изучении иностранного языка и культуры // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов IV Международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2014. С. 182-185.

9. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. № 1. С. 219-226.

10. Сысоев П. В. Индивидуальная траектория обучения: Что это такое? // Иностранный язык в школе. 2014. № 3. С. 2-12.

11. Дружинина Р. В. К вопросу об условиях организации внеучебной деятельности студентов при обучении иностранному языку в вузу // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 1 (1). С. 10-12.

12. Ниязова А. Е. Активизация процесса обучения иностранным языкам учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы // Иностранный язык в школе. 2015. № 3. С. 46-51.

13. Плахова О. А. Роль народной сказки в развитии социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2004. № 4. С. 76-82.

14. Кряжевских В. К. Традиционная народная культура в контексте диалога культур мира XXI века // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 10632

113.

15. Никитина Ю. А. Критерии отбора и технология работы с текстами лингвокультурного и социокультурного содержания на английском языке // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 1. С. 210-226.

16. Сомова С. В. Взаимодействие языка и культуры в контексте диалога культур // Мир и политика. 2009. № 12 (39). С. 50-57.

17. Плахова О. А. Перевод советизмов как проблема межкультурной коммуникации (на материале произведений М. А. Булгакова) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методи-ко-дидактические исследования. 2010. № 13. С. 183-191.

18. Плахова О. А. Медиаторная роль мифоконцепта «Мальчик-с-пальчик / Tom Thumb» в английской национальной концептосфере // Rhema. Рема. 2011. № 2. С. 79-86.

19. Плахова О. А. Национально-культурная обусловленность жанрового своеобразия английской народной сказки // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 4 (17). С. 53-62.

20. Сапрыкина Г. В. Диалог культур - условие развития иноязычной коммуникативной культуры студентов университета // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2002. № 4. С. 297-305.

21. Борисенко О. А. От диалога культур к международному диалогу культур // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 11. С. 23-27.

22. Рябова М. Ю. Мультикультурализм: диалог культур и культура диалога // Проблемы языка и культуры: поликультурализм и мультилингвальность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 3-10.

23. Андреева О. А. Формирование новой картины мира в процессе диалога культур и цивилизаций как условие для современного пространства культуры // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С. 131-136.

24. Морозова Е. Н. Познание чужой культуры сквозь призму диалога культур // Научный альманах. 2016. № 2-4 (16). С. 29-34.

25. Шестакова С. Ю. Международный проект «диалог культур» // Иностранный язык в школе. 2014. № 3. С. 36-39.

26. Дугарцеренова В. А. Международные телекоммуникационные проекты в обучении иностранным языкам: возможности проблемы и противоречия // Иностранный язык в школе. 2015. № 4. С. 29-37.

27. Гриншкун В. В. Информационные и телекоммуникационные технологии в работе школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2007. № 8. С. 16-31.

28. Смирнова Е.В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 102-105.

29. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

30. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.

31. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2.

Байрашева Роза Раисовна, Коток Светлана Алексеевна ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ...

С. 33-36.

32. Гриншкун В. В. Области эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий в школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2007. № 4. С. 5-21.

33. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

34. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.

35. Хохленкова Л. А. Влияние и роль информационно-коммуникационных технологий в сфере образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1. С. 69-72.

36. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9-13.

37. Денисова А. Б. Информационные технологии в структуре мероприятия как основной формы внеучеб-ной работы // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. 2012. Т. 6. № 12. С. 27-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Гущина О.М., Крайнова О.А. Проектирование системы информационной поддержки управления знаниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 10-13.

39. Никитина Ю. А., Гошина Т. В. Дидактический материал и требования к использованию Интернет при формировании аудитивных умений // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов IV Международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2014. С. 185189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.